Рабочая программа
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа включает в себя тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_mire_slov.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Манжерокская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО На заседании МО Классных руководителей ПРОТОКОЛ № ____ От ____июня 2018 г. Руководитель МО /__________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Е,В Мальцева /_____________ «__» июня 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор А.Н. Кулькова /____________ Приказ № ______ От «___» июня 2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 4 класс
«В мире слов»
Срок реализации 2018/2019 г.
Зяблицкая Юлия Васильевна,
учитель начальных классов
- Пояснительная записка
Для того, чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями в начальных классах общеобразовательной школы, необходимо заинтересовать ребят к учебе. Основной и традиционной формой обучения в школе является урок. Но, к сожалению, у урока строгие рамки проведения, и насыщенность программы не всегда позволяет ответить на все вопросы обучающихся, показать им все богатства русского языка и раскрыть его «тайны». Поэтому, встает необходимость проведения факультативных занятий по русскому языку. Данный курс имеет название «В мире слов», который является дополнением и закономерным продолжением уроков.
Рабочая программа внеурочной деятельности (ВД) «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и с законом об образовании в РФ.
Для усвоения всех учебных предметов главным и необходимым является знание русского языка. Так как без овладения словом не будет происходить ни одна познавательная деятельность. Задания в данной программе будут направлены на развитие устной и письменной речи учащихся. Если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения, то воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей степени.
Для отбора материала к занятиям учителю необходимо ориентироваться на связь с программой по русскому языку, доступностью для данного класса.
В программу ВД «В мире слов» включены многие игровые моменты, которые не снижают уровень обучающей, развивающей и воспитывающей роли, а также являются обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях будут использоваться и дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Эти и другие моменты помогут показать обучающимся то, как увлекателен, интересен и разнообразен мир слов родного языка.
- Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- Выражать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении различных текстов;
- Проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, а также к письменной форме общения;
- Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- Учиться высказывать своё мнение на основе работы с определенным материалом;
- Учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
- Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей, давать свои комментарии.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- Уметь находить ответы на вопросы и нужную информацию в тексте и иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- Правильно пользоваться различными словарями и находить в них нужную информацию;
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- Правильно и быстро оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Сознательно и осознанно понимать речь других;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- Владеть монологической и диалогической формами речи;
- Учиться работать в паре, группе и выполнять различные роли.
Основные требования к знаниям и умениям обучающимся к концу 4-го класса
Знать:
- Термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
- Правила орфографии и пунктуации.
- Нормырусского языка: произносительные, словоупотребительные.
Уметь:
- Подбирать и находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы и многозначные слова.
- Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
- Пользоваться и находить нужную информацию из орфографических, словообразовательных, фразеологических, этимологических, орфоэпических словарях.
II. Содержание курса
Цель: углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- Побуждать потребность у обучающихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
- Расширять и углублять программный материал предмета русский язык.
Развивающие:
- Развивать интерес к учебному предмету русский язык;
- Развивать творческие способности и психологические качестваобучающихся: любознательность, активность, воля, ответственность, самостоятельность.
Воспитывающие:
- Воспитывать культуру общения у младших школьников;
- Воспитывать любовь и уважение к великому русскому языку.
Программа состоит из раздела: «Город Словарей».
На занятиях будут использованы следующие виды деятельности:
Разгадывание ребусов; работа с многозначными словами, угадывание слов по их значению, разыгрывание сценок, головоломки; составление памяток; работа со звуками и буквами; проговаривание слов по слогам; зарисовки; работа с различными словарями; поиск значений слов в различных источниках; шарады и кроссворды со словами противоположными; поиск появления слов; разгадывание тайн имени, фамилии и отчества; игры со словами, загадки; составление рифм и поиск их важности; творческое составление собственного словарика.
Принципы организации деятельности младших школьников на занятиях:
- Научность;
- Доступность;
- Сознательность и активность;
- Занимательность;
- Связь теории с практикой;
- Наглядность
- Индивидуальный подход к учащимся.
Факультативные занятия наиболее успешно позволяют применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возможностей и способностей.
Формы проведения занятий:
- Лекции;
- Практические занятия;
- Самостоятельная работа;
- Групповая работа;
- Творческая работа (составление кроссвордов, ребусов и шарад).
На каждом занятии строго прослеживаются три пункта:
- Игровой;
- Теоретический;
- Практический.
Методы и технологии
- Развивающее обучение;
- Технология разноуровневого обучения;
- Обучения в сотрудничестве;
- Коммуникативная технология.
В целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьникавыбор технологий и методов обусловлен необходимостью индивидуализации и дифференциации обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на обучающихся 4 классов. Программа рассчитана на 1 года – 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
VIII. Литература
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «В мире слов» на 2018/2019 учебные года
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы и виды деятельности | Дата проведения | ||
1 | Знакомство с Орфоэпией | 1 | Разыгрывание немой сценки «Мир без слов»; игра «Знаешь сам – расскажи нам» | 06.09.18 | ||
2 | В гостях у фонографии и звукозаписи. Что это такое? | 1 | Составление памятки «Фонография и Звукозапись»; работа со звуками и буквами | 13.09 | ||
3 | Звуки-слышим и произносим, а буквы- видим и пишем | 1 | Составление транскрипций слов и предложений; проговаривание по слогам; работа со звуками и буквами | 20.09 | ||
4 | Звукоподражание | 1 | Ребусы, составление кластера; работа со звуками и буквами | 04.10 | ||
5 | Прогулка с орфоэпией | 1 | Исправление текстов; головоломки | 11.10 | ||
6 | Секреты звукоподражаний | 1 | Исследовательская работа «поиск секретов» | 18.10 | ||
7 | У всего есть имя. За помощью к словарям | 1 | Работа с различными словарями; кроссворд | 26.10 | ||
8-9 | Знакомство с помощниками - энциклопедическим и лингвистическим словарем | 2 | Знакомство со словарями, создание вопросов по словарям | 08.11 15.11 | ||
10 | Разные слова | 1 | Работа со словарями; поиск значений слов в словарях и другой литературе; шарады | 22.11 | ||
11 | Секреты появления слов | 1 | Чтение исторической литературы, просмотр научного мультфильма «Как появились слова» | 29.11 | ||
12 | Смысл и значение слов | 1 | Составление памятки о смысле слов; работа со словарями | 06.12 | ||
13 | Знакомство с Этимологией | 1 | Составление кластера | 13.12 | ||
14 | Творческий словарь образов | 1 | Составление собственного словаря | 20.12 | ||
15 | За творчество! Сочиня-йка | 1 | Творческая работа: сочинение на тему «Что я знаю о словах» | 27.12 | ||
16-18 | Игротека слов | 3 | Словесное и картинное лото, игры с перестановкой букв; домино, шарады, ребусы, кроссворды | 17.01 24.01 31.01 | ||
19 | В мастерской составителей | 1 | Составление словаря «Имена неживых предметов» | 07.02 | ||
20 | Происхождение поэтических слов | 1 | Изучение исторической литературы, работа творческих групп над созданием своего сообщения | 14.02 | ||
21 | Наши друзья-рифмы | 1 | Загадки; составление рифм и поиск их важности | 21.02 | ||
22 | Озеро образов и слов | 1 | Синквейн; проговаривание слов | 28.02 | ||
23 | Поезд Паронимов. Знакомство | 1 | Знакомство с понятием «паронимы»; поиск таких слов из предложенных текстов | 07.03 | ||
24 | Без ошибок. За помощью к словарю | 1 | Работа со словарями; дополнение собственного словарика | 14.03 | ||
25 -26 | Имена из древней Руси | 2 | Работа с исторической литературой; презентация по группам | 21.03 04.04 | ||
27 | Для чего нам отчество и фамилия. Беседа | 1 | Беседа, составление кластера; кроссворд | 11.04 | ||
28 | Словарные помощники | 1 | Исследовательская работа по созданию словарей | 18.04 | ||
29 | Словари по темам | 1 | Работа в группах: составление тематического словаря (грибы, растения, деревья, мебель…) | 25.04 | ||
30 | Иностранные словари. знакомство | 1 | Знакомство со словарями разных народов; шарады | 16.05 | ||
31 | Много слов похожих по значению | 1 | Поиск синонимов в текстах; составление собственных синонимических групп | 23.05 | ||
32 | Слова противоположные | 1 | Поиск антонимов в текстах русских писателей | 28.05 | ||
33-34 | Итоговое занятие. Викторина | 2 | Викторина «В мире слов» | 30.05 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...