«Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
план-конспект по чтению

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы на тему:

«Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад  №5 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социальноличностного развития воспитанников муниципального образования

ЗАТО Комаровский Оренбургской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы на тему:

«Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

для детей среднего дошкольного возраста.

http://bigslide.ru/images/2/1613/960/img8.jpg

ЗАТО Комаровский

2018

Направление деятельности: Речевое развитие

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группа: средняя группа

Тип образовательной деятельности: интегрированный

Форма организации: групповая

Тема: «Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди».

Задачи:

Образовательные:

 - закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста; 

- совершенствовать навыки игры с мячом, умение правильно пользоваться карандашом;

 - учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания;

  - совершенствовать связную речь детей;

 - передавать структуру сказки с помощью моделирования.

 Развивающие:

- развивать у детей слуховое и зрительное внимание, формировать фонематический слух на уровне звука и слова;

- учить детей отгадывать загадки;

- развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом;

- развивать творческое воображение.

Воспитательные:

- формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе;

- стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу;

- учить детей согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки;

Предварительная работа:

- Чтение русских народных сказок.

- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

- Обыгрывание сказки «Гуси-лебеди» с помощью настольного театра.

- Разгадывание загадок.

- Дидактическая игра по сказкам «Угадай героев сказки по описанию».

Методы и приёмы: 

- словесные – чтение сказки, беседа, вопросы;

- наглядные – рассматривание иллюстраций,

- практические – физкультминутка, игровые ситуации.

 Словарная работа:

Кисельные берега, молочная река, печка, чистое поле.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

книга с иллюстрациями; фигурки персонажей сказки – Маша, Ванюша, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, речка, еж, отец с матерью; мяч.

Раздаточный материал: листы бумаги на каждого ребенка; карандаши.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

 

I часть

Вводная часть

Дети сидят на стульчиках, стоящие полукругом около стола.

- Ребята, давайте с вами поговорим о сказках.

- Что такое сказка?

- Какие сказки о животных вы знаете? (Три медведя; Кот, петух и лиса; Заюшкина избушка).

В сказочных историях не только с животными случаются разные необыкновенные события. В волшебных сказках встречаются волшебные существа: Баба Яга и всякие лесные чудовища.

1 мин.

II часть

Основная часть

17 мин.

1.

Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»

- Сегодня к нам пришла русская народная сказка «Гуси - лебеди». Давайте ее послушаем. (См. приложение)

4 мин

2.

Совместный рассказ

После рассказывания сказки проводится беседа использованием иллюстраций.

- О ком рассказывается в этой сказке? (О том, как Маша спасала своего младшего брата Ванюшку.)

- Кто унес братца Ванюшку? («Гуси – лебеди»)

- Кто они такие? (Слуги, помощники Бабы – Яги.)

- Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого потом. (Печку, яблоню, молочную речку, ежика.)

- Помогла ли Маша печке? (Да, Маша нарубила дров и в печку подбросила.)

- О чем яблоня попросила Машу? (Стрясти яблоки, поднять ветки, расправить листья.)

- Чем Маша помогла речке? (Сдвинула камень.)

- У кого еще спрашивала Маша, куда полетели гуси – лебеди? (У ежика.)

- Расскажите, что произошло в избушке Бабы – Яги. (Баба – Яга пряла пряжу, а Ванюшка играл золотыми яблоками.)

- Кто спрятал машу с Ванюшкой от гусей – лебедей? Назови их по порядку. (Молочная речка, яблоня, печка).

- Расскажите, как окончилась сказка. (Маша добежала до дома вместе с братцем Ванюшкой, родители вернулись из города и привезли гостинцы.)

- Как бы вы назвали эту сказку по – своему? (Маша и Ванюшка.)

3мин.

Подвижная игра с мячом «Кто что делает»

Дети выходят на лужок и делают кружок. Воспитатель берет мяч и встает в центре круга.

Воспитатель бросает детям мяч и одновременно называет имя одного из героев сказки «Гуси – лебеди», ребенок, поймавший мяч, должен бросить его обратно, назвав при этом, какое – либо действие, совершенное названным героем. Например, взрослый бросает мяч и говорит: «Гуси – лебеди», а ребенок возвращает мяч взрослому, добавляя глагол: «Летят».

Возможные варианты сочетаний:

- отец с матерью – уехали, вернулись, гостинцы привезли;

- Маша – посадила Ванюшку на лужок, побежала искать братца, спросила у печки, куда полетели гуси – лебеди, подбросила в печку дровец, подняла яблоне ветки, сдвинула в речке камень, несет Ванюшку;

 - Ванюшка – сидит на травке, летит с гусями – лебедями, играет золотыми яблочками;

Гуси – лебеди – летят, гогочут, кружат, догоняют или подхватили Ванюшку;

- печка – печет, показала, куда гуси – лебеди полетели, спрятала;

- яблоня – растет, показала, куда гуси – лебеди полетели, спрятала;

- речка – течет, журчит, показала, куда гуси – лебеди полетели, спрятала;

- ежик – фыркает, катится, показал дорогу;

- Баба – Яга – пряжу прядет, кличет гусей – лебедей, послала вдогонку гусей – лебедей.

3 мин.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

На столе выставляются фигуры гусей – лебедей, печки, яблони, речки и ежика.

Воспитатель знакомит детей со звукоподражаниями: гуси – лебеди кричат – «га-га-га»; печка пышет жаром – «пых-пых-пых»; яблоня шелестит листочками – «ш-ш-ш»; (звук произносить длительно, на одном дыхании); речка бежит по камушкам – «с-с-с»; ежик катится – «ф-ф-ф».

Затем произносятся эти звукоподражания по одному, и предложить детям отгадать, чьи это голоса.

Дети называют сказочного героя и показывают его фигурку.

2 мин.

Моделирование сказки

- Я знаю, вы хотели бы нарисовать эту сказку. Давайте попробуем вместе.

- Побежала девочка. И кого она сначала встретила? (Печку).

- Нарисуем печку.

- Кого встретила девочка после? (Яблоньку).

- Вся яблонька румяными яблочками увешана. Что мы нарисуем? (Яблочко).

-Как мы изобразим речку? (Волнистой линией).

- Страшно было девочке в избушке Бабы Яги? Каким цветом можно нарисовать страх?

Дети отвечают.

- Закрасьте клеточку черным карандашом.

- Убежала сестра и братец от Бабы – Яги. Как мы их нарисуем? (Два кружочка – девочка и мальчик.)

Далее дети дорисовывают модели, вспоминая сказку.

5 мин.

III часть

Заключительная часть

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились со сказкой «Гуси – лебеди». Понравилась ли вам сказка? Давайте на последок я вам буду загадывать загадки.

2 мин.

Загадки

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют за пятки – беги без оглядки.

(Гуси)

Круглое румяное

С дерева достану я.

(Яблоко с яблони).

Бабушка седа-бела,

Зимой каждому мила.

Из трубы летят колечки-

Это дым из нашей…

(Печки)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(Речка)

Между сосен, между елок

Ходит-бродит сто иголок.

(Еж)

- Молодцы, ребята! Мне очень приятно узнать, что вы любите сказки. А сейчас давайте пойдем, отдохнем. Скажем нашей сказке спасибо и попросим приходить к нам почаще.

Приложение

Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались, раз отец с матерью в город и говорит Маше:

- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братика на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

Вернулась Маша, глядь – братца нету!

Ахнула она, кинулась туда, сюда – нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала – братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезам горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит – метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за темным лесом.

Догадалась Маша, что это гуси – лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит – стоит в поле печка. Маша к ней:

- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

- Подбрось в меня дровец, - говорит печка, - тогда и скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше.

Видит – стоит яблоня, вся румяными яблочками увешена, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

- Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись стоять тяжело!

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.

Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка – кисельные берега. Маша к ней:

- Молочная речка – кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?

- Упал в меня камень, - отвечает речка, – мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону – тогда скажу, куда гуси – лебеди полетели.

Отломила Маша большую ветку, сдвинула камень. Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей – лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает. Куда теперь идти, что делать. Смотрит – сидит под пеньком еж.

- Ежик, ежик, - спрашивает Маша, - не видал ли ты, куда гуси – лебеди полетели?

Ежик говорит:

- Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Котился, котился, и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша – сидит в той избушке Баба – Яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

Немного спустя глянула Баба – Яга в окно: нету мальчика! Кликнула она гусей – лебедей:

- Скорей, гуси – лебеди, летите в погоню!

Взвились гуси – лебеди, закричали, полетели.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад – увидела гусей – лебедей… Что делать?

Побежала она к молочной речке – кисельным берегам. Гуси – лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее…

- Речка, речка, - просит Маша, - спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей – лебедей спрятала.

Гуси – лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из – под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси – лебеди увидали ее – воротились, летят на встречу. Подбежала Маша к яблоне:

- Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси – лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из – под яблони поблагодарила ее и опять пустилась бежать.

Бежит она, несет братца, уж не далеко и до дома … Да на беду гуси – лебеди снова увидали ее и ну за ней! Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут, того и гляди Ванюшку из рук вырвут… Хорошо, что печка рядом, Маша к ней:

- Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла.

Гуси – лебеди к печке подлетели, и давай заслонку открывать, да не тут – то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покружились, покричали, покричали, да так ни с чем вернулись к Бабе – Яге…

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцев привезли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация русской народной сказки "Гуси - лебеди"

Приобщение детей к традициям русской народной культуры,  расширение представлений о русском народном искусстве,народном быте, обогащение детского замысла яркими впечатлениями  через музыкаль...

Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...