Внеклассное мероприятие на тему "Символы России. Флаг и герб".
методическая разработка (1, 2 класс)
Материал знакомит детей с историей флага России и другими символами государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного мероприятия | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
«Символы России. Флаг и герб»
Подготовила Струнова Елена Владимировна,
учитель ГБОУ СОШ № 187 Санкт-Петербурга
Составители:
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Выход на тему.
Учитель: - Здравствуйте ребята, вы уже хорошо знакомы с историей нашей страны. Знаете, как выглядят флаг и герб нашего города. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.
Что же такое символы?
(Учащиеся дают свои варианты значения слова «символ».)
Учитель: - Чтобы уточнить значение этого слова, давайте обратимся к словарю.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
Символы всегда вызывают у нас самые разные представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; статуя Свободы – символ США.
Какие символы России вы можете назвать?
(Учащиеся предлагают свои варианты)
Учитель: - Действительно, символов России много – это и Московский Кремль, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции (учитель демонстрирует Конституцию РФ).
А кто знает, какие символы называются государственными?
(Учащиеся предлагают свои варианты)
Учитель: - Все правильно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Конечно, эти символы вам хорошо знакомы: Флаг России представляет собой – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн?
Сегодня вам и предстоит вспомнить, а может быть, и узнать ответы на эти вопросы.
(Открывается 1 слайд презентации.)
3. Флаг РФ.
Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага.
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
B 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России.
Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.
Конкурс “Кто правильней?”
У меня в руке три полосы разного цвета, расположите сочетание цветов в такой последовательности, чтобы получился флаг России.
(К доске вызываются трое учащихся, им выдаются разноцветные полосы. Их задача на доске собрать флаг РФ.)
Давайте проверим, правильно ли ребята выполнили задание.
(Открывается 2 слайд презентации.)
Учитель: - В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр1 поднял флаг царя Московского. Его официальное описание таково: верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. На синей полосе золотой с царской короною венчал двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое посольство, снаряжённое Петром 1 в 1697-1698 гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства.
Беседа:
– Где можно увидеть государственный флаг России?
– Когда он вывешивается?
– Что означает каждый цвет на флаге?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)
– Всегда ли государственный флаг нашей Родины был в таком варианте?
Учитель: - Во второй половине века государственный флаг изменил свои цвета: он стал черно-желто-белым. Но уже к концу XVIII века Россия вернулась к бело-сине-красному флагу. Наша страна в то время уже была многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских (красный), украинцев (синий), белорусов (белый). Кроме того, эти цвета символизируют благородство и откровенность (белый), верность и честность (синий), мужество, смелость, любовь (красный).
В 1917г., как и многие другие символы, трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды. И лишь в 1991г. государственным флагом нашей страны вновь стал бело-сине-красный флаг. Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага. А 22 августа объявлен Днем Государственного флага РФ.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
(Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.)
4. Государственный Герб РФ.
Учитель: - Еще одним государственным символом является герб государства.
- Найдите изображение Российского герба.
(На доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб Санкт-Петербурга.)
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.)
- Давайте проверим правильность ваших ответов.
(Открывается 7 слайд презентации.)
Учитель: - Но прежде чем говорить о гербе РФ, давайте выясним, что же такое герб.
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
В различные исторические периоды Российский герб несколько раз изменялся. После Октябрьской революции 1917 года в нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.
Но когда же появился первый российский герб и как он выглядел?
Это произошло в конце XIV века. На гербе изображался всадник с копьем, поражающий змея. Наступление царствования Ивана III и его жены, византийской царевны Софьи Палеолог, принесло на Русь герб - двуглавого орла. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III.
Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символов власти, силы и мудрости.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, на красном щите - серебряный всадник, в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем, дракона.
Но скажите, пожалуйста, где может изображаться герб? Где вы с ним сталкиваетесь в повседневной жизни?
(Учащиеся предлагают варианты ответов.)
Учитель: - Правильно. Государственный Герб Российской Федерации - официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел, призванный символизировать мощь и независимость нашей страны.
В XVI – XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати – Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах.
В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл.
На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами – две короны, между которыми – третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.
При Петре I также произошло изменение государственных печатей и герба. Сохранилась копия описания герба: "Поле золотое, или жёлтое, на котором изображён императорский орёл песочной, то есть чёрной, двоеглавой... На орловых грудях изображён герб великого княжества московского, который окружён цепью ордена Святого Андрея... Поле красное, на котором изображён святой Георгий с золотою короною, обращён налево..." На крылах орла расположены 6 областных гербов. По кругу герб опоясан гербами всех царств, королевств, княжеств и провинций Российской империи.
В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал – в одной пучок молний и факел, а в другой – лавровый венок. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла – 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883гг.
Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы.
Отречение от власти последнего российского императора Николая II в 1917 году знаменовало конец в России царской власти и её символа - двуглавого орла. Но государство не может долго существовать без своего отличительного знака. И герб был видоизменён.
Но очень быстро двуглавый орёл исчез с герба нашего государства. Его заменили серп и молот - символы рабочих и крестьян. Этот герб был создан в 1925 году. Основное изображение - эмблема серпа и молота в лучах восходящего солнца. Эмблема размещена в гербовом щите, который обрамлён хлебными колосьями, изящно соединёнными внизу лентой.
31 января 1924 года в Конституции СССР было утверждено: "Герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на других языках..."
В Российской федерации ещё в 1991 году возникла идея вернуть России её прежнюю историческую символику. Согласно Указу Президента России в 1993 году гербом России становился золотой двуглавый орёл под тремя коронами со скипетром и державой в лапах, помещённый на красный гербовый щит. На груди орла в красном щитке изображался Георгий Победоносец. 25 декабря 2000 года подписан закон о гербе Президентом России В.В.Путиным. Рисунок герба выполнил художник Е. И. Ухналёв. Двуглавый орёл символизирует государственность РФ, её суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России
Есть у каждого государства и гимн.
5. Гимн РФ.
Учитель: - Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Кто из вас знает, что такое государственный гимн?
(Учащиеся высказывают свое мнение.)
Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(Следуют ответы учащихся.)
Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Торжественная, строгая, она соответствуют словам гимна, написанным Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Давайте еще раз послушаем гимн Российской Федерации.
(Звучит гимн РФ.)
6. Викторина.
Учитель: - А теперь давайте проведем небольшую викторину.
- Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
- В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XIV века).
- Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).
- Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
- Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
- Авторы гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
- Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).
- Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).
7. Подведение итогов.
Учитель: - Пришло время подвести итоги нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, и чтили ее символы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Я - гражданин России"
внеклассоное мероприятие «Я – гражданин России!», посвященное Дню России проводилось в форме активной беседы, направленной на правовое просвещение будущих избирателей....
Как мы работали над внеклассным мероприятием "Берёза-символ России
Кладовая педагогического мастерства.Статья о работе над внеклассным мероприятием с презентацией "Берёза-символ России"...
Сценарий внеклассного мероприятия "Я - гражданин России"
Сценарий внеклассного мероприятия "Я - гражданин России" для 4 класса...
Внеклассное мероприятие на тему "Россия-наша Родина".
Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Г...
Внеклассное мероприятие "Наша Родина - Россия"
Внеклассное мероприятие знакомит с историческим прошлым России: песни, костюмы. жилища россиян; воспитывает любовь к родному краю....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)
АннотацияТема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо е...
Государственные символы России (флаг, гимн, герб).
Целью данного мероприятия является: Развивать позновательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства; фор...