ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)
проект (4 класс) по теме
Аннотация
Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить людей любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
С раннего детства, ещё с детского сада, педагоги знакомят детей с малой родиной, с её природой. Далее, в начальной школе, продолжаем разговор об Отчизне, её символах. Государственная символика олицетворяет демократическое государство, с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой. Бывая с детьми на экскурсиях, в походах можно наблюдать интереснейшую картину. Пока школьники не познакомились с берёзой, как символом, отношение к дереву совершенно обычное. Но, узнав о традициях русского народа, пользе дерева и о многом другом, дети очень трепетно относятся к берёзе. В результате такой деятельности усиливается интерес детей к отечественной истории, к её героям. Неоспоримы преимущества проведения таких мероприятий.
В системе образования сохраняются и получают своё развитие как традиционные направления и формы воспитательной работы, так и инновационные. Самой распространенной и доступной формой деятельности для ребят всех возрастных категорий является внеклассное мероприятие. В данном конспекте предлагаем внеклассное мероприятие с компьютерной поддержкой. Конспект занятия сопровождается презентацией и гиперссылками, которые позволяют учителю более подробно познакомить учащихся с данной темой.
Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 10 – 11 лет. Но педагог, учитывая индивидуальные, возрастные, психические особенности класса может проводить его в любом классе начальной школы. Презентации представлены в виде законченных тем, могут использоваться как на часах общения, других внеклассных мероприятиях, так и в урочное время. Например, о художниках на уроках ИЗО, поэтах – литературного чтения, экологический материал включить в
уроки окружающего мира, технологии и т.д.
Мероприятие предусматривает участие каждого ребёнка как на празднике, так и в подготовительном этапе. В подборе материала к презентациям помощь детям оказывали работники районной библиотеки и родители.
Это мероприятие уместно провести между параллелью и для родителей.
Для проведения мероприятия необходимы технические средства такие, как мультимедийный проектор, компьютер, диски с записью песен.
Главной целью является формирование чувства гордости за свой родной край.
Ожидаемый результат:
после проведения ряда этих мероприятий обучающиеся
научатся:
отвечать за свои поступки, признавать гуманистические ценности и идеалы;
получат:
возможность для раскрытия своего таланта;
приобретут:
способность чувствовать, понимать и любить природу родного края;
освоят:
культуру взаимодействия с миром природы, миром людей, духовным опытом человечества;
окажут:
помощь педагогу, товарищу.
Мероприятие сопровождается электронным носителем. Приложение 2.4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bereza.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«БЕРЕЗА – СИМВОЛ
РОССИИ»
(для детей 10-11 лет)
Подготовила и провела:
учитель высшей
квалификационной категории
Кислица Е.В.
Беляевка,
2010 г.
Мероприятие сопровождается электронным носителем. Приложение 2.4
«Берёза – символ России»
Цель: воспитывая любовь к Родине, способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре, формировать гражданскую позицию, развивать коммуникативные способности, компетенции, пополнять знания о Великой Отечественной войне и её героях.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, костюм берёзки, выставка работ детей.
- Подготовительный период.
- Посещение библиотеки.
- Сбор материала для презентаций совместно с родителями.
- Оформление презентаций с помощью педагога.
- Работа в Интернете.
- Конкурс рисунков.
- Изучение традиций русского народа на часе общения.
- Конкурс на лучшую сказку о берёзе.
Для обозначения слайда примем символ С.
Ход мероприятия
С1, С2, С3, С4, С5
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»
Ведущий: Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
- Какое дерево считают самым красивым в России?
Дети: Берёзу.
Выходит девочка в костюме Берёзки, кланяется.
1-ый ученик: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Звучит песня «Берёзы»
сл. В. Лазарева муз. М. Фрадкина
- Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
Над нами весь вечер берёзы
О чём-то чуть слышно шумят.
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
- Быть может, они напевают
Знакомую песню весны,
Быть может, они вспоминают
Суровые годы войны?
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
- Неужто свинцовой метелью
Земля запылает окрест,
И снова в солдатских шинелях
Ребята уйдут от невест?
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
- Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
Не спят под Москвою берёзы,
В Париже каштаны не спят.
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
С6
Ведущий: Берёза, русская берёза, белая берёза, русская красавица. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом. Зимой или осенью. Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И все, кажется, мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.
2-ой ученик: Вся в белое одетая,
В серёжках, листве кружевной,
Встречаю горячее лето
Я на опушке лесной.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Свои зелёные я косы
Развесила с тонких ветвей.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Ведущий: Закройте глаза. Что вы услышали?
С7
Птицы зорко охраняют леса от вредных насекомых. Они дружны с берёзами. Посмотрите, сколько картин они принесли, сказок.
Берёзка: Милые мои друзья! Спасибо за картины, сказки. Особенно приятно, что так много картин посвящено нам, берёзкам.
3-ий ученик: Ты до того, берёзонька красива!
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
4-ый ученик: Россия, сторонка весёлая,
Дорогой бежит просёлочной,
Тонкой берёзой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, прощаясь.
Россия моя, будто мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой
Отчизна моя, Россия!
Исполняется песня «Моя Россия»
сл. Н. Соловьёвой муз. Г. Струве
- У моей России – длинные косички,
У моей России – светлые реснички,
У моей России – голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев: Солнце светит, ветры дуют
Ливни льются над Россией
Нет земли красивей.
- Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
- Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
5-ый ученик: Русь моя! Люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают и слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз
Берёзка: Много песен сложено русским народом о берёзке.
Исполнение самой популярной, хорошо всем знакомой песни «Во поле берёза стояла». (Девочки танцуют хоровод).
- Во поле берёза стояла
Во поле кудрявая стояла
Лю–ли, лю-ли, стояла. / 2 раза.
- Некому берёзу заломати,
Некому кудряву защипати,
Лю–ли, лю-ли заломати,
Лю–ли, лю-ли защипати.
- Я пойду, пойду погуляю
Белую берёзу заломаю.
Лю–ли, лю-ли погуляю
Лю–ли, лю-ли заломаю.
Берёзка: Ребята, а что вам известно обо мне? Можете рассказать? Мне это будет приятно услышать.
6-ой ученик: Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба и даже «молоко», которое пьют все.
7-ой ученик: Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе твоей так становится тепло и покойно: мы вспомнили слова народного художника Жукова.
С8
8-ой ученик: У берёзы древесина жёлтая или красновато – белая, мягкая, упругая, не очень долговечная, плохо расщепляется. Из берёзы изготавливают мебель и резные изделия. Для различных поделок, главным образом, используют небольшие ветки с белой корой.
С9
9-ый ученик: Берёза живёт 100 – 120 лет. В народе говорят: если у берёзы листья появляются раньше, чем у ольхи, лето будет сухое, а если у ольхи раньше – мокрое.
С10, С11
10-ый ученик: В березняке весна
Особенно вкусна.
И дятел тут как тут:
Топориком: тук – тук!
Напился соковицы –
Берёзовой водицы,
И весело ему:
Тук – тук!
И муравей лесной,
И белка тут вертится –
Всем радостно весной
Попить живой водицы.
С12, С13
Ведущий: Русский народ знает и другую берёзку – военную. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей нам не найти!
С14, С15
11-ый ученик: Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
О чём- то весь вечер берёзы,
О чём – то чуть слышно шумят.
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят
Быть может, они вспоминают
Суровые годы войны.
Быть может, они поминают
Солдат, что на поле легли.
Берёзы, берёзы,
Родные берёзы не спят.
12-ый ученик: За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных, троп.
Я узнал солдатские берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы.
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тетя не напоили
Светлыми слезинками берёз».
13-ый ученик: Я помню, ранило берёзку
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано - раненько весною
Берёзка белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную, белую берёзу
Врагу в обиду не дадим!»
Исполняется песня «Растёт в Волгограде берёзка»
- Ты тоже родился в России
В краю полевом и лесном,
У нас в каждой песне – берёзка,
Берёзка под каждым окном.
На каждой весенней полянке
Их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде берёзка
Увидишь – и сердце замрёт.
- Её привезли издалёка
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню волгоградской земли.
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси –
Лежат под берёзкой ребята,
Об этом у них расспроси.
- Трава под берёзкой не смята,
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал.
И плакал светло, как невеста,
И помнил навеки, как мать.
Ты тоже родился солдатом,
Тебе ли того не понять.
- Ты тоже родился в России,
В берёзовом милом краю.
Теперь, где ни встретишь берёзу
Ты вспомнишь берёзу мою,
Её молчаливые ветки,
Её терпеливую грудь
Растёт в Волгограде берёзка,
Попробуй её позабудь.
Ведущий: Растёт в Волгограде берёзка, растёт на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь стояли насмерть советские солдаты, выстояли и победили.
Исполняется «Послевоенная песня»
сл. Р. Рождественского муз. А. Эшпая
- Задохнулись канонады,
В мире – тишина.
На большей земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить…
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
- Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь – вода текла.
Были чёрными берёзы,
Долгими – года,
Были выплаканы слёзы,
Выплаканы слёзы,
Жаль, не навсегда…
14-ый ученик: Для меня берёзка – часть России.
Есть она и будет, и была.
Вот берёзку росы оросили,
И стоит она белым – бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в сказку,
А в берёзку, ждущую меня.
Ты, берёзка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев с войны!
Снова у родного перекрёстка
Я стою взволнованный с утра –
Вот она, заветная берёзка,
Тёплый образ света и добра!
15-ый ученик: Берёза ласкает надгробные плиты.
В дыхании ветерка.
Спите, герои, спокойно спите.
И пусть над вами лавину событий
Бесшумно проносят века.
Оттуда, где блещет Волга,
Оттуда, где катится Дон,
Ушли эти воины, спать им долго –
Укрой их, берёза, своим пологом,-
Да будет тихим их сон.
Сергея, Ивана, Петра, Николая,
Над ними листвой шевеля,
В себя приняла земля родная.
Стань матерью им родной.
Остановись возле этой берёзы,
На плиты эти взгляни –
И вспомни о тех, кто развеял угрозы,
И в землю эту пролей свои слёзы,
Как пролили кровь они.
Спите, герои, время – память о вас
Минута молчания.
Ведущий: Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас, в России.
Мила она русскому человеку. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приноси.
Исполняется песня «Вы шумите, шумите»
- Вы шумите, шумите
Надо мною берёзы,
Колыхайтесь, ведите
Свой напев вековой.
А я лягу – прилягу
Возле старой дороги,
На душистом покосе,
На траве молодой.
- А я лягу – прилягу
Возле старой дороги,
Головой на пригорок
На высокий курган,
А усталые руки
Я свободно раскину,
А ночами – в долину,
Пусть накроет туман.
- Вы шумите, шумите
Надо мною, берёзы,
Тихой лаской милуйте
Землю, радость мою,
А я лягу – прилягу
Возле старой дороги,
Утомившись немного
Я минутку посплю.
4. Вы шумите, шумите
Надо мною, берёзы
Тихой лаской милуйте
Землю, радость мою.
16-ый ученик: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, заречную.
С народными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено.
Под ветром долу клонится,
И гнётся, но не ломится!
Ведущий: Милая русская берёзка, накануне твоего праздника, ребята рисовали рисунки и писали маленькие сказки о тебе. Подведём итоги. Награждение.
Ведущий: Россия! Русские берёзки! Слова-то такие звонкие и чистые. Как родниковая вода! Крепкие, как алмаз! Нежные, как руки матери! Дорогие, как мама! Кряжистые стволы берёз напоминают трудовые мозолистые руки крестьянина, которые делают любую тяжёлую работу. А молодые, тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой и тонкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.
И больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево! Ведь оно живое!
17-ый ученик: В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки, холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.
18-ый ученик: а заре зелёную берёзу
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток
Мимоходом,
В шутку,
Не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы,
Сбитой наповал
Только кто-то, ласковый и мудрый,
Рану у неё забинтовал.
И ушел,
Оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек.
Затянуло время злую рану
К солнцу новый вскинуло побег.
И огонь, ликующе зеленый,
С той поры в ветвях её не гас.
Очень уж хотелось
Знать спасённой:
Кто её от смерти верной спас.
И тянулись ветви в час затишья
Каждого потрогать из ребят
Не тебя ль берёза эта ищет?
Очень жаль…
Я думал, что тебя.
Ведущий: Где бы не росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
19-ый ученик: Опять о них, кудрявых и белёсых.
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
20-ый ученик: «Россия», - шепчут мне берёзки,
«Россия», - шепчут камыши.
«Россия», - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю «Русь».
21-ый ученик: Мне нетрудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рос
И я люблю тебя по-русски
Хором:
Моя берёзовая Русь
Берёзка: Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой
Отчизна моя, Россия!
С16, С17
Исполняется песня «Родной край»
- То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь ещё такой.
- От морей до гор высоких,
Посреди родных широт.
И зовут они вперед.
3. Солнцем залиты долины,
И, куда ни бросишь взгляд,
Край родной навек любимый
Весь цветёт, как вешний сад.
- Детство наше золотое!
Всё светлее с каждым днем
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как мы работали над внеклассным мероприятием "Берёза-символ России
Кладовая педагогического мастерства.Статья о работе над внеклассным мероприятием с презентацией "Берёза-символ России"...
Внеклассное мероприятие для начальных классов на тему "Береза-символ России"
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию с презентацией...
Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России"
внеклассное мероприятиепо модулю «Основы светской этики»«Береза – символ России и НАО»...
Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России".
Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России", подготовлен к семинару в рамках ресурсного центра. Дети читали стихи, ставили сценки, пели песни о берёзе....
Проект для детей подготовительной группы "Береза - символ России".
Почему береда является символом России....
Внеклассное мероприятие "Береза-символ России"
Классный час на тему "Береза -символ России", целью которого является привить любовь к своей Родине, познать ее историю....
Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России"
Разработка мероприятия...