рабочая программа "Азбука Смоленского края"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по Азбуке Смоленского края
для 3 класса
Составитель
Новикова Л.А.
2017-2018 учебный год
АЗБУКА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Азбуке Смоленского края» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)
- Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края», С.А. Болотова, Смоленск, «Русич», 2008 г.
- Учебный план МБОУ Прудковской СШ на 2017-2018 год
- Приказ МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
Данная программа представляет собой практический курс для учащихся, получающих образование по учебникам следующих авторов:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2010.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.- Смоленск: Русич, 2010.
Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
- Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности.
- Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.
Место в учебном плане
На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).
Основное содержание курса.
Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 – «Мир истории», 3 – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверь себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно.
Сочетание литературоведческого, исторического и природоведческого материала с краеведческим являются средством формирования у обучающегося общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развитие основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой родины.
Блок I. Мир природы.
Вводное занятие.
Введение в блок «Мир природы», рассматривание книги, знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о природно-географических особенностях родного края.
Природные особенности.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края. Почвы Смоленщины. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Растения. Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов и болот.
Грибы. Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лён. Лён – культурное растение. Его виды. Выращивание льна на Смоленщине. Музей «Смоленский лен».
Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида, строения и жизни. Приспособленность животных к условиям жизни, редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы. Законы об охране природы.
Блок II. Мир истории.
Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск - древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.
Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.
Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.
Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.
Блок III. Мир культуры.
Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» – древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.
Методы, формы и приёмы работы.
Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, сбор материала для краеведческого музея школы.
Формы организации учебного процесса: занятия в классе и на природе, экскурсии, уроки-путешествия, утренники, игры, викторины и др.
Для того чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения события.
Виды контроля. Текущий и тематический контроль осуществляется в устной и письменной форме. Письменные работы проводятся в виде тестов и графических диктантов.
Проверочные работы – 3 часа.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Мир природы. | 11 |
2 | Мир истории. | 12 |
3 | Мир культуры. | 11 |
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные действия:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
- прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Смоленской области, города;
- описывать достопримечательности Смоленщины;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город; - устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии.
получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Методы, формы и приемы работы.
Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр фотоальбомов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улице города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков, конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск – город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Азбука Смоленского края 3 класс
№ п/п | Раздел программы, количество часов | Тема урока | Количество часов | Срок проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Материально-техническое обеспечение урока | |
Планир | Фактич | ||||||
Мир природы (11 часов) | УУД: Л: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; . | ||||||
1 | Природные особенности. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008 | |||
2 | Полезные ископаемые. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, коллекция Полезных ископаемых. | |||
3 | Водоёмы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
4 | Растительность лесная и луговая. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, гербарий. | |||
5 | Растительность болотная. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, гербарий. | |||
6 | Грибы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
7 | Смоленский лён. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, гербарий. | ||||
8-9 | Животные. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник, таблицы «Животные» . | |||
10 | Охрана природы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
11 | Проверь себя. | 1 | Тест. Самостоятельная работа.. | Учебник: | |||
Мир истории (12часов) | УУД: П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом; К: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции. | ||||||
12 | Наши предки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
13 | «Из варяг в греки». | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
14 | Города Смоленщины. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
15 | Герб и флаг области. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
16 | Смоленская крепостная стена. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
17-18 | Военное прошлое. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
19 | Награды Смоленщины. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
20 | Места боевой славы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
21-22 | Наши земляки. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник: | |||
23 | Проверь себя. | 1 | Тест. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки) | |||
Мир культуры (11часов) | УУД: П .Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; К: формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; | ||||||
24 | Жилище и предметы быта | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
25 | Как одевались в старину. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
26 | Что ели наши предки. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
27 | Праздники. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
28 | Игры, хороводы. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
29 | Письменность. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
30 | Храмы и монастыри. | 1 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник | |||
31-32 | Культура Смоленской области. | 2 | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | Учебник С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3 | |||
33 | Проверь себя. | 1 | Тест. Самостоятельная работа. | Раздаточный материал (карточки) | |||
34 | Обобщение пройденного за год. | 1 | Фронтальный опрос, | Учебник С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"
В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа "Азбука Смоленского края"
Рабочая программа "Азбука Смоленского края"...
Рабочая программа по Азбуке Смоленского края
Рабочая программа по Азбуке Смоленского края...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края 3-4 классы"
Пояснительная записка, поурочное планирование "Азбука Смоленского края 3-4 классы"...
Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"
Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3-4 классы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по азбуке Смоленского края в 3 классе
Рабочая программа учебного предмета «Азбука Смоленского края» составлена на основе примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: ...