Статья "Патриотическое воспитание младших кольников на основе историко-культурного наследия Отечества"
статья (3 класс) на тему

Мирзаянова Ирина Викторовна

В статье изложены направления работы по патриотиескому воспитанию учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot_vospitanie_statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ОУ «ШКОЛА ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III»

Статья

«Патриотическое воспитание младших школьников

на основе историко-культурного наследия Отечества»

Автор статьи: Мирзаянова Ирина Викторовна

учитель начальных классов

г. Гатчина 2018 г.

Воспитание патриотизма – одно из приоритетных направлений современного воспитательного процесса в школе. От того, кого мы воспитаем в семье и школе, зависит будущее нашей страны.

           Мое мнение:  основа основ воспитания – воспитание Гражданина с большой буквы, любящего свою Родину.

           Для учащихся младших классов наиболее интересно и доступно можно организовать  работу по патриотическому воспитанию:

  • на занятиях по краеведению
  • на уроках литературного чтения
  • во внеклассной работе

Предлагаю некоторые виды заданий, которые может использовать учитель, работающий по любой программе.

I. Занятия по краеведению

          Моя задача – помочь ученикам в познании своего родного края, привить любовь к своей родине, уважение к ее культуре. Начинаю работу в этом направлении с  представления ребятам вот такой цепочки в виде разноцветной радуги: Моя семья – моя школа – моя улица – мой город – мой край – мое Отечество.

        Эта работа ведется в интеграции с другими уроками.

Первый элемент радуги – Моя семья. Это фундамент жизни человека.

  • дети рисуют свою семью. 
  • создают семейный герб 
  • составляют свою ленту времени: от 1 года до школьного возраста
  • изучают семейное древо жизни. 

            Следующий элемент радуги – Моя школа. Привить любовь к своей школе помогают:

  • Экскурсии в школьный музей, на которых мы узнаем богатую историю учебных заведений Гатчины.
  • Знакомство с биографией и творчеством К. Д. Ушинского (имя великого педагога носит наша гимназия).
  • Сочинения  о своих друзьях на уроках русского языка.
  • Участие в генеральных уборках класса и школы.

           Третий элемент радуги – Моя улица. Чтобы раскрыть частичку прекрасного облика нашего города, я провожу:

  • Прогулки и экскурсии по улицам города.
  • Сочинения «Моя родная улица»
  • Составление плана «Моя дорога в школу».
  • Защиту устных проектов «Как украсить мою улицу».

Так, постепенно, мы подходим к изучению самой интересной части радуги – Мой город.

  1. Составляем «паспорт» города: «Мой город – мой друг»:

          имя, возраст, внешность, характер, достоинства, память.

  1. Работа с плакатом « Цветик – семицветик».

          Каждый лепесток – одна из сторон богатства нашего города. Но самое главное из них человек  (сердцевина цветка) – создатель этого богатства и его потребитель. «Настоящий гатчинец» это тот, кто создает и сохраняет богатства города.

  1. Пешеходные экскурсии по старым улицам города.
  2. Сочинения о своем любимом городе.
  3. Изучение творчества известных писателей и поэтов Гатчинской земли: А.И.Куприна, И. С. Соколова-Микитова, И.Северянина, К.Фофанова, Л.Куликова.
  4.  Знакомство с мемориальными досками, установленными в память о знаменитых людях, живших и творивших в Гатчине.

          Следующий этап радуги - Мой край.  Мы узнаем об истории, культуре, природе, народном хозяйстве Ленинградской области. В интеграции с уроками развития речи ребята пишут сочинение «Что дает наш край стране», с уроками изобразительного искусства – рисуют дворцы, храмы , крепости  нашей области.

         Наиболее героические чувства вызывает работа по теме – Мое Отечество.

         С проникновенных слов К. Д. Ушинского в «Русской азбуке»: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия…» мы начинаем разговор о своей стране, а на дальнейших уроках пытаемся обратиться к истокам нашего Отечества и понять, откуда черпается сила и крепость любви к своей Родине для каждого из нас.  

            Я знакомлю детей с наиболее значимыми событиями доблестной истории Отечества, его героями – от былинных чудо – богатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны. Дети узнают, что не только оружием можно защищать Отечество, но молитвой за страну и крепкой православной верой.

            Так постепенно происходит плавный переход в осознании ребенком себя как частицы большой Родины – России. Дети начинают понимать, что они - наследники предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

II. Уроки литературного чтения.

           Они способствуют воспитанию у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Поэтому на уроках литературного чтения  я уделяю особое место изучению лучших произведений русской классической и советской литературы.  

Для того, чтобы ребята знали фамилии, имена, отчества классиков русской поэзии и правильно соотносили  их с  произведениями этих авторов, я разработала дидактическую игру. Это  разрезные карточки, где по – отдельности  написаны: фамилия, имя и отчество, названия стихотворений,  отрывки из них. Ученики сами готовят  карточки по творчеству одного из поэтов, а потом опрашивают друг друга или я провожу опрос - викторину в занимательной форме.

             Также ко многим произведениям отечественной классики ребята выполняют рисунки с отрывками из текста, картинный план. Такие виды работ прививают любовь к чтению и родному языку, развивают память, пополняют «литературный» запас знаний.

Воспитанию патриотизма у школьников помогают темы внеклассных занятий по литературному чтению:

 «Любимая сердцу земля»

«Родину – мать учись защищать»

«Нам отцы завещали Отчизну беречь!»

«О богатырях земли русской»

Книги о блокаде Ленинграда.

 «Святая Русь под мантией старинной»

Образ Родины в произведениях русских классиков.

На уроках развития речи ребята пишут сочинения на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами родного города и земли Ленинградской:

            «Красота родного края»

«Неповторимое своеобразие Гатчины»

«Любимый уголок Гатчинского парка»

«Любимое время года в Гатчинском парке»

Через эти работы ученики еще больше проникаются любовью к своей «малой родине», становятся наблюдательнее и ответственнее.

III. Воспитательная работа.

Большое воспитательное значение и расширение кругозора несут тематические экскурсии во дворцы - музеи жемчужного ожерелья Петербурга, по Пушкинским местам, в музеи боевой славы. Как нельзя лучше межпредметные связи устанавливаются при организации поездок по святым местам нашего края, где ребята узнают и о восстановленных монастырях, и об истории, географии, культуре родного края.

            Особое место я отвожу проведению праздников и походов. Все мероприятия, которые я провожу в классе, проходят при большом понимании и поддержке родителей. Младшее поколение берет пример со старшего, учится у него житейской мудрости и любви  к  своей  прекрасной  стране.

Ребята с интересом узнают русские народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки – «Лапта», « Городки»,  «Пряничная доска», «Казаки – разбойники» и хороводные игры – «Золотые ворота», «Колечко», «Катись, катись яичко».

             К праздникам патриотического содержания, таким как День Победы, День Защитников Отечества, я провожу совместно с родителями военно-спортивные игры: «А ну-ка, мальчики!», «Богатырская наша сила!», «Зарница», а также разучиваю песни военных лет и на  тему «Родина».      

   Вот так, изо дня в день дети делают маленькие открытия и начинают понимать, откуда черпается сила и крепость любви к своей стране каждого из нас. 

Труд учителя сразу не заметен, но главное, на какую землю он бросает зерна. Мне видится, что мои ученики будут любить и гордиться историей своей страны, ее духовным, культурным и трудовым наследием, а также будут сохранять и оберегать это наследие сейчас, приумножать и передавать потомкам в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  в...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.

В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций

Выступление на районном методическом объединении...

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....