Рабочая программа по Азбуке Смоленского края
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Капыревщинская средняя школа

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол

от 31.08.2018 № 1

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от 01.09.2018  № 121

                                                                       Рабочая программа

                                         по азбуке Смоленского края

                                                        3 класс

                                              2018-2019 учебный год

Учитель: Коршункова Дина Яковлевна

Квалификационная категория - первая

            Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

            Протокол от_______________________ № 1

            Руководитель ШМО ___________ И.В.Ларченкова

                                           

    1.Пояснительная записка.  

   Рабочая программа по предмету «Азбука Смоленского края» для  третьего класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе   авторской программы С.А.Болотовой   Азбука Смоленского края:  Авторская программа начального общего образования регионального курса для начальной школы « Азбука Смоленского края» (С.А.Болотова, Смоленск 2005 год)

 Состав УМК:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2012г

 С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории,Смоленск, 2012

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск,2012

С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края». Смоленск 2012г.

Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края»: Методические рекомендации. - Смоленск: Издательство « Ассоциация XXI век», 2006. - 72 с.

Болотова С.А., Довгий Т. П., Сибиченков О. В.Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса школы. – Ч. 3. – Смоленск: Русич, 2008. – 184 с.

Обьём программы: Рабочая программа составлена на 34 учебных часа (из расчёта 1час в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ  на 2018/2019 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы – 1 год.

Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный ( самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа).

                                              2.Планируемые результаты освоения учебного курса

           Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • умения ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах

прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • навыки ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  •  способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Смоленской области, города;
  • описывать достопримечательности Смоленщины;
    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
    находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;  
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

      КоммуникативныеУУД

 Обучающийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты основных содержательных линий программы

Блок I. Мир природы

Обучающийся научится

  • Определять географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • Определять особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • Узнавать  важнейшие полезные ископаемых родного края, их использование;
  • Узнавать  некоторые растения, грибы, животных Смоленского края;
  • Использовать меры по охране природы в Смоленской области; правила поведения в природе;

Обучающийся  получит возможность научиться

  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Блок II. Мир истории  

Обучающийся научится

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты области;
  • называть предков смолян, их занятия; древние города Смоленщины,  некоторые башни Смоленской крепости;
  • называть памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины
  • называть награды Смоленска и области, имена некоторых земляков, прославивших родной край
  • характеризовать героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война 1941-1945 гг;

Обучающийся получит возможность научиться

  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать  моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;
  •  самостоятельно подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;

Блок III. Мир культуры  

Обучающийся  научится

  • рассказывать об этнографических особенностях жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
  • ориентироваться в истории возникновения письменности у наших предков
  •  описывать  современную  культурную  жизнь нашего края., его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

Обучающийся  получит возможность научиться

  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;
  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.
  • работать в семейных архивах, готовить и выступать с сообщениями;

                        3.Содержание учебного предмета «Азбука Смоленского края»

Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем:

1 блок - «Мир природы», 2 блок -«Мир истории», 3 блок - «Мир культуры».

Блок I. Мир природы

Вводное занятие   

Природные особенности. Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг. Климат нашего края. Почвы Смоленщины: суглинистые, песчаные, супесчаные, торфяно-болотистые. заболоченные, подзолистые, дерново-подзолистые. Их состав. Охрана почв. Основатель научного почвоведения В.В. Докучаев.

Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края: песок, глина, известняк, доломиты, мел, торф, бурый уголь, сапропель, минеральные воды и др. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоемы. Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте.  Использование и охрана водоемов.

Реки Смоленской области. Река Днепр, ее притоки: река Десна и река Сож. Река Каспля - приток Западной Двины. Река Вазуза приток Волги. Озера Смоленской области: Акатовское, Баклановское, Сашно и др.Искусственные водоемы: пруды и водохранилища (Вазузское, Яузское, Деснинское). Растения. Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов, болот.

Грибы. Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Смоленский лен. Лен - культурное растение. Его виды: лен-долгунец, лен масличный. Выращивание льна на Смоленщине.

Продукция смоленского льнокомбината. Музей «Смоленский лен».

Животные. Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Особенности внешнего вида, строения и жизни (на примере отдельных представителей). Приспособленность животных к условиям жизни.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга природы. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы: исчезающие, сокращающиеся, редкие, неопределенные и восстановленные виды. Законы об охране природы. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные парки и др. Правила поведения в природе.

Блок II. Мир истории

Вводное занятие .Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.

Наши предки. Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск - древний город кривичей.

«Из варяг в греки».Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.

История древнего города Вержавска.

Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев. Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства. Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.   Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения. Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.   Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.

Награды Смоленщины. Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).

Места боевой славы. Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

Наши земляки. Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии- Михаил Пржевальский и другие.

Блок III. Мир культуры

Вводное занятие  .Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней.

Жилища и предметы быта. Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь. Прект:  «Жилища наших предков»

Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.

4.Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Блок 1. Мир природы

12

2.

Блок 2. Мир истории.

12

3.

Блок 3. Мир культуры

10

Итого

34

5.Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Дата по плану

Факти-чески

1

Вводное занятие. (1 час)

07.09

Блок I. Мир природы (11 часов).

2

Природные   особенности   Смоленской области.

14.09

3

Полезные ископаемые.

21.09

4

Водоемы Смоленщины.

28.09

5

Растительность лесная и луговая.

05.10

6

Растительность болотная.

12.10

7

Грибы.

19.10

8

Смоленский лен.

26.10

9

Животные

09.11

10

Животные нашего края.

16.11

11

Охрана природы.

23.11

12

Проверьте себя.

30.11

Блок II. Мир истории (12 часов).

13

Наши предки.

07.12

14

«Из варяг в греки».

14.12

15

Города Смоленщины.

21.12

16

Герб и флаг нашей области.

28.12

17

Смоленская крепостная стена.

11.01

18

Военное прошлое .

18.01

19

Военное прошлое Смоленщины.

25.01

20

Награды   Смоленщины   и   города Смоленска.

01.02

21

Места боевой славы.

08.02

22

Наши земляки.

15.02

23

Наши земляки.

22.02

24

Проверьте себя.

01.03

Блок Ш. Мир культуры (10 часов).

25

Жилища и предметы быта.

Прект:  «Жилища наших предков»

15.03

26

Как одевались в старину.

05.04

27

Что ели наши предки.

12.04

28

Праздники.

19.04

29

Игры и хороводы.

26.04

30

Письменность.

03.05

31

Храмы и монастыри Смоленщины.

10.05

32

Культура Смоленщины сегодня. Урок-экскурсия «Проверьте себя».

17.05

33

Промежуточная аттестация.

24.05

34

Итоговый урок.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"

В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края 3-4 классы"

Пояснительная записка, поурочное планирование "Азбука Смоленского края 3-4 классы"...

Рабочая программа по азбуке Смоленского края в 3 классе

Рабочая программа учебного предмета «Азбука Смоленского края» составлена на основе примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: ...

Рабочая программа курса «Азбука родного края»

Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....