Рабочая программа кружка "Музейное дело"
рабочая программа на тему

Калугина Светлана Анатольевна

Данная прогамма предназначена для ведения краеведческой работы в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Лямбирский Дом детского творчества»

Лямбирского муниципального района РМ

Принята на заседании                                «Утверждаю»

педагогического совета                                Директор

от «___» ___________2018г.                        МКУ ДО «Лямбирский ДДТ»

Протокол № ________                                ____________Г.Ш. Алукаева

«____» _______________2018 г.

Лямбирского муниципального района РМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности

«Музейное дело»

Возраст обучающихся:11 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Калугина С.А.,

педагог дополнительного образования:

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  школьного кружка «Музейное дело»  составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса .

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната  – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.  

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 128 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю   по 45мин. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 11 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 15 человек

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать  творческие способности

- приобщать  школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать  чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

Теория

Практ.

Форма аттестации, контроля

Введение

2

1

1

1

Музей как институт социальной памяти  

2

2

2

Музейный предмет и способы его изучения

8

4

4

3

 Проведение научных исследований активом школьного музея

8

2

6

4

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

8

4

4

5

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

4

2

2

6

Составление тематико-экспозиционного плана.

4

4

7

Экспозиция школьного музея  

16

8

8

8

Работа с аудиторией

24

8

16

9

Изучение истории школьного музея

8

4

4

10

Историческое краеведение

12

4

8

11

Моя семья и родной край

12

4

8

12

Военно-патриотическая работа

8

4

4

13

Изучение истории школы

8

4

4

14

Подведение итогов

4

4

Защита научно-исследовательских работ

ВСЕГО:

128

128

Содержание программы

Введение (2ч)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Практические занятия

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции

 Музей как институт социальной памяти  (2ч)

          Происхождение музея. Музей античного мира., эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

 Музейный предмет и способы его изучения (8ч)

         Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Проведение научных исследований активом школьного музея (8ч)

      Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  (8ч)

        Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Экспозиция школьного музея  (16ч)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Работа с аудиторией (24ч)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

 Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Изучение истории школьного музея (8ч)

           Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея:  воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Историческое краеведение (12ч)

          Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Моя семья и родной край (12 ч)

Теоретические занятия (6 часов)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия 

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Военно-патриотическая работа (8ч)

         Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

         Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Изучение истории школы (8ч)

         Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы».

Подведение итогов (4ч)

         Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Формы организации учебных занятий.

 По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

 По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами  беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,  презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.  

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Основные виды деятельности:  познавательная, исследовательская.

 Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела/урока

Колич. часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата

план

Дата

факт

1

1

2

Введение. 

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции

1

1

беседа

 Музей как институт социальной памяти – 2 ч

2

1

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

1

презентация

Практическое задание

3

2

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

1

Лекция с элементами беседы

опрос

Музейный предмет и способы его изучения – 8 ч

4

1

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.

1

Беседа

практикум

опрос

5

2

Классификация музейных предметов.

1

беседа

опрос

6

3

Способы изучения музейных предметов.

1

беседа

опрос

7

4

«Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

1

беседа

опрос

8

5

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.

1

практикум

Практическое задание

9

6

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

1

практикум

Практическое задание

10

7

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

1

практикум

Практическое задание

11

8

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

1

практикум

Практическое задание

Проведение научных исследований активом школьного музея- 8 ч

12

1

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов.

1

исследование

Практическое задание

13

2

Другие способы комплектования фондов школьного музея.

1

практикум

Практическое задание

14

3

Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов..

1

беседа

опрос

15

4

Переписка, связанная с поисками материалов.

1

практикум

Практическое задание

16

5

Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах.

1

практикум

Практическое задание

17

6

Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин .

1

практикум

Практическое задание

18

7

8

Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

2

практикум

Практическое задание

 Фонды школьного музея  - 8 ч

19

1

Фонды школьного музея и их значение.

1

практикум

Практическое задание

20

2

Комплектование музейных фондов.

1

практикум

Практическое задание

21

3

4

Обменный фонд и фонд временного хранения.

2

22

5

Учёт музейных фондов.

1

практикум

Практическое задание

23

6

Хранение музейных фондов.

1

практикум

Практическое задание

24

7

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

1

практикум

Практическое задание

25

8

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

1

практикум

Практическое задание

 Экспозиция школьного музея - 16ч

26

1

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

1

презентация

Практическое задание

27

2

Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций.

1

беседа

опрос

28

3

Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.

1

Лекция с элементами беседы

опрос

29

4

Основные приёмы экспонирования музейных предметов

1

лекция

опрос

30

5

Экспозиционное оборудование

1

лекция

опрос

31

6

Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

1

беседа

опрос

32

7

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

1

Творческая лаборатория

Практическое задание

33

8

Культурно- образовательная деятельность музея.

1

Творческая лаборатория

Практическое задание

34

9

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций.

1

практикум

Практическое задание

35

10

Этапы создания экспозиции. Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления.

1

презентация

Практическое задание

36

11

12

13

14

Практические занятия

Подготовка концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения

4

практикум

Практическое задание

37

15

16

Обсуждение предложений и проектов

2

практикум

Практическое задание

Работа с аудиторией - 24ч

38

1

Понятие: аудитория школьного музея.

1

Лекция с элементами беседы

опрос

39

2

Разнообразие форм работы с аудиторией. 

1

беседа

Практическое задание

40

3

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

1

лекция

опрос

41

4

Виды экскурсий

1

беседа

опрос

42

5

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

1

Беседа

практикум

Практическое задание

43

6

Приёмы подготовки экскурсии

1

лекция

опрс

44

7

Правила подготовки текстов экскурсий

1

лекция

Практическое задание

45

8

Работа экскурсовода. 

1

Экскурсия в музеи г.Саранска

Практическое задание

46

9

Мастерство экскурсовода

1

лекция

опрос

47

10

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

1

беседа

Практическое задание

48

11

игра-экскурсия

1

практикум

Практическое задание

49

12

лаборатория

1

практикум

Практическое задание

50

13

интервью

1

практикум

Практическое задание

51

14

викторина

1

практикум

Практическое задание

52

15

Массовая работа музея.

1

беседа

опрос

53

16

17

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий,

2

практикум

Практическое задание

54

18

подготовка экскурсоводов;

1

практикум

Практическое задание

55

19

организация сменных выставок;

1

практикум

Практическое задание

56

20

проведение занятий на основе экспозиции музея.

1

практикум

Практическое задание

57

21

22

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме..

2

практикум

Практическое задание

58

23

24

Репетиции экскурсий

2

практикум

Изучение истории школьного музея -

59

1

Школьный музей как источник изучения родного края.

1

беседа

опрос

60

2

История создания школьного музея

1

Рассказ краеведа

тестирование

61

3

Профиль музея

1

62

4

Фонды и экспозиции школьного музея.

1

практикум

Практическое задание

63

5

Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

1

практикум

Практическое задание

64

6

Школьный музей как источник изучения родного края

1

беседа

Практическое задание

65

7

8

Практические занятия: поиск документов по истории школы

2

практикум

Практическое задание

Историческое краеведение - 12ч

66

1

Историческое краеведение как наука.

1

лекция

опрос

67

2

Объекты изучения.

1

лекция

опрос

68

3

Общественно полезный характер исторического краеведения

1

беседа

опрос

69

4

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

практикум

Практическое задание

70

5

Порядок ведения дневника исторических событий.

1

практикум

Практическое задание

71

6

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

практикум

Практическое задание

72

7

Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее.

1

практикум

73

8

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

1

исследование

Практическое задание

74

9

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов;

1

практикум

Практическое задание

75

10

Подготовка пособий и материалов для школьного музея.

1

практикум

76

11

Изучение родного края.

1

77

12

Происхождение названий улиц города.

1

исследование

Практическое задание

Военно-патриотическая работа -

78

1

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

1

беседа

опрос

79

2

Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны.

1

Встречи с ветеранами ВОВ

Практическое задание

80

3

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1

Экскурсия в музей Боевой славы г. Саранска

Выставочный просмотр

81

4

Встречи с участниками войны и ее очевидцами.

1

Встречи

82

5

Ученики школы – защитники Отечества.

1

встречи

Практическое задание

83

6

сбор материалов для школьного музея

1

беседа

Практическое задание

84

7

подготовка временных выставок

1

беседа

Практическое задание

85

8

Подготовка рефератов

1

беседа

Практическое задание

 Изучение истории школы – 8 ч

86

1

Основные события в жизни школы.  

1

практикум

Практическое задание

87

2

Учителя школы.

1

беседа

опрос

88

3

4

История деятельности пионерской и комсомольской организаций.

2

презентация

опрос

89

5

Практические занятия: поиск и обработка документов.

1

практикум

Практическое задание

90

6

7

8

Создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы».

3

практикум

Практическое задание

Подведение итогов -

91

Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом.

4

практикум

Защита исследовательских работ

Организация отчетной выставки.

                                            Итого:               128 часов

Заключение.

Музейная        педагогика        дает        возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

   Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Методическое обеспечение

Оборудование

  1. Электронные диски с видео записями и презентациями
  2. Сайты Интернет

Дидактический материал

Архивный материал

Тесты

Фрагменты источников

Статистические данные

Анкеты и опросники

Список литературы:

Используемая литература:

Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа трудового обучения по профилю "Столярное дело" 4 класс

Пояснительная записка.Настоящая программа предусматривает целью подготовки обучающихся, воспитанников к освоению основных владений простейшими приемами обработки древесины (пиление соединение на...

Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г

тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...

Рабочие программы по внеурочной деятельности. Кружок "Я все умею делать сам" 3 класс

Рабочая программа кружка "Я все умею делать сам" 3 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доброе дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. Социальное направление...

Рабочая программа "Делай добрые дела"

Рабочая программа внеурочной деятельноси начального образования художественного - эстетического направления "Делай добрые дела"  (1 - 4) срок реализации 4 года.  Данная программа р...

Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....