Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от их способностей и уровня общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_moya_malaya_rodina_dolgovoy_l.n.docx | 221.54 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» формирование у молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его истории и людях, тем более можно ожидать, что они станут действенными гражданами своей страны. Только являясь патриотом своей малой Родины, своего края, можно освоить огромную культуру и ценности России.
Актуальность. Для реализации основных направлений «Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы», утверждённой правительством РТ в 2015 году, особое внимание уделяется формированию базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества. Поэтому освоение дополнительных общеобразовательных программ по сохранению национальной культуры и исторического наследия, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия, на вовлечение обучающихся в творческую деятельность, в активную проектную, научно-исследовательскую и поисковую работу является востребованным и актуальным как в обществе, так и в образовательной среде.
Возрождение духовности и изучение культуры своего народа играют большую роль в формировании нравственной личности юных граждан нашей страны. Малая Родина, Отечество, родной край, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи – эти понятия являются неизменно ценными для человека на протяжении всей его жизни. В информационном пространстве в настоящее время очень хорошо видно, как педагоги большинства регионов России создают новые образовательные программы и методические разработки, помогающие воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей малой Родине.
В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Моя малая Родина» легла авторская дополнительная общеобразовательная программа «Моё село Кильдюшево», разработанная в 2012 году.
Новизна. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей программа «Моя малая Родина» дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от их способностей и уровня общего развития.
Образовательной базой данной программы является системно-деятельностный подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Педагогические технологии программы «Моя малая Родина» обеспечивают реализацию образовательного процесса. На занятиях применяются: технология личностного ориентирования, игровые технологии, технология коллективного творчества.
Программа «Моя малая Родина» реализуется на базе средней общеобразовательной школы. В школе имеется музей.
Цель программы «Моя малая Родина»: воспитание у учащихся уважения к прошлому и настоящему своего народа, его традициям и культуре, к старшему поколению и родителям, формирование толерантности, ответственности за будущее своей страны, приобщение их к системе культурных ценностей.
Задачи программы «Моя малая Родина».
1. Образовательные:
- способствовать приобретению знаний в области музейного дела, истории своей малой родины, культуры мордовского народа;
- приобщить учащихся к изучению своей родословной;
- обеспечить начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.
2. Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся гражданской позиции, культуры общения, милосердия, здорового образа жизни;
- приобщить учащихся к эстетическому восприятию природы, бережному отношению к ней.
3. Развивающие:
- создать условия для развития навыков и умений ведения поисково-исследовательской деятельности в области краеведения, этнографии;
- создать условия для приобщения учащихся к пропаганде работы школьного музея через различные краеведческие мероприятия;
- создать условия для развития навыков и умений по составлению новых краеведческих экспозиций в школьном музее;
- способствовать развитию таких качеств характера, как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, потребность в самообразовании, саморазвитии и самопознании.
Отличительные особенности программы «Моя малая Родина».
Программа «Моя малая Родина» включает следующие разделы: «Основы музейного дела», «Прошлое и настоящее села Кильдюшево», «Культура и быт мордовского народа», «Основы родоведения», «Природа родного края и природоохранные акции».
Все разделы взаимосвязаны между собой. Так, например, в разделе «Основы музейного дела» по теме «Учёт и хранение экспонатов» изучаются подлинные экспонаты периода Великой Отечественной войны, готовятся экскурсоводы по экспозиции «Великая Отечественная война в истории нашего края», учащиеся объединения оказывают помощь престарелым, труженикам тыла и вдовам солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
При изучении темы «Источники краеведения» учащиеся теоретические знания применяют на практике. Особым источником краеведения, в большей части доступным для детей, являются устные (воспоминания старожилов) и вещественные (предметы того или иного периода времени) источники. С данными краеведческими источниками дети учатся работать с первого года обучения. Во второй год обучения учащиеся осваивают навыки работы в архиве, учатся составлять описания памятников истории и культуры и др.
Объектом краеведения является история, которая отличается локальностью рассматриваемых исторических событий. Под понятием «локальная история» принято понимать историю города, района, села. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социальными особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей. Преломляясь через события, происходившие в родном крае, история становится личностно значимой. Изучение локальной истории позволяет учитывать национальный состав места проживания учащихся объединения и включать материал по этнической истории и культуре, дополняя национально-региональный компонент.
Основной объём часов программы отведён разделу «Культура и быт мордовского народа», во время изучения которого учащиеся получат знания в области этнографии, обучатся навыкам поисково-исследовательской работы. Программа базируется на идее создания в селе этнографического музея под открытым небом «Культура и быт мордовского народа».
Знакомство с темами раздела «Основы родоведения», целью которого является изучение семейных традиций, историй, документов, биографий, бесспорно, вызывает неподдельный интерес у каждого ребенка.
В разделе «Природа нашего края и природоохранные акции» учащиеся объединения, являющиеся большей частью младшими школьниками, знакомятся с природно-географическими особенностями, животным и растительным миром, а также с охраняемыми объектами края. Практические мероприятия раздела подкрепляют полученные знания полезными делами, которые воспитывают в учащихся чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Темы разделов «Природа нашего края и природоохранные акции» и «Великая Отечественная война в истории нашего края» проводятся не сразу вслед за предыдущей темой, а в календарные сроки.
Отличительная особенность программы «Моя малая Родина» состоит в том, что со второго года обучения перед учащимися ставятся следующие задачи: пропаганда работы школьного музея через краеведческие мероприятия, участие в различных конкурсах и фестивалях (например, Республиканский молодежный фестиваль народного творчества «ВАТАН», Межрегиональный фестиваль мордовской культуры «Валда Шинясь»).
Программа учитывает ежегодные воспитательные планы педагогического коллектива Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа», мнение учредителей школьного музея о необходимости поисково-исследовательской работы для создания обновлённых экспозиций по темам: «История колхоза «Авангард», «История поселка «Красное Озеро», «Великая Отечественная война», «Из истории школы».
Особенности возрастной группы обучающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина» рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (7-11 лет), для которых важны творческая реализация своих способностей, самостоятельный поиск истинных человеческих ценностей, самоутверждение. Этот возраст характеризуется началом становления личности и гражданской позиции. В ходе занятий учащиеся объединения научатся получать необходимую информацию путём собственных наблюдений и поиска, приобретут навыки ведения исследовательской деятельности, в ходе которой будет пополняться краеведческий материал школьного музея.
Основанием для набора в объединение является желание детей и их родителей.
Вид детской группы – объединение по интересам.
Состав группы – программа рассчитана на постоянный состав детей.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Моя малая Родина» рассчитан на три года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, природоохранные акции, походы и экскурсии. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, то есть 4 часа в неделю.
Формы и режим организации занятий.
Используются словесные, наглядные и практические методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия.
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, контрольным, репетиционным и др.
Формы проведения учебных занятий в объединении подбираются педагогом с учётом возрастных особенностей детей, а также целей и задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Это могут быть:
- беседа и беседа с игровыми элементами,
- презентация;
- встреча с интересными людьми, жителями села;
- практическая и самостоятельная работа,
- природоохранная акция,
- игра,
- викторина,
- конкурс,
- репетиция (праздника, экскурсии по школьному музею),
- праздник,
- концерт,
- обновление экспозиции выставки школьного музея,
- выставка творческих, проектных и исследовательских работ,
- конференция,
- экскурсия на природу или в музей и др.
Продолжительность экскурсий, природоохранных акций не должна быть более 4 часов. Экскурсии и природоохранные акции могут проводиться во время отличное от расписания занятий в объединении, в соответствии с календарём.
Программой предусмотрены коллективные формы работы, воспитывающие ответственность за конечный результат, добросовестность, уважение к товарищам (шефская помощь престарелым, ветеранам войны и труда, подготовка выставок, праздников). При подготовке к выступлению на конференции или отработке текста экскурсии в школьном музее предусмотрены индивидуальные или групповые формы организации занятий.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
За 1 год обучения обучающиеся будут знать:
- документы о деятельности школьного музея;
- принципы работы по учёту и хранению экспонатов;
- содержание экспозиций школьного музея;
- историю своей семьи, её родословную;
- ветеранов педагогического труда и учительские династии своей школы;
будут научены:
- методике подготовки информационного сообщения об источнике краеведения;
- грамотной записи воспоминаний старожилов села как устных краеведческих источников;
- систематизации знаний о своей семье;
- подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ею для выполнения творческих заданий;
- оказывать шефскую помощь старожилам села;
- методике выступления на сцене.
За 2 год обучения обучающиеся будут знать:
- требования по созданию тематической экспозиции в школьном музее;
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий;
- о давних и современных народных промыслах своего села;
- содержание раздела программы «Культура мордовского народа»;
- требования к образам сценического представления «Традиции мордовского народа»;
будут научены:
- методике работы с энциклопедическими словарями и справочниками;
- составлению плана исследовательской работы;
- правилам работы с документами школьного музея по учёту и хранению экспонатов;
- методике организации выставки «Народные умельцы нашего села» в школьном
музее;
- составлению плана и текста экскурсии;
- методике проведения экскурсии по одной из экспозиций школьного музея;
- оказывать шефскую помощь старожилам села.
За 3 год обучения обучающиеся будут знать:
- методику сбора и обработки различных краеведческих материалов;
- принципы работы в архиве;
- об экскурсионных объектах Тетюшского района;
- о древнейших поселениях на территории Тетюшского района и организации
коммуникаций в поселениях;
будут научены:
- методике составления описания памятников истории, культуры и архитектуры;
- методике работы с архивными документами;
- методике написания и оформления исследовательской (творческой) работы;
- методике составления презентации исследовательской работы;
- выступать на школьной или районной конференции с результатами своей работы;
- интересно, увлекательно провести экскурсию по одной или нескольким экспозициям школьного музея;
- методике составления генеалогического древа «Моя родословная».
В ходе занятий у обучающихся развиваются следующие качества: самостоятельность, творческий подход, аналитическое мышление, организаторские способности, чувство сопереживания и милосердия, уверенность в общении с аудиторией.
Система отслеживания результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Моя малая Родина» состоит в том, что каждый обучающийся объединения (индивидуально или в группе) участвует в творческой и исследовательской работе по избранным темам. Итог работы учащихся выражается в создании новых тематических экспозиций в школьном музее, участии (и результативности этого участия) их в школьных мероприятиях, на районной краеведческой конференции, в республиканских и всероссийских конкурсах. Зачётом в творческой форме для учащихся является их выступление в муниципальном этапе Республиканского молодежного фестиваля народного творчества «ВАТАН», Межрегиональном фестивале мордовской культуры «Валда Шинясь».
Уровень освоения программы учащимися объединения выявляется при помощи промежуточной (за первое полугодие) и итоговой (за весь учебный год) аттестации по каждому году обучения. Промежуточная аттестация может проходить в виде конкурсной командной викторины, творческой работы в виде презентации, итоговая – в виде тестирования, праздника. Освоение программы учащимися объединения по каждому году обучения отслеживается при помощи методов педагогического наблюдения, анализа и опроса с последующим составлением в конце учебного года диагностической карты (см. раздел Методическое обеспечение). В диагностической карте также указывается эффективность освоения программы через участие (и результативность участия) учащихся объединения в конкурсных мероприятиях различного уровня в течение учебного года.
Диагностическая карта по каждому году обучения
Разделы программы | ||||||||||||
Показатели Ф.И. обучающегося | Природа нашего края и п/о акции | Основы музейного дела | История нашего села | Великая Отечественная война в нашем крае | Основы родове-дения | Культура мордовского народа | ||||||
осво-ение | результативность | осво- ение | результативность | ос-во-ение | результативность | осво-ение | результа-тивность | осво-ение | результативность | ос-во-ение | результативность | |
Уровень освоения: высокий, средний, низкий.
Нормативно-правовая база.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов и рекомендаций:
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 г.);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Инструктивное письмо ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» № 1869 от 23.08.2016 г.);
- Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации представления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции (Приказ МО и Н РТ № 1465/14 от 20.03.2014 г.);
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3564от 14.12.2015 г.);
- План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 729-р от 24.04.2015 г.);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 г.);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 04.07.2014 г.);
- Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 443 от 17.06.2015 г.);
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 14; статья 10 пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; статья 75 пункты 1-4.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п\п | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края и природоохранные акции. | 20 | 7 | 13 | конкурс осенних букетов |
3 | Основы музейного дела. | 14 | 4 | 10 | опрос |
4 | История нашей школы. | 18 | 6 | 12 | презентация творческих работ |
5 | Основы родоведения. | 10 | 3 | 7 | защита рефератов «Мое имя» |
6 | Культура мордовского народа. | 32 | 10 | 22 | праздник культуры мордовского народа |
7 | Великая Отечественная война в нашем крае. | 28 | 9 | 19 | открытое занятие для родителей |
8 | Организация походов, экспедиций для выполнения краеведческих заданий. | 18 | 4 | 14 | коллективный анализ работ |
9 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | зачет |
Итого: | 144 | 46 | 98 |
2 год обучения
№ п\п | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края и природоохранные акции. | 22 | 7 | 15 | защита презента-ций, рефератов |
3 | Основы музейного дела. | 8 | 3 | 5 | конкурс-игра |
4 | Изучение истории села в первой половине ХХ века. | 26 | 10 | 16 | опрос |
5 | Основы родоведения. | 26 | 7 | 19 | составление гене-алогического древа |
6 | Культура мордовского народа. Этнографическое изучение края. | 28 | 10 | 18 | выставка изделий народного твор-чества моей семьи |
7 | Великая Отечественная война в нашем крае. | 16 | 4 | 12 | опрос |
8 | Организация походов, экспедиций для выполнения краеведческих заданий. | 14 | 2 | 12 | зачет |
9 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | игра |
Итого: | 144 | 46 | 98 |
3 год обучения
№ п\п | Разделы программы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | прак-тика | |||
1 | Введение. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Природа родного края и природоохранные акции. | 26 | 6 | 20 | защита презентаций «Защитим родную природу!» |
3 | Основы музейного дела. | 26 | 7 | 19 | конкурс туристических маршрутов, экзамен для юного экскурсовода |
4 | Изучение истории села во второй половине ХХ века. Современность. | 26 | 8 | 18 | коллективный анализ работ |
5 | Культура мордовского народа. Этнографическое изучение края. | 20 | 8 | 12 | концерт для родителей |
6 | Великая Отечественная война в нашем крае. | 20 | 4 | 16 | коллективный анализ работ |
7 | Организация походов, экспедиций для выполнения краеведческих заданий. | 20 | 4 | 16 | презентация творческих работ |
8 | Итоговые занятия, зачеты. Краеведческая игра «Мой родной край». | 4 | 1 | 3 | открытое занятие для родителей |
Итого: | 144 | 39 | 105 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. Введение (2 ч) | ||
Организационная часть. Программа и план работы объединения. Цель и задачи, направления работы. Создание банка данных воспитанников объединения. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение ТБ во время экскурсий, экспедиций. Правила обращения с музейными экспонатами. | ||
2. Природа родного края и природоохранные акции (20ч) | ||
Экскурсия «Разнообразие растений нашего края». Сбор листьев деревьев и другого природного материала. Изготовление поделок и ком-позиций для школьной выставки «Природная мастерская» и конкурса осенних букетов. Редкие и исчезающие растения, занесенные в Красную книгу РТ. Экскурсия в весенний лес. | Экскурсия «Разнообразие растений нашего края». Сбор листьев деревьев и другого природного материала. Создание гербария. Изготовление поделок и композиций для школьной выставки «Природная мастерская» и конкурса осенних букетов. Редкие и исчезающие растения, занесенные в Красную книгу РТ. Экскурсия в весенний лес. | Экскурсия «Разнообразие растений нашего края». Сбор листьев деревьев и другого природного материала. Создание гербария. Изготовление поделок и композиций для школьной выставки «Природная мастерская» и конкурса осенних букетов. Редкие и исчезающие растения, занесенные в Красную книгу РТ. Экскурсия в весенний лес. |
3. Основы музейного дела (14ч) | ||
Роль музея в жизни человека. Разнообразие музеев в России, в Татарстане (беседа с элементами викторины). Экскурсия по школьному музею «Что может расска-зать один лишь экспонат?» Определение основного содержания работы школьного музея. Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды. Объекты краеведения: природа, население и экономика края. Источники краеведения: краеведческая библиография; печатные, статистические, картографические, архивные и устные источники; памят-ники истории и культуры как источник краеведения. | Роль музея в жизни человека. Разнообразие музеев в России, в Татарстане (беседа с элемен-тами викторины). Деловая игра «Если б я создал музей…» Экскурсия по школьному музею «Что может рассказать один лишь экспонат?» Определение основного содер-жания работы школьного музея. Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды. Составление плана поисково-исследовательской работы. Объекты краеведения: природа, население и экономика края. Источники краеведения: краеведческая библиография; печатные, статистические, картографические, архивные и устные источники; памятники истории и культуры как источник краеведения. | Роль музея в жизни человека. Разнообразие музеев в России, в Татарстане (беседа с элементами викторины). Деловая игра «Если б я создал музей…» Экскурсия по школьному музею «Что может рассказать один лишь экспонат?» Определение основного содер-жания работы школьного музея. Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды. Составление плана поисково-исследовательской работы. Работа группы «Поиск». Практическое занятие по веде-нию инвентарной книги и книги поступлений основного фонда, учетных карточек экспонатов. Объекты краеведения: природа, население и экономика края. Источники краеведения: краевед-ческая библиография, печатные, статистические, картографичес-кие, архивные и устные источни-ки; памятники истории и культу-ры как источник краеведения. |
4. История нашей школы (18ч) | ||
Ветераны педагогического труда: Врясова Т.В. – родоначальница династии Врясовых. Кириллова Л.А., Врясов Н.Н. – бывшие учителя начальных классов. Встречи с ветеранами. Знакомство с историей школы через её выпускников. Воспоминания первых выпускников новой школы. Воспоминания бывших технических работников Гагаровой М.И., Клементьевой А.С. Поздравление ветеранов с осенними праздниками | Составление летописи школы. Личности в истории школы. Ветераны педагогического труда: Врясова Т.В. – родоначальница династии Врясовых. Л.А. Кириллова Врясов Н.Н. – бывшие учителя начальных классов. Встречи с ветеранами. Знакомство с историей школы через её выпускников. Воспоминания первых выпускников новой школы. Воспоминания бывших технических работников Гагаровой М.И., Клементьевой А.С. Поздравление ветеранов с осенними праздниками. | Составление летописи школы. Личности в истории школы. Ветераны педагогического труда: Врясова Т.В. – родоначальница династии Врясовых. Кириллова Л.А., Врясов Н.Н. – бывшие учителя начальных классов. Встречи с ветеранами. Знакомство с историей школы через её выпускников. Воспоминания первых выпускников новой школы. Воспоминания бывших технических работников Гагаровой М.И., Клементьевой А.С. Поздравление ветеранов с осенними праздниками. |
5. Основы родоведения (10ч) | ||
«Мой мир – моя семья». Именины. Проведение праздника именин для младших школьников. | «Мой мир – моя семья». Что такое генеалогия. Предмет и методы генеалогии. Роль личных имен в генеалогическом поиске. Именины. Проведение праздника именин для младших школьников. | «Мой мир – моя семья». Что такое генеалогия. Предмет и методы генеалогии. Роль личных имен в генеалогическом поиске. Значение имени в различных словарях. Именины. Ангел-храни-тель. Проведение праздника име-нин для младших школьников. |
6. Культура мордовского народа (32ч) | ||
Детский фольклор. Колыбельные песни. Пестушки и потешки, ладушки, скороговорки, считалки. Игры моего села. Практическое занятие: игры детства моих бабушек и дедушек. Мордовская изба: устройство и убранство. Посуда и утварь. Мордовская кухня. Мордовский календарь. Подготовка и проведе-ние праздника «День мордовской культуры». | Детский фольклор. Колыбель-ные песни. Пестушки и потешки, ладушки, скороговорки, считалки. Игры моего села. Методика собирания и изучения игр. Практическое занятие: игры детства моих бабушек и дедушек. Мордовская изба: устройство и убранство. Посуда и утварь. Мордовская кухня. Мордовский календарь. Подготовка и проведение праздника «День мордовской культуры». | Детский фольклор. Колыбельные песни. Пестушки и потешки, ладушки, скороговорки, считалки. Запись воспоминаний «По рассказам моей бабушки…». Игры моего села. Методика собирания и изучения игр. Составление описания игр. Практическое занятие: игры детства моих бабушек и дедушек. Мордовская изба: устройство и убранство. Посуда и утварь Мордовская кухня. Мордовский календарь. Подготовка и проведение праздника «День мордовской культуры». |
7. Великая Отечественная война в нашем крае (28ч) | ||
Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Тетюшский район в годы войны. Герои – земляки Тетюшского района. Мое село в годы Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Дети войны. Литературно-музыкальная композиция «Время уходит, память остается». Благоустройство территории обелиска. Шефская помощь ветеранам и престарелым. | Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Тетюшский район в годы войны. Герои – земляки Тетюшского района. Мое село в годы Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечест-венной войны. Труженики тыла. Дети войны. Литературно-музыкальная композиция «Время уходит, память остается». Благоустройство территории обелиска. Шефская помощь ветеранам и престарелым. Практическая работа. Запись воспоминаний старожилов. | Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Тетюшский район в годы войны. Герои – земляки Тетюшского района. Мое село в годы Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Дети войны. Литературно-музыкальная композиция «Время уходит, память остается». Благоустройство тер-ритории обелиска. Шефская по-мощь ветеранам и престарелым. Практическая работа. Запись воспоминаний старожилов. Подготовка экскурсоводов. |
8. Экскурсии, походы (18ч) | ||
Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. | Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. Сбор информации из встреч с жителями села: старожилы, народные умельцы, ветераны труда и Великой Отечественной войны, труженики тыла. | Походы по родному краю для выполнения краеведческих зада-ний. Сбор информации из встреч с жителями села: старожилы, народные умельцы, ветераны труда и Великой Отечественной войны, труженики тыла. Анализ собранного материала. |
9. Итоговое занятие (2ч) | ||
Проведение итогового мероприятия в объединении. |
2 год обучения
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. Введение (2 ч) | ||
Организационная часть. Программа и план работы объединения. Цель и задачи, направления работы. Создание банка данных воспитанников объединения. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение ТБ во время экскурсий, экспедиций. Правила обращения с музейными экспонатами. | ||
2. Природа родного края и природоохранные акции (22ч) | ||
Мир насекомых. Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Рыбы, обитающие в реке Волга, в речке Дунай. Прудовые хозяйства Тетюшского района. Обитатели атмосферы. Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек, скворечников. Организация и проведение Дня птиц. Млекопитающие. Дикие и домашние животные. Библиотечный урок с посещением фотовыставки «Знакомство с заказником «Долгая Поляна». | Мир насекомых. Работа с энто-мологической коллекцией. Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Рыбы, обитающие в реке Волга, в речке Дунай. Прудовые хозяйства Тетюшского района. Охрана рыбных богатств. Обитатели атмосферы. Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек, скворечников. Организация и проведение Дня птиц. Млекопитающие. Дикие и до-машние животные. Составле-ние портрета животного. Жи-вотные, занесенные в Красную книгу РТ. Библиотечный урок с посеще-нием фотовыставки «Знаком-ство с заказником «Долгая Поляна». | Мир насекомых. Работа с энтомологической коллекцией. Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Рыбы, обитающие в реке Волга, в речке Дунай. Прудовые хозяйства Тетюшского района. Охрана рыбных богатств. Обитатели атмосферы. Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек, скворечников. Организация и проведение Дня птиц. Млекопитающие. Дикие и домашние животные. Составление портрета животного. Животные, занесенные в Красную книгу РТ. Библиотечный урок с посещением фотовыставки «Знакомство с заказником «Долгая Поляна». |
3. Основы музейного дела (8ч) | ||
Практические занятия: методика сбора и обработки материалов, работа с энциклопедическими словарями и справочниками. | Практические занятия: методика сбора и обработки материалов, работа с энциклопедическими словарями и справочниками, работа с учетными карточками экспонатов, запись «легенд» экспонатов. | Работа по созданию тематичес-ких экспозиций. Практические занятия: методика сбора и обработки материалов, работа с энциклопедическими словарями и справочниками, работа с учетными карточками экспонатов, запись «легенд» экспонатов. |
4. Изучение истории села в первой половине ХХ века (26ч) | ||
История возникновения села. Село в дореволюционный период. История Покровского храма в с. Кильдюшево. Гражданская война в нашем селе. История Братской могилы. История колхоза на территории села. Репрессии в нашем селе. Организация первого колхоза в с. Кильдюшево, организаторы колхоза, принципы работы колхоза. | История возникновения села. Село в дореволюционный период. История Покровского храма в с. Кильдюшево. Гражданская война в нашем селе. История Братской могилы. Возникновение колхозного движения в России и Тетюшском районе. История колхоза на территории села. Репрессии в нашем селе. Организация первого колхоза в с. Кильдюшево, организаторы колхоза, принципы работы колхоза. Движение раскулачивания. | История возникновения села. Село в дореволюционный период. История Покровского храма в с. Кильдюшево. Гражданская война в нашем селе. История Братской могилы. Возникновение колхозного движения в России и Тетюшском районе. История колхоза на территории села. Репрессии в нашем селе. Организация первого колхоза в с. Кильдюшево, организаторы колхоза, принципы работы колхоза. Движение раскулачивания. Практическая работа. Запись воспоминаний старожилов, работа в Тетюшском архиве. |
5. Основы родоведения (26ч) | ||
Как собрать первичный материал для истории рода? Домашнее расследование. Как оформить родословие. Семейные архивы и реликвии. Праздник «Семейный альбом». | Моя родословная. Фамилии, имена, отчества в родоведении. Как собрать первичный материал для истории рода? Домашнее расследование. Как оформить родословие. Оформление генеалогической информации в соответствии с общепринятой технологией. Схемы, таблицы родства. Поколенные росписи. Семейные архивы и реликвии. Праздник «Семейный альбом». | Моя родословная. Методика работы по составлению своей родословной (индивидуальная работа). Фамилии, имена, отчества в родоведении. Как собрать первичный материал для истории рода? Домашнее расследование. Как оформить родословие. Оформление генеалогической информации в соответствии с общепринятой технологией. Схемы, таблицы родства. Поколенные росписи. Семейные архивы и реликвии. Праздник «Семейный альбом». |
6. Культура мордовского народа. Этнографическое изучение края (28ч) | ||
Старинная свадьба: сговорки, рукобитье, девичник. Венчание. День брака. Второй день. Третий день. Отводины. Свадебные суеверия. Юбилейные свадьбы. Обряд «Проводы солдат на службу». Рекрутские песни (прослушивание). Срок солдатской службы в разные исторические периоды нашей страны. Особенности солдатской службы. Земледелие на территории с.Кильдюшево со времени появления первого поселе-ния. Выращиваемые культуры. Садоводство.
Промыслы. Рыболовство. Гончарство. Изготовление деревянной посуды. Прядение и ткачество. Узорное ткачество. Устройство станков. Детская одежда. Рубаха. Ворот. Языческий смысл народных вышивок. Охранительный смысл украшений. Рукав. Пояс. Штаны. Понева. Обувь. Лапти. Кожаная обувь. Шапка. Женский головной убор. Верхняя одежда. Украшения. Височные кольца. Перстни. Обереги. Бусы. Браслеты. | Старинная свадьба: сговорки, рукобитье, девичник. Венчание. День брака. Второй день. Третий день. Отводины. Свадебные суеверия. Юбилейные свадьбы. Обряд «Проводы солдат на службу». Рекрутские песни (прослушивание). Срок солдатской службы в разные исторические периоды нашей страны. Особенности солдатской службы. Земледелие на территории с.Кильдюшево со времени появления первого поселения. Выращиваемые культуры. Садоводство.
Промыслы. Рыболовство. Гончарство. Изготовление деревянной посуды. Прядение и ткачество. Узорное ткачество. Устройство станков. Подготовка выставок народных умельцев, встреча с народными умельцами в школьном музее. Детская одежда. Рубаха. Ворот. Языческий смысл народных вышивок. Охрани-тельный смысл украшений. Рукав. Пояс. Штаны. Понева. Обувь. Лапти. Кожаная обувь. Шапка. Женский головной убор. Верхняя одежда. Украшения. Височные кольца. Перстни. Обереги. Бусы. Браслеты. Практические занятия в школьном музее с экспоната-ми, представленными на экспозиции. Работа над составлением текста сценария «Создаем театр мордовской одежды». Работа над походкой каждого персонажа. Вживание в роль персонажа. Работа над выразительным чтением, дикцией учащихся. | Старинная свадьба: сговорки, рукобитье, девичник. Венчание. День брака. Второй день. Третий день. Отводины. Свадебные суеверия. Юбилейные свадьбы. Практическое занятие в форме информационных выступлений ученика и педагога на основе литературы о свадебных обрядах мордовского народа. Индивидуальная работа в группе «Поиск» по сбору информации о свадебной одежде жениха и невесты в селе Кильдюшево и окрестных сёлах. Обряд «Проводы солдат на службу». Рекрутские песни (прослушивание). Срок солдатской службы в разные исторические периоды нашей страны. Особен-ности солдатской службы. Индивидуальная работа в группе «Поиск» по сбору информации: а) о проводах и службе в Советской Армии на основании воспоминаний жителей с. Кильдюшево и окрестных сел; б) о проводах и службе в рядах Вооружённых Сил России в настоящее время. Земледелие на территории с.Кильдюшево со времени появления первого поселения. Выращиваемые культуры. Садоводство. Промыслы. Рыболовство. Гончарство. Изготовление деревянной посуды. Прядение и ткачество. Узорное ткачество. Устройство станков. Подготовка выставок народных умельцев, встреча с народными умельцами в школьном музее. Детская одежда. Рубаха. Ворот. Языческий смысл народных вышивок. Охранительный смысл украшений. Рукав. Пояс. Штаны. Понева. Обувь. Лапти. Кожаная обувь. Шапка. Женский головной убор. Верхняя одежда. Украшения. Височные кольца. Перстни. Обереги. Бусы. Браслеты. Практические занятия в школьном музее с экспонатами, представленными на экспозиции. Работа над составлением текста сценария «Создаем театр мордовской одежды». Работа над походкой каждого персонажа. Вживание в роль персонажа. Работа над выразительным чтением, дикцией учащихся. |
7. Великая Отечественная война в нашем крае (16ч) | ||
Экскурсия в школьном музее по экспозиции: «Великая Отечественная война в нашем крае». Шефская помощь престарелым, ветеранам, уход за могилами ветеранов, за обелиском Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей истории Тетюшского края. | Экскурсия в школьном музее по экспозиции: «Великая Отечественная война в нашем крае». «Они ковали Победу» – подготовка музыкально-литературной композиции о ветеранах Великой Отечественной войны. Шефская помощь престарелым, ветеранам, уход за могилами ветеранов, за обелиском Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей истории Тетюшского края. | Экскурсия в школьном музее по экспозиции: «Великая Отечественная война в нашем крае». Составление сценария и подго-товка музыкально-литературной композиции «Они ковали Победу» - о ветеранах Великой Отечественной войны. Практические занятия. Запись воспоминаний ветеранов. Шефская помощь престарелым, ветеранам, уход за могилами ветеранов, за обелиском Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей истории Тетюшского края. |
8. Экскурсии, походы (14ч) | ||
Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. | Походы по родному краю для выполнения краевед-ческих заданий. Сбор информации из встреч с жителями села: старожилы, народные умельцы, ветераны труда и Великой Отечествен-ной войны, труженики тыла. | Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. Сбор информации из встреч с жителями села: старожилы, народные умельцы, ветераны труда и Великой Отечест-венной войны, труженики тыла. Анализ собранного материала. |
9. Итоговое занятие (2ч) | ||
Проведение в объединении итогового мероприятия. |
3 год обучения
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. Введение (2 ч) | ||
Организационная часть. Программа и план работы объединения. Цель и задачи, направления работы. Корректировка банка данных воспитанников объединения. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение ТБ во время экскурсий, экспедиций. Правила обращения с музейными экспонатами. | ||
2. Природа родного края и природоохранные акции (26ч) | ||
Климат. Природные ресурсы нашего села. Леса родного края. Акция «Озеленим школьный двор». Загрязнение почвы. Речки на территории села. Родник «Кереметь». Акция по расчистке родников. Экологическая фотовыстав-ка «Наш край в опасности. Что можешь сделать ты?» Участие в природоохранных конкурсах «Марш парков», «Каждой пичужке – наша кормушка». | Жизненные силы биосферы (воздух, земля, вода). Климат. Загрязнение атмо-сферы. Природные ресурсы нашего села. Леса родного края. Акция «Озеленим школьный двор». Загрязнение почвы. Речки на территории села. Родник «Кереметь». Акция по расчистке родников. Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности. Что можешь сделать ты?» Участие в природоохранных конкурсах «Марш парков», «Каждой пичужке – наша кормушка». | Биосфера. Жизненные силы биосферы (воздух, земля, вода). Климат. Загрязнение атмосферы. Природные ресурсы нашего села. Леса родного края. Акция «Озеленим школьный двор». Загрязнение почвы. Решение проблем экологии. Речки на территории села. Родник «Кереметь». Акция по расчистке родников. Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности. Что можешь сделать ты?» Участие в природоохранных конкурсах «Марш парков», «Каждой пичужке – наша кормушка». |
3. Основы музейного дела (26ч) | ||
Методика сбора и обра-ботки материалов. Памятники истории, архитектуры и культуры – как источник крае-ведения. Архивные источники краеведения. Практическое занятие. Бывшая разрушенная церковь – как первое каменное здание села (вторая половина XVIII века). Растительный и животный мир. Рельеф. Главные реки и озера. Памятники истории и культуры. | Методика сбора и обработки материалов. Памятники истории, архитектуры и культуры – как источник краеведения. Архивные источники краеведения. Туристические маршруты и экскурсионные объекты родного края. Требования к составлению паспорта памятника истории, архитектуры и культуры. Практическое занятие. Бывшая разрушенная церковь – как первое каменное здание села (вторая половина XVIII века). Природные особенности. Растительный и животный мир. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление Республики Татарстан. Памятники истории и культуры. | Методика сбора и обработки материалов. Памятники исто-рии, архитектуры и культуры – как источник краеведения. Архивные источники краеведения. Туристические маршруты и экскурсионные объекты родного края. Требования к составлению паспорта памятника истории, архитектуры и культуры. Практическое занятие. Бывшая разрушенная церковь – как первое каменное здание села (вторая половина XVIII века). Работа группы «Поиск» по индивидуальным планам (подготовка информационных сообщений) по темам: Физико-гео-графический обзор Республики Татарстан. Природные особенности. Растительный и животный мир. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление РТ. Памятники истории и культуры. |
4. Изучение истории села во второй половине ХХ века. Современность (26ч) | ||
Село Кильдюшево в послевоенное время. Летопись колхоза «Авангард» во второй половине ХХ века. Возрождение Покровского храма. | Село Кильдюшево в послевоенное время. Летопись колхоза «Авангард» во второй половине ХХ века. История социальных объектов села. Возрождение Покровского храма. | Село Кильдюшево в послевоенное время. Летопись колхоза «Авангард» во второй половине ХХ века. Состояние экономики современного хозяйства. История социальных объектов села. Возрождение Покровского храма. |
5. Культура мордовского народа. Этнографическое изучение края (20ч) | ||
Древнейшее поселение. Село. Деревня. Планировка поселения. Погост. Древнейшие поселения на территории Тетюшского района. Мордовские села в Тетюшском районе. Мордовский народный ансамбль «Умарина» с.Урюм. Фольклорный ансамбль «Лаймоне» с. Кильдюшево. Слайд-фильм «Кильдюшевские бабки». | Древнейшее поселение. Село. Деревня. Планировка поселе-ния. Погост. Древнейшие поселения на территории Тетюшского района. Мордовские села в Тетюшском районе. Мордва – язычники. Календарная обрядность мордовского народа. Мордовский народный ансамбль «Умарина» с.Урюм. Фольклорный ансамбль «Лай-моне» с. Кильдюшево. Слайд-фильм «Кильдюшевские бабки». | Древнейшее поселение. Село. Деревня. Планировка поселе-ния. Погост. Древнейшие поселения на территории Тетюшского района. Мордовские села в Тетюшском районе. Мордва – язычники. Календарная обрядность мордовского народа. Отличительные черты мокши и эрьзи. Мордовский народный ансамбль «Умарина» с.Урюм. Фольклорный ансамбль «Лаймоне» с. Кильдюшево. Слайд-фильм «Кильдюшев. бабки». |
6. Великая Отечественная война в нашем крае (20ч) | ||
Шефская помощь ветеранам и престарелым. Благоустройство территории обелиска. Уход за могилами ветеранов. | Практическая работа. Работа по обновлению те-матической экспозиции школьного музея о Великой Отечественной войне. Шефская помощь ветеранам и престарелым. Благоустройство территории обелиска. Уход за могилами ветеранов. | Практическая работа. Работа по обновлению тематической экспозиции школьного музея о Великой Отечественной войне. Шефская помощь ветеранам и престарелым. Благоустройство территории обелиска. Уход за могилами ветеранов. |
7. Экскурсии, походы (20ч) | ||
Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. | Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. Сбор информации из встреч с жителями села: старожилы, народные умельцы, ветераны труда и Великой Отечественной войны, труженики тыла. | Походы по родному краю для выполнения краеведческих заданий. Сбор информации из встреч с жителями села: старожилы, народные умельцы, ветераны труда и Великой Отечественной войны, труженики тыла. Анализ собранного материала. |
8. Итоговые занятия, зачеты (4ч) | ||
Проведение итоговых мероприятий в объединении. Краеведческая игра «Мой родной край». |
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сен-тябрь | 3.09. | 14.00.-16.00. | Беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с музейными экспонатами | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
2-4 | сен-тябрь | 5.09. 10.09. | 12.00.-16.00. 14.00.-16.00. | Экскур-сия Практическое занятие | 6 | Экскурсия «Разнообразие растений нашего края». Сбор листьев деревьев и другого природного материала. Создание гербария. | лес МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
5-8 | сен-тябрь | 12.09.17.09. 19.09. 24.09. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | КТД Выставка Конкурс | 8 | Изготовление поделок и композиций для школьной выставки «Природная мастерская» и конкурса осен-них букетов. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Выставка Конкурс |
9 | апрель | 29.04. | 12.30.-14.30. | Игра | 2 | Редкие и исчезающие растения, занесенные в Красную книгу РТ. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Игра |
10-11 | май | 6.05. 8.05. 13.05. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. 14.00.-16.00 | Презентация Беседа Экскурсия | 4 | Природоохранная акция «Осторожно, первоцветы!» Экскурсия в весенний лес. | МБОУ «Кильдюшевская СОШ» | Беседа |
12 | сен-тябрь | 26.09. | 12.30.-14.30. | Беседа Заочная экскурсия Деловая игра | 2 | Роль музея в жизни человека. Разнообразие музеев в России, в Татарстане. Деловая игра «Если б я создал музей…» | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Деловая игра |
13 | октябрь | 1.10. | 14.00.-16.00. | Экскурсия | 2 | Экскурсия по школьно-му музею «Что может рассказать один лишь экспонат?» | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
14 | октябрь | 3.10. | 12.30.-14.30. | Практическое занятие | 2 | Определение основно-го содержания работы школьного музея. Методика сбора и обработки материалов. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
15 | октябрь | 8.10. | 14.00.-16.00. | Практическое занятие | 2 | Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
16-17 | октябрь | 10.10. 15.10. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | Беседа Практическое занятие | 4 | Источники краеведения. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Игра-испытание |
18 | октябрь | 17.10. | 12.30.-14.30. | Практическое занятие | 2 | Составление плана по-исково-исследователь-ской работы. Работа группы «Поиск». | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | |
19 | октябрь | 24.10. | 14.00.-16.00 | Презента-ция | 2 | История школы. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
20- 22 | октябрь- ноябрь | 29.10. 31.10. 12.11. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00 12.30.-14.30. | Практические занятия | 6 | Составление летописи школы. Практическая работа | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Презентация |
23-27 | ноябрь | 14.11. 19.11. 21.11. 26.11. 28.11. | 14.00.-16.00 12.30.-14.30. 14.00.-16.00 12.30.-14.30. 14.00.-16.00 | Беседа Интервью Встреча | 10 | Ветераны педагогичес-кого труда. Встреча с ветеранами. Шефская помощь. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Коллективный анализ работ |
28 | декабрь | 3.12. | 12.30.-14.30. | Беседа Презентация | 2 | Презентация «Мой мир – моя семья». | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
29 | декабрь | 5.12. | 14.00.-16.00. | Презентация | 2 | Генеалогия. Предмет и методы генеалогии. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
30-31 | декабрь | 10 12. 12.12. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | Практическое занятие Ярмарка имен | 4 | Значение фамилии, имена, отчества. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Защита рефера-тов «Мое имя» |
32 | декабрь | 17.12. | 12.30.-14.30. | Праздник | 2 | Проведение праздника именин для младших школьников | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Праздник |
33-34 | декабрь | 19.12. 24.12. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Беседа Практическое занятие | 4 | Мордовский календарь. Промежуточная аттестация (викторина). | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Защита рефератов |
35-37 | декабрь -январь | 26.12.14.01. 16.01. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | Презента-ция Беседа Практическое занятие | 6 | Игры моего села. Методика собирания и изучения игр. Составление описания игр. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ», спортзал | Защита игр |
38-40 | январь | 21.01. 23.01. 28.01. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Экскурсия Игровая программа Викторина | 6 | Мордовская изба: уст-ройство и убранство. Посуда и утварь. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Игра-испытание |
41-42 | январь-февраль | 30.01. 4.02. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Практическое занятие | 4 | Мордовская кухня. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Эссе «Мое любимое блюдо» |
43-46 | февраль | 6.02. 11.02. 13.02. 18.02. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | Занятие-концерт Посиделки Сказка | 8 | Детский фольклор. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Концерт |
47-48 | февраль | 20.02. 25.02. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | Праздник | 4 | Праздник «День мордов-ской культуры» | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Праздник |
49 | февраль | 27.02. | 12.30.-14.30. | Презентация | 2 | Татарстан в годы Великой Отечественной войны. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
50 | март | 4.03. | 14.00.-16.00. | Беседа | 2 | Тетюшский район в годы войны | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
51 | март | 6.03. | 12.30.-14.30. | Занятие-представление | 2 | Герои Великой Отечественной войны -наши земляки. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Олимпиада |
52 | март | 11.03. | 14.00.-16.00. | Презентация | 2 | Мое село в годы Великой Отечественной войны. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Самостоятельная работа |
53-54 | март | 13.03. 18.03. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Презентация | 4 | Ветераны – участники Великой Отечественной войны. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Рассказ «Мой прадед» |
55-56 | март-апрель | 20.03. 1.04. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. | Встреча Презентация | 4 | Труженики тыла. Встреча с тружениками тыла. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Опрос |
57-58 | апрель | 3.04. 8.04. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Встреча | 4 | Детство, опаленное войной. Шефская помощь. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Коллективный анализ работ |
59-61 | апрель | 10.04. 15.04. 17.04. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Шефская помощь | 6 | Благоустройство территории обелиска и шефская помощь ветеранам. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Шефская помощь |
62 | апрель | 22.04. | 14.00.-16.00. | Композиция | 2 | Литературно-музы-кальная композиция «Время уходит, память остается». | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Открытое занятие для роди-телей |
63-67 | апрель-май | 24.04. 1.05. 3.05. 8.05. 10.05. | 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Встречи Круглый стол | 10 | Сбор информации из встреч с жителями села. Практическая работа. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Зачет |
68-71 | май | 15.05. 17.05. 22.05. 24.05. | 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. 14.00.-16.00. 12.30.-14.30. | Беседа Встреча | 8 | Походы по родному краю. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | Коллективный анализ работ |
72 | май | 29.05. | 14.00.-16.00. | КВН | 2 | Итоговая аттестация. | МБОУ «Кильдю-шевская СОШ» | КВН |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Раздел программы | Приёмы и методы организации УВП, дидактический материал, ТСО | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, упражнение. Метод иллюстраций и демонстраций: презентация, видеосюжеты по охране труда, мультимедийное оборудование, компьютер, интернет-ресурсы: http://thevidosss.ru/video /Пожарная-безопасность-в-школе, http://protection24.ru/index.php?page=school, Инструкции по технике безопасности. | Зачёт по правилам техники безопасности на занятиях, экскурсиях, поездках |
2 | Природа родного края и природоохранные акции | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, экскурсия, стимулирование, поощрение, практические занятия. Метод иллюстраций и демонстраций: презентации по темам раздела, мультимедийное оборудование, компьютер, интернет-ресурсы. Красная книга РТ, викторины о первоцветах, ко Дню птиц. Инструкции по технике безопасности во время экскурсий, при изготовлении поделок из природного материала, кормушек, посадке саженцев деревьев, очистке родников. | Конкурсы, выставки, защита презентаций, рефератов |
3 | Основы музейного дела | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, упражнение, поощрение, экскурсия, практические занятия. Метод иллюстраций и демонстраций: презентации по важнейшим музеям страны, памятникам истории и культуры родного края, мультимедийное оборудование, компьютер, интернет-ресурсы. Паспорт и устав школьного музея. Музейные экспонаты и экспозиции, учётные карточки музейных экспонатов, инвентарная книга. Индивидуальная работа с юными экскурсоводами. Проведение экскурсий по тематическим экспозициям школьного музея. Книги: Хусаинов З.А. Краеведение; «Краеведение» (пособие для учителя). | Конкурс-игра, обновление экспозиций школьного музея, экзамен для юного экскурсовода |
4 | Прошлое и настоящее села Кильдюшево. История нашей школы | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, поощрение, экскурсия, встреча. Метод иллюстраций, творческие и исследовательские работы, практические занятия. Летопись школы, фотографии учителей и выпускников школы, жителей села. Экспозиции школьного музея «Известные люди села», «Великая Отечественная война в нашем крае». Книга: Чекмарев П.А. Есть на Волге городок. | Опрос, защита исследовательских работ на районной конференции, презентации |
5 | Основы родоведения. | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, упражнение, поощрение. Метод иллюстраций и демонстраций презентаций родословных А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, мультимедийное оборудование, компьютер, интернет-ресурсы: http://kakzovut.ru/, https://znanija.com/task/23081324, http://fortuname.ru/imena-narodov-mira. Методы практического и проблемного обучения: творческие и исследовательские работы, практические занятия. | Защита рефератов, составление генеалогического древа |
6 | Культура мордовского народа. Этнографическое изучение края. | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, аудиопрослушивание, разучивание песен, игр и обрядов. Обучение навыкам выступления перед аудиторией. Поощрение. Метод иллюстраций, экскурсия, выставка, встреча с народными умельцами и ансамблями. Методы практического и проблемного обучения: творческие и исследовательские работы, практические занятия. Экспонаты школьного музея. Книги: «Всё о Мордовии», «Древняя Мордва», «Любимая Русь и Мордва». | Праздник культуры мордовского народа, выставка изделий народного творчества, исследовательские работы |
7 | Организация походов. Поисково-ис-следовательская работа | Методы: разъяснение, рассказ, беседа, аудио- и видеозапись. Методы практического и проблемного обуче-ния: творческие и исследовательские работы, практические занятия. | Зачёт, коллективный анализ работ, сбор материала для исследовательской деятельности |
8 | Итоговое занятие | Методы: беседа, анализ, сравнение, поощрение. Методическая разработка: краеведческая игра «Мой родной край». | Игра |
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса
Нормативные документы
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 г.);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Инструктивное письмо ГБУ ДО «Республиканский центр внешкольной работы» № 1869 от 23.08.2016 г.);
- Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации представления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции (Приказ МО и Н РТ № 1465/14 от 20.03.2014 г.);
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3564от 14.12.2015 г.);
- План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 729-р от 24.04.2015 г.);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 г.);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 04.07.2014 г.);
- Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 443 от 17.06.2015 г.);
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 14; статья 10 пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; статья 75 пункты 1-4.
Методическая литература
- Всё о Мордовии. Сост. Е.М. Голубчик. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1998.
- Древняя Мордва. Рассказы о древней мордве. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2007.
- Евсеев О.Н. В веренице времен. – Тетюши, 2013.
- Ибятов М.М. Дом, в котором тепло. – Тетюши, 2007.
- Краеведение: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Красная книга Республики Татарстан. – Казань: из-во «ИДЕЛ-ПРЕСС», 2006.
- Куйбышевское водохранилище: Экологические аспекты водохозяйственной деятельности. Казань: Фолиант, 2007.
- Любимая Русь и Мордва. Сост. А.С. Лузгин. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2009.
- Рахимов И.И., Мосалов А.А. Атлас-определитель птиц Республики Татарстан. – Казань: Фолиант, 2008.
- Там, на реке Рав… Материалы праздника в Республике Татарстан. – Казань, 2013.
- Хусаинов З.А. Краеведение. – Казань: Татарское книжное изд-во, 2011.
- Чекмарев П.А. Есть на Волге городок… - Казань: изд-во «По городам и весям», 2004.
Интернет-ресурсы
- Андрейчук Н. Правила пожарной безопасности и поведения учащихся при пожаре: Обучающий видео-фильм. – 2015. – Режим доступа: http://thevidosss.ru/video /Пожарная-безопасность-в-школе - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 08.09.2014).
- Имена. Значение имени. – Режим доступа: http://kakzovut.ru/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.09.2013).
- Охрана труда в школе: Инструкции по охране труда для сотрудников школ. - Режим доступа: http://protection24.ru/index.php?page=school - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 04.09.2012).
- Охрана труда в школе: Презентация для проведения инструктажа. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/priezientatsiia-dlia-proviedieniia-instruktazha-okhrana-truda-v-shkolie - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 02.09.2015).
- Фортуна твоего имени: Имена народов мира. – Режим доступа: http://fortuname.ru/imena-narodov-mira - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11.09.2013).
- Школьные знания: Подбери и запиши имена детей разных национальностей. Узнай что они обозначают. – Режим доступа: https://znanija.com/task/23081324 - Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11.09.2013).
Литература,
рекомендуемая обучающимся (и их родителям) для успешного освоения данной дополнительной общеобразовательной программы
- Всё о Мордовии. Сост. Е.М. Голубчик. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1998.
- Древняя Мордва. Рассказы о древней мордве. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2007.
- Евсеев О.Н. В веренице времен. – Тетюши, 2013.
- Ибятов М.М. Дом, в котором тепло. – Тетюши, 2007.
- Краеведение: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Красная книга Республики Татарстан. – Казань: из-во «ИДЕЛ-ПРЕСС», 2006.
- Куйбышевское водохранилище: Экологические аспекты водохозяйственной деятельности. Казань: Фолиант, 2007.
- Любимая Русь и Мордва. Сост. А.С. Лузгин. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2009.
- Рахимов И.И., Мосалов А.А. Атлас-определитель птиц Республики Татарстан. – Казань: Фолиант, 2008.
- Там, на реке Рав… Материалы праздника в Республике Татарстан. – Казань, 2013.
- Хусаинов З.А. Краеведение. – Казань: Татарское книжное изд-во, 2011.
- Чекмарев П.А. Есть на Волге городок… - Казань: изд-во «По городам и весям», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...