Методические рекомендации упо организации и проведению уроков в коррекционном классе для детей с ОВЗ
методическая разработка на тему

Евсеева Татьяна Ивановна

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям ребёнка с ОВЗ. К современным тенденциям развития специального образования прежде всего необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность; гуманизация; укрепление правовых основ; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий); системный подход к работе учителя в специальных (коррекционных) классах (образовательные технологии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_uroka_2014.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

       Методические рекомендации учителя начальных классов Евсеевой Т.И. по организации и проведению уроков в коррекционном классе для детей с ОВЗ

Сайт школы.

     Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям ребёнка с ОВЗ. К современным тенденциям развития специального образования прежде всего необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность; гуманизация; укрепление правовых основ; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий); системный подход к работе учителя в специальных (коррекционных) классах (образовательные технологии).

      К урокам в специальных (коррекционных) классах предъявляются определённые требования.

Общедидактические требования:

- учитель должен владеть учебным материалом, методами обучениея;

- урок должен быть воспитывающим и обучающим;

- на каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа;

- изучаемый материал должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;

- на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;

- на уроке должны осуществляться межпредметные связи, инновационные процессы;

- урок должен быть оснащён ТСО, дидактическим материалом; необходимо введение в процесс обучения компьютеров;

- на уроке должен строго соблюдаться охранительный режим (контролировать нагрузку, проводить физкультминутки, подбирать мебель по росту, использовать крупный наглядный материал, соблюдать санитарно-гигиенические требования);

- урок должен оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ОВЗ, способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребёнка.

Специальные требования:

- замедленность темпа обучения;

- упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ребёнка;

- осуществление повторности при обучении на всех  способности этапах и звеньях урока;

- максимальная опора на чувственный опыт учащихся (конкретность мышления), на практическую деятельность и опыт ребёнка;

-опора на более развитые способности каждого ребёнка;

- осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции …

     Типы уроков в практике специальных школ VIII вида.

  1. Пропедевтический урок. Используется для подготовки учащихся к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития им учебной деятельности, для коррекции мышления, восприятия и речи детей с нарушением интеллекта.
  2. Урок изучения нового материала. Малая продуктивность деятельности учащихся при изучении нового материала требует таких коррекционных  мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объём их подачи.
  3. Урок закрепления знаний.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний: фрагменты знаний объединяются в единую систему, восстанавливаются связи между фактами (при повторении материала).
  5. Урок проверки и оценки знаний. Используется с целью уяснения уровня усвоения знаний и выявления эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий с целью вовлечения ребят в решение познавательной  задачи практическими действиями.
  6. Коррекционный урок. Используется для практической реализации коррекции речи, понятий. Координации, действий, письма… На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении.
  7. Комбинированный урок. Совмещает в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Примерная структура:

- организационный момент;

- организация учебной деятельности;

- проверка домашнего задания;

- повторение ранее изученного материала;

- подготовка к восприятию нового материала;

- изучение новых знаний;

- коррекция в процессе получения новых знаний;

- закрепление нового материала;

- подведение итогов;

- объяснение домашнего задания.

8. Нетрадиционные уроки.

Коррекционно – развивающие задачи урока в школе VIII вида:

  1. Коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма) путём выполнения…
  2. Коррекция и развитие связной устной речи ( регулирующая функция, планирующая, анализирующая, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…
  3. Коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинениями, изложением, творческим диктантом…)
  4. Коррекция и развитие памяти.
  5. Коррекция и развитие зрительных восприятий.
  6. Развитие слухового восприятия.
  7. Коррекция и развитие тактильного восприятия.
  8. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).
  9. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установления логических и причинно – следственных связей, планирующей функции мышления).
  10. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки умения выражать свои чувства…).

Деятельный подход в обучении – современное требование к уроку для детей с ОВЗ.

   Обучение будет более эффективным, если учитывает интересы детей. Интерес – это удовлетворение от процесса деятельности. Поэтому конкретные действия на уроке, такие как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся выполняют охотнее, чем познавательные задачи. Заинтересованность ребят в целенаправленной деятельности на уроке определяется уровнем их потребностей. Интерес к уроку вызывается самой психологией урока. Если преобладает словесная педагогика, то она проявляется как действие учителя, а не как деятельность учителя. Ребёнок на таком уроке, присутствуя, отсутствует. У детей с ОВЗ быстро срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.

    Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.

     Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

     Пути такой работы:

- формирование интереса только через деятельность самих ребят;

- отказ от излишней словесной педагогики;

- мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока;

- перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания учиться.

Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении школьников с ОВЗ (нарушением интеллекта)

     В работе «Педагогическая дифференциация учащихся» Н.П.Павлова делит учащихся специальных школ VIII вида на 4 типологические группы, отличающиеся различной продуктивностью в учебной деятельности. В первую группу входят дети, которые выполняют задания сами, используя предыдущий опыт. Вторую группу комплектуют учащимися, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи. В третью группу входят дети, которые задания усваивают с большим трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал. Дети четвёртой группы обучению поддаются плохо.

   Индивидуализация обучения –это такая организация учебного процесса, которая при выборе способов, приёмов и темпа обучения учитывает различия индивидуальных особенностей детей. Грабов А. обосновал два способа индивидуального подхода:

- учащийся не выпадает резко из фронтальной работы и в принципе может усваивать программу, но с применением особых методов и приёмов.

- из – за глубокого дефекта наблюдается резкое выпадение ученика из фронтальной работы, и усвоение программы идёт на другом уровне. Для таких детей составляют индивидуальные планы по отдельным предметам. Цель: подтянуть слабых детей до более сильных.

    При дифференцированном подходе различают несколько вариантов заданий по изучаемой теме, отличающихся:

- по степени сложности;

- по объёму (учёт работоспособности);

- по форме выполнения;

- по степени желательности и обязательности.

   Принципы дифференцированного подхода:

- за основу берётся изучение учебной деятельности ребёнка и ведущих качеств личности;

- осуществляется опора на сохранные свойство психики;

- применяются решения, направленные на предупреждение ошибок обучения;

-продуктивность познания коррелируетя с интересом к уроку.

    Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, надо помнить об использовании неспецифических приёмов – доброжелательность, единство действий, доступность знаний, и специфических – повторение, закрепление, учёт темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, умения не торопить в обдумывании, учить видеть главное, формировать действия поэтапно. Создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.

Литература:

  1. Интеграционные модели специального образования. М., Эврика, 2008г.
  2. Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направлении развития и перспективы научного поиска. М., АПК, 2008г.
  3. Новая модель обучения в С(К)ОУ VIII вида: новые учебные программы и методические материалы. Под ред. А.М.Щербаковой. М., изд-во НЦЭНАС, 2001г.
  4. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Образование детей с проблемами в здоровье и развитии. М., ИРПО, 2002г.
  5. Нелипенко Т.И. Современный урок в коррекционном классе.  Волгоград, Учитель, 2013г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.

Самоподготовка - одна изформа организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...

Инструктивно-методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в СРЦН

Самоподготовка - важный момент в учебно-воспитательном процессе центра....

Методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы

Материал содержит методические рекомендации по организации и проведению недели начальной школы...

Организация и проведение урока в коррекционной школе для детей с нарушением зрения

Проект: "Повышение квалификации учителей в области тифлопедагоки"...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...

Методические рекомендации по организации и проведению учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.

Данные методические рекомендации посвящены методике организации и проведения учебных игр на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими шк...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса"

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции....