Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
статья по теме
Концепция нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечает, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». Современная жизнь ставит новые требования: умение видеть проблемы, принимать их и самостоятельно находить способы решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_10.01.2018.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей начальных классов МБО «СОШ №14» г. Сергиева Посада Московской области
10.01.2018г.
Учитель начальных классов Скрипкина Елена Михайловна
Тема: « Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.»
В середине девяностых годов
архимандрита Кирилла (Павлова) спросили:
«Батюшка, возможно ли возрождение нашей страны?»
После длительной паузы батюшка ответил:
«Надо поднять нравственность.
Только тогда можно говорить о возрождении России.»
В наше время общество пришло к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества. Сегодня всё больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания и поиска путей, оптимизирующих этот процесс.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
На пути духовно-нравственного воспитания самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В содержание работы закладывается огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами учебников разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
На уроках русского языка и литературного чтения закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово формирует душу ребёнка . На уроках пишем сочинения – рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Программа по «Литературному чтению» позволяет юным читателям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, просмотр мультфильмов и детских кинофильмов помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме и интернационализме.
На уроках музыки формируется общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Среди важнейших направлений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства можно выделить следующие значимые темы. Родина моя — Россия. Искусство — это особый мир прекрасного. Природе принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника — помочь увидеть эту красоту. Обучающиеся изучают полотна И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Л.В. Поленова, И.Э. Грабаря и др. и учатся понимать, давать эмоциональную оценку шедеврам искусства. Встречи с художниками Сергиева Посада обогащают духовное восприятие окружающей жизни.
Основное содержание предмета ОПК составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения
Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.
Эта работа ведётся по 5 направлениям.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни.
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности на уроках и во внеурочной деятельности, которая формирует гражданина своей Родины.
Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Одной из форм - является экскурсия. Экскурсии по Клементьевскому посёлку, лектории в музее, занятия в библиотеке Клементьевского посёлка, поездки в Абрамцево, Переславль-Залесский, в Москву,…
В рамках Федерального Государственного стандарта эта работа позволяет познакомить детей с историей и особенностями родного края, русскими народными традициями, помогает каждому ребёнку стать всесторонне развитой личностью, воспитывает любовь к Родине.
За много лет работы у нас сложились традиции. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа.
Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
Патриотическое воспитание является частью духовного – нравственного воспитания.
Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.
Ежегодно проводятся уроки мужества:
«День защитника Отечества»
«День Победы»
К Великой Победе проводится выставка рисунков учащихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение, для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день, у меня, как у классного руководителя, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские лектории, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Приглашаю родителей, бабушек, дедушек на совместные проекты. С каким интересом ребята узнают о том, как подшить валенки, связать верёвочку, заплести косички, приготовить и украсить салат, и т.д… Большой восторг вызывает посещение мастер-классов в ресторане. Где дети сами расписывают пряники, готовят салаты, вареники, суши,…
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Традиционным стало проведение совместных праздников: «Новый год», «Масленица», «Никто не забыт и ничто не забыто». Новогодний поход в Радонеж был долгожданным праздником и взрослых, и детей. Огромное спасибо Дурновой Галине Николаевне и компании. Этот праздник для детей мы проводили вместе с родителями, которые готовили угощения, принимали участие в конкурсах, играх, викторинах. На Масленицу родители вместе с детьми готовили не только блины и угощения, но и конкурсы. Ко Дню Великой Победы папа Стрельниковой Аниты рассказал о работе поискового отряда, которым он руководит. С каким интересом ребята рассматривали подлинные экспонаты и фотографии раскопок, смотрели фильм, слушали рассказы о подвигах бойцов.
И в заключении, я соглашусь с тем, что постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. Детям важно, чтобы взрослые показали им путь, который поможет определит им жизнь. Поможет выбрать Свет, а не тьму. От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, в которой рядом радость и сострадание счастье и горе. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Используемая литература
Круглова Т.Е. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(31).pdf (дата обращения: 10.01.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...