Статья "Патриотическое воспитание младших кольников на основе историко-культурного наследия Отечества"
статья (3 класс) на тему
В статье изложены направления работы по патриотиескому воспитанию учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_vospitanie_statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ОУ «ШКОЛА ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III»
Статья
«Патриотическое воспитание младших школьников
на основе историко-культурного наследия Отечества»
Автор статьи: Мирзаянова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
г. Гатчина 2018 г.
Воспитание патриотизма – одно из приоритетных направлений современного воспитательного процесса в школе. От того, кого мы воспитаем в семье и школе, зависит будущее нашей страны.
Мое мнение: основа основ воспитания – воспитание Гражданина с большой буквы, любящего свою Родину.
Для учащихся младших классов наиболее интересно и доступно можно организовать работу по патриотическому воспитанию:
- на занятиях по краеведению
- на уроках литературного чтения
- во внеклассной работе
Предлагаю некоторые виды заданий, которые может использовать учитель, работающий по любой программе.
I. Занятия по краеведению
Моя задача – помочь ученикам в познании своего родного края, привить любовь к своей родине, уважение к ее культуре. Начинаю работу в этом направлении с представления ребятам вот такой цепочки в виде разноцветной радуги: Моя семья – моя школа – моя улица – мой город – мой край – мое Отечество.
Эта работа ведется в интеграции с другими уроками.
Первый элемент радуги – Моя семья. Это фундамент жизни человека.
- дети рисуют свою семью.
- создают семейный герб
- составляют свою ленту времени: от 1 года до школьного возраста
- изучают семейное древо жизни.
Следующий элемент радуги – Моя школа. Привить любовь к своей школе помогают:
- Экскурсии в школьный музей, на которых мы узнаем богатую историю учебных заведений Гатчины.
- Знакомство с биографией и творчеством К. Д. Ушинского (имя великого педагога носит наша гимназия).
- Сочинения о своих друзьях на уроках русского языка.
- Участие в генеральных уборках класса и школы.
Третий элемент радуги – Моя улица. Чтобы раскрыть частичку прекрасного облика нашего города, я провожу:
- Прогулки и экскурсии по улицам города.
- Сочинения «Моя родная улица»
- Составление плана «Моя дорога в школу».
- Защиту устных проектов «Как украсить мою улицу».
Так, постепенно, мы подходим к изучению самой интересной части радуги – Мой город.
- Составляем «паспорт» города: «Мой город – мой друг»:
имя, возраст, внешность, характер, достоинства, память.
- Работа с плакатом « Цветик – семицветик».
Каждый лепесток – одна из сторон богатства нашего города. Но самое главное из них – человек (сердцевина цветка) – создатель этого богатства и его потребитель. «Настоящий гатчинец» это тот, кто создает и сохраняет богатства города.
- Пешеходные экскурсии по старым улицам города.
- Сочинения о своем любимом городе.
- Изучение творчества известных писателей и поэтов Гатчинской земли: А.И.Куприна, И. С. Соколова-Микитова, И.Северянина, К.Фофанова, Л.Куликова.
- Знакомство с мемориальными досками, установленными в память о знаменитых людях, живших и творивших в Гатчине.
Следующий этап радуги - Мой край. Мы узнаем об истории, культуре, природе, народном хозяйстве Ленинградской области. В интеграции с уроками развития речи ребята пишут сочинение «Что дает наш край стране», с уроками изобразительного искусства – рисуют дворцы, храмы , крепости нашей области.
Наиболее героические чувства вызывает работа по теме – Мое Отечество.
С проникновенных слов К. Д. Ушинского в «Русской азбуке»: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия…» мы начинаем разговор о своей стране, а на дальнейших уроках пытаемся обратиться к истокам нашего Отечества и понять, откуда черпается сила и крепость любви к своей Родине для каждого из нас.
Я знакомлю детей с наиболее значимыми событиями доблестной истории Отечества, его героями – от былинных чудо – богатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны. Дети узнают, что не только оружием можно защищать Отечество, но молитвой за страну и крепкой православной верой.
Так постепенно происходит плавный переход в осознании ребенком себя как частицы большой Родины – России. Дети начинают понимать, что они - наследники предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
II. Уроки литературного чтения.
Они способствуют воспитанию у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Поэтому на уроках литературного чтения я уделяю особое место изучению лучших произведений русской классической и советской литературы.
Для того, чтобы ребята знали фамилии, имена, отчества классиков русской поэзии и правильно соотносили их с произведениями этих авторов, я разработала дидактическую игру. Это разрезные карточки, где по – отдельности написаны: фамилия, имя и отчество, названия стихотворений, отрывки из них. Ученики сами готовят карточки по творчеству одного из поэтов, а потом опрашивают друг друга или я провожу опрос - викторину в занимательной форме.
Также ко многим произведениям отечественной классики ребята выполняют рисунки с отрывками из текста, картинный план. Такие виды работ прививают любовь к чтению и родному языку, развивают память, пополняют «литературный» запас знаний.
Воспитанию патриотизма у школьников помогают темы внеклассных занятий по литературному чтению:
«Любимая сердцу земля»
«Родину – мать учись защищать»
«Нам отцы завещали Отчизну беречь!»
«О богатырях земли русской»
Книги о блокаде Ленинграда.
«Святая Русь под мантией старинной»
Образ Родины в произведениях русских классиков.
На уроках развития речи ребята пишут сочинения на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами родного города и земли Ленинградской:
«Красота родного края»
«Неповторимое своеобразие Гатчины»
«Любимый уголок Гатчинского парка»
«Любимое время года в Гатчинском парке»
Через эти работы ученики еще больше проникаются любовью к своей «малой родине», становятся наблюдательнее и ответственнее.
III. Воспитательная работа.
Большое воспитательное значение и расширение кругозора несут тематические экскурсии во дворцы - музеи жемчужного ожерелья Петербурга, по Пушкинским местам, в музеи боевой славы. Как нельзя лучше межпредметные связи устанавливаются при организации поездок по святым местам нашего края, где ребята узнают и о восстановленных монастырях, и об истории, географии, культуре родного края.
Особое место я отвожу проведению праздников и походов. Все мероприятия, которые я провожу в классе, проходят при большом понимании и поддержке родителей. Младшее поколение берет пример со старшего, учится у него житейской мудрости и любви к своей прекрасной стране.
Ребята с интересом узнают русские народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки – «Лапта», « Городки», «Пряничная доска», «Казаки – разбойники» и хороводные игры – «Золотые ворота», «Колечко», «Катись, катись яичко».
К праздникам патриотического содержания, таким как День Победы, День Защитников Отечества, я провожу совместно с родителями военно-спортивные игры: «А ну-ка, мальчики!», «Богатырская наша сила!», «Зарница», а также разучиваю песни военных лет и на тему «Родина».
Вот так, изо дня в день дети делают маленькие открытия и начинают понимать, откуда черпается сила и крепость любви к своей стране каждого из нас.
Труд учителя сразу не заметен, но главное, на какую землю он бросает зерна. Мне видится, что мои ученики будут любить и гордиться историей своей страны, ее духовным, культурным и трудовым наследием, а также будут сохранять и оберегать это наследие сейчас, приумножать и передавать потомкам в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Данный материал является кратким описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....
Презентация методической системы нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Методическая система представлена в виде презентации...
Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
Цель данной работы: показать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья в...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.
В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....
Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»
Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...
патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций
Выступление на районном методическом объединении...
«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»
В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....