Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
учебно-методический материал на тему
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_zanimat._inf.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная информатика»
Срок реализации 2 года.
Возраст обучающихся – с 8 до 10 лет.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………….….…..стр.3
2. Цели и задачи…………………………………………..…….стр.8
3. Учебно-тематический план………………………….…..….стр.9
4. Календарно-тематическое планирование…………………стр.10
5. Содержание программы……………………………………стр.14
6. Методическое обеспечение программы……………….….стр.17
7. Литература………………………………………………….стр.18
Пояснительная записка.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 2-4 классов. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажёров, обучающих контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение. В процессе работы с такими программными средствами учащийся с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику интерфейсом. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWER POINT; электронные таблицы EXCEL.
Краткие сведения о коллективе.
Состав групп постоянный, количество учащихся – 10 человек, так как каждому для успешной деятельности необходимо работать на отдельной машине, сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие. В группы принимаются дети 8 – 10 лет без какой-либо специальной подготовки, так как программа предполагает первоначальное знакомство с компьютером.
Занятия в объединении проводятся один раз в неделю по 2 часа, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Срок реализации программы - II года, каждый год обучения рассчитан на 72 часа.
- 1год обучения (начальная ступень) - 2 класс;
- 2 год - 3 класс.
Ко второму году обучения допускаются учащиеся, прошедшие начальную ступень обучения.
Основные направления содержания деятельности.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы и приемы: репродуктивные (инструктаж, объяснение), наглядные, проблемные, игровые, дискуссия, практические (работа с тренажерами, выполнение заданий), иллюстративно-объяснительные, метод самостоятельной учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром презентаций, иллюстративного материала и подкрепляется практическими работами.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
1 год обучения является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей.
2 год обучения должен формировать у учащихся готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования.
Условия реализации программы.
Данную программу реализует педагог Русинова Наталья Викторовна. Занятия с детьми проходят в компьютерном классе МОУ НШ №17, который оборудован школьными стульями, партами, соответствующими возрасту и росту учащихся начальной школы, магнитной и школьной доской, 7 новейшими персональными компьютерами, проектором, принтером. Собран большой дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации. Есть медиатека с большим количеством учебных компьютерных игровых программ, презентаций.
Ожидаемые результаты:
I год обучения.
Знания:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК;
- что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи информации;
- правила работы за компьютером;
- назначение и работу графического редактора PAINT;
- возможности текстового редактора WORD;
- иметь представление о компьютерных вирусах;
- иметь представление об антивирусных программах;
Умения:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- набирать информацию на русском регистре;
- запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами WORD, PAINT
II год обучения.
Знания:
- правила техники безопасности;
- что такое информация; виды информации;
- правила работы за компьютером;
- возможности текстового редактора WORD;
- назначение и работу программы Power Point;
- понятия локальных и глобальных сетей;
- основы Интернет;
- работу электронной почты;
- назначение и возможности электронных таблиц Excel;
- основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)
- программы архиваторы.
Умения:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
- свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами Word, Paint, Excel, Power Point;
- работать с электронной почтой;
- создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
- составлять и защищать творческие мини-проекты;
Виды и формы контроля:
Виды контроля | Содержание | Методы | Сроки контроля | ||
Вводный | Уровень первоначальных знаний по компьютерным технологиям | Тестирование, анкетирование, наблюдение | 1-й год обучения | ||
Сформированность общеучебных умений | анкетирование, наблюдение | 1-й год обучения | |||
Текущий | Освоение учебного материала по темам раздела: | ||||
Устройство ПК | Практические работы, тестирование | 1-й и 2-й годы обучения | |||
Работа с информацией | |||||
Клавиатура | |||||
Paint | |||||
Word | |||||
Power Point | |||||
Excel | |||||
Компьютерные коммуникации | |||||
Программное обеспечение | |||||
Оценка самостоятельности, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю. | Наблюдение | 1-й и 2-й годы обучения | |||
Коррекционный | Коррекция знаний | Повторные тесты, дополнительные упражнения | 1-й и 2-й годы обучения | ||
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач | Игра, творческие проекты, тестирование . | 1-й и 2-й годы обучения |
Для оценки знаний учащихся по пройденным темам используется пакет практических работ по каждому разделу. Компьютерное тестирование.
В конце каждого года обучения проводится итоговая игра «Занимательная информатика» в ходе которой дети выполняют различные творческие задания, показывая чему они научились за год.
Цель и задачи программы:
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи I года обучения:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности и учебной, при решении поставленных задач;
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами WORD, PAINT;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Задачи II года обучения:
- научить учащихся работать с программами POWER POINT; EXCEL;
- дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
- углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать у обучающихся ответственность за сохранение своего здоровья.
Учебно-тематический план
I года обучения.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Операционная система Windows XP. | 10 | 4 | 6 |
3 | Компьютерная графика | 16 | 6 | 10 |
4 | Текстовый редактор Word. | 28 | 6 | 22 |
5 | Компьютеры в океане информации | 8 | 4 | 4 |
6 | Выходим в Интернет | 6 | 1 | 5 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 72ч | 22ч | 50ч |
Учебно-тематический план
II года обучения.
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Настройка Windows XP | 6 | 3 | 3 |
3 | Технология работы в текстовом редакторе Word | 22 | 10 | 12 |
4 | Компьютерные презентации Power Point | 16 | 6 | 10 |
5 | Технология работы с электронными таблицами Excel | 12 | 5 | 7 |
6 | Компьютерные коммуникации | 8 | 2 | 6 |
7 | Программное обеспечение компьютера | 4 | 2 | 2 |
8 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 72ч | 29ч | 43ч |
Календарно-тематическое планирование
I год обучения.
№ п/п | Название темы | Теоретич.часть | Практич.часть | Дата провед |
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1. | Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПК. | 1 | 1 | |
Операционная система Windows XP. | 4 | 6 | ||
2. | Операционная система Windows. Рабочий стол. | 1 | 1 | |
3. | Окна. Файлы, папки и ярлыки. | 1 | 1 | |
4. | Знакомство с клавиатурой. Тренажер работы на клавиатуре. | 1 | 1 | |
5. | Получение навыков работы с мышью. | 1 | 1 | |
6. | Использование компьютерных игр для развития логического мышления и получения навыков работы с мышью. | 2 | ||
Компьютерная графика | 6 | 10 | ||
7. | Графический редактор Paint: назначение, возможности, панель инструментов. | 1 | 1 | |
8. | Получение навыков работы в графическом редакторе Paint. | 2 | ||
9. | Графический редактор Paint: Разработка и редактирование изображений. | 1 | 1 | |
10. | Графический редактор Paint:Составление рисунка из геометрических фигур. | 1 | 1 | |
11. | Графический редактор Paint:Копирование элементов рисунка. | 1 | 1 | |
12. | Сканирование изображений. | 1 | 1 | |
13. | Установка рисунка в качестве фонового рисунка рабочего стола. Распечатка рисунка. | 1 | 1 | |
14. | Иллюстрация к любимой сказке. | 2 | ||
Текстовый редактор Word. | 6 | 22 | ||
15. | Освоение клавиатуры | 1 | 1 | |
16. | Отработка навыков по набору текста | 2 | ||
17. | Шрифт, цвет текста | 2 | ||
18. | Вставка рисунков, надписи Word Art | 1 | 1 | |
19. | Поздравительная открытка | 2 | ||
20. | Титульная страница книги | 2 | ||
21. | Копирование текста | 1 | 1 | |
22. | Построение таблиц | 1 | 1 | |
23. | Редактирование таблиц | 1 | 1 | |
24. | Работа с таблицами | 2 | ||
25. | Вставка символов | 2 | ||
26. | Работа с рисунками SmartArt | 1 | 1 | |
27. | Работа с фигурами | 2 | ||
28. | Итоговая работа по WORD. | 2 | ||
Компьютеры в океане информации | 4 | 4 | ||
29. | Информация. Количество информации. | 1 | 1 | |
30. | Получение, обработка, передача, хранение информации. | 1 | 1 | |
31. | Компьютерные вирусы, антивирусные программы. | 1 | 1 | |
32. | Защита компьютера от вирусов и других вредоносных программ. | 1 | 1 | |
Выходим в Интернет | 1 | 5 | ||
33. | Структура Интернета. | 1 | 1 | |
34. | Просмотр сайтов Интернета при помощи браузера Internet Explorer | 2 | ||
35. | Поиск информации в Интернете. | 2 | ||
Заключительное занятие | 2 | |||
36. | Игра «Занимательная информатика». | 2 | ||
ИТОГО: 72 ч. |
Календарно-тематическое планирование
II год обучения.
№ п/п | Название темы | Теоретич.часть | Практич.часть | Дата провед |
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
1. | Инструктаж по технике безопасности. Основные устройства ПК. | 1 | 1 | |
Настройка Windows XP | 3 | 3 | ||
2. | Операционная система Windows XP. Изменение вида рабочего стола. | 1 | 1 | |
3. | Изменение цветовой гаммы Windows. | 1 | 1 | |
4. | Изменение звукового оформления Windows. | 1 | 1 | |
Технология работы в текстовом редакторе Word | 10 | 12 | ||
5. | Отработка навыков по набору текста. | 2 | ||
6. | Редактирование документа. | 1 | 1 | |
7. | Форматирование документа. | 1 | 1 | |
8. | Вставка объектов. | 1 | 1 | |
9. | Редактор формул. | 1 | 1 | |
10. | Основные приемы навигации по текстовому документу. | 1 | 1 | |
11. | Сохранение документа. | 1 | 1 | |
12. | Создание и редактирование таблиц. | 1 | 1 | |
13. | Работа с таблицами и формулами | 1 | 1 | |
14. | Создание таблиц иерархической структуры. | 1 | 1 | |
15. | Составление кроссвордов. | 1 | 1 | |
Компьютерные презентации Power Point | 6 | 10 | ||
16. | Разметка слайда. Оформление слайда. | 1 | 1 | |
17. | Вставка объектов Word Art, картинок, фотографий. | 1 | 1 | |
18. | Разработка презентаций. | 1 | 1 | |
19. | Использование анимации в презентации. | 1 | 1 | |
20. | Звук и видео в презентации. | 1 | 1 | |
21. | Интерактивная презентация. | 1 | 1 | |
22. | Проектная работа. | 2 | ||
23. | Проектная работа. | 2 | ||
Технология работы с электронными таблицами Excel | 5 | 7 | ||
24. | Электронные таблицы MS Excel: назначение, основные функции, настройка таблиц. | 1 | 1 | |
25. | Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных. | 1 | 1 | |
26. | Создание и редактирование электронных таблиц. | 2 | ||
27. | Создание диаграмм. | 1 | 1 | |
28. | Создание и использование простых формул. | 1 | 1 | |
29. | Абсолютные и относительные адреса ячеек. | 1 | 1 | |
Компьютерные коммуникации | 2 | 6 | ||
30. | Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 | 1 | |
31. | Краткая история Интернета. Обзор основных служб. | 1 | 1 | |
32. | Поисковые системы. Поиск информации в Интернете. | 2 | ||
33. | Электронная почта. | 2 | ||
Программное обеспечение компьютера | 2 | 2 | ||
34. | Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение. | 1 | 1 | |
35. | Программы архиваторы. | 1 | 1 | |
Заключительное занятие | 2 | |||
36. | Игра «Занимательная информатика». | 2 | ||
ИТОГО: 72 ч. |
Содержание программы
I год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Знакомство с учащимися.
Введение в образовательную программу. Знакомство с правилами техники безопасности. Основные устройства ПК.
Тема 2. Операционная система Windows XP.
Знакомство с операционной системой Windows. Рабочий стол. Окна. Файлы, папки и ярлыки.
Тема 3. Компьютерная графика.
Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint. Разработка и редактирование изображений. Цвет рисунка. Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка. Изучение флагов различных государств через рисунок.
Итоговая работа: нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.
Тема 4. Текстовый редактор WORD.
Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты
редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Создание, сохранение и переименование документа.
Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписиWord Art. Копирование и перемещение текста. Творческие работы: «Поздравительная открытка», «Титульная страница книги».
Итоговая работа по WORD.
Тема 5. Компьютеры в океане информации
Информация. Виды информации. Количество информации. Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
Тема 6. Выходим в Интернет.
Структура Интернета. |
Просмотр сайтов Интернета при помощи браузера Internet Explorer |
Поиск информации в Интернете. Тема 7. Заключительное занятие. Анализ проделанной работы за год. Игра «Занимательная информатика». |
II год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.
Организационный сбор. Знакомство с планом деятельности на год. Техника безопасности.
Основные устройства компьютера.
Тема 2. Настройка Windows XP.
Операционная система Windows XP. Изменение дизайна операционной системы. |
Тема 3. Технология работы в текстовом редакторе Word.
Создание, редактирование и форматирование документа. Создание и редактирование таблиц. Создание таблиц иерархической структуры. Создание формул. Творческая работа: Составление кроссвордов.
Тема 4. Компьютерные презентации Power Point.
Структура презентации.
Рабочее поле Power Point. Создание слайдов. Работа с фоном. Ввод текста. Шрифты.
Вставка объектов Word Art. Вставка картинок, фотографий. Настройка анимаций.
Запуск и сохранение презентаций. Работа со слайдами. Режим смены слайдов. Копирование, перемещение.
Звук и видео в презентации.
Демонстрация презентаций.
Проектная работа.
Тема 5. Технология работы с электронными таблицами Excel.
Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных. Создание и редактирование электронных таблиц. Создание диаграмм. Создание и использование простых формул. Абсолютные и относительные адреса ячеек.
Тема 6. Компьютерные коммуникации.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Краткая история Интернета. Обзор основных служб. Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.
Электронная почта (общие принципы работы с электронной почтой, отправка и получение сообщений)
Тема 7. Программное обеспечение компьютера.
Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение. |
Программы архиваторы. |
Тема 8. Заключительное занятие.
Анализ проделанной работы за год. Игра «Занимательная информатика».
Методическое обеспечение программы.
Основная форма работы по программе – занятия с группой учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании.
В процессе обучения и при оценке знаний используются различные формы и методы работы (конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование).
При работе используются задания и упражнения на 20-30 мин. Если работа большая, то она делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки. Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром работ.
Программа «Занимательная информатика» предполагает включение в учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение развивающих игр, повышенное внимание к творчески одаренным учащимся, помогает планировать индивидуальную работу с учащимися разной подготовки.
Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На уроках большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся творческие способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного учащегося, так и всю группу, что способствует лучшему освоению программы.
Список литературы.
1. Антошин М.К. Учимся рисовать на компьютере. – М.:Айрис-пресс, 2007.
2. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
3. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.
4. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991.
5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999.
7. Яковенко Е.А. Компьютер для школьника. – М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Занимательная информатика"
Программа технической направленности "Занимательная информатика"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...