Дополнительная образовательная программа «Путешествуя, знакомимся.»
рабочая программа (1 класс) на тему
Главное назначение курса состоит в том, что данная программа способствует формированию направленного внимания, познавательного и коммуникативного мотивов; развитию мелкой моторики, внимания, памяти, логического и творческого мышления; развитию речи, коммуникативных навыков; воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvuya_znakomimsya.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Котовска Тамбовской области
Утверждаю
директор школы Н.В.Аверин
приказ № 269 от 30.08.12 г.
Рассмотрено и рекомендовано
методическим советом школы
(протокол №1 от 29.08.12 г.)
Дополнительная образовательная программа
«Путешествуя, знакомимся.»
(для детей 6-7 лет)
Срок реализации – 1 год
Программу разработала:
Пачина Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
Котовск 2012г.
Пояснительная записка
дополнительной образовательной программы
«Путешествуя, знакомимся»
1. Роль и место дисциплины | Главное назначение курса состоит в том, что данная программа способствует формированию направленного внимания, познавательного и коммуникативного мотивов; развитию мелкой моторики, внимания, памяти, логического и творческого мышления; развитию речи, коммуникативных навыков; воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим; обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов; укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства. Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания: |
2. Адресат | Программа предназначена для дошкольников, детей 6-7 лет |
3. Цели и задачи | Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка: положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность; создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи подготовительного курса: Формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей; образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; умений общаться со сверстниками и взрослыми; необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире. |
4. Специфика программы | Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по развитию дошкольника, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к ее осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа способствует формированию направленного внимания, интереса к художественной литературе, познавательного и коммуникативного мотивов; воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим; обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов; укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства. Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания: Занятия проводятся два раза в неделю Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки. В соответствии с логикой развития ребенка занятия имеют развивающий характер. Программа развития не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Ее цели — гармонизация эмоционального состояния; снятие нервно-психического напряжения; развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения; коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы; развитие мелкой моторики рук и координации движений. Концепция программы предполагает личностно-ориентированную модель системы обшего развития дошкольника. . |
5. Новизна программы | Программа «Путешествуя, знакомимся.» содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка в обществе, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Она включает в себя комплексные занятия для детей 6-7 лет, направленные на развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы. Благодаря всесторонне-развивающим занятиям происходит воздействие на все структуры мозга ребенка. Система занятий способствует формированию базовых понятий, составляющих ядро картины мира дошкольника, происходит преодоление детского эгоцентризма, закладываются предпосылки для успешного обучения детей. В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: |
6. Основные содержательные линии курса | 1) Развитие речи Формирование словаря. Звуковая культура речи. Связная речь. Знакомство с художественной литературой. 2) Логика и пространственное воображение Величина и геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве и во времени 3) Окружающий мир Что такое природа. Растительный мир. Животный мир. Неживая природа. Планеты, Земля, Солнце. Знакомство с литературой о природе. 4)Я изображаю окружающий мир Наши волшебные помощники. Художественные материалы и принадлежности. Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности. Окружающий мир в образах народного декоративного искусства. Восприятие художественного образа. |
7. Принципы программы | Концепция базируется на следующих принципах: |
8. Требования к результатам | Программа даёт возможность создания условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. По каждому из направлений курса планируется достижение следующих результатов: — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; --- правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение. 1) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к труду; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 2) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 3) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; 4) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; |
9. Формы организации учебного процесса | На занятиях могут применяться следующие методы работы: 1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Репродуктивный. 3. Частично-поисковый. 4. Проблемный. 5. Исследовательский. 6. Практический. 7. Методы стимулирования и поощрения. Формы организации учебного процесса: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, исследование, театрализация. Основная форма работы – групповая. |
10. Формы диагностики | анкетирование; тестирование; наблюдение; беседы. |
11. Объем и сроки изучения | Занятия проводятся в течение учебного периода 4 часа в неделю. 1.Развитие речи (24часа) 2 Логика и пространственное воображение(24часа) 3. Окружающий мир (24часа) 4. Я изображаю окружающий мир (20часов) 5. Я среди людей (4часа) |
Содержание
дополнительной образовательной программы
«Путешествуя, знакомимся»
Блоки программы. | Основные содержательные линии. |
1. Развитие речи (24часа) | Формирование словаря. Звуковая культура речи. Связная речь. Знакомство с художественной литературой. |
2 Логика и пространственное воображение ( 24часа) | Величина и геометрические фигуры. Простые базовые формы оригами. Осенние композиции. Базовая форма «Треугольник». Базовая форма «Воздушный змей». Базовая форма «Двойной треугольник». Базовая форма «Двойной квадрат». Ориентировка в пространстве и во времени. |
3. Окружающий мир (24часа) | Что такое природа. Растительный мир. Животный мир. Неживая природа. Планеты, Земля, Солнце. Знакомство с литературой о природе. |
4. Я изображаю окружающий мир (20часов) | Наши волшебные помощники. Художественные материалы и принадлежности. Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности. Окружающий мир в образах народного декоративного искусства. Восприятие художественного образа. |
6. Я среди людей (4часа ) | Знакомство. Поведение за столом. Поведение в гостях. Приветствие. Вежливая просьба. Поздравление и пожелание. Благодарность. Виноват – проси прощение. |
Учебно-тематический план по курсу:
дополнительной образовательной программы
«Путешествуя, знакомимся»
Тематическое планирование по курсу
«Логика и пространственное воображение»
№ занятия | Дата по плану | Дата факт. | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. | 1 | ||
2 | Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур | 1 | ||
3 | Понятие «Столько - сколько». | 1 | ||
4 | Закономерность. Квадрат. | 1. | ||
5 | Понятие «вначале», «потом». | 1 | ||
6 | Простые базовые формы оригами. | 1 | ||
7 | Игра «Что лишнее?» | 1 | ||
8 | Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части. | 1 | ||
9 | Сравнение фигур | 1 | ||
10 | Осенние композиции. Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. | 1 | ||
11 | Сравнение предметов. | 1 | ||
12 | Базовая форма «Треугольник». Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. | 1 | ||
13 | Базовая форма «Воздушный змей». Лебеди. Утка с утёнком. | 1 | ||
14 | Базовая форма «Двойной треугольник». Тропическая рыбка. Отделка модели. | 1 | ||
15 | Базовая форма «Двойной квадрат». Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум». | 1 | ||
16 | Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине. | 1 | ||
17 | Базовая форма «Конверт». Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. | 1 | ||
18 | Базовая форма «Рыба». Царевна-Лебедь. Пингвин. Композиция «Пингвины на льду». | 1 | ||
19 | Базовая форма «Дверь». Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». | 1 | ||
20 | Понятия: выше, ниже, сверху, снизу. | 1 | ||
21 | Понятия: длинный, короткий, узкий, широкий. | 1 | ||
22 | Сравнение предметов. Деление квадрата на 4. 8 частей. | 1 | ||
23-24 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. | 2 |
Тематическое планирование по курсу
“Развитие речи ”.
№ занятия | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Звучащий звук. Различие в артикуляции гласного и согласного звуков. | 1 | ||
2 | Работа с картиной «Лес» | 1 | ||
3 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | 1 | ||
4 | Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок» | 1 | ||
5 | Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. | 1 | ||
6 | Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. | 1 | ||
7 | Игра «Да - нет» | 1 | ||
8 | Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста. | 1 | ||
9 | Звуки в начале слова. Игра «Чей звук?» | 1 | ||
10 | Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка. | 1 | ||
11 | Соотношение слова и картинки, составление слов. | 1 | ||
12 | Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза» | 1 | ||
13 | Разучивание скороговорки. | 1 | ||
14 | Рассказ-описание любимого героя из мультфильма. | 1 | ||
15 | Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка». | 1 | ||
16 | Разучивание стихов А.Барто «Игрушки». | 1 | ||
17 | Составление слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф) | 1 | ||
18 | Игра «Что лишнее?» | 1 | ||
19 | Инсценирование сказки «Теремок» | 1 | ||
20 | Составление предложений по картине. | 1 | ||
21 | Слова противоположные по смыслу. Беседа по картине «В цирке» | 1 | ||
22 | Составление рассказа по картине «Весна». | 1 | ||
23 | Составление описательного рассказа о своём городе. | 1 | ||
24 | Инсценирование РНС «Репка» | 1 |
Тематическое планирование по курсу
“ Окружающий мир ”.
№ занятия | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Знакомство с живой и неживой природой. | 1 | ||
2 | Дикие и домашние животные | 1 | ||
3 | Деревья лиственные и хвойные | 1 | ||
4 | Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует» | 1 | ||
5 | Осень пришла. Приметы осени. | 1 | ||
6 | Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | 1 | ||
7 | Профессии людей. | 2 | ||
8 | Детские забавы. Разучивание игр. | 1 | ||
9 | Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. | 1 | ||
10 | Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» | 1 | ||
11 | Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы. | 1 | ||
12 | Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса). | 1 | ||
13 | Какие бывают рыбы. | 1 | ||
14 | Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». | 1 | ||
15 | Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей. | 1 | ||
16 | Животные жарких стран | 1 | ||
17 | Кто нас лечит. Какие бывают врачи. | 1 | ||
18 | Ягоды. Кустарники. | 1 | ||
19 | Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | 1 | ||
20 | Транспорт. Виды транспорта. | 2 | ||
21 | Моя Родина - Россия. Столица - Москва. Мой город Котовск. | 1 | ||
22 | Праздник «В гостях у Берендея». | 1 |
Тематическое планирование по курсу
“ Я изображаю окружающий мир ”.
№ занятия | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Рисование на тему «Я и моя семья» | 1 | ||
2 | Вырезание ёлочки. Знакомство с ножницами. Правила безопасного обращения. | 1 | ||
3 | Лепка из пластилина «Фрукты и овощи» | 1 | ||
4 | Цвет(нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка. | 1 | ||
5 | Аппликация. Составление осеннего букета из листьев. | 1 | ||
6 | Рисуем героев сказки А.Толстого «Золотой ключик» | 1 | ||
7 | Аппликация «кораблик» | 1 | ||
8 | Лепка из пластилина посуды. | 1 | ||
9 | Рисуем насекомых. Бабочка | 1 | ||
10 | Вырезание из бумаги снежинок. | 1 | ||
11 | Рисование животных по трафарету. Штриховка. | 1 | ||
12 | Вырезание рыб для «аквариума». | 1 | ||
13 | Рисуем любимого героя из мультфильма. | 1 | ||
14 | Лепка морских животных(кит) | 1 | ||
15 | Работа с трафаретом. Штриховка. | 1 | ||
16 | Лепка из пластилина(жираф) | 1 | ||
17 | Аппликация «кисть винограда» | 1 | ||
18 | Рисование гриба по образцу с заданием. | 1 | ||
19 | Аппликация «букет цветов» | 1 | ||
20 | Составление узора из геометрических фигур. | 1 |
Тематическое планирование по курсу
«Я среди людей»
№ занятия | Содержание программного материала | Кол-во часов | ||
1 | Я и общество. Правила поведения за столом. | 1 | ||
2. | Порядок в твоей комнате. У каждой игрушки своё место. | 1 | ||
3. | Настроение людей. | 1 | ||
4. | Я и общество. Правила поведения в театре, цирке. | 1 |
Методическое обеспечение
дополнительной программы.
Основными формами организации деятельности детей являются общение и игра, которые позволяют сделать занятия радостными и полезными.
Формы работы с детьми включают:
- теоретические (беседы, рассказы, чтения, игры духовно-нравственного содержания);
- практические (поведение праздников, экскурсий, малоподвижные сюжетно-ролевые игры, интегрированные уроки).
Методы обучения
- игровые (игры на тему нравственного выбора, малоподвижные игры, развивающие игры);
- словесные (беседы с элементами диалога, рассказы, чтение литературных произведений, потешек, поговорок, пословиц, разгадывание загадок);
- наглядные (показ иллюстраций);
- практические (раскрашивание рисунков, лепка из пластилина, изготовление поделок к праздникам, разучивание стихов);
- репродуктивные (запоминание детьми готовой информации);
- музыкальные (разучивание песен).
Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.
По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.
Список литературы.
Литература для педагога:
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,2011.
Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2010.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное развитие детей. — М.: Сентябрь, 2012.
Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники).–Санкт-Петербург,2010.
Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2011
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Санкт-Петербург,2010.
М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем.–Москва, 2004.
М.Н.Ильина. Развитие ребенка.–Санкт-Петербург, 2004.
Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.
Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа с элементами экологии "Путешествие по Ленинградской области" для младших школьников
Данная программа относится к программам духовно-нравственной направленности.Цели программы:- познакомить учащихся с историко-культурным наследием Ленинградской области,- сформировать черты патриотизма...
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Путешествие матрешки по России» 2017-2018 учебный год
Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Путешествие матрешки по России» 2017-2018 учебный год...
Дополнительная общеразвивающая программа «Давайте знакомиться! Английский язык» для учащихся 1-х классов, 36 часов
Общеразвивающая программа «Давайте знакомиться! Английский язык» предназначена для учащихся младшего школьного возраста (7-8 лет), желающих заниматься английским языком.Актуальность с...