времена года.зима
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Времена года.
«В царстве зимушки-зимы».
Цель: - формирование у учащихся любви к поэтическому слову;
- закрепление умения по существенным признакам и приметам определять время года;
- закрепление навыка работы с ножницами и бумагой;
- развитие творческих способностей, фантазии, памяти, мышления;
- прививать любовь к природе, к прекрасному.
Оборудование: - наглядность, плакаты;
- костюмы и маски участников;
- цветная бумага, картон;
- ножницы, клей, шаблоны;
- цветные карандаши, клеёнка;
- сигнальные карточки;
- фонограммы детских песен.
Ход занятия.
- Оргмомент.
У.- Ребята, у нас сегодня гости. Они с нами проведут наше занятие.
У. – А говорить мы будем о временах года, о весёлом зимнем празднике. А ещё мы будем делать подарок к празднику, но какой пока секрет.
II. Познавательная беседа.
- Времена года.
(На доске висит плакат «Времена года»)
У.- Семью из четырёх сестёр
Давно мы знаем с вами.
О них сегодня разговор
Я поведу стихами.
У. – (читаю стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»)
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.
(стрелочкой показываю на плакате весну)
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
(появляется девочка-Весна)
Весна - Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Поэтому зовут меня Весна.
У. – (поворачиваю стрелку на лето)
А лето пришло, всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
(выходит девочка-Лето)
Лето - Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
У. – (стрелочку на осень)
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
(выходит девочка-Осень)
Осень - Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
У.- (поворачиваю стрелку на зиму)
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(выходит девочка-Зима)
Зима - Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Деревья снегом обсыпаю,
Морозцем деточек пугаю.
У. – Ребята, сколько дочерей у матушки природы?
- Назовите их.
- Как можно их назвать одним именем? (времена года)
2. Чародейка Зима.
У. – А какое сейчас время года?
(открываю доску, по центру весит плакат « Царство зимы»)
У.- Какие изменения в природе мы наблюдаем с приходом зимы?
(чтение стихотворения «Зима» И. З. Сурикова)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.
У. – Ребята, зима путешествует по земле на весёлой тройке белых коней. Послушайте песню и вы узнаете, что это за кони.
(исполнение песни «Три белых коня»)
У. – Вы догадались кто это?
- Давайте с ними познакомимся
(по очереди выходят мальчики-месяцы)
Декабрь: В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
И зовёт ребят наружу
Зимний день сквозь лёд стекла –
В освежающую стужу
Из уютного тепла.
С. Маршак.
У. – Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает.
- Как вы понимаете это высказывание? ( декабрь последний месяц года, но первый месяц зимы)
Январь: Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром.
Природа вся как будто леденеет
Перед суровым снежным январём.
Вы не сердитесь на январь ненастный
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было всё по-зимнему прекрасно
Я много приложил своих трудов.
У. - В нашей местности у января – светлое, доброе лицо, в солнечный день с искрящейся улыбкой и лёгким морозцем.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин.
(выходит мальчик-февраль)
Февраль: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Крутой февральский ветер
Метёт, метёт пурга.
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.
У.- В народе говорят, что в феврале зима с весной встречаются впервой.
- Как вы понимаете это выражение?
- Послушайте, как происходит эта встреча.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь прекрасней стала
Наперекор врагу.
Ф. И. Тютчев.
- Итог беседы.
У. – Какие зимние месяцы вы знаете?
Физкультминутка.
У. – Ребята, давайте представим, что мы пришли в зимний лес. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт и повторяйте за мной:
Мы пришли в зимний лес.
(ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
(разводим руки в стороны)
Справа – берёзка в шубе стоит,
(поворачиваемся вправо, показываем рукой)
Слева – на нас ёлка глядит
(поворачиваемся влево, показываем рукой)
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
(вращающие движения руками над головой)
В лесу красота и покой,
А нам с вами пора уж домой.
(дети садятся за парты)
III. Практическая часть. Изготовление праздничной открытки.
1.Сообщение темы и постановка цели.
У. – Ребята, какой зимний месяц называют белым праздником?
- Почему?
У. – На праздники принято дарить подарки, открытки. Особенно приятно получать подарки сделанные своими руками.
Сегодня мы с вами будем делать праздничную открытку к Новому Году. В ходе работы будем отрабатывать и закреплять ранее полученные навыки творческого труда.
а) деление на микрогруппы
У. – Сегодня вы будите работать в микрогруппах. В каждой микрогруппе есть консультант, который будет отвечать за распределение поручений и следить за ходом работы.
(представление консультантов)
б) демонстрация образца.
У. – Вот, ребята, такую праздничную открытку мы будем делать.
(образец помещаю на доску)
- Проверка готовности рабочего места.
У. – Ребята, проверьте всё ли у вас готово к работе? Ножницы, шаблоны, цветная бумага, клей, краски, кисточки, альбомный лист.
(дети сигнализируют о готовности сигнальными карточками)
- Подготовка к выполнению задания.
а) анализ образца.
У. – Ребята, открытка выполнена в форме аппликации
- Какие элементы аппликации вы видите?
б) выбор материалов и инструментов.
У. – Из чего выполнена основа открытки?
- Из чего выполнены элементы аппликации?
- Какого цвета?
- Какие инструменты нам понадобятся?
в) повторение правил работы с ножницами и клеем.
У. – Каким правилам вы должны следовать при работе с ножницами?
- Какие меры осторожности мы должны предпринять при работе с клеем?
- Исполнение трудовых действий.
а) самостоятельная работа учащихся.
- работа с шаблонами;
- сборка элементов;
- художественное оформление.
5. Подведение итогов работы.
У. – Ребята, поднимите свои открытки, чтобы все могли их видеть.
- Вы довольны своей работой?
- Всё ли у вас получилось?
IV. Заключение.
1.Подведение итогов занятия.
У. – Ребята, какому времени года было посвящено наше занятие?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Какой зимний месяц называют – белым праздником?
- А что мы с вами делали?
2. Пожелание от воспитателя.
У. –Пусть ваше настроение будет праздничным и весёлым.
- Всем спасибо. Занятие окончено.
Литература:
- Барыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. - 320 с. – (Мастерская учителя).
- Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – Вып. 2/ - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. - 382 с.
- Коринец Ю. И. Четыре сестры. Стихи и сказки. М.: Детская литера-тура, 1970. - 256 с.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 142с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....
Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.
Цели: ознакомить учащихся с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать стремления к познанию окружающего мира;воспи...
Время года - зима.
Представленный материал предназначен для работы с детьми во время уроков устной речи, живого мира рисования, в ГПД. Методические пояснения даются для родителей, воспитателей ГПД....
Время года - зима
Наглядно-иллюстративный материал к урокам "Устная речь", "Живой мир"...
Внеклассное мероприятие "Времена года. Зима."
Данная разработка поможет учителю уточнить и закрепить знания и представления учащихся о природе и погоде зимой, о жизни животных в зимнее время года, о зимующих птицах; формировать у учащихся а...
Внеклассное занятие" Времена года - зима"
О признаках зимы. Жизнь животных зимой. Как уберечься от простудных заболеваний зимой....
Времена года. Зима.
В занимательной форме повторяем названия зимних месяцев, приметы зимы. Развиваем наблюдательность и внимание....