Воспитание личности в поликультурной среде
материал на тему

  • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lichnosti_v_polikulturnoy_srede.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Камасина Ильуса Мирзахановна,

                                                                   учитель начальных классов            

                                                                  МБОУ"Биектауская СОШ"          

                                                                  Рыбно-Слободского района РТ

              

Воспитание личности в поликультурной среде

Человек, ты можешь духовно расти,
   только помогая другому быть человеком.

     В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?

     На решение этих вопросов направлена сложившаяся в МБОУ"Биектауская СОШ" Рыбно-Слободского района РТ система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

  • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества;
  • формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость;
  • возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;
  • знакомство с традициями и обрядами  народов Татарстан, изучение  региональной литературы вовлечение детей в организацию и проведение праздников и досуга.

     Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики Важным свойством духовно – нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

      Программа духовно – нравственного развития и воспитания школьников, должна обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

    За последние годы наша система образования дала сильный крен в сторону накопления знаний и развития ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственном здоровье своих учеников. Такое обучение, без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности, не уделяет достаточного внимания становлению эмоциональных и духовно-нравственных качеств личности. Глубокая российская традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате чего многие дети оказались обездоленными духовно и обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

      Еще К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: историей, с родным ему языком, литературой, а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится». 
      Таким образом, Человек русской культуры — это гражданин России, направленный на духовно-нравственные  ценности и патриотическое воспитание. Образовательная среда не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор. Немаловажную роль играет литературная гостиная.
Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей является педагогическое наследие русского народа (Н. Д. Ушинский, А.П. Нечаев, И.А. Сикорский, Н:И. Пирогов, Н.Е. Румянцев), традиции культуры, представленные в различных аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной историй и культуры);
- нравственно-этическом (в контексте народного учения о законах нравственной жизни; цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, миром);
- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа);

-поликультурном. У ребенка формируется взгляд на мир с позиции духовно и нравственно воспитанного человека, воспитываются нравственные качества, способности, привычки, любовь к Родине, обогащаются эмоциональные впечатления и чувства. Ребенок приобретает практический опыт духовно-нравственной жизни, включающие общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности.
Еще К.Д. Ушинский писал:
«Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим Отечеством: историей, с родным ему языком, литературой, а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится». 
     Таким образом, Человек русской культуры — это гражданин России, направленный на духовно-нравственные  ценности и патриотическое воспитание. Образовательная среда не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор. Немаловажную роль играет «Литературная гостиная».
Работа «Литературной гостиной» в нашей школе – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубокого постижения предмета. Это переосмысление известного, ролевая деятельность, которая развивает мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию, духовному преображению современного молодого человека.

      Основная задача «Литературной гостиной» - пробудить творческие способности учащихся, их интерес к чтению классической литературы и современной прозы и поэзии. Становление личности человека, выработка системы нравственных ценностей, развитие его мышления и речи тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому то, насколько интеллектуально развитым, творчески мыслящим и высоконравственным будет наше общество завтра, во  многом определяется тем, что и как сегодня читает и воспринимает за партой ученик. Современное состояние общества, царящая в нем система ценностей, обилие низкопробной продукции издательств и телевидения, к сожалению, не способствует обогащению речи, воспитанию хорошего читательского и зрительского вкуса, пробуждению интереса к лучшим образцам литературы и искусства. Поэтому  очень важно не отпугнуть ребят, у которых пробудился интерес к творчеству поэтов и писателей, не отбить охоту писать самим. Важно поддержать ребенка, научить вдумчиво, с пониманием читать.

        Особенность нашей «Литературной гостиной» заключается в том, что она объединяет учащихся разных возрастных групп и разного уровня подготовки. В ней участвуют учителя и родители, выпускники школы – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

        Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить литературные  чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их. Работа в ней помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, отзывы и, наконец, стихи. Ценным является то, что работа в «Литературной гостиной» развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

       Знания и умения, которые учащиеся приобретают в «Литературной гостиной», несомненно, помогают им в написании творческих работ, в участии в различных конкурсах, в общении и в жизни. Учащиеся познают мир прекрасного. Меняются их поступки, отношение к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы.

      Таким образом, литературная гостиная воспитывает в учащихся чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности учащихся, творческое воображение, развивает мышление.

     Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

      Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым

«Созидается общество началами нравственности», - говорил Ф.М. Достоевский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).

Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...

Исследование реальной языковой ситуации бурятского языка в поликультурной среде села Оёр

Одним из национальных языков России является бурятский язык, который Законом Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия», принятым 10 июня 1992 года, был провозглашен государственным язык...

"Педагогические условия учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью в поликультурной среде"

Чтобы социализация детей с умственной отсталостью проходила успешно, нужно регулярно работать с ними и развивать у школьников чувство толерантности к другим людям. Все мы разные, но все мы имеем ...

«Воспитание личности в условиях цифровой среды»

Цели: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимыхзнаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут; формирование у детей навыков самосто...