рабочая программа "Азбука Смоленского края"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по Азбуке Смоленского края
для 3 класса
Составитель
Новикова Л.А.
2017-2018 учебный год
АЗБУКА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Азбуке Смоленского края» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)
- Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края», С.А. Болотова, Смоленск, «Русич», 2008 г.
- Учебный план МБОУ Прудковской СШ на 2017-2018 год
- Приказ МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
Данная программа представляет собой практический курс для учащихся, получающих образование по учебникам следующих авторов:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2010.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.- Смоленск: Русич, 2010.
Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
- Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности.
- Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.
Место в учебном плане
На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).
Основное содержание курса.
Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 – «Мир истории», 3 – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверь себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно.
Сочетание литературоведческого, исторического и природоведческого материала с краеведческим являются средством формирования у обучающегося общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развитие основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой родины.
Блок I. Мир природы.
Вводное занятие.
Введение в блок «Мир природы», рассматривание книги, знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о природно-географических особенностях родного края.
Природные особенности.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края. Почвы Смоленщины. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Растения. Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов и болот.
Грибы. Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лён. Лён – культурное растение. Его виды. Выращивание льна на Смоленщине. Музей «Смоленский лен».
Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида, строения и жизни. Приспособленность животных к условиям жизни, редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы. Законы об охране природы.
Блок II. Мир истории.
Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск - древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.
Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.
Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Блок III. Мир культуры.
Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» – древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.
Методы, формы и приёмы работы.
Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, сбор материала для краеведческого музея школы.
Формы организации учебного процесса: занятия в классе и на природе, экскурсии, уроки-путешествия, утренники, игры, викторины и др.
Для того чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения события.
Виды контроля. Текущий и тематический контроль осуществляется в устной и письменной форме. Письменные работы проводятся в виде тестов и графических диктантов.
Проверочные работы – 3 часа.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Мир природы. | 11 |
2 | Мир истории. | 12 |
3 | Мир культуры. | 11 |
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные действия:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
- прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Смоленской области, города;
- описывать достопримечательности Смоленщины;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город; - устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии.
получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Методы, формы и приемы работы.
Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр фотоальбомов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улице города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков, конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск – город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Азбука Смоленского края 3 класс
№ п/п | Раздел программы, количество часов | Тема урока | Количество часов | Срок проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Материально-техническое обеспечение урока | |
Планир | Фактич | ||||||
Мир природы (11 часов) | УУД: Л: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; . | ||||||
1 | Природные особенности. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008 | |||
2 | Полезные ископаемые. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, коллекция Полезных ископаемых. | |||
3 | Водоёмы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
4 | Растительность лесная и луговая. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, гербарий. | |||
5 | Растительность болотная. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, гербарий. | |||
6 | Грибы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
7 | Смоленский лён. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, гербарий. | ||||
8-9 | Животные. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, таблицы «Животные» . | |||
10 | Охрана природы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
11 | Проверь себя. | 1 | Тест. Самостоятельная работа.. | Учебник: | |||
Мир истории (12часов) | УУД: П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом; К: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции. | ||||||
12 | Наши предки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
13 | «Из варяг в греки». | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
14 | Города Смоленщины. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
15 | Герб и флаг области. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
16 | Смоленская крепостная стена. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
17-18 | Военное прошлое. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
19 | Награды Смоленщины. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
20 | Места боевой славы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
21-22 | Наши земляки. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
23 | Проверь себя. | 1 | Тест. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки) | |||
Мир культуры (11часов) | УУД: П .Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; К: формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; | ||||||
24 | Жилище и предметы быта | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
25 | Как одевались в старину. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
26 | Что ели наши предки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
27 | Праздники. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
28 | Игры, хороводы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
29 | Письменность. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
30 | Храмы и монастыри. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
31-32 | Культура Смоленской области. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3 | |||
33 | Проверь себя. | 1 | Тест. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки) | |||
34 | Обобщение пройденного за год. | 1 | Фронтальный опрос, | Учебник С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-943061-1506278704.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"
В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа "Азбука Смоленского края"
Рабочая программа "Азбука Смоленского края"...
Рабочая программа по Азбуке Смоленского края
Рабочая программа по Азбуке Смоленского края...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-528947-1574098868.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края 3-4 классы"
Пояснительная записка, поурочное планирование "Азбука Смоленского края 3-4 классы"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/11/picture-1158012-1686473621.jpg)
Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"
Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1219732-1581880008.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3-4 классы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/11/picture-620143-1599839941.jpg)
Рабочая программа по азбуке Смоленского края в 3 классе
Рабочая программа учебного предмета «Азбука Смоленского края» составлена на основе примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: ...