патриотическое воспитание младших школьников на основе народных традиций
статья по теме
Выступление на районном методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_na_osnove_narodnyh_tradiciy.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников
на основе русских народных традиций.
«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озёрами многими, реками и источниками…горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, сёлами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская!»
Это признание в любви к Родине из поэмы «Слово о погибели земли Русской» неизвестного автора 13 века.
А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое Родина? Кто-то скажет, что это страна, где человек родился и вырос и где живёт народ, к которому он принадлежит. Другие ответят, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестёр, дедушек и бабушек, родственников и друзей. А можно услышать, что Родина – это родной край, где всё знакомо и дорого: и тропа от родительского дома, и яблоня под окном, посаженная в день твоего рождения…
« Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа».
Н.Соловьёв
Любить Родину значит быть патриотом. Давайте заглянем в толковые словари и найдём значение данного слова.
«Истинный человек и сын своего Отечества есть одно и то же…»
Н.Радищев
«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». С. Ожогов. Толковый словарь русского языка.
«Патриотизм – любовь к Родине, привязанность к родной земле, культуре, традициям». Новый иллюстрированный энциклопедический словарь.
Как же воспитать патриота в современных условиях?
В настоящее время наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое использование образовательными учреждениями и школой, прежде всего, традиций отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
Различными способами вытравливаются из сознания детей ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому так трудно преодолевается кризис образования, культуры, кризис духовного мира человека.
С методико-технологических позиций модернизация образования предполагает создание в современной школе условий для реализации путей к получению образования с совершенно новыми качественными характеристиками. Одна из важнейших характеристик – степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости воспитания патриотизма у современных школьников, стержнем которого были бы этнокультурные традиции и, в частности, этнокультурные традиции русского народа.
Психологи, педагоги, этнографы едины во мнении о том, что постижение, наследование народных традиций наиболее успешно происходит в самом юном возрасте, когда мир познаётся с большим интересом, любопытством и удивлением перед его многообразием. Известный русский этнограф Г.Ф.Виноградов писал о том, что ребёнок всегда чувствует свою связь с родным краем, он склонен любить и чувствовать его очарование и подчёркивает, что именно ребёнок является той нитью, которая связывает уходящие и будущие поколения.
Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о себе самом.
Естественно, что ребёнок, пришедший в школу, несёт на себе «отпечаток» того микросоциума, в котором протекает его жизнь. Семьи, прежде всего. Учитель начальной школы принимает ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из этого он в дальнейшем должен исходить и на этом строить свою воспитательную работу. В свою очередь школа призвана дополнить отмеченный бытовой фон исторически и этнографически значимыми фактами, способными расширить и углубить имеющиеся у учащихся знания, чувства, привычки и т.п.
Русское народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народом, их духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.
Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надёжно проверенные временем и историческим отбором знания, умения и навыки человечества, представляют для общеобразовательных школ предмет социальной значимости и актуальности. Приобщение к этнокультурным традициям русского народа непременно будет способствовать развитию национального самосознания школьников, осознанию собственной культурно-исторической уникальности. Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных традиций, обычаев, праздников будет являться одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. И, наоборот, пренебрежение культурными традициями своего народа подвергнет общество деградации и духовно-нравственному разложению, что поставит под сомнение само существование русского народа как нации.
Становление опыта работы по вышеуказанной теме происходило в течение трёх лет.
Поиск путей и возможностей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций считаю интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.
Сотрудничество с краеведческим музеем, Путевым дворцом, Домом детского творчества «Юность» города Солнечногорска, участие в экспериментальной работе по теме « Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских народных традиций» под руководством УМЦ КНО, анкетирование родителей и учащихся послужило стимулом для более глубокого изучения специальной литературы по данному вопросу, для определения основных задач.
Цели и задачи программы:
- формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества;
-воспитание высокой духовной нравственности: любви к Родине, людям и природе, стремления к добрым поступкам, чистым помыслам;
- создание целостного представления о жизни, культуре и традициях наших предков, адекватного современному научному уровню знаний;
- восприятие истории как живой связи времён и поколений;
-раскрытие индивидуального творческого потенциала учащихся;
-сплочение классного коллектива;
-органичное включение родителей в воспитательный процесс.
Новизна работы заключается в инновационном подходе к решению проблемы патриотического воспитания, состоящего в понимании патриотического воспитания как организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной, а значит, и патриотической личности.
Содержание курса состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть определяется темой. Излагая информацию, учитель иллюстрирует свой рассказ поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, специально подобранными текстами.
Практическая часть - это творческая работа, экскурсии, праздники, конкурсы, разучивание песен, игры, выставки, викторины, стенная печать и т.д.
Актуальность такой работы обуславливается сложившимся противоречием: с одной стороны, необходимостью возрождения культурно-исторического наследия прошлого, а с другой стороны, малым количеством или вовсе отсутствием в учебниках УМК «Школа России» этнокультуроведческого материала.
Данная программа тесно связана со школьными базовыми программами по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии. При этом сделан акцент на включение в каждую из дисциплин материала, способного содействовать пробуждению национальной гордости и патриотического чувства. Также широко использование краеведческого этнографического материала. Источниками патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребёнка среда его жизнедеятельности.
«Прошлое уже нам не подвластно,
но будущее зависит от нас».
П.Чаадаев
Краеведение – это одновременно и наука, и деятельность. Оно связано с изучением прошлого и настоящего родного края, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории, культуре.
Трудно объяснить и перечислить все причины проявления любви к родному краю, городу, деревне. Но мне кажется, что невозможно любить то, чего не знаешь. В связи с этим главная задача – познакомить учащихся:
- с родным краем, открыть новые страницы его истории, культуры;
- с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей малой родины.
Образ родного города – это прежде всего его история. Мне кажется, для юного человека важно почувствовать связь с прошлым, понять, почему необходимо ценить прошлое и сохранять память о нём.
«…Эти стены и башни,
Словно день наш вчерашний,
Эти строки-узоры
Нам преданья несут…»
В связи с поставленными задачами использую разные виды деятельности:
-экскурсии, прогулки по городу;
-посещение выставок, музеев;
-беседы о родном городе;
-исследовательские работы («История названия моей улицы», «Достопримечательности нашего города»);
-конкурсы на лучшие авторские работы о родном крае;
-конкурсы на звание лучшего чтеца авторских стихов и стихов солнечногорских поэтов, посвящённых родному городу.
Ученики достойно защищают свои проекты на школьных и районных конкурсах. (Показ работ). Некоторые ребята читают свои стихи. Конечно, они ещё несовершенны, но в этих работах много чувства, любви и абсолютно отсутствует равнодушие. Я полностью согласна с С.Михалковым, который сказал, что «…не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».
Этнокультурный компонент можно представить в курсе «Природоведение», «Окружающий мир», «История». Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа. Бережное отношение к родной природе, преклонение перед её природными стихиями, отражено народным сознанием в древнеславянских мифах о берегинях, в культе растений и водных источников, в календарных праздниках, образах и их символике.
Приведу несколько примеров знакомства учащихся с темой «Особенности русского народного календаря».
На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням и месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи, традиции и обряды, природные приметы и явления. Форма месяцеслова - круглая. Отсюда в русском языке выражение «круглый год». Вместе с детьми рисуем круг, который можно заполнить сразу, а лучше постепенно в течение нескольких уроков. Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы – голубой, как лёд и снег под солнцем; для весны – зелёный, потому что весной всё зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие; для осени – жёлтый, как листья на деревьях. Нанесём на календарь основные точки. Привычные названия месяцев нам не подходят, т.к. они заимствованы из латинского языка. Мы будем обозначать месяцы древними русскими (славянскими) названиями, а из обычных наименований используем начальные буквы, чтобы сориентироваться. Выделим летний и зимний солнцевороты, а также весеннее и осеннее равноденствие. Попутно можно поговорить о строении и происхождении слов. В ходе работы совместно с детьми выясняем, что круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются, но уже на новом уровне. Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В народно-поэтическом восприятии осень – зима ассоциировались с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна-лето – с возрождением и пробуждением. Языческий славянский миф о Солнце рассказывает, как Солнце – Ярило теряет свою силу каждую осень и умирает и как в самую глухую зиму просыпается, набирает силы и в полном блеске сияет вновь, даря своей возлюбленной – Земле - тепло и свет, а та расцветает и плодоносит. Народный календарь был календарём земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.
Учащиеся с интересом узнают о счёте лет наших предков, которые исчисляли время промежутками от одного урожая до другого. Названия месяцев (травень, серпень…) были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Отсчёт лет было принято вести «от сотворения мира», т.е. с 21 марта 5509 года до нашей эры. Новый календарь ввёл царь Пётр 1 . Его указом установилось иное начало года: за 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» наступало 1 января 1700 года новой эры, или от Рождества Христова. Этот календарь назывался «юлианским». По велению Петра 1 января в России стали праздновать Новый год по европейскому обычаю: наряжать ёлку, развешивать гирлянды и поздравлять друг друга. А с 14 февраля 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. С тех пор мы живём по «новому стилю» с разницей в 13 суток.
В дальнейшей работе учащиеся знакомятся с русским земледельческим календарём по книге А.Ф.Некрыловой «Круглый год».
«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь».
К.Прутков
Знаете ли вы историю своей семьи или, иначе говоря, свою родословную?
Раньше родословную рисовали в виде дерева с многочисленными ветвями. Ствол дерева обозначал общих предков семьи, зачинателей рода, которые жили в давние времена, а ветви – их детей и внуков, правнуков, то есть все поколения до самых младших. (Показ детских работ).
О многом может рассказать фамилия. Все фамилии имеют свою историю. Русские фамилии возникали из имени или прозвища. (Иванов, Петров; Говорухин, Торопыгин). Есть фамилии, говорящие о профессиях их владельцев (Гончаров, Поваров). Другие указывают, откуда родом наши предки (Архангельский, Тамбовцев).
Семейные традиции передаются из поколения в поколение. Очень важно научить ребёнка относиться к ним с уважением и по возможности следовать им. «Береги честь смолоду»,- гласит народная пословица. Честь – это уважение человека к самому себе, но ещё больше уважение людей, которые его окружают. Честь – это доброе имя человека. Если человек любит семью, уважает и почитает родных и близких, он постарается быть достойным своей фамилии, свой родословной.
К занятиям на данную тему учащиеся подготовили рассказы о своих бабушках и дедушках, принесли фотографии и семейные реликвии. Это были старые письма с фронта, медали, значки, пионерский галстук, картина, икона…Итогом стали творческие работы учащихся.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».
Ф.Тютчев
Каждый ученик должен знать историю Российской символики.
Слово «герб» славянского происхождения. Ещё в древности его понимали как знак, которым помечали передающуюся по наследству собственность. Русские гербы появились вначале как изображения на государственных и личных печатях. Началось это при Иване111 после его женитьбы на византийской принцессе Софье. Одна эпоха сменяла другую. Изменялись и Российские символы. Мы запечатлели их на нашем стенде.
На занятиях математикой используются занимательные народные задачи, требующие логического размышления, различные формы народного геометрического орнамента. Народные игры, считалки, песенки прочие малые формы фольклора – замечательный материал для проведения занимательной минутки и физкультминутки. Кроме того дети знакомятся с народными мерами длины (верста, аршин, вершок, фут, дюйм, локоть, пядь), мерами веса (лот, золотник, доля, пуд, фунт), мерами объёма ( ведро, штоф, чарка, шкалик), мерами площади (1куб. сажень, 1кв. вершок, 1кв. сажень, 1 десятина).
Решите задачу №1.
С одной овцы крестьянин состриг шерсть, из которой жена напряла 50 аршин пряжи. Сколько метров шерсти можно напрясть, если использовать шерсть 3 овец.
Решите задачу №2.
В сундук со сторонами 1 аршин и 2 аршина помещается 5 платьев. Нарисуйте сундук и обозначьте длины его сторон, в который можно положить приданое невесты из 15 платьев.
Решите задачу №3.
С одной десятины земли собрали 100 пудов зерна. Сколько килограммов муки получится, если из 1 пуда зерна получается 10 килограммов муки? Решите задачу двумя способами.
«…И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А.Пушкин
Этнокультурное дополнение к курсу «Русский язык» закладывает основы логики и диалектики речи, прививает любовь к родному слову, развивает грамотность письменной и устной речи, приобретаются навыки культуры речевого общения, умение верно ощущать слово в контексте, способствует интеллектуальному развитию учащихся.
Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка.
Например, Г.А.Бакулина считает, что одним из направлений обогащения учебного материала является включение в содержание обучения текстов воспитывающего и познавательного характера. Я думаю, что использование текстов этнокультуроведческой направленности позволяет нам воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствуя его знания о культуре и традициях русского народа. Предлагаемые к ним задания связываются с изучаемыми темами русского языка, направляются на стимулирование активной мыслительной деятельности детей. Знания о языке даются во взаимосвязи с культурой своего народа.
В своей практике я использовала материал народных примет на минутках чистописания. Каждая из них хороша для изучения определённой темы, по ходу выполняются грамматические задания к тексту.
Тема «Корень и однокоренные слова».
1.Зимой солнце сквозь тучи улыбается. Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.
2.Если весной много берёзового сока – к дождливому лету. Если у берёзы листья распускаются раньше, чем у клёна или ольхи, - к сухому лету.
3. Когда цветёт черемуха, наступают «черёмуховые холода».
Тема «Разделительный мягкий знак».
1.Пока лист с вишнёвых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, всё равно он растает.
2.В марте воробьи гнёзда вьют – к ранней весне.
3.Кольцо вокруг солнца – к ненастью.
Тема «Непроизносимые согласные в корне слова».
1.Если в августе, сентябре лошадь на пастбище не задерживается и шерсть на ней лежит гладко – к суровой зиме.
2.Обилие грибов бывает перед дождливой погодой.
3.Если осень ненастная, будет дождливая весна.
Особенно интересно происходило обобщение по временам года. Каждый ученик составлял копилку народных примет.
Дальнейшее знакомство с народными приметами происходило с опорой на то, что наши предки давно подметили принадлежность многих природных явлений определённым дням в году. Как же крестьяне выделяли такие дни и делали их памятными? Оказывается, они обозначали приметный день именем святого. Обычно имя святого выбиралось произвольно, отдавалось предпочтение тому, которое подходило под рифму, например: «На Прохора зима заохала», «Дожди на Акулину – хорошая калина», «Пришёл Федул, теплом подул».
Наши предки были не только меткие и ловкие на слова, они ещё вели долголетние наблюдения, связанные с их хозяйственной деятельностью. Например, зиме самое время заохать с Прохора, ведь это 10 (23) февраля, приближается весеннее равноденствие, а там и весна не за горами.
Дети младшего школьного возраста легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, успешно пополняют свой лексический багаж, овладевают различными лингвистическими конструкциями.
Можно интересно организовать работу над устаревшими выражениями, словами и фразеологическими оборотами.
Например, почему Москва называется Москвою? Это имя она заимствовала у тихой речки, на берегах которой обосновалась. Существует несколько объяснений названия и реки, и нашей столицы. Одно из более вероятных – древнеславянского происхождения. Первоначально река называлась, очевидно, Московъ или Московь, что применительно к реке означает «болотистая», а применительно к городу – «низинное, топкое место». В районе Москвы и Подмосковья и сейчас существуют огромные запасы подземных вод, эту землю орошают 363 реки и более 500 ручьёв.
Вот история сохранившегося в детских играх до нашего времени выражения «чур меня». В каждой славянской семье почитали умершего предка – родоначальника, которого называли «чур» или «щур». Восклицание «чур меня» в то время означало: храни меня, предок. Обращение к чуру с просьбой о защите и помощи в минуту опасности передавалось из поколения в поколение и закрепилось в нашем языке.
Таким образом, знакомство с народными приметами, устаревшими словами, фразеологизмами даёт возможность детям вести наблюдения за выполнением прогнозов, отражённых в этих приметах, даёт прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и ёмкость фольклорного слова, развивает познавательную и интеллектуальную активность.
Включение в содержание обучения русскому языку текстов о народных
праздниках, традициях, обычаях.
При изучении программных тем руского языка в 3-4 классе в структуру урока включается адаптированный к теме урока текст о народных праздниках, обычаях, традициях, собранный из статей детских энциклопедий, разделов русского земледельческого календаря и другой познавательной литературы.
В качестве содержательных критериев отбора и адаптации текстов учитывается информативная и этнокультуроведческая ценность текстов, в качестве лингвометодических критериев отбора – доступность, методическая и познавательная ценность.
Структура работы:
1.Составление текста.
2.Адаптация его к грамматической теме урока.
3.Лексическая работа по толкованию устаревших слов.
4.Выполнение заданий, связанных с развитием коммуникативных умений.
5.Выявление нравственной ценности текста.
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слов.
Синонимы. Русские обычаи.
Текст.
Любой угол в наших городских квартирах – угол, и только. А у крестьян изд.вна отм.чался особым словом каждый из углов ж.лья в отдельности.
Красный угол в избе – передний, св.той, образной, старший, где иконы и стол. Обычно по утрам солнышко прон.кало в избу через окна, расположенные в этом углу. Их так и называли – красные окна.
Второй по ст.ршинству угол – середа, куть. Находится он напротив дверей рядом с красным. Называли его ещё бабьим углом. Здесь женщина занималась приготовлением пищи. Там обычно хозяйка и спала.
Третий угол назывался п.чной, стр.пной. Четвёртый – задний, коник, дв.рной. Здесь спал хозяин как страж дома.
Каждый угол имел своё назначение, свой «наряд», с каждым были связаны свои обычаи и приметы.
Задания к тексту:
- Расскажите о том, какие названия давали крестьяне углам в доме.
С какой целью? Почему?
2. Найдите устаревшие слова, подберите синонимы.
3. Выпишите слова с пропущенными буквами, выделяя корни и объясняя
их написание через подбор однокоренных проверочных слов.
Тема урока: Сложные предложения и предложения с однородными
членами. Символ праздника Пасхи.
Текст.
Одним из символов Пасхи является яйцо. На Руси употреблялись два вида яиц – крашенки и писанки. Для крашенки люди использовали варёные яйца. Для писанок брали сырые яйца. Узоры писанок несли в себе глубокий смысл. На зелёном фоне белые линии, оранжевые кружки, красные точки, белые прямые и жёлтые дугообразные веточки обозначали пожелания здоровья. Такие писанки дети обычно дарили родителям.
На Пасху люди обменивались яйцами, чтобы всё плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое.
Задания к тексту:
- Какой нравственный смысл несли в себе узоры писанок?
- Почему на Пасху люди обмениваются яйцами?
- Выпишите предложение с однородными подлежащими, подчеркните в предложении главные члены.
Тема урока: Настоящее и прошедшее время глагола. Праздник «Вербное
Воскресенье».
Текст.
Вербное воскресенье проходило под знаком освещённой вербы. Растение это, особенно серёжки, распустившиеся почки, считалось целебным, наделённым особой силой.
В вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали их скотине.
Ветками принесённой из церкви вербы хлестали детей, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти!»
Народ свято верил, что освящённая верба способна защитить домочадцев, домашний скот от порчи, болезней, злых духов.
Задания к тексту:
- Расскажите, какую силу приписывал народ освящённой ветке вербы?
- По толковому словарю определите значение слова «домочадцы.
- выпишите глаголы из текста. Определите время, дополнив к каждому из них по 2 глагола другого времени.
Опыт использования таких текстов на уроках русского языка показал, что тематика текстов вызывает интерес, содержание доступно и понятно школьникам, а целенаправленная работа способствует формированию этнокультуроведческой и языковой культуры младшего школьника, повышению познавательного уровня учащихся, развитию их интеллектуальных способностей.
«Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство».
Реальная история народа связана с повседневной, порой очень тяжёлой, работой. Многие произведения народного творчества и искусства раскрывают идеалы народа, воспевая в них трудолюбие. Они помогают представить современному ребёнку, насколько тяжела была работа, какой силой и характером обладал народ-труженик, умеющий выполнять такую работу, которая могла быть под силу истинным богатырям. В народных праздниках существовал целый комплекс обрядов, ритуалов, подчёркивающих ответственность человека за свой труд. Воспитание требовательности к своему и чужому труду – важнейшая традиция русского народа. (Показ русских народных костюмов).
По одёжке встречают, по уму провожают.
А каким мастерством наши предки прославили землю русскую!
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами- ягодами. Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже несколько веков делают на Руси.
Не меньше славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Нельзя смотреть на них без улыбки…
Ах, как вкусно есть из сказочной посуды! Да ещё золотистой расписной ложкой. Красива хохлома! Не боится она ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты! Эти строки поэт М.Аверьянов посвятил Гжели. Белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!
А ты всё та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
Эти строки поэт А.Блок посвятил России. Узорные платки и шали из знаменитого Павловского Посада носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.
Это лишь фрагменты уроков по знакомству с народными промыслами. Младшие школьники с удовольствием создают свои творческие работы. Лучшие мастера представляют их на школьных и районных выставках. В апреле, по традиции, проходит Неделя начальной школы, где организуются творческие мастерские, коллективные праздники, а победителей ждут награды.
Большое место в организации работы по патриотическому воспитанию занимает организация внеклассных и внешкольных дел. Конечно, в такой работе не обойтись без родителей. Они – первые помощники. Такие мероприятия проводятся совместно с Домом детского творчества и Путевым дворцом нашего города. (Результаты анкетирования)
Необходимо отметить, что работа по теме опыта ставит учителя перед серьёзными проблемами:
- необходимостью серьёзной научно-методической подготовки, которая нужна для работы по адаптации текстов, носящих этнокультуроведческий характер; подборе необходимой литературы, соответствующей данному возрасту;
- осуществлением постоянного взаимодействия с культурными центрами города и области; исследовательско - поисковой деятельностью.
Решение данных проблем не всегда возможно для учителя, работающего в массовой школе. Наличие на территории города Дома детского творчества, связь с краеведческим музеем и Путевым дворцом помогает в какой-то мере решать стоящие задачи.
В заключении хочется сказать, что работа по патриотическому
воспитанию младших школьников на основе народных традиций, проведённая в течение трёх лет, убедила в том, что этнокультуроведческая направленность учебно-воспитательного процесса помогает формированию этнического самосознания учащихся начальных классов, развивает их интеллектуальную и познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народных традиций Сибири.
В статье представлен материал из опыта работы по воспитанию обучающихся на основе традиций народов населяющих Омскую область и Прииртышье....
Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских традиций
Материал для самообразования педагогов начального обучения...
Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций
Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций...
Нравственное воспитание младших школьников в духе народных традиций
Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого по...
Воспитание патриотических чувств младших школьников на основе отечественных традиций
Выступление воспитателя ГПД ГБОУ СОШ №493 Ксенофонтовой Татьяны Николаевны на секции Рождественских образовательных чтений в Кировском районе Санкт-Петербурга «Нравственные ценности и будущее че...