времена года.зима
план-конспект на тему

Рубан Елена Александровна

воспитательное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda._zima.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:               Времена года.

               «В царстве зимушки-зимы».

        

Цель: - формирование у учащихся любви к поэтическому слову;

  • закрепление умения по существенным признакам и приметам           определять время года;
  • закрепление навыка работы с ножницами и бумагой;
  • развитие творческих способностей, фантазии, памяти, мышления;
  • прививать любовь к природе, к прекрасному.

Оборудование: - наглядность, плакаты;

                          - костюмы и маски участников;

                          - цветная бумага, картон;

                          - ножницы, клей, шаблоны;

                          - цветные карандаши, клеёнка;

                          - сигнальные карточки;

                          - фонограммы детских песен.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

У.- Ребята, у нас сегодня гости. Они с нами проведут наше занятие.

У. – А говорить мы будем о временах года, о весёлом зимнем празднике. А ещё мы будем делать подарок к празднику, но какой пока секрет.

   II. Познавательная беседа.

  1. Времена года.

(На доске висит плакат «Времена года»)

У.-                                 Семью из четырёх сестёр

                                              Давно мы знаем с вами.

                                       О них сегодня разговор

                                       Я поведу стихами.

У. – (читаю стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»)

                                        Придумала мать дочерям имена:

                                        Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

                                        (стрелочкой показываю на плакате весну)

                                        Приходит Весна – зеленеют леса

                                        И птичьи повсюду звенят голоса.

                                        (появляется девочка-Весна)

    Весна -                     Я раскрываю почки,

                                        В зелёные листочки    

                                        Деревья одеваю,

                                        Посевы поливаю,

                                        Движения полна

                                        Поэтому зовут меня Весна.

У. – (поворачиваю стрелку на лето)

                                         А лето пришло, всё под солнцем цветёт,

                                         И спелые ягоды просятся в рот.

                                         (выходит девочка-Лето)

Лето -                            Я соткано из зноя,

                                         Несу тепло с собою,

                                         Я реки согреваю,

                                        «Купайтесь!» - приглашаю.

У. – (стрелочку на осень)

                                          Нам щедрая осень приносит плоды,

                                          Дают урожаи поля и сады.

                                          (выходит девочка-Осень)

Осень -                           Несу я урожаи,

                                          Поля вновь засеваю,

                                          Птиц к югу отправляю,

                                          Деревья раздеваю.

У.- (поворачиваю стрелку на зиму)

                                          Зима засыпает снегами поля,

                                          Зимой отдыхает и дремлет земля.

                                           (выходит девочка-Зима)

Зима -                              Дел у меня немало –

                                           Я белым одеялом

                                           Всю землю укрываю,

                                           В лёд реки убираю,

                                           Белю поля, дома,

                                           Деревья снегом обсыпаю,

                                           Морозцем деточек пугаю. 

   

У. – Ребята, сколько дочерей у матушки природы?

  • Назовите их.
  • Как можно их назвать одним именем? (времена года)

2. Чародейка Зима.

У. – А какое сейчас время года?

(открываю доску, по центру весит плакат « Царство зимы»)

У.- Какие изменения в природе мы наблюдаем с приходом зимы?

(чтение стихотворения «Зима» И. З. Сурикова)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

У. – Ребята, зима путешествует по земле на весёлой тройке белых коней. Послушайте песню и вы узнаете, что это за кони.

(исполнение песни «Три белых коня»)

У. – Вы догадались кто это?

     - Давайте с ними познакомимся

(по очереди выходят мальчики-месяцы)

Декабрь:                   В декабре, в декабре

                                        Все деревья в серебре.

                                        Нашу речку, словно в сказке,

                                        За ночь вымостил мороз,

                                        Обновил коньки, салазки,

                                        Ёлку из лесу привёз.

                                        И зовёт ребят наружу

                                        Зимний день сквозь лёд стекла –

                                        В освежающую стужу

                                        Из уютного тепла.

                                                                            С. Маршак.

У. – Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает.

      - Как вы понимаете это высказывание? ( декабрь последний месяц года, но первый месяц зимы)

Январь:                       Сияет солнце, но совсем не греет,

                                        Искрится луч, сияет серебром.

                                        Природа вся как будто леденеет

                                        Перед суровым снежным январём.

                                        Вы не сердитесь на январь ненастный

                                        На самый главный месяц холодов:

                                        Чтоб было всё по-зимнему прекрасно

                                        Я много приложил своих трудов. 

 

  У. - В нашей местности у  января – светлое, доброе лицо, в солнечный день с искрящейся улыбкой и лёгким морозцем.

                                       Мороз и солнце; день чудесный!

                                       Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

                                       Пора, красавица, проснись:

                                       Открой сомкнуты негой взоры

                                       Навстречу северной Авроры,

                                       Звездою севера явись!

                                       Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

                                       На мутном небе мгла носилась;

                                       Луна, как бледное пятно,

                                       Сквозь тучи мрачные желтела,

                                       И ты печальная сидела –

                                       А нынче… погляди в окно:

                                       Под голубыми небесами

                                       Великолепными коврами,

                                       Блестя на солнце, снег лежит;

                                       Прозрачный лес один чернеет,

                                       И ель сквозь иней зеленеет,

                                       И речка подо льдом блестит.

                                                                                       А. С. Пушкин.

 (выходит мальчик-февраль)

Февраль:                    Дуют ветры в феврале,

                                        Воют в трубах громко.

                                        Змейкой мчится по земле

                                        Лёгкая позёмка.

                                         Крутой февральский ветер

                                         Метёт, метёт пурга.

                                         И кажется, что вечно

                                         Лежат снегов стога.

У.-  В народе говорят, что в феврале зима с весной встречаются впервой.

  • Как вы понимаете это выражение?
  • Послушайте, как происходит эта встреча.

        Зима недаром злится,

                                               Прошла её пора –

                                        Весна в окно стучится

                                        И гонит со двора.

                                         И всё засуетилось,

                                         Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь прекрасней стала

Наперекор врагу.

                                           Ф. И. Тютчев.

  1. Итог беседы.

У. – Какие зимние месяцы вы знаете?

Физкультминутка.

У. – Ребята, давайте представим, что  мы пришли в зимний лес. Встаньте, пожалуйста,  выйдите из-за парт и повторяйте за мной:

                                        Мы пришли в зимний лес.

                                       (ходьба на месте)

                                       Сколько здесь вокруг чудес!

                                       (разводим руки в стороны)

                                       Справа – берёзка в шубе стоит,

                                       (поворачиваемся вправо, показываем рукой)

                                       Слева – на нас ёлка глядит

                                       (поворачиваемся влево, показываем рукой)

                                       В небе снежинки кружатся,

                                       На землю красиво ложатся.

                                       (вращающие движения руками над головой)

                                       В лесу красота и покой,

                                       А нам с вами пора уж домой.

                                       (дети садятся за парты)

 

III. Практическая часть. Изготовление праздничной открытки.

1.Сообщение темы и постановка цели.

У. – Ребята, какой зимний месяц называют белым праздником?

  • Почему?

У. – На праздники принято дарить подарки, открытки. Особенно приятно           получать подарки сделанные своими руками.

     Сегодня мы с вами будем делать праздничную открытку к Новому Году. В  ходе работы будем отрабатывать и закреплять ранее полученные навыки творческого труда.

а) деление на микрогруппы

У. – Сегодня вы будите работать в микрогруппах. В каждой микрогруппе есть консультант, который будет отвечать за распределение поручений и следить за ходом работы.

 (представление консультантов)

 

б) демонстрация образца.

У. – Вот, ребята, такую праздничную открытку мы будем делать.

(образец помещаю на доску)

  1. Проверка готовности рабочего места.

У. – Ребята, проверьте всё ли у вас  готово к работе?  Ножницы, шаблоны, цветная бумага, клей, краски, кисточки, альбомный лист.

(дети сигнализируют о готовности сигнальными карточками)

  1. Подготовка к выполнению задания.

а) анализ образца.

У. – Ребята, открытка выполнена в форме аппликации

  • Какие элементы аппликации вы видите?

б) выбор материалов и инструментов.

У. – Из чего выполнена основа открытки?

  • Из чего выполнены элементы аппликации?
  • Какого цвета?
  • Какие инструменты нам понадобятся?

в) повторение правил работы с ножницами и клеем.

У. – Каким правилам вы должны следовать при работе с ножницами?

     - Какие меры осторожности мы должны предпринять при работе с клеем?

  1. Исполнение трудовых действий.

а)  самостоятельная работа учащихся.

  • работа с шаблонами;
  • сборка элементов;
  • художественное оформление.

5. Подведение итогов работы.

У. – Ребята, поднимите свои открытки, чтобы все могли их видеть.

  • Вы довольны своей работой?
  • Всё ли у вас получилось?

IV. Заключение.

1.Подведение итогов занятия.

У. – Ребята, какому времени года было посвящено наше занятие?

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Какой зимний месяц называют – белым праздником?
  • А что мы с вами делали?

2. Пожелание от воспитателя.

У. –Пусть ваше настроение будет праздничным и весёлым.

  • Всем спасибо. Занятие окончено.

Литература:

  1. Барыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и             интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. - 320 с. – (Мастерская учителя).

  1. Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – Вып. 2/ - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. - 382 с.

  1. Коринец Ю. И. Четыре сестры. Стихи и сказки. М.: Детская литера-тура, 1970. - 256 с.

  1. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

  1. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...

Время года - зима.

Представленный материал предназначен для работы с детьми во время уроков устной речи, живого мира  рисования, в ГПД. Методические пояснения даются для родителей, воспитателей ГПД....

Время года - зима

Наглядно-иллюстративный материал к урокам "Устная речь", "Живой мир"...

Внеклассное мероприятие "Времена года. Зима."

Данная разработка поможет учителю уточнить и закрепить знания и представления учащихся о природе и погоде зимой, о жизни животных в зимнее время года, о зимующих птицах; формировать у учащихся а...

Внеклассное занятие" Времена года - зима"

О признаках зимы. Жизнь животных зимой. Как уберечься от простудных заболеваний зимой....

Времена года. Зима.

В занимательной форме повторяем названия зимних месяцев, приметы зимы. Развиваем наблюдательность и внимание....