Внеурочное занятие по истоковедению "Золотое сердечко"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по курсу «ИСТОКИ»
1 класс.
Тема занятия: «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СШ№ 10» МАЛАХОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА |
г.Нижневартовск
Департамент образования администрации города Нижневартовска
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Ф.И.О. педагога Малахова Татьяна Викторовна
должность учитель начальных классов
педагогический стаж 15 лет
в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки» второй
квалификационная категория
образовательная организация МБОУ «СШ №10»
форма занятия внеурочная деятельность
группа / класс 1 «в»
возраст обучающихся 7-8 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Золотое сердечко».
Цель для педагога: | подвести детей к осознанию сути, раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело – один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро». вызывать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям. | Цель для обучающихся: | ознакомление с общечеловеческими ценностями; самовоспитание доброжелательности, умения видеть красоту в простом и обыденном, умения дарить тепло и доброту; формирование потребности в вежливом общении в семье и в коллективе, воспитание стремления совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки. | ||||
Задачи для педагога: | развивать потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности; раскрыть смысл слова «добро» - как нечто положительное хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. - имущество, вещи (разг.) Накопить добра. развивать восприятие, мышление и духовный опыт ребёнка; формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству; развивать толерантность; научить ощущать доброту в словах и в делах, совершать добрые поступки; воспитывать в детях доброту, уважение к окружающим; развивать коммуникативные навыки во время работы в парах, в группах. | Задачи для обучающихся: | раскрыть значение понятия «доброта»; развивать навыки уважительного отношения к окружающему миру; воспитывать стремление быть искренним. | ||||
Термины, понятия | Доброта, добро, зло, «золотое сердечко»,»каменнное сердце», талант, пять талантов золотого сердечка. | ||||||
Планируемые результаты: | Формируемые компетентности | Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) | |||||
Знать: владеть понятиями доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность, доброта истинная, доброта ложная; смысл основных критериев духовно-нравственных понятий (вера, надежда, любовь, мудрость); использовать художественные материалы (цветные карандаши); Уметь: ; использовать народную мудрость предков в жизненных ситуациях; пользоваться энциклопедической, справочной литературой и интернетом как источником знаний; передавать настроение в собственной творческой работе; использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности. Владеть: навыками работы в парах, в четвёрке, в группах, в ресурсном круге. | Личностные: формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения; развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание). осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела. воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре); умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками вучебной деятельности. Познавательные: Общеучебные: развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурирование знаний; развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации; умение работать с незнакомым художественным текстом, анализируя его, выбирать главное, делать выводы, выводить заключение, умение работать со словарями (толковым). рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения); извлечение необходимой информации из прослушанной беседы. Логические: формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков; умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий; умение строить доказательство; структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии. Коммуникативные: формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, четвёрке, группе); развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге; развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого; формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке, группе; приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера; слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни. | ||||||
Организация пространства | |||||||
Межпредметные связи | Формы организации, методы, приёмы работы | Ресурсы | |||||
Формы организации: Ресурсный круг (учащиеся, учитель) Работа в активной паре (учащиеся) Работа в четвёрках (учащиеся). Цветовой диктант. Фронтальная работа. Индивидуальная работа при подготовке к уроку. Теоретические беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, наглядный материал) и практические (работа на листках, украшение крыши дома «драгоценными камнями» (добром)). Формами стимулирования активной деятельности учащихся являются предоставление самостоятельности и делегирование – передача функции лидера разным участникам группы. Методы и приёмы: Информационно-рецептивный: найти в трёх источниках, что означает слово талант. Частично-поисковый. Работа с компьютерной презентацией: восстановить пословицы, объяснить смысл этих пословиц. Репродуктивный: работа на карточках, цветовой диктант, разложить слова на две группы и объяснить их смысл. Проблемный вопрос: Может ли сердечко сразу стать золотым? . | Оборудование: слайдовая презентация; музыкальное оформление; проектор; компьютер; аудиоколонки. Наглядно-демонстрационный материал: Пословицы: 1. Добро желаешь, добро и делай. 2. Добро поощряй, а зло порицай. 3. Доброе дело само себя хвалит. 4. С добрым словом жить в радость. 5. От доброго дела добрый плод. 7.Доброе слово дарит доброе тепло. Тема урока: Золотое сердечко. «Драгоценные камешки для украшения крыши дома». Дети берут камешки и называют, какие добрые поступки они совершили или хотят совершить. Солнышко и тучка для проведения рефлексии. Карточки со словами обозначающие добро и зло. «Толковый словарь» С.И.Ожегова. | ||||||
I этап. Целеполагание | |||||||
Цель этапа: | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | стр. книги | Формируемые УУД | |||
Присоединение. | (Слайд 1) . - Добрый день, ребята! Сегодня действительно добрый день: он подарил нам солнышко, улыбки на ваших лицах и подарил нам гостей. На Руси встречали гостей приветливо, низко кланялись и желали здравия! Говорили «Здравствуйте!» Давайте и мы, пожелаем нашим гостям здравия. (Здравствуйте!) А теперь давайте, поприветствуем, друг друга, встанем в ресурсный круг. Прислонитесь ладошками, образуя круг. -Добрый день, солнце! -Добрый день, небо! -Добрый день, всем нам! - Что вы чувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло, любовь, дружбу, радость). -Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос: «Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?» | Ребята вместе с учителем стоят в кругу. (О доброте). | Личностные: положительный эмоциональный настрой. Регулятивные: введение в учебный материал, происходит присоединение. Познавательные: участие в беседе на основе имеющихся знаний по данной тематике. Коммуникативные:слушают учителя, участие в беседе. Умение вступать в разговор, умение поддерживать разговор, участие в диалоге. | ||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений | |||||||
Введение в тему: Знакомство с темой. . | (Слайд 2) Золотое сердце. «В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой, любила пошалить и побегать. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце. Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Люди к ней тянулись самые разные. И для каждого находила она немного доброты и тепла, нужное слово, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям». - Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди? - Как вы ребята понимаете выражение «золотое сердце»? -А человеческое сердце, какого цвета? -Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого человека. И наоборот, про человека безжалостного, жестокого говорят: «У него каменное сердце». -А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите ручку, чувствуете, как оно бьётся? –Может ли оно сразу стать золотым? (Дети отвечают.) Что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым? (Слайд 3) - Об этом мы и поразмышляем сегодня на занятие. - Назовите тему нашего урока. -Тема нашего занятия «Золотое сердечко». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии? (Попытаемся раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым», будем говорить о добрых словах и добрых делах). Золотое сердечко имеет пять талантов. Работа в четвёрках - А что такое талант? 1 гр. Работа со словарём. 2.гр. Самостоятельно предположить, что такое талант. 3. гр. Узнать из интернета. талант - это дар, дарование, способности. -Слышали ли вы, такое выражение «Зарыть свой талант в землю»? (Дети отвечают.) (Слайд 4) В древности талантом называли дорогостоящую монету. В Евангелии есть такая история – о талантах. Один господин дал трём людям по нескольку монет – талантов. Первый из них пошёл и потратил свои таланты – монеты на добрые дела и они приумножились. Второй человек тоже вложил данные ему таланты в хорошие дела и сделал много полезного людям, а третий испугался, что потеряет монеты и зарыл их в землю, и никакой пользы эти монеты – таланты не принесли никому. Отсюда и пошло выражение « Зарыть свой талант в землю». - Кто из вас понял, что означает - это выражение? (Ответы детей.) Работа с учебником. (Слайд 5) Доброе сердечко – оно имеет пят талантов или пять дарований. Первый талант – доброе слово и дело. Второй талант – честное слово. Третий талант – слово о родителях. Четвертый талант – труд и подвиг. Пятый талант – святое слово. - На занятиях по Истокам мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком, вы определите сами. Работа в парах. (Слайд 6) - На листочках записаны слова из пословиц. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.
-Что объединяет эти пословицы, что у них общего? Мы и поговорим о первом таланте «Золотого сердечка»- добром слове и добром деле. А какие вы знаете пословицы о добром деле и добром слове? - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. (Слайд 7) | (Добро, доброта). Доброта. Работа со словарем С.И. Ожегова. Работа с компьютером. Сообщение о таланте. Подготовленный ученик. Рассказывает, что называли талантом в древности. Работа по учебнику с.54 Составляют и читают пословицы. Раскрывают их смысл. | Личностные: осмысление рассказа. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель урока. Познавательные: аргументируют свою точку зрения по обозначенной проблеме. Коммуникативные: слушают учителя, участие в беседе; Личностные: осмысление категории «Доброта», мотивация на добрые дела. Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей Познавательные: развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации. Коммуникативные:слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни; работа в группе. Личностные: формирование своей точки зрения. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные:слушать и понимать речь учителя; сотрудничать. | ||||
III этап. Основной этап | |||||||
Решение учебной задачи. Закрепить полученные знания. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действий. Контроль освоения учебного материала. Контроль освоения учебного материала. | 7. Цветовой диктант. - Скажите, что видите, слышите и чувствуете при слове "Добро"? (Солнце, мама, любовь, друг, улыбка, радуга). А что вы видите, слышите и чувствуете при слове «Зло»? (Ненависть, злоба, недруг, ложь, грубость, война). Раскрасьте эти добрые и злые слова тем цветом, с которым они у вас ассоциируются. Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему? 8. Физ.минутка «Доброта» (Слайд 8) - Научиться, по-настоящему быть добрым легко или трудно? (ответы). Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Фронтальная работа. - Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? Разложите слова на две гуппы , 1 – добрые кач., 2 – плохие кач.(милосердный, сердитый, добродетельный, добродушный, плохой, благодушный, скверный, добросердечный, злой, человечный, душевный, жалостливый, жестокий, отзывчивый, достойный уважения, душевный, злобный, дурной). (Слайд 9) -Продолжите фразу, используя данные слова: «Добрый человек – это тот, который…». - А теперь оцените себя, выбрав эти качества? Посмотрите на себя со стороны? Какой я? - Так что же такое добро? (Слайд 10) Добро- 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 2. Имущество, вещи (разг.). Накопить добра. - Какое добро важнее для человека: материальное – деньги, богатство или добро, как нечто полезное и хорошее? (Слайд 11) 10. Работа над ранее прочитанной сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». -А поможет разобраться в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце". - Давайте вспомним, о чём эта сказка? (Ответы детей.) - Почему же Дарёнке и Коковане так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите правильный ответ: -каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; -герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато. Ребята, скажите, почему Дарёнка и Кокованя не стали собирать все камни? (Они не были жадными и понимали, что главное богатство это не деньги.) - Ребята, а можно про героев сказки сказать, что у них золотое сердце? ( Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу). - Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей). - Сказка закончилась чудом. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? Серебряное копытце зная, что вы очень добрые и чуткие тоже решил вас вознаградить. Загляните в коробочки, которые стоят у вас на партах, что вы видите? (Драгоценные камни.) -Украсим наш домик драгоценными камнями. (На доске домик). Вспомните добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить. (Дети выходят к доске и прикрепляют «драгоценные камни» на крышу домика). - Посмотрите, сколько добрых дел мы уже совершили и сколько можем ещё сделать добра. - Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ? -Перед вами 2 шкатулки. Давайте поглядим, что в них лежит. -Как можно назвать одним словом то, что лежит в первом? (Богатство). -Можно ли его потрогать руками? -А теперь заглянем во второй сундучок. Почему мы поместили их (качества) во второй? Можно ли их потрогать руками? -В каком же из сундучков наиболее ценное богатство? Какой сундучок вы выберите и почему? ( Нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу). | Дети составляют цветы из раскрашенных листочков. Дети называют возможные варианты ответа. Выполняют физминутку вместе с учителем. Слушают учителя, называют трудности, которые встречаются на пути у добра. Дети работают в группе. Выбирают добрые и плохие качества. Лидер группы демонстрирует мнение своей группы. Делает вывод. Слушают учителя. Дети делают вывод и Вспоминают сказку. Отвечают на вопросы . Слушают учителя Проговариваю вывод какое добро ценнее. | Личностные: положительный эмоциональный настрой. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Познавательные: аргументируют свою точку зрения по обозначенной проблеме. Коммуникативные:осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы учащихся. Личностные: Соотносят, оценивают свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения. Регулятивные: осуществляют самоконтроль; давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: осуществляют работу на листке. Коммуникативные: управляют собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; дают оценку и корректируют действия лидера. Личностные: воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Познавательные: смысловой анализ текста, ответ на проблемный вопрос к тексту. Извлечение необходимой информации из прослушанной беседы. Коммуникативные:учатся формулировать собственное мнение и позицию, строят рассуждения. Личностные: развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание). Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Познавательные: смысловой анализ текста, ответ на проблемный вопрос к тексту. Коммуникативные:учатся формулировать собственное мнение и позицию, строят рассуждения Личностные: осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Познавательные: осуществляют работу по выполнению задания. Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию, при проверке задания. | ||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия | |||||||
Определить степень усвоения учебного материала, эмоциональное состояние и интерес к уроку | -Часто сказки заканчиваются такими словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок ». А какой урок извлекли вы из сегодняшнего занятия? -Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? (Богатство – это ещё не счастье. Желаешь себе добра, делай добро другим). -Давайте встанем в ресурсный круг, положим ручку к сердцу. Прислушайтесь... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу занятия? А может ваше сердечко стало золотым? Поделитесь своим впечатлением. -Я благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили. И хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с добрых дел и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам . Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. - Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятие, кому было неинтересно – поднимите тучку. | Дети высказывают своё мнение. Дети проговаривают вывод: «Будем делать хорошо и не будем плохо». | Личностные: формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения. Регулятивные: умение контролировать процесс и результат своей деятельности во время работы. Познавательные: развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные:слушать и слышать себя и окружающих, использовать нравственные законы в своей жизни. Личностные: осмысление категории «доброта», мотивация на добрые дела. Регулятивные: самооценка своей деятельности, соотношение цели и результата. Познавательные: анализируют результат работы на уроке. Коммуникативные:рефлексия своей работы. Развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурсном круге. |
Используемая литература:
- Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина.
- Бандяк О. А., Синицына В. Н., Кузьмин И. А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. – Т. 1. – М.: TBS, 2001.
- Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие.
- О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Занятие практикум "Золотое сердечко". Социокультурные истоки. 1 класс
quot;Золотое сердечко" - занятие практикум по предмету "Социокультурные истоки" 1 класс. Направленное на формирование представлений о понятиях «золотое сердечко»,...
Внеурочное занятие : Лепка сувенира «Сердечко» - 2 класс
Тема внеурочного занятия : Лепка сувенира «Сердечко» Цель занятия: Изготовление сувенира в технике «Тестопластика». Задачи занятия:Дидактические:- развитие интереса к...