Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Якушева Валентина Николаевна

Программа внеурочной деятельности по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

Программа учебного курса внеурочной деятельности « Тайны русского языка » разработана в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6», на основании авторской программы  Винокурова Н. К. «Развиваем способности детей».

Данная программа рассчитана на учащихся  7-11 лет. Занятия проводятся в  1-4 классах один раз в неделю. Общий объём занятий составляет 33 (34) часа за 1 год  обучения  

1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1 класс

  1. Самые дорогие и добрые слова (10 часов)

Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка.

Слова грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные.

Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной край Кузбасс, родной город Ленинск-Кузнецкий…

Праздник «День Вежливости».

  1. Чудесные превращения слов (10 часов)

Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.

Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница».

Праздник «Путаница».

  1. Звуки в слове (10 часов)

Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.

Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

  1. Тематические группы слов (3 часа)

Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.

Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и др.

Звучащее слово: П.Башмаков «В понедельник», Л.Дружинина «Собирайтесь»,О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева «Загадки»,В.Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др.

КВН «Кто в какой группе?»

                                                                   2 класс

  1. Мир полон звуков (6 часов)

  Звуки речи (гласные- ударные и  безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Роль ударения в словах. Междометия, предлоги, союзы, местоимения, частицы.

Игры «Ох! и Ах!», «Он, она, оно, они», «Пятый лишний», «Составь слово», «Вставьте буквы», «Какие слова», «Переставленные буквы», «Отгадайка», «Перекрёсток», «Помогите Леночке», «Узелки на память», «Незнакомое слово» и др.

Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др.

  1. Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)

Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита. Устная и письменная речь и ее происхождение. Тайны и загадки русской графики. Страницы древних книг.

Игры «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.

  1. Всему название дано (5 часов)

Сколько слов в русском языке. Словари сокровища языка. Рождение слова.

Игры «Ключ», «Мир», «Худой», «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.

  1. Как делаются слова (7 часов)

  Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в словах, в том числе с чередующимися согласными. Сложные слова.

  Игры «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами».

  1. Секреты правильной речи (11 часов)

Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова. Новые слова. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Фразеологические обороты.  

Игры ««Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.

Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

                                                                   3 класс

  1. В царстве слов (18 часов)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

  Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

  Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

  Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

  Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

  Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

  Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

  Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

2.В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

3.В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

4.Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

5.Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

6.Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

7.Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

8.Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

9.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

10.Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

11.КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

                                                             4 класс

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.  Правильная постановка ударений в словах.

Лексикология (27 часов)

    Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов». Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов». Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».  Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов   Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».  Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

  Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы»  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов . Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем. Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.         

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. 1. Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» направлены на готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

- Гражданско - патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

- Духовно-нравственного воспитания:

признания индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

- Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям т творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности

- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью

- Трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, отвественое потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

- Экологического воспитания:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред

- Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

2.2.  Метапредметные результаты освоения программы направлены на:

2.2. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного  педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы  

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель. планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информационную в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)

готовить небольшие публичные выступления

подбирать иллюстрированный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою част работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

2.2. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудачи учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

2.3. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности должны обеспечить:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

                3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

Самые дорогие и добрые слова

10

1

Вводное занятие.  Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка.

1

Путешествие

2

Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…

1

Игра

3

Волшебные слова. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах                                                          

1

Игра

4

О самых дорогих словах.

1

Конкурс

5

Важные слова. Сказка «Игры гномов», «Только хорошее».

1

Игра

6

Важные слова. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

1

Театрализация

7

Важные слова. Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка.

1

Игра

8

Добрые слова. Игра «Доброе – злое».

1

Игра

9

Добрые слова. Парад Добрых слов.

1

Игра

10

Праздник «День Вежливости».

1

Праздник

Чудесные превращения слов

10

11

Чудесные превращения слов. .Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»…

1

Игра

12

Чудесные превращения слов. Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась»

1

Игра

13

Чудесные превращения слов.  Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»…

1

Игра

14

Чудесные превращения слов. Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово»

1

Игра

15

Чудесные превращения слов . Игра в слова.

1

Игра

16

Чудесные превращения слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова

1

Игра

17

Чудесные превращения слов.  Игры «Флот помог», «Телефон»…

1

Игра

18

Чудесные превращения слов. Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

1

Театрализация

19

Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».

1

Игра

20

Чудесные превращения слов. Праздник «Путаница»

1

Праздник

Звуки в слове

10

21

Звуки в слове. Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»

1

Игра

22

Звуки в слове. Игра с мячом «Продолжи слово».

1

Игра

23

Скороговорка в ребусе. Сценка «Кто лишний».

1

Театрализация

24

Звуки в слове. Игра «Найди заблудившуюся букву».

1

Игра

25

Звуки в слове. Игра «Лесная школа».

1

Игра

26

Звуки в слове. Скороговорки, поговорки. Игра «Узнай пословицу или поговорку по её перевёртышу».

1

Игра

27

Считалки.  Весёлый аттракцион «Доскажи словечко».

1

Игра

28

Звуки в слове. Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

1

Театрализация

29

Звуки в слове. Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

1

Конкурс

30

Звуки в слове. Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

1

Театрализация

Тематические группы слов

3

31

Группировка слов по темам. Темы: дикие животные , домашние животные. Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?»

1

Игра

32

Группировка слов по темам: растения, животные, времена года. Игры «Растения», «Животные», «Времена года» .

1

Игра

33

КВН «Кто в какой группе?»

1

КВН

Итого:

33

2 класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

Мир полон звуков

6

1

Звуки вокруг нас. Звуки речи (гласные- ударные и  безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

1

Путешествие

2

Игры «Составь слово», «Угадайка»

1

Игра

3

Полоса препятствий. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

1

Игра, театрализация

4

Рисуем звуками. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

1

Игра

5

Трудности словесного ударения. Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».

1

Игра

6

Трудности словесного ударения. Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».

1

Игра

Азбука, прошедшая сквозь века

5

7

Буквы старые и новые. Русская азбука или алфавит. История происхождения алфавита.

1

Театрализация

8

Так считали наши предки. Игры «Язык», «Колокольчик».

1

Игра

9

Страницы древних книг. Игры «Носы и хвосты», «Морж».

1

Игра

10

Живая и веселая буква алфавита.

1

Игра

11

Загадки русской графики. Страницы древних книг.

1

Практика

Всему название дано

5

12

Рождение языка

1

Путешествие

13

Сколько слов в языке. Как и почему появляются новые слова?

1

Игра

14

Имена, имена, имена…

1

Игра

15

Увлекательные истории о самых простых вещах

1

Путешествие

16

Словари - сокровища языка

1

Практика

Как делаются слова

7

17

Слова «готовые» и «сделанные»

1

Путешествие

18

«Дальние родственники»

1

Игра

19

Есть «родители» у слов? Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний».

1

Игра

20

Внимание, корень! Правильные корни и корни-уродцы.

1

Игра

21

Такие разные суффиксы . «Смыслиночки» суффиксов.

1

Игра

22

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить». Игра «Образуй слова».

1

Игра

23

Что нам стоит слово построить

1

Игра

Секреты правильной речи

11

24

Словарное богатство русского языка

1

Игра

25

Вместе и врозь

1

Театрализация

26

Выбираем точное слово. Игры ««Второе название животного», «Назови по-другому».

1

Игра

27

Одно или много

1

Игра

28

Когда у слов много общего

1

29

Снова одинаковые, но разные. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

1

Игра

30

Когда значения спорят.

1

Игра

31

«Местные жители» и «иностранцы». Знакомство с заимствованными словами.

1

Игра

32

«Местные жители» и «иностранцы». Знакомство с заимствованными словами.

1

Театрализация

33

Выбор фразеологизма речи. Фразеологические обороты.  

1

Игра

34

Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

1

Игра

                                                                                             Итого:

34

                               

3 класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

В царстве слов

34

1

Сказочное царство слов.   Беседа о красоте и богатстве народной речи.

1

Теоретическая

2

Путешествие в страну Слов. Конкурс на знание пословиц и поговорок

1

Игра-путешествие

3

Происхождение слов.

1

Теоретическая

4

Чудесные превращения слов. Игра «Слова- братья».

1

Игра

5

Чудесные превращения слов.

1

Игра

6

В гостях у слов- родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов.

1

Теоретическая

7

Конкурс «Непонятные слова». Выбор из текста древних слов.

1

Практическая

8

Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?».

1

Игра

9

Слова  - пришельцы. Беседа «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

1

Игра

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Игра

11

Новые слова в русском языке.

1

Игра

12

Новые слова в русском языке.

1

Игра

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

Теоретическая

14

Слова – друзья (синонимы). . Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова»

1

Игра

15

Слова – друзья (синонимы). Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

1

Теоретическая

16

Слова- антонимы. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».

1

Практическая

17

Слова- близнецы  (омонимы). Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

1

Практическая

18

Крылатые слова (фразеологические оборот). Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  

1

Теоретическая

19

В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки».

1

Игра

20

В королевстве ошибок. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

1

Игра

21

В стране Сочинителей. Беседа о рифмах. Работа с загадками.

1

Теоретическая

22

В стране Сочинителей. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

1

Пратическая.

Конкурс

23

Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие»

1

Игра

24

Искусство красноречия. Викторина «Что кроется в слове?»

1

Игра -викторина

25

Праздник творчества и игры. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

Игра

26

Трудные слова. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант.

1

Практическая

27

Трудные слова. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

1

Практическая

28

Анаграммы и  метаграммы. Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

1

Игра

29

Анаграммы и  метаграммы.

1

Игра

30

Шарады и логогрифы.

1

Игра

31

Шарады и логогрифы. Иллюстрирование  слов- ответов.

1

Игра

32

Откуда пришли наши имена. Творческая работа «Нарисуй свое имя».

1

Практическая

33

Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

1

Игра

34

КВН по русскому языку. «Вас приглашает царица Грамматика.»

1

КВН

Итого:

34

4 класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

Фонетика и орфоэпия      

7

1

Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения.

1

Теоретическая

2

Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

1

Теоретическая

3

Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции.

1

Практическая

4

Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».

1

Теоретическая

5

Игра «Пиши и произноси правильно»

1

Игра

6

Волшебные превращения, или рассказ о том, как буквы прочили невнимательного школьника.

1

Игра

7

Мозговой штурм « Секреты орфографии»

1

Конкурс

Лексикология

27

8

Имена вещей. Знакомство с   термином «лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

1

Практическая

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Практическая

10

В царстве смыслов много дорог. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

1

Практическая

11

Как и почему появляются новые слова?

1

Игра

12

Многозначность слова. Игра «Прямое и переносное значение слов».

1

Игра

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Теоретическая

14

Об одном и том же - разными словами. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

1

Игра

15

Как возникают названия. Понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

1

Практическая

16

Слова – антиподы. Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах».

1

Теоретическая

17

Фразеологические обороты. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

1

Практическая

18

Словари «чужих» слов. Понятие «устойчивые обороты».

1

Игра

19

Капитан и капуста. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

1

Групповая

20

«Он весь свободы торжество». Языковые особенности произведений А. С. Пушкина.

1

Путешествие

21

Мы говорим его стихами. Понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С.Пушкина.

1

Практическая

22

Слова, придуманные писателями. Понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  

1

Практическая

23

Слова уходящие и слова – новички. Виды неологизмов и виды архаизмов.

1

Практическая

24

Словарь языка Пушкина. Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря.

1

Теоретическая

25

Смуглая Чернавка. Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина

1

Теоретическая

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

1

Теоретическая

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

1

Теоретическая

28

Какой словарь поможет избежать ошибок? 

1

Практическая

29

Словарь- грамотей. Беседа о значении орфографического словаря.

1

Теоретическая

30

Научная этимология. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».

1

Практическая

31

Какие бывают имена? Знакомство с наукой «ономастика», с   традиционными кличками животных на Руси.

1

Групповая

32

Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

1

Практическая

33

Отчество и фамилия. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

1

Теоретическая

34

Интеллектуально – развлекательная игра «Точка, точка, запятая… »

1

Игра

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...