Рабочая программа трудового обучения по профилю "Столярное дело" 4 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме
Пояснительная записка.
Настоящая программа предусматривает целью подготовки обучающихся, воспитанников к освоению основных владений простейшими приемами обработки древесины (пиление соединение на клею и гвоздях, отделка), сборка изделий из деталей конструктора, работа с картоном, бумагой,
проволокой.
Основная задача на начальном этапе - развитие интереса к творческому труду, воспитание усердия и усидчивости, владение приемами разметки с помощью миллиметровой линейки , коррекция долговременной памяти, наглядно-действенного мышления. К специфическим задачам обучения труду на начальном этапе относится максимально возможное исправление недостатков развития личности школьника с помощью вовлечения детей в творческий процесс создания общеполезных изделий.
Нормативно-правовые документы:
I 1. Положение о специальной (коррекционной) школе.
2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Vill вида. Издательство "Владос" 2000г.
Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания программы по столярному делу и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.
Региональный компонент отражен в содержании заданий.
Региональный учебный план по программе - 4 часа в неделю = 136 часов (столярное дело).
И Комплект учебников и учебных пособий для обучающихся:
1. Б.А. Журавлев "Столярное дело" Москва "Просвещение" 1987 г. Вспомогательная школа.
2. В.И. Куленек, В.В. Коваленко "Дидактический материал по трудовому обучению" Москва "Просвещение" 2000г.
Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 54.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА Г. ДОНЕЦКА
Рабочая программа трудового обучения по профилю "Столярное дело"
4 класс
Составитель: Мелихова Г.А.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предусматривает целью подготовки обучающихся, воспитанников к освоению основных владений простейшими приемами обработки древесины (пиление соединение на клею и гвоздях, отделка), сборка изделий из деталей конструктора, работа с картоном, бумагой,
проволокой.
Основная задача на начальном этапе - развитие интереса к творческому труду, воспитание усердия и усидчивости, владение приемами разметки с помощью миллиметровой линейки , коррекция долговременной памяти, наглядно-действенного мышления. К специфическим задачам обучения труду на начальном этапе относится максимально возможное исправление недостатков развития личности школьника с помощью вовлечения детей в творческий процесс создания общеполезных изделий.
Нормативно-правовые документы:
I 1. Положение о специальной (коррекционной) школе.
2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Vill вида. Издательство "Владос" 2000г.
Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания программы по столярному делу и требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учетом регионального компонента и особенностей школы.
Региональный компонент отражен в содержании заданий.
Региональный учебный план по программе - 4 часа в неделю = 136 часов (столярное дело).
И Комплект учебников и учебных пособий для обучающихся:
1. Б.А. Журавлев "Столярное дело" Москва "Просвещение" 1987 г. Вспомогательная школа.
2. В.И. Куленек, В.В. Коваленко "Дидактический материал по трудовому обучению" Москва "Просвещение" 2000г.
Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ
№ | Содержательные линии. | Кол-во | Педагогические средства, | Коррекционно-развива | Проблемы, возникаю- | Педагогический |
часов | технологии, их решения | ющие задачи | щие при изучении темы | мониторинг | ||
I | Безопасность труда на рабочем | - Элементы педтехнологий на | Развитие слухового | Сложность восприятия | Зачет | |
месте. | основе личностной ориентации педагогических процессов (педа гогика сотруднечества, гуман- | восприятия, Совершенствование | специальных терминов. | |||
П | Работа с металлоконструктором. | но-личностная технология | двигательной функции | |||
Ш.А. Амонашвили) | рук. | |||||
ш | Элементы обработки древесины | Развитие познаватель- | Недоразвитость двига- | Самостоятельная | ||
ручным способом | - Элементы педтехнологий на основе эффективности управле- | ной деятельности учащихся. | тельной функции рук, неаккуратность. | практическая работа. | ||
IV | Работа с бумагой и картоном. | ния и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, индивидуали зации обучения) | Совершенствование поз навательной деятельности учащихся. | Слабое развитие мелкой моторики. | Практическая работа. Практическая работа, | |
V | Отделка изделий. | Развитие пространствен | Слабое развитие прост- | |||
- Элементы педтехнологий на основе поэтапного овладения | ного восприятия. Совершенствование дви гательной функции рук. | ранственного восприятия, мелкой моторики, глазомера. | ||||
VI | Самостоятельная работа | знаниями (Гальперин, Бабан- | Развитие логического | |||
ский). | мышления. Умение ориентироваться в задании по плану. | |||||
VII | Контрольная работа. | Развитие самостоятельности. | Зачет. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
Кол - во | Понятийный | Практическая | Обязательный | Возможность | Для | ||||||||||
№ | ТЕМА | часов | Дата | аппарат (словарь) | деятельность | минимум знаний и умений | углубления | сниженного уровня | |||||||
I четверть. | |||||||||||||||
I | Вводное занятие. | Действия в случае пожа | Профессии столяра | Объяснить зна- | |||||||||||
Беседа о профессии столя ра. Инструктаж по ТБ Оборудование мастерской | ра и непредвиденных си туаций. | чение терминов | |||||||||||||
Правила поведения и рабо ты в мастерской. | Пиление, забивание гвоздей. | Правила поведения и работы в мастере кой. | |||||||||||||
II | Назначение | Металлический кон | Рассмотреть детали ме- | Для чего служит | Самостоятель- | ||||||||||
конструктора. | струкгор, полоса, уголок, гайка, винт | таллического конструктора. | конструктор | ное планирова ние работы. | |||||||||||
Детали металлического конструктора | плита, скоба, шайба шпилька, отвертка, гаечный ключ. | Рассмотреть детали кон структора. | |||||||||||||
Инструменты для сборки, | Сборка простейших сое | Собирать простей | Изготовление | ||||||||||||
отвертка гаечный ключ. | динений с помощью вин | шие соединения. | по образцу, | ||||||||||||
- | та и гайки. | ||||||||||||||
Правила безопасной | ТБ при работе кон- | Объяснить зна- | Владение мини | ||||||||||||
работы. | структором | чение терминов * | мум терминов | ||||||||||||
Изделия из металлоконст- | Сборка изделия | Работать инстру- | |||||||||||||
руктора. | ментом. | ||||||||||||||
III | Пиление в стусле с ограничением. | Древесина, ствол де рева, брусок, деталь сечение бруска, вер | |||||||||||||
1 | Материалы, инструменты | стак, стусло, ножов | Разложить бруски по | Показать основные | Самостоятель- | ||||||||||
и приспособления. | C | ка, зубья пилы, шли | виду сечения. | части стусла, части | но планировать | ||||||||||
фовальная шкурка, зачистка, заусенцы, | ножовки. | работу. | |||||||||||||
2 | Пиление древесины попе | щетка, древесная | Изготовить из бруска | Правила безопасной | Самостоятель- | Изготовление | |||||||||
рек волокон. | пыль, водная краска кисточка, клеенка. | прямоугольного сечения 20x40мм детали дли ной 40x80x120мм | работы ножовкой | но планировать работу. | детали с по-мощьюучителя | ||||||||||
3 | Зачистка деталей шлифо- | Зачистить шкуркой по- | Работать шлифова | Изготовление | |||||||||||
вальноЙ шкуркой. Окраска деталей, | верхность деталей | льной шкуркой. | деталей по образцу. | ||||||||||||
4 | Разметочный инструмент: | Отсчитать длину отрез- | 1м- 100см | ||||||||||||
линейка миллиметровая | ка по линейке. | 1см -10мм | |||||||||||||
1м- 1000мм Измерять длину деталей | |||||||||||||||
5 | Разметка деталей по шаб | Разметить деталь по | Размечать детали по | Изготовление | |||||||||||
лону и линейке. | шаблону | шаблону | деталей по шаб лону с помощью учителя. | ||||||||||||
6 | Разметка деталей строи- | Разметить брусок по | Правила разметки | Ориентировка | |||||||||||
тельного материала с ост |
| длине на 40, 50,75, | по чертежу, | ||||||||||||
рыми углами и круглой формы. | 120мм | ||||||||||||||
7 | Пила лучковая. ТБ при ра боте лучковой пилой. | Пиление в стусле. | ТБ при работе лучковой пилой. | Объяснить зна чение терминов | |||||||||||
8 | Изготовление деталей | Разметить заготовку. | Правила разметки. | ||||||||||||
строительного материала | Пиление детали цилинд | ТБ при пилении. | |||||||||||||
рической формы. | |||||||||||||||
9 | Изготовление деталей из | Изготовить детали стро | Правила разметки. | Самостоятель | Изготовление | ||||||||||
брусков квадратного и | ительного материала из | ТБ при пилении | ное планирова | деталей по об | |||||||||||
прямоугольного сечения | брусков прямоугольно го и квадратного сече ния. | лучковой пилой. | ние работы | разцу. | |||||||||||
10 | Самостоятельная работа. | ||||||||||||||
Изготовление из бруска | |||||||||||||||
прямоугольного сечения 20x40 мм детали длиной 40, 80, 120,160мм. Окраска деталей. | |||||||||||||||
П четверть | 1 | 1 | |||||||||||||
I 1 | Вводное занятие, Сообщение темы занятий на П четверть. ПБ при работе в мастерской. | ||||||||||||||
п 2 | Игрушки из бумаги и картона. Материалы и инструменты. ТБ при работе ножни цами и ножом, | Картон, ножницы, нож, проволока, сталь, медь, алюминий, кусачки, плоскогубцы | Рассмотреть материалы и инструменты. | Что такое картон, чем отличается кар тон от бумаги. ТБ при работе с нож ницами. | Самостоятельное планирова ние работы. | ||||||||||
3 | Изготовление игры из картона «11 квадратиков» | Разметка по линейке, резание бумаги и карто на ножницами | - размечать, - последователь | Изготовление игры по образ цу с помощью учителя. | |||||||||||
4 | «Мельница-вертушка» | ||||||||||||||
5 | «Летающий голубь» | ||||||||||||||
Ш | Игрушки из древесины и проволоки. | ||||||||||||||
1 | Свойства мягкой проволоки Назначение и устройст во плоскогубцев и кусачек | Определение видов про волоки. Работа кусачка ми и плоскогубцами. | -свойство проволоки -назначение и устройство плоскогубцев и кусачек -ТБ при работе | ||||||||||||
2 | Изделие из проволоки «Кольцо для сачка» «Головоломка» | Гибка проволоки, откусывание проволоки кусачками | ТБ при работе с ку сачками и проволокой определять проволо ку (медь, алюминий | Самостоятельное выполнение изделия | Изготовление деталей по об разцу | ||||||||||
3-4 | Изделие из древесины и проволоки | Изготовление сиденья квадратной формы. | Составлять план ра боты | ||||||||||||
5 | Изделия из древесины. Отделка. Табурет из фанеры и | Пиление фанеры. Склеивание деревянных деталей | Последовательность выполнения работы |
проволоки. | ||||||||||
6 | Самостоятельная работа. Изготовление макета одно этажного дома. Ш-четверть | |||||||||
I | Вводное занятие. Сообщение плана работы на Ш четверть. | |||||||||
п | Изделия из металлокон структора. | |||||||||
1 | Изделие «Двухколесная | Рычажные весы, па | Рассмотреть дополни | Для чего служит | Самостоятель- | По образцу с | ||||
тележка» Детали конструк | раллельные весы, | тельные детали конст- | конструктор | ное планиро- | помощью учи | |||||
тора более сложной формы. | шпилька, диск, ро лик, валик, отверг ка, гаечный ключ, | руктора (шайбы, втул ка, колесо, ручка) | Уметь ориентиро- | вание работы | теля. | |||||
2 | Изделие «Самокат» | шлиц, технологи ческая карта,фанера | ваться в задании по рисунку | |||||||
3-4 | «Стол», «кресло», «весы», «сани» | лобзик, рамка, пилка, выпиловочный столик, припуск | Соединение планок внах лестку и встык | |||||||
Ш | Неподвижные игрушки | |||||||||
1 | Вводное занятие. | ТБ при работе в мае | ||||||||
Обсуждение работы уча- | терской | |||||||||
щихся за I полугодие. ТБ при работе в мастерской | Составлять план | |||||||||
2 | Подбор необходимого ма | Разметить корпус кораб | Пользоваться раз- | Самостоятель- | ||||||
териала. | ля 300x60x40 | меточным инстру | ное планиро- | |||||||
Разметка детали. | ментом | вание работы | ||||||||
3 | Рубка корабля 20x20x20 | Обработка кубиков из | ТБ при работе на- | |||||||
Мачта корабля | древесины напильником | пильником, кусачка | ||||||||
ми, лучковой пилой | ||||||||||
4 | Окраска деталей. Сборка | Склеивание деталей ко- | Последовательность | |||||||
деталей корабля. | рабля, Окрасить детали | сборки. | ||||||||
в разные цвета. | ||||||||||
5-6 | Трактор | Составить план | Составлять план | |||||||
7-8 9 | Подбор необходимого ма териала. Разметка и изготовление деталей. Сборка изделия. | 0 | Разметка кабины, гусениц трактора по шаблону Склеивание деталей. | Пользоваться разме точным инструмен том Последовательность сборки изделия | Самостоятель но выполнять разметку Самостоятельно | Изготовление деталей с помощью учителя. По образцу | ||||
10 | Отделка изделия. | |||||||||
IV | Изготовление изделий из фанеры. | |||||||||
1 | Устройство лобзика. Сведения о фанере. Детали игры. | Закрепить пилку в зажи мы лобзика. | Устройство лобзика ТБ при работе лобзи ком. | |||||||
2 | Струбцина, устройство и назначение. Вы пиливание кольца | Установить на верстаке выпиловочный станок. Выпиливание кольца. | Зажимать пилку в лобзик | Самостоятельно планировать ра боту. | Придумать предложения со словами: лобзик, Фанера, пилка | |||||
3 | Копировальная бумага, фанера. | Перевод рисунка на фа неру. Выпиливание си луэта животных. | Выпилтвать по кон туру и внутри Работать с копировальной бумагой | |||||||
4 | Кругорез, перка-кругореза | Изготовить игру «Накинь кольцо». Разметка с помощью кругореза. | ТБ при работе кругорезом | Изготовить | ||||||
5 | Знакомство с работой механического лобзика. Выпиливание квадрата. | Разметить квадрат 100х 100 Вьгаилить квадрат | Работать лобзиком ТБ при работе лоб зиком | Самостоятельно выполнить чертеж | Работа по образцу с помощью учителя. | |||||
6-7 | Выпиливание деталей. Отделка и покраска | Разметка | Размечать по шабло ну | |||||||
8 | Самостоятельная работа. Изготовление табурета. | Игрушечная табуретка из фанеры и мягкой проволоки | Работа по образцу. |
IV четверть. Вводное занятие. Сообщение плана работ на IV четверть. | ||||||||
I | Сверление отверстий на станке. | |||||||
1 | Настольный сверлильный | Сверлильный ста- | Изучение устройства | Устройство свер- | s | |||
станок. ТБ при работе на | нок, тиски настоль- | сверлильного станка. | лильного станка | |||||
сверлильном станке. | ные, электродвигатель, станина, ограждение, шпин- | ТБ при работе на нем. | - | |||||
2 | Устройство сверл. | дель, рукоятка, ши- | Крепление сверла в пат | Устройство сверл | Объяснить зна | |||
Крепление сверла в | ло, сквозное отверг | рон. | Крепить сверло в | чение терминов | ||||
патрон. Разметка заготовки. | стие, несквозное отверстие, глубина отверстия, муфта. | Разметка заготовки. | патрон | |||||
3 | Разметка отверстий с по- | Разметка заготовки. | Пользоваться упор- | Самостоятельно | Работа по | |||
мощью линейки и угольни | Сверление сквозных и | ной муфтой. | планировать | образцу с по- | ||||
ка | несквозных отверстий | работу. | мощью учите- | |||||
4 | Изготовление игры «55 квадратов» | ля. | ||||||
П | ТБ при работе столярны ми ручными ннструмен тами. Изготовление ящика. | ТБ при работе столярными инстру ментами. | ||||||
1 | Доски, их применение. Организация труда при Ра боте с инструментами для изготовления ящика | Подбор материала | Объяснить зна чение терминов | |||||
2 | Строгание досок толщи- | Строгание досок, отпи | ТБ при работе ру- | Самостоятель- | Изготовление | |||
ной 15мм, распиливание | лить в стусле боковые | банком | ное планирова | детали по об- | ||||
по размерам | стенки ящика | ние работы. | разцу с помо щью учителя | |||||
3 | Выпиливание дна из фане | Разметить по рисунку ] | Выполнять | |||||
ры по размерам. | дно ящика, боковые | разметку | ||||||
стенки |
4 | Крепление дна ящика. Зачистка и отделка ящика. | Обработать ящик на- 1 пильником и шкуркой. | ТБ при работе на- 1 пильником | |||||
ш | Изготовление игрушек из дерева и металла. | / | ||||||
1 | Ознакомление учащихся с деталями машин по рисун кам. | Определить из чего они сделаны | Ориентировка в за дании по рисунку | |||||
2 | Кровельная сталь. Ее свойства и применение. | Разметка деталей. | Свойства и примене ние кровельной стали. | Объяснить значение терминов | ||||
3 | Ножницы по металлу, их назначение. ТБ при работе | Резание заготовки ножницами по металлу | ТБ при работе ножницами по металлу | Ориентировка по чертежу | Работа по образцу с учите лем. | |||
4 | Взаимный контроль выполненной работы. | Планирование работы в групповой беседе и с помощью предметной карты | ||||||
5 | Разметка положения деталей для фиксации колес, крепление колес. | Крепление вращающихся колес. | ||||||
IV | Выжигание и раскрашивание изделий из древесины. | |||||||
1 | Выжигатель, его устройство и применение. | Нанесение рисунка | Правила безопасной работы выжигате-лем. Устройство выжигателя. | |||||
2 | Выжигание рисунков на ранее изготовленных изделиях. | Выжигание рисунка. | Наносить рисунок | Самостоятельное планирова ние работы | Выполнение рисунка по образцу | |||
3 | Контроль правильности выполненных рисунков на глаз. |
4 | Нанесение рисунка на фа | Раскрашивание рисунка | ||||||
неру. Раскрашивание. | ||||||||
5 | Нанесение лака на поверх ность изделия. ТБ при работе лаком. | Покрытие изделия лаком | ТБ при работе с ла ком. | |||||
6 | Контрольная работа и анализ ее качества. Неподвижная игрушка из фанеры. | Изготовление неподвиж ной игрушки из фанеры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
обучение на дому .Рабочая программа коррекционное обучение 8 вид 3 класс
Обучение надому по математике, окружающему миру,ручному труду.3 класс 8 вид...
Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа трудового обучения для учащихся 3 класса (8 вид)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Гармония"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения на дому 1 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа включает предметы:- Русский язык (2 часа)- Литературное чтение (1 час)-Математика (2,5 часа)- Окружающий мир (1 час )-Технология (0.5 часа)-Изо, музыка (по 0,25 часа)- Физическ...