Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
учебно-методический материал на тему

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_zanimat._inf.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная информатика»

Срок реализации 2 года.

Возраст обучающихся – с 8 до 10 лет.

 

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………….….…..стр.3

2. Цели и задачи…………………………………………..…….стр.8

3. Учебно-тематический план………………………….…..….стр.9

4. Календарно-тематическое планирование…………………стр.10

5. Содержание программы……………………………………стр.14

6. Методическое обеспечение программы……………….….стр.17

7. Литература………………………………………………….стр.18

Пояснительная записка.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 2-4 классов. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажёров, обучающих контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение. В процессе работы с такими программными средствами учащийся с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

     Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику интерфейсом. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWER POINT; электронные таблицы EXCEL.

Краткие сведения о коллективе.

Состав групп постоянный, количество учащихся – 10 человек, так как каждому для успешной деятельности необходимо работать на отдельной машине, сохраняя на ней все свои работы: пробные и творческие. В группы принимаются дети 8 – 10 лет без какой-либо специальной подготовки, так как программа предполагает первоначальное знакомство с компьютером.

             Занятия в объединении проводятся один раз в неделю по 2 часа, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Срок реализации программы - II года, каждый год обучения рассчитан на 72 часа.  

- 1год обучения (начальная ступень) -  2 класс;

- 2 год -  3  класс.

Ко второму году  обучения допускаются учащиеся, прошедшие начальную ступень обучения.  

Основные направления содержания деятельности.

Образовательный процесс включает в себя следующие методы и приемы: репродуктивные (инструктаж, объяснение), наглядные, проблемные, игровые, дискуссия, практические (работа с тренажерами, выполнение заданий), иллюстративно-объяснительные, метод самостоятельной учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром презентаций, иллюстративного материала и подкрепляется практическими работами.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

1 год обучения  является этапом формирования алгоритмического мышления детей, развития их коммуникативных способностей.

2 год обучения должен формировать у учащихся готовность к информационной деятельности, выражающаяся в желании применять средства информационных технологий в любом предмете, для реализации целей и самообразования.

Условия реализации программы.

Данную программу реализует педагог  Русинова Наталья Викторовна. Занятия с детьми проходят в компьютерном классе МОУ НШ №17, который оборудован  школьными стульями, партами, соответствующими возрасту и росту учащихся начальной школы, магнитной и школьной доской, 7 новейшими персональными компьютерами, проектором, принтером. Собран большой дидактический материал: карточки с заданиями, иллюстрации. Есть медиатека с большим количеством учебных компьютерных игровых программ, презентаций.  

Ожидаемые результаты:

I год обучения.

Знания:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи информации;
  • правила работы за компьютером;
  • назначение и работу графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • иметь представление о компьютерных вирусах;
  • иметь представление об антивирусных программах;

Умения:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • набирать информацию на русском регистре;
  • запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.

       - работать с программами   WORD, PAINT

                                           

II год обучения.                   

Знания:

  • правила техники безопасности;
  • что такое информация; виды информации;
  • правила работы за компьютером;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;
  • понятия локальных и глобальных сетей;
  • основы Интернет;
  • работу электронной почты;
  • назначение и возможности электронных таблиц Excel;
  • основные понятия программного обеспечения (базовое и сервисное ПО)
  • программы архиваторы.

Умения:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, Excel, Power Point;
  • работать с электронной почтой;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты;

Виды и формы контроля:

Виды контроля

Содержание

Методы

Сроки контроля

Вводный

Уровень первоначальных знаний по компьютерным технологиям

Тестирование, анкетирование, наблюдение

1-й год обучения

Сформированность общеучебных умений

анкетирование,

наблюдение

1-й год обучения

Текущий

Освоение учебного материала по темам раздела:

Устройство ПК

Практические работы, тестирование

1-й и 2-й годы обучения

Работа с информацией

Клавиатура

Paint

Word

Power Point

Excel

Компьютерные коммуникации

Программное обеспечение

Оценка самостоятельности, возможностей, умения спланировать работу, способность к самоконтролю.

Наблюдение

1-й и 2-й годы обучения

Коррекционный

Коррекция знаний

Повторные тесты, дополнительные упражнения

1-й и 2-й годы обучения

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Игра, творческие проекты,

тестирование .

1-й и 2-й годы обучения

 

Для оценки знаний учащихся по пройденным темам используется пакет практических  работ по каждому разделу. Компьютерное тестирование.

В конце каждого года обучения проводится итоговая игра «Занимательная информатика» в ходе которой дети выполняют различные творческие задания, показывая чему они научились за год.

Цель и задачи программы:

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.

Задачи I года обучения:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности и учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT;
  • развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  • сформировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

Задачи II года обучения:

  • научить учащихся работать с программами POWER POINT; EXCEL;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
  • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать у обучающихся ответственность за сохранение своего здоровья.

Учебно-тематический план

I года обучения.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Операционная система Windows XP.

10

4

6

3

Компьютерная графика

16

6

10

4

Текстовый редактор Word.

28

6

22

5

Компьютеры в океане информации

8

4

4

6

Выходим в Интернет

6

1

5

7

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО:

72ч

22ч

50ч

Учебно-тематический план

II года обучения.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Настройка Windows XP

6

3

3

3

Технология работы в текстовом редакторе Word

22

10

12

4

Компьютерные презентации Power Point

16

6

10

5

Технология работы с электронными таблицами Excel

12

5

7

6

Компьютерные коммуникации

8

2

6

7

Программное обеспечение компьютера

4

2

2

8

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО:

72ч

29ч

43ч

Календарно-тематическое планирование

I  год обучения.

№ п/п

Название темы

Теоретич.часть

Практич.часть

Дата провед

Вводное занятие.

1

1

1.

Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПК.

1

1

Операционная система Windows XP.

4

6

2.

Операционная система Windows. Рабочий стол.

1

1

3.

Окна. Файлы, папки и ярлыки.

1

1

4.

Знакомство с клавиатурой. Тренажер работы на клавиатуре.

1

1

5.

Получение навыков работы с мышью.

1

1

6.

Использование компьютерных игр для развития логического мышления и получения навыков работы с мышью.

2

    Компьютерная графика

6

10

7.

Графический редактор Paint: назначение, возможности, панель инструментов.

1

1

8.

Получение навыков работы в графическом  редакторе  Paint.

2

9.

Графический редактор Paint: Разработка и редактирование изображений.

1

1

10.

Графический редактор Paint:Составление рисунка из геометрических фигур.

1

1

11.

Графический редактор Paint:Копирование элементов рисунка.

1

1

12.

Сканирование изображений.

1

1

13.

Установка рисунка в качестве фонового рисунка рабочего стола. Распечатка рисунка.

1

1

14.

Иллюстрация к любимой сказке.

2

Текстовый редактор Word.

6

22

15.

Освоение клавиатуры

1

1

16.

Отработка навыков по набору текста

2

17.

Шрифт, цвет текста

2

18.

Вставка рисунков, надписи Word Art

1

1

19.

Поздравительная открытка

2

20.

Титульная страница книги

2

21.

Копирование текста

1

1

22.

Построение таблиц

1

1

23.

Редактирование таблиц

1

1

24.

Работа с таблицами

2

25.

Вставка символов

2

26.

Работа с рисунками SmartArt

1

1

27.

Работа с фигурами

2

28.

Итоговая работа по WORD.

2

Компьютеры в океане информации

4

4

29.

Информация. Количество информации.

1

1

30.

Получение, обработка, передача, хранение информации.

1

1

31.

Компьютерные вирусы, антивирусные программы.

1

1

32.

Защита компьютера от вирусов и других вредоносных программ.

1

1

Выходим в Интернет

1

5

33.

Структура Интернета.

1

1

34.

Просмотр сайтов Интернета при помощи браузера Internet Explorer

2

35.

Поиск информации в Интернете.

2

Заключительное занятие

2

36.

Игра «Занимательная информатика».

2

ИТОГО: 72 ч.

                                                     

Календарно-тематическое планирование

II  год обучения.

                                                 

№ п/п

Название темы

Теоретич.часть

Практич.часть

Дата провед

Вводное занятие.

1

1

1.

Инструктаж по технике безопасности. Основные устройства ПК.

1

1

Настройка Windows XP

3

3

2.

Операционная система Windows XP. Изменение вида рабочего стола.

1

1

3.

Изменение цветовой гаммы Windows.

1

1

4.

Изменение звукового оформления Windows.

1

1

Технология работы в текстовом редакторе Word

10

12

5.

Отработка навыков по набору текста.

2

6.

Редактирование документа.

1

1

7.

Форматирование документа.

1

1

8.

Вставка объектов.

1

1

9.

Редактор формул.

1

1

10.

Основные приемы навигации по текстовому документу.

1

1

11.

Сохранение документа.

1

1

12.

Создание и редактирование таблиц.

1

1

13.

Работа с таблицами и формулами

1

1

14.

Создание таблиц иерархической структуры.

1

1

15.

Составление кроссвордов.

1

1

Компьютерные презентации Power Point

6

10

16.

Разметка слайда. Оформление слайда.

1

1

17.

Вставка объектов Word Art, картинок, фотографий.

1

1

18.

Разработка презентаций.

1

1

19.

Использование анимации в презентации.

1

1

20.

Звук и видео в презентации.

1

1

21.

Интерактивная презентация.

1

1

22.

Проектная работа.

2

23.

Проектная работа.

2

Технология работы с электронными таблицами Excel

5

7

24.

 Электронные таблицы  MS Excel:  назначение, основные функции, настройка таблиц.

1

1

25.

Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных  (числа, формулы, текст).  Формат данных.

1

1

26.

Создание  и редактирование электронных таблиц.

2

27.

Создание диаграмм.

1

1

28.

Создание и использование простых формул.

1

1

29.

Абсолютные и относительные адреса ячеек.

1

1

Компьютерные коммуникации

2

6

30.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

1

31.

Краткая история Интернета. Обзор основных служб.

1

1

32.

Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.

2

33.

Электронная почта.

2

Программное обеспечение компьютера

2

2

34.

Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение.

1

1

35.

Программы архиваторы.

1

1

Заключительное занятие

2

36.

Игра «Занимательная информатика».

2

ИТОГО: 72 ч.

Содержание программы

I  год обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Организационный сбор. Знакомство с учащимися.

Введение в образовательную программу. Знакомство с правилами техники безопасности. Основные устройства ПК.

Тема 2. Операционная система Windows XP.

Знакомство с операционной системой Windows. Рабочий стол. Окна. Файлы, папки и ярлыки.

 Тема 3. Компьютерная графика.

Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint. Разработка и редактирование изображений. Цвет рисунка. Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка. Изучение флагов различных государств через рисунок.

Итоговая работа: нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.

Тема 4. Текстовый редактор WORD.

      Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты  

редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).

Создание, сохранение и переименование документа.

Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписиWord Art. Копирование и перемещение текста. Творческие работы: «Поздравительная открытка», «Титульная страница книги».

Итоговая работа по WORD.

Тема 5. Компьютеры в океане информации

Информация. Виды информации. Количество информации. Получение, обработка, передача, хранение, преобразование  информации. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Тема 6. Выходим в Интернет.

Структура Интернета.

Просмотр сайтов Интернета при помощи браузера Internet Explorer

Поиск информации в Интернете.

Тема 7. Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за год. Игра «Занимательная информатика».

                                           

II  год обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Организационный сбор. Знакомство с планом деятельности на год. Техника безопасности.

Основные устройства компьютера.

Тема 2. Настройка Windows XP.

Операционная система Windows XP. Изменение дизайна операционной системы.

Тема 3. Технология работы в текстовом редакторе Word.

Создание, редактирование и форматирование документа. Создание и редактирование таблиц. Создание таблиц иерархической структуры. Создание формул. Творческая работа: Составление кроссвордов.

Тема 4.  Компьютерные презентации Power Point.

Структура презентации.

Рабочее поле Power Point. Создание слайдов. Работа с фоном. Ввод текста. Шрифты.

Вставка объектов Word Art. Вставка картинок, фотографий. Настройка анимаций.

Запуск и сохранение презентаций. Работа со слайдами. Режим смены слайдов. Копирование, перемещение.

Звук и видео в презентации.

Демонстрация презентаций.

Проектная работа.

Тема 5. Технология работы с электронными таблицами Excel.

Назначение, основные функции, настройка таблиц. Структура таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы данных (числа, формулы, текст). Формат данных. Создание и редактирование электронных таблиц. Создание диаграмм. Создание и использование простых формул. Абсолютные и относительные адреса ячеек.

Тема 6. Компьютерные коммуникации.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Краткая история Интернета. Обзор основных служб. Поисковые системы. Поиск информации в Интернете.

Электронная почта (общие принципы работы с электронной почтой, отправка и получение сообщений)

Тема 7. Программное обеспечение компьютера.

Основные понятия программного обеспечения. Базовое и сервисное программное обеспечение.

Программы архиваторы.

Тема 8. Заключительное занятие.

Анализ проделанной работы за год. Игра «Занимательная информатика».

               

                         

   

Методическое обеспечение программы.

Основная форма работы по программе – занятия с группой  учащихся с использованием традиционных форм и методов образовательного процесса, позволяющих эффективно использовать компьютеры в образовании.

В процессе обучения и при оценке знаний используются  различные формы и методы работы (конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.). Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года  (уроки-игры, выставки работ учащихся, тестирование).

При работе используются задания и упражнения на 20-30 мин. Если работа большая, то она делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки. Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром работ.

     Программа «Занимательная информатика» предполагает включение в учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и теоретической), проведение развивающих игр, повышенное внимание к творчески одаренным учащимся, помогает планировать индивидуальную работу с учащимися разной подготовки.

Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Программа позволяет использовать и нетрадиционные формы работы. На  уроках большую роль играет демонстрационный материал, который представлен в виде презентаций. Наглядный материал в виде презентаций готовят и сами учащиеся. Это позволяет развивать у учащихся творческие способности, умение работать коллективно, умение работать с разными источниками информации, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, защищая свои проекты. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного учащегося, так и всю группу, что способствует лучшему освоению программы.

Список литературы.

1. Антошин М.К. Учимся рисовать на компьютере. – М.:Айрис-пресс, 2007.

2. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.

3. Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.

4. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991.

5. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999.

7. Яковенко Е.А. Компьютер для школьника. – М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...