Программа работы с неблагополучной семьёй
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Миннахметова Рамиля Хадиевна

        Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
        Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей.
        Особенно часто страдают дети в возрасте 6 – 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc160 КБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Стародрюшевская НОШ» Тукаевского муниципального района РТ

«Утверждаю»

Директор школы

МБОУ « Стародрюшевская НОШ»

  _____________Харисов И.Г. Н

Программа работы

с неблагополучной семьёй

Составила учитель начальных классов

Миннахметова Рамиля Хадиевна

Оглавление

Введение                                                                                        

Цели и задачи программы                                                                

Глава 1. Неблагополучная семья – что это?                                                

1.1.Группы неблагополучных семей                                                

1.2. Основные направления работы с семьёй                                        

1.3. Этапы взаимодействия с семьёй                                                

1.4. Методическая работа                                                                

 Глава 2.  Программа

        2.1.Алгоритм реализации программы                                                

        2.2. Кадровое обеспечение программы                                                

        2.3. Программа  работы с неблагополучной семьёй                                

        2.4. Рабочий план реализации программы                                        

       Глава 3. Функции классного руководителя в работе с неблагополучной

                   Семьёй                                                                                                            

            3.1. Памятка для классных руководителей при взаимодействии                  

            с неблагополучными семьями.

       Заключение                                                                                

       Библиографический список                                                                                                                                                

 «Это невозможно!» - сказала Причина.
    «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
    «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта

Введение.

        Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
       Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное.
       Особенно часто страдают дети в возрасте 6 – 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

Название работы: Программа работы с неблагополучной семьёй

 

Цель программы: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности,  преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей  и традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи:

-диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем,   оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье;

- выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию;

- информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;

- изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

-организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
- проведение на базе  школы   семинаров с участием специалистов, родителей, детей;
- оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
- вовлечение родителей во внеурочную деятельность.

Глава 1.

    Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.  Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

          К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

               Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

-по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

-по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

- по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

-по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

 Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

      Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы.

      Основные направления работы с семьей:

  1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

-4-

Этапы взаимодействия с семьей

  Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.      

          Целями диагностики являются:

- раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

-координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

-ознакомление семей с правовыми нормами.

 С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье  могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап.

1)Изучение семьи.

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

                      Средства:

- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

- использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия  

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

  • Семья, где родители злоупотребляют алкоголем

  • Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений
  • Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
  • Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
  • Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

                         

Методическая работа:

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности. 

         Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать  родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Практический опыт психолого-педагогического сопровождения позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:

- диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики, как для детей, подростков так и для членов их семей, открытые уроки для родителей, совместные мастерские;

- занятия в тренинговом режиме для детей, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять  давлению в обществе;

- родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;

- занятия по психологическому просвещению педагогов;

- формирование семейных ценностей;

- творческие семейные выставки;

- работа совместных объединений детей и родителей;

- выполнение праздничных семейных творческих заданий;

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края;

- традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей, подростков

(«Рождественские  посиделки», «Масленица», «Пасха» );

- проведение семейных праздников ( «Наша родословная», «Наши семейные традиции»),  интеллектуальных игр «Как бы мы жили без книг», «Кораблекрушение»), праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др.

- семейный досуг и творчество детей и взрослых;

- совместные праздники для детей, подростков и родителей;

- проведение конкурса «Моя семья»;

- конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом…»;

- посещение районных  мероприятий, совместное участие и обсуждение с приглашением педагогов и психологов.

Глава 2.

Программа

      В моём классе учится ребёнок из неблагополучной семьи. Это Завьялов Фёдор Андреевич. . Родители у него в разводе, более двух лет вместе не живут. Мать  снимает квартиру в нашей деревне.

 Мать живёт  с детьми, ночью работает ( таксист) .Фёдор  предоставлен сам себе. Он иногда пропускает уроки, объясняя это тем, что он проспал. После уроков он большую часть времени проводит на улице с друзьями, поэтому  частенько приходит в школу, не выполнив домашние задания. Воспитанием в основном занимается бабушка и мама. .

Чтобы решить проблемы ребёнка, оказать помощь и поддержку в сложной ситуации была создана эта программа.

Алгоритм реализации программы

Первый этап – организационный (сентябрь) – анализ семей социального неблагополучия,  непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.

Второй этап – деятельностный (октябрь – май) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа. 

Кадровое обеспечение:

Классный  руководитель – Миннахметова Рамиля Хадиевна

Комиссия по делам несовершеннолетних – ____________________________________________

Специалисты КДН  и  ПДН – инспектор по делам несовершеннолетних __________________________________________________________________________________

Для решения проблем детей и подростков, оказания им помощи и поддержки, работы с неблагополучной семьей необходимо знать обо всех службах и центрах, которые есть в селе.

  1. Центр занятости населения района-__________________
  2. Комиссия по делам несовершеннолетних_____________

Неблагополучным семьям необходима активная  и продолжительная поддержка со стороны школы.  В настоящее время реализация программы  находится на первой организационной стадии.    В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь. Образовательная помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании детей. Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.

Организационная – организация семейного досуга.

Координационная - направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

 В  работе  с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги.

      Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией,  развивает активность и уверенность родителей.

Была проведена  следующая работа с неблагополучной семьей:

- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью.

- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

- знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

- изучение личностных особенностей членов семьи.

- составление социальной карты семьи

- координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

- составление программы работы с неблагополучной семьей;

- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Программа работы с неблагополучными семьями

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

                - приглашение специалистов;

                - демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

                - экскурсии:  знакомство со школой и школьными службами;

- праздники в классе;

                - встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;

                - родительские собрания;

                - встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;

                - участие в родительских конференциях;

                - круглые столы;

                - заседание выездного клуба выходного дня;

                - организация и проведение родительских уроков.

5. Диагностика.

6. Коррекционная работа.

7. Благоустройство классной комнаты.

8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

9. Тренинги и анкетирования.

Рабочий план реализации программы

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

1

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в теч. года

Классный руководитель

2

Составление карты неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь

Классный руководитель

3

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

Постоянно

Классный руководитель

4

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

Постоянно

Классный руководитель

5

Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:  

- вредные привычки  детей и родителей;

- совместное проведение свободного времени;

- личный пример родителей;

- профилактика правонарушений; 

 

1 раз в четверть

Классный руководитель

6.

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с Социальной службой района, ПДН, КДН при администрации Тукаевского  района.

- рейды по неблагополучным семьям;

- вызов на КДН;

- обращение в Прокуратуру;

- помощь социальной службы;

- помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.

Постоянно

Администрация школы

Классный руководитель

7

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных  явлений в семье;

- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Классный руководитель

10

Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классный руководитель

Глава 3.

Основные функции  классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми   из неблагополучных семей.

1.  Создать   благоприятную   обстановку   в   классе  вокруг   учащегося   из неблагополучной семьи.

2.  Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3.  Планировать работу с неблагополучными семьями.

4.  Создать    банк    данных    о    неблагополучных    семьях    и    детях    из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5.  Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6.  Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7.  Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8.  Вовлекать  ребенка  из  неблагополучной   семьи   в   кружки   по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9.  В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

                             

Заключение

         Я работаю по данной проблеме  ещё совсем мало времени (3 года) и пока можно говорить об экспериментальном  уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но мелкими шажками мы двигаемся к намеченной цели. Есть совместные мероприятия, праздники, проводятся лектории, тренинги, выпускаются памятки, буклеты,  есть заинтересованность со стороны детей, подростков и родителей и мы работаем,  и будем продолжать свою не лёгкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье из множества этих семей, но и этот результат будет дорог. Таким образом, я считаю, что магистральным направлением решения данной проблемы  является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с этой проблемой, должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм. Жизнью доказано, что отсутствие любви, сострадания и поддержки – главные ошибки человечества. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.

  А в заключении мне хотелось бы рассказать вам  психологическую притчу.

 Пять простых правил, чтобы быть счастливым

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками:
   - Как же его оттуда вытащить?
   Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не чувствовать запаха разложения”.
   Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
   Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро,  всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!
   …В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.
   Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода через реку. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого дна.
   Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
   1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.
   2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
   3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
   4.Отдавай больше.
   5. Ожидай меньше.

Библиографический список

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
  2. Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
  4. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
  5. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии».

                                                                                                             «Утверждаю»

      Директор МБОУ

« Стародрюшевская НОШ»

___________Харисов И.Г.

Акт

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Завьялова Фёдора Андреевича

Дата обследования:      19  декабря  2015 года

Ф.И.О. должностных лиц, производивших обследование:

Миннахметова Р.Х. – классный руководитель 2 класса

Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего:

Завьялов Фёдор Андреевич

Возраст: 23.12. 2007 года

Адрес и телефон: Живёт  вместе с мамой и братом в квартире сожителя матери . Сожитель снимает квартиру по адресу РТ, Тукаевский муниципальный район, дер. Старый Дрюш, улица Г. Тукая, дом 11, кв.11 . 

Сведения о родителях:

         Родители в разводе

Отец – Завьялов Андрей , женился на другой . Живёт в Наб. Челнах          

         Мать – Завьялова Ирина Петровна, 27.06.1986 г.р. Ранее работала таксистом. В настоящее время ищет другую работу.

          Брак между родителями несовершеннолетнего  расторгнут,  совместно не проживают более двух лет. Воспитанием Фёдора в основном занимается бабушка ( на выходные он едет в город к бабушке со стороны матери) и мать. Несовершеннолетний Завьялов Фёдор Андреевич имеет брата Завьялова  Егора  Андреевича,  который ходит в детский сад «Экият». Они живут вместе с матерью.

Сведения о ребенке:

        Фёдор обучается в МБОУ « Стародрюшевская НОШ» с 10 сентября 2015 года. Мальчик общителен, вежлив, умеет находить общий язык со сверстниками.  За время обучения показал себя добросовестным, исполнительным учеником. Фёдор  обладает твёрдой уверенностью в своих возможностях, действует успешно и правильно. Грамотно излагает свои мысли, владеет большим запасом слов.

Условия для проживания и подготовки к урокам удовлетворительные.

Родители мало внимания уделяют детям. Фёдор преимущественно предоставлен сам себе. Он иногда пропускает уроки, объясняя это тем, что проспал. После уроков Фёдор большую часть времени проводит на улице с друзьями, поэтому частенько приходит в школу, не выполнив устные домашние задания. Письменные задания, по словам мальчика , он выполняет  самостоятельно.

          Жилищно-бытовые условия в данный момент удовлетворительные, материальная обеспеченность семьи низкая.

         Заключение-рекомендация:

         Жилищно-бытовые условия в семье удовлетворительные.

                        Классный руководитель:____________ ( Миннахметова Р.Х.)                          

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА

неблагополучной семьи, где проживают и воспитываются несовершеннолетние дети

Дата постановки на учёт___Завьяловой Ирины Фёдоровны  27.06.1986 года рождения

_________________________________________________________________________

Место проживания

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДЕТИ

Ф.И.О., дата рождения, род занятий, состояние здоровья

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно- бытовые условия семьи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чём выражено неблагополучие

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профилактическая работа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

 Класс:

 1 класс и 3 класс

УМК

Предмет

«Школа России»

Тема урока:

Дата: 13.10.2016г.

1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение.

3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Тип урока

 Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, способствовать воспитанию аккуратности;

Планируемые результаты (предметные)

Различают строчную и заглавную буквы; используют заглавную букву в именах собственны; грамотно списывать предложения с печатного и письменного шрифта; осуществляют письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, записывают предложения, обозначают их границы на письме; осуществляют письмо под диктовку; дополняют предложение;

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.

Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические- выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение.

Формы организации урока:

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование

 Карточки с буквами, карточки-помощницы для учащихся, допускающих ошибки в каллиграфическом написании букв, компьютерная презентация, учебник.

Этап урока

 Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Посмотрите на них, улыбнитесь. Вы должны показать им, чему вы научились на уроках русского языка в 1и 3 классах.

Давайте вспомним золотые правила на уроке:

  1. На уроке нужно говорить по одному;
  2. Слушать внимательно;
  3. Главное на уроке тишина и ее надо беречь.

- Посмотрим, как это у нас получится сегодня на уроке.

Эмоциональный настрой. Вспоминают правила посадки на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку( наличие на столе учебной тетради, ручки, цветные карандаши).

Актуализация знаний постановка проблемы

Просматривается презентация

Введение в тему урока.

Я хочу рассказать вам историю. Мой брат написал своему другу записку: «Приходи сегодня вечером с мечем, сыграем». Друг записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. Пришел его друг, а в руках у него длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись. Почему так получилось?

 

ПО дороге в школу мне передали конверт. Как вы думаете, что в этом конверте? (ответы детей)

Работа с первоклассниками

Ну вот это, наверное, по дороге в нашу школу наши звуковички в воздухе так заигрались, что выронили все буквы. Ведь каждый Звуковичок нес в рукакх свою букву, но Буквы перепутались и они совсем позабыли, какие звуки они обозначают. Звуковички очень расстроились. Помогите буквам найти их звуковичков.

Объясните свой выбор .

- Буквы каких звуков записаны?

- Что вы можете рассказать о данных буквах?

 Прослушиваются ответы детей

 Потому что друг его брата неправильно написал слово.

- У него получилось вместо слово «мяч» «меч».

- наверное, он не знал правило о безударных гласных.

- нужно было написать «мячом», потому что проверочное слово «мяч».

1 класс отвечает на вопросы

Звук [э]-губы в улыбке;

Звук [а]- губы в спокойном положении;

Звук [у]- а) губы трубочкой;

б) зубы закрыты губами;

Звук [о]- а) губы округляются, немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

Звук [и]- губы улыбаются;

Звук [ы]- руки назад и язык

( Это буква гласных звуков. В безударном положении мы их должны проверять)

Формулирование темы урока

2. Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Определите тему нашего урока.

 (О безударных гласных).

- на какие две группы можно разделить безударные гласные?

( проверяемые и непроверяемые)

Какую цель можно поставить перед собой?

Дети определяют тему урока 1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение.

3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1 класс

  • Различать гласные звуки в ловах
  • Учиться писать буквосочетания и слова с ними

3 класс. Научиться правильно писать слова с ударными и безударными гласными в корне слова.

Физкультминутка для пальчиков

 

Видео ролик

Работа по теме урока

Прежде чем приступить к работе в тетрадях, подготовим руку к письму. Выполняем пальчиковую гимнастику.

3 класс открыли тетради, записываем число, классная работа. Каллиграфически, безотрывно по две написать буквы.

1 класс работают в прописях стр. 13( пишут первою строчку)

 А сейчас вы ( 3 класс) будете работать в парах. Откройте учебники стр. 63, упр113. из слов пропали буквы, надо не только вставить пропущенную букву, но и доказать правильность написания слова, подобрав проверочное слово.

3 класс выполняют задание на карточках и объясняют.

 Ответим на первый вопрос: Что надо проверять?

Дети: Проверять надо гласные буквы, на которые не падает ударение.

Учитель: Какие гласные букв?

Дети: Безударные а, о, и, е, я.

 Учитель: Где безударные гласные буквы?

Дети: В корне слова.

Учитель: Как нам выбрать букву гласного?

 Дети: Надо поменять форму слова.

 Если не получается, то подобрать однокоренное слова так, чтобы на эту гласную падало ударение

*В однокоренных словах гласные в корне пишутся одинаково.

* Безударные гласные в корне слов надо проверять.

* Для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово или подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет стоять под ударением.

- Реши орфографическую задачу и сформулируй правило;

- Подбери проверочное слово;

Видеоролик «Маша в стране гласных звуков»

- Какие это буквы? (гласные)

- Какие звуки они обозначают? Докажите, что они гласные

 -Как обозначают из на звуковых схемах?

Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки.

Сколько их?

- Что общего между всеми этими звуками?

- Чем же они отличаются друг от друга?

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

-гласные.

-они поются, тянуться.

- красным цветом.

-[а, о, у, э, ы, и]

-гласных звуков 6.

- Они гласные, можем их петь, при произношении зубы отдыхают, язык отдыхает, горлышко звенит.

- Губы меняют свое положение, но воздух преграды не создают.

Физкльтминутка «Тик-так»

Презентация

Итог урока. Рефлексия

1 класс, Работа в прописи  №2 на стр

 Я тетрадь свою открою

и наклонно положу.

 Ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь.

Напишите красиво в тетрадях заглавную и строчную букву. Аналогично все буквы.

 3 класс. Как озаглавить этот текс? Что хотел сказать автор читателю?

 

1. Определи и запиши основную мысль текста.

2. Задай по тексту вопрос, который поможет определить насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

3.  как вы понимаете значение выделенного сочетания слов в четвертом предложении (в глазах рябит)

Пофантазируйте: о чем могут шептаться осенние листья? Поделись своими мыслями с одноклассниками.

 Придумайте и запишите своё предложение и дайте полную характеристику предложения.

1 класс

 Какие слова мы можем составить из этих букв? (ребята

выходят к доске и составляют слова) 

Теперь давайте отдохнем со Звуковичками.

- Чему научились на уроке?

- Расскажите все, что вам известно о звуках речи.

 Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

 - Ребята покажите свое настроение, оцените свой труд- знакомыми мордашкам! Вставьте  их в кармашки, покажите свое настроение, свои ощущения после урока

В глазах рябит- ощущение пестроты, мелькающих точек. Пятнышек перед глазами.

Вспоминают прошедший год, обсуждают наступившую осень.

О чем могут шептаться осенние листья? Вероятно, о том, что жизнь их разнообразна, и если они летом были зелеными, то сейчас могут быть и красными, и желтыми. Они рассказывают друг другу, как провели время с весны и до осени и у каждого своя история.

- ау, уа, иа

 

Подводят итог урока. Дают эмоциональную оценку своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Программа работы с семьёй, 1 класс

Главным ориентиром в постановке целей и задач в создании Программы работы с семьей являются цели государственной политики в области  образования, которые определены в основных документах: За...

Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»

В настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформирова...

Программа коррекционной работы с неблагополучными семьями

 Программа предназначена для коррекционной работы непосредственно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, семья которых состоит на учёте в территориальной КДН и ЗП, на...

программа работы с семьёй "Отцы и дети"

Сама идея разработки и реализации программы возникла несколько лет назад, когда моими учениками были нынешние восьмиклассники. Тогда моя деятельность в этом направлении ограничивалась организацией и п...

СПРАВКА «КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЁЙ»

Неблагополучие детей в семье может быть разным: от напряженной конфликтной атмосферы из-за взаимной неприязни взрослых до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей; неблагополучие ...