Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Земцова Елена Николаевна

     Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

     Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь»

    Программа разработана в соответствии с ООП НОО, учебным планом  МАОУ НОШ № 53.

    На изучение курса внеурочной деятельности, согласно учебному плану школы, выделяется  135 часов.  В 1  классе - 33 часа.

1. Планируемые результаты освоения программы

Представленная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных  результатов.

Личностные результаты

   - формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

-  приобретение познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

   - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

   - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

   -  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

           Ученик  научится:

- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;  

     - работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

Ученик получит возможность научится:

– выбирать тему исследования, структуру исследования;

– видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов.

2.  Содержание программы

Что такое исследование? - 1ч.

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

Как задавать вопросы? – 2 ч.

Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку).  – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Развитие  наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Составление плана для выполнения задания (алгоритм). Развитие  речи учащихся.

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.

Знакомство с понятием «проблема». Развитие  речи, умения видеть проблему.

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.

Выявление в игровой форме  причины  и следствия.

Развитие  умения правильно задавать вопросы.

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.

Выдвижение гипотез.

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.- 1ч.

Заочная экскурсия в прошлое.

Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Мотивация своего   выбора. Отстаивание своей точки зрения. Аргументы.

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Построение  схемы «Дерево Паук».

Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч.

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

1

Что такое исследование?

1

Знакомятся со знаниями, умениями и навыками необходимыми в исследовательской работе.

2-3

Как задавать вопросы?

2

 Тренируются  подбирать вопросы по теме исследования.

4-5

Как выбрать тему исследования?

2

 Знакомятся с понятием «тема исследования». Выполняют задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

6

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

1

 Подбирают литературу на заданную тему.

7-8

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

2

Знакомятся с различными информационными справочниками Подбирают литературу на заданную тему.

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

Выявляют в игровой форме  причину  и следствие. Тренируются правильно задавать вопросы.

11-12

 Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

Составляют  план для выполнения задания (алгоритм). Работают в группе.

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

2

Знакомятся  с понятием «проблема».

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

2

Учатся выдвигать гипотезы. Тренируются  подбирать вопросы по теме исследования.

17-18

 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

2

Учатся выдвигать гипотезы. Тренируются   задавать  вопросы по теме исследования.

19

 Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

1

Заочная виртуальная  экскурсия в прошлое.

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

2

Мотивируют  свой   выбор и  точку зрения. Подбирают аргументы.

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

2

Знакомятся с понятием «аннотация». Выбирают книги по интересам. Составляют  аннотацию  по прочитанной книге.

24-25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2

Тренируются в построение  схемы «Дерево Паук».

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

2

Выполняют  практическая работу. Игра «Найди задуманное слово».

28-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

2

Самостоятельно работают над проектом. Готовятся  к публичной защите

31-32

Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

2

Выступают перед одноклассниками и родителями. Презентуют свои проекты.

33

Промежуточная аттестация. Коллективная творческая работа

1

Работают над умением анализировать и делать выводы, подбирать материал, взаимодействовать в коллективе

4. Формы и средства контроля знаний:

- текущий контроль – наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль, фронтальная беседа, творческая работа

- итоговый контроль  - коллективная творческая  работа

5. Учебно - методическое  обеспечение программы

1.        Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

2.        Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

3.        Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.

4.        М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.    Практическое пособие для учителей начальных классов.

5. Интернет  - ресурсы

Учебное оборудование:

  • технические средства (проектор, ноутбуки, принтер, сканер, цифровые микроскопы, лаборатории Корнельсон)
  • учебные  (столы, доска)
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии.

  1. Список  литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Издательство "Просвещение"

  1. Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.        Задачи программы:ü формировать представление об исслед...