Методы педагогической поддержки детей с ОВЗ
методическая разработка на тему
В публикации подобраны группы методов, которые могут использовать педагоги в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Методы педагогической поддержки используются учителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их. Такие методы описаны Ивановым А.В. в книге «Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры».
На наш взгляд данные методы могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ (при индивидуальном подборе).
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- Метод «угашения переживаний» (успокоение путем «беседы рационализации» - превращения обидной ситуации в иную, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);
- метод «прямого действия» (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);
- метод «рефлексивного анализа» (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
- метод «переключения» - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, ―грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
- метод «возбуждения оптимизма» (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод «радостной перспективы» - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод «поощрения и похвалы» - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод «самонаблюдения за своими эмоциями» - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы поддержки физического здоровья ребенка:
- метод «оптимального режима жизни» – приучение ребенка к режимным моментам;
- метод «постепенности» - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
- метод «рекреации» - обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод «массажа и самомассажа» - физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод «угашения отрицательных переживаний» - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
- метод «устранения плохих привычек»;
- метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
- метод «релаксации» - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
- Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод «увлечения добрым делом» - возбуждается чувство ответственности, долга, желания сделать хорошее для другого человека и чувство радости от сделанного;
- метод «увлечения героическим» - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод «традиции» - творческое использование положительного опыта;
- метод «увлечения красивым» - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;
- метод «увлечения загадочным» - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
- метод «личного примера» - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
- Методы укрепления чувства ответственности:
- метод «доверия» - развивается вера в свои силы;
- метод «просьбы» - обращение к ребенку за помощью с целью получения им довольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод «беседы-размышления» - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод «лекции» – педагог раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод «поручения» - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
- Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод «напоминания» - возбуждается чувство значимости просьбы;
- метод «сомнения» - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод «достижения согласия с самим собой» - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- метод «достижения гармонии с окружающим» - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей.
- Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод «коллективного анализа деятельности», размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
- Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод «мозгового штурма» - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
- метод «сократовской беседы» - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод «синектики» - смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
- метод «задачной формы организации учебно-воспитательного процесса» — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых способов ее решения;
- метод «деловой игры» - при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод «развития интуиции» (игры ― «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью», «Холодно-горячо». «В какой руке?» и т.д.);
- метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
- Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод ― «творческого выполнения задач»;
- метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
- Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения;
- метод «коммуникативного тренинга» (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - «активное слушание», «прием на работу», «тренинг по этикету», «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
- метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
- метод «предоставления дополнительных полномочий» (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
- метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
- метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;
- метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
Психолого-педагогическая поддержка детей среднего и старшего школьного возраста в становление культуры личности.
Семинар-тренинг для педагогов дополнительного образования....
Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе
В материале представлены советы психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальных классах. Данная работа была представлена как проектная работа во время п...
Программа по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями
Cоздание условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в социум. Рекомендации, формы работы....
Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР
Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...
Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР
Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...
Методы педагогической поддержки детей с ЗПР
Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...