Мы за чаем не скучаем
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Жбанова Наталия Александровна

Внеклассное мероприятие: «Мы за чаем не скучаем».

Цель: Возрождение традиций русского гостеприимства

Задачи:

  • Развивать интересы обучающихся к русской истории и основам национальной культуры
  • Пробуждать у детей интерес к творческой деятельности.

 

Вступление.

1. Не стесняйтесь, проходите

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите –

Ведь без них никак нельзя.

2. От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем.

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом.

3. Здесь, без всякого сомненья

Чай душистый всех вас ждет,

Несколько сортов варенья,

Пироги, ватрушки, торт.

4. Мир вам, гости долгожданные

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

 

В: Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. А откуда пришел в нашу жизнь чай?

 Ученик: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.
 Ученик:  Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук, не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки, в возрасте до 16 лет.
- А как чай попал в Россию?

Посмотрите сценку,  как чай попал в нашу страну.

В: Успокойтесь на минутку,

Я вам сказку расскажу

Про глубоку старину.

Царь.                                                  

Вы, послы мои, идите,

К Алтын -хану попадите,

Одарите соболями,

Черно-бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

 В.

Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.        

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать послов обратно.

Царь.

Много ценных я диковин

Алтын -хану приготовил,

Чем ответит Алтын-хан?

Что же мне пришлет он в дар?

 Ведущий.

Дни и месяцы прошли...

Возвращаются послы.

Царь их кормит, и поит,

И ответ держать велит.

 Царь.

Чем ответил Алтын-хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы

В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын-хана.

Вроде все в нем без изъяна.

Но с чудинкой он, однако...

Вот смотри подарок, на-ка!

(С подноса скидывается покрывало, где  ка чая )

Ведущий.

Как увидел царь-отец,

Что принес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И послов хотел повесить.

Царь.

Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеется хан над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!

Ведущий

Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой приказ:

Чудо- листья заварить

Да боярам подносить.

Царь.

Чтоб не страшно было вам,

Перву  чашу выпью  сам.

Ведущий.

Глотнул раз... Потом второй...

Вкус понравился.

Царь

 Крутой!

Ведущий.

 Царь-то наш дивится чуду.

Царь.

Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

(Выходит ученица.)

Ученица.                        

Ой вы, гостюшки честные,

Люди вы мои родные!

Коли лгу, пусть Бог простит,

Но история гласит,

Что без чая с той поры

Жить не могут на Руси.


В: В России так полюбили чай,  что придумали даже приспособление для приготовления этого напитка. Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
И всем чай пить велит. (Самовар)

Правильно, это самовар. На Руси пили чай из самовара. Самовары появились в городе Тула. Тогда было много мастеров самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самый лучший, самый красивый. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами.  Самовар был не обычной вещью домашнего хозяйства, он показывал достаток, семейный уют, благополучие.

Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

В Туле есть музей самоваров. Самый маленький самовар 3,5-миллиметра на 1 каплю воды , самый большой  250 литров воды и весил 100 кг, вода вскипала 40 минут и остывала два дня. 

Самовар видели все, а вот знаете ли вы, как он устроен?
Ученик:  Внутри самовара находится труба. В неё засыпали шишки или древесный уголь. Поджигали их и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварочный чайник.

 

В: Тары-бары — растабары посидим у самовара! 
Чаю сладкого попьём - и частушки вам споём!

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаёк 
«Чайные» частушки!

В пляске не жалей ботинки 
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.

Посидеть за самоваром 
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром 
У него горят бока.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар 
Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица 
Он своею добротой.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску 
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю 
Наливай горячий чай!

 

В: С древних времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. Только пить надо свежезаваренный чай. Китайцы говорят: Свежий чай подобен лекарству, чай простоявший ночь подобен змее.

Ученик:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любит недуг,
Чай здоровью - лучший друг!

В: Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников. В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где больше любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай - он полезнее.


В: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? Я  вам немного помогу.
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка 
И сверкает солнце. (Ромашка)

И в лесу, и в квасу, и в таблетке, и в конфетке. (Мята)

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок - как медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

Есть и украшение, есть и устрашение;
Гляди да любуйся, а руками не суйся! (Шиповник)

Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
Называется... (лимон)

Конкурсы.

1. Отгадай. На сегодняшний день известно несколько видов чая. Отгадайте их, переставив буквы.

ЁНЙРЫЧ — ЧЁРНЫЙ
ЗЫЁЛЕНЙ — ЗЕЛЁНЫЙ
ЙАНКСЫР — КРАСНЫЙ
ЛЁЖТЙЫ   —  ЖЁЛТЫЙ

- А какие вы знаете марки чая?

2. Как заваривать чай

Чтобы чай получился полезным, вкусным и ароматным, надо его правильно заварить. Вы умеете это делать? Расставьте карточки  в нужной последовательности

1. Вскипятить воду.

2. Сполоснуть чайник горячей водой.

3. Положить чай в заварочный чайник.

4. Залить чай кипятком.

5. Накрыть чайник и дать постоять 3-5 минут.

6. Разлить чай в чашки.

3. У кого лучше память?
Мы приготовили для вас ещё одно задание. Нужно вспомнить название и автора произведения. (Ответивший правильно получает приз)
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке 
Самовар стоит.
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает. (К. И. Чуковский «Федорино горе»)


Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. (К.И. Чуковский «Муха - цокотуха»)


Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

 

Ведущий: А теперь - веселые конкурсы!

4. Собери шишки для самовара. С закрытыми глазами собрать рассыпанные на полу шишки в корзинку.
5. Кто быстрее?
Мы приглашаем 2 человека и предлагаем на скорость с помощью чайной ложки выпить чай.

«А что вы любите поесть с чаем?»  Дети передают друг другу тарелку

и называют сорт выпечки или сладость к чаю.

6. Сладкоежки.

С чем вы любите пить чай?

- Отгадай варенье (с закрытыми глазами отгадать, какое варенье)

 

Рефлексия. Дети передают блюдце и называют , что им понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии.

- Закончим мы наше занятие песней.

Дети исполняют песенку-переделку о чае на мотив «Голубой вагон».

Если вы пришли сегодня в гости к нам.
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим пышным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай. - (2 раза)
Знаем лучше доктора серьёзного —
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и ребятню
Выпить ароматного чайку.
Припев.

В: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет, стол давно накрытый ждет!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_za_chaem_ne_skuchaem.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы за чаем не скучаем

Слайд 5

ЁНЙРЫЧ

Слайд 6

ЧЁРНЫЙ

Слайд 7

ЗЫЁЛЕНЙ

Слайд 8

ЗЕЛЁНЫЙ

Слайд 9

ЙАНКСЫР

Слайд 10

КРАСНЫЙ

Слайд 11

ЛЁЖТЙЫ

Слайд 12

ЖЁЛТЫЙ

Слайд 13

Конкурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "За чаем не скучаем"

Представленное мероприятие «За чаем не скучаем» направлено на воспитаниекультуры общения , развитие коммуникативных навыков, памяти, речи и мышления , расширение кругозора учащихся....

Семейный праздник "Мы за чаем не скучаем"

Познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы и их родителей. Проводится в третий день масленичной недели, который называется "Лакомка". Данное мероприятие знакомит с историей чаепития,...

Мы за чаем не скучаем

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Мы за чаем не скучаем"

Данное мероприятие проводится в рамках праздника "День матери"...

Внеклассное мероприятие "Мы за чаем не скучаем"

Цель этого мероприятия: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы; расширение кругозора учащихся и привитие навыков этикета. Дети узнают о полезных свойствах чая, о том, как чай поп...

Сценарий праздника "Мы за чаем не скучаем" Плотникова Любовь Аркадьевна

Сценарий может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках воспитательной программы 1-2 класса. Содержание освещает русские народные традиции и способствует сохранению их....