ФГОС. Внеурочная деятельность. "Театральные ступеньки"
рабочая программа по теме
Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно - драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.
В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ястребовская средняя школа»
Рассмотрено: На заседании ШМО Протокол № 1 От «28» августа 2017 г. | Согласовано зам. дир. по УВР _________ /А. Н. Козлова | Утверждаю: Директор МКОУ «Ястребовская СШ» _____ /Т. А. Безбокова / от 30.08.2017 № 03-02-45 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Театральные ступеньки»
Возраст: 11-17
Тип: модифицированная
Иващенко Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно - драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.
В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:
Занятия проводятся с обучающимися 5-11 классов. Оптимальное количество обучающихся на занятиях 15 человек. Занятия проводятся после школьных занятий в просторном помещении, рекреация 2 этажа (сцена).
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности обучающегося, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в обучающихся самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности обучающихся, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир
Программа реализуется в течение одного года по одному часу в неделю.
Цели и задачи:
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у обучающегося эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Обучающийся учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Основными задачами курса являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Программные задачи
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Обучающиеся получают необходимые азы актёрского мастерства, законов драматургии, стилей и жанров музыкальных произведений, а также познакомятся с профессиями художественного направления в театре.
По окончании обучения обучающиеся получат возможность:
-узнать - специфику работы следующих цехов в театре: музыкальном, декораторском, костюмном и реквизиторском.
-научиться - вести свою линию роли в совместном проекте (небольшом драматургическом произведении, написанном самими учащимися); соподчинять свои творческие амбиции общему замыслу спектакля.
-овладеть - навыками репетиционной работы.
Способами определения результативности являются участие в праздниках, проводимых учреждением. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются сообучающимися, педагогами и родителями. В течение всего курса обучения ведется наблюдение и корректировка усвоенного материала.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются праздники и спектакли, на которых дети представляют свое творчество.
Личностные УУД
- Интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
- Установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Использовать предложения и оценки для создания нового, боле совершенного результата.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
Допускать возможность существования у людей других точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой общения.
Календарно-тематическое планирование
занятий кружка «Театральная студия»
(1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1. Мастерство актёра (12 час). | |||
1 | Основные принципы воспитания актёра. | 1 | 07.09 |
2 | Актёр как материал для режиссёра | 1 | 14.09 |
3 | Актёр как творец и инструмент своего искусства. | 1 | 21.09 |
4 | Управление и владение своим вниманием – главнейшее условие работы актёра. | 1 | 28.09 |
5 | Внимание произвольное и непроизвольное, активное и пассивное. | 1 | 05.10 |
6 | Объекты непроизвольного внимания актёра. Внимание формальное и творческое. | 1 | 12.10 |
7 | Сценическая свобода. Физическая сторона творческой свободы. | 1 | 19.10 |
8 | Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр. Пробы на роль. | 1 | 26.10 |
9 | Путь к образу. Сценические отношения – основа актёрского искусства. Репетиции отдельных сцен спектакля. | 1 | 09.11 |
10 | Работа над ролью. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ. Репетиции сцен спектакля. | 1 | 16.11 |
11 | Виды психических действий: мимические и словесные. Внешние и внутренние действия. Словесное действие. | 1 | 23.11 |
12 | Презентация творческих работ учащихся: письменный разбор пьесы, актёрские этюды, небольшие сценические представления. | 1 | 30.11 |
Раздел 2. Основы сценарного мастерства (11 часов). | |||
13 | Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления. | 1 | 07.12 |
14 | Компилятивный сценарий. Специфика работы сценарно-авторских групп. | 1 | 14.12 |
15 | Сценарный замысел и его компоненты. | 1 | 21.12 |
16 | Идея замысла. Проверка собранного материала идеей и сверхзадачей. Корректировка замысла. | 1 | 28.12 |
17 | Органическое слияние компонентов сценария. Поиск сквозного образного решения. Работа с ведущими. | 1 | 11.01 |
18 | Организация эпизодов. Структура каждого эпизода. | 1 | 18.01 |
19 | Сценарный ход. Его поиск. Репетиция сценария «Ночь перед Рождеством». | 1 | 25.01 |
20 | Описательная часть сценария. Текстовая часть оформления. Световые эффекты. | 1 | 01.02 |
21 | Монолог – наиболее распространённая текстовая часть сценария. Направленность речи героя к зрителю. | 1 | 08.02 |
22. | Промежуточные действия между эпизодами. Включение в текст сценария текста концертных номеров. | 1 | 15.02 |
23 | Диалог как форма раскрытия темы. Направленность диалогов на аудиторию. | 1 | 22.02 |
Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность (11часов). | |||
24 | Разнообразие театрализованных вечеров по форме, структуре, содержанию, методике и др. | 1 | 01.03 |
25 | Поиск образного решения при подготовке вечера. Репетиция по программе вечера. | 1 | 15.03 |
26 | Понятие композиции. Виды композиций. | 1 | 22.03 |
27 | Роль музыки в композиции. Искусство композиции как метод мышления. | 1 | 05.04 |
28 | Приёмы творческого монтажа. | 1 | 12.04 |
29 | Конкурсно – игровые программы. Из истории КВН и других игровых программ. Учёт интересов зрителей. | 1 | 19.04 |
30 | Активизация зрительских аудиторий. Организация конкурсов болельщиков. | 1 | 26.04 |
31 | Этапы работы над конкурсной программой. | 1 | 03.05 |
32 | Создание сценария конкурсно-игровой программы. | 1 | 10.05 |
33 | Репетиции спектакля для малышей, басни. Создание образов. | 1 | 17.05 |
34 | Подведение итогов. Круглый стол. | 1 | 24.05 |
План работы кружка
«Театральная студия»
№ | Театральная деятельность | Время подготовки | Итоговое выступление |
1 | Постановка «мини-спектакль "Школа чародейства и волшебства" | Сентябрь | Выступление ко Дню Знаний 5-11 классы |
2 | Литературная композиция «Большая перемена» | Сентябрь-октябрь | Концерт ко 5-11 классы |
5 | Литературная композиция ко Дню Матери «Все мамы хороши!» | Октябрь-ноябрь | Ко дню Матери 5-11 классы |
6 | Спектакль «Ночь перед Рождеством» | Декабрь-январь | К Рождественским праздникам |
7 | Концертная деятельность | Февраль-Март | 23 Февраля 8 марта |
8 | День смеха, конкурс капустников | Март-Апрель | 1 Апреля |
9 | Постановка басни | Апрель | 1 Мая |
10 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Апрель-Май | 9 Мая |
11 | «Этот школьный вальс» Концерт | Апрель-Май | К последнему звонку |
Материально-техническое оснащение занятий:
Сценическая площадка;
Музыкальный центр;
Стулья или скамейки;
Форма учащегося.
Список литературы:
1.) Е.И.Косинец «Практика театра» для учащихся учебных заведений культуры и искусств (Москва, МИОО, 2009).
2.) Фоминцев А. И.»Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», изд. «Буква», Красноярск, 2000 г.
3.)Программа тетральной студии составлена с учетом рекомендаций корифеев отечественного театра К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М. Чехова, П.М.Якобсона, А.Мессерера, М.Мейерхольда.
Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1983.
4.) Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. — М., 1991.
5.) Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.
6.) Арчажникова Л. Профессия — учитель музыки. — М., 1984.
7.) Блауберг И. Целостность и системность Системные исследования. Ежегодник. — М., 1977.
8.) Булатова Б., Миронова Н., Тевосян А. Комплексный подход к воспитанию и обучению музыканта и «системное» движение в музыкальном образовании// Музыкальное образование: Проблемы и перспективы. — М., 1966.
9.) Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. — М., 1966.
10.) Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
11.)Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. — М., 1980.
12.) Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. — М.,
1981.
13.) Изобразительное искусство: программа средней школы (начальные классы 1 - 4). - М., 1988.
14.) Каган М. Музыка в мире искусств.Советская музыка. — 1987. — № 1.
15.) Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании// Обзорная нформация. — Вып. 2. — М., 1984.
16.) Печко Л. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
17.) Терентьева Н. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М., 1990.
18.) Художественное творчество и ребенок/Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.
19.) Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.
20.) Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А.А. Беляева и др. — М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"
Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп" разработана для учащихся 1-4 классов.Состоит из четырёх частей: 1 год - театр на фланелеграфе, 2 год - театр на картоне,3 год - театр игр...
Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» в 4 «А» классе.Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»
Сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете про...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС
Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" 2 класс
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театральная ступенька» для обучающихся начальных классов
Раскрытие творческого потенциала личности ребенка с нарушением зрения через театрализованную деятельность...