Мы за чаем не скучаем
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие: «Мы за чаем не скучаем».
Цель: Возрождение традиций русского гостеприимства
Задачи:
- Развивать интересы обучающихся к русской истории и основам национальной культуры
- Пробуждать у детей интерес к творческой деятельности.
Вступление.
1. Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
2. От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
3. Здесь, без всякого сомненья
Чай душистый всех вас ждет,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
4. Мир вам, гости долгожданные
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
В: Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. А откуда пришел в нашу жизнь чай?
Ученик: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.
Ученик: Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук, не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки, в возрасте до 16 лет.
- А как чай попал в Россию?
Посмотрите сценку, как чай попал в нашу страну.
В: Успокойтесь на минутку,
Я вам сказку расскажу
Про глубоку старину.
Царь.
Вы, послы мои, идите,
К Алтын -хану попадите,
Одарите соболями,
Черно-бурыми лисами
Да каменьев драгоценных
Захватите непременно.
В.
Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно,
Ожидать послов обратно.
Царь.
Много ценных я диковин
Алтын -хану приготовил,
Чем ответит Алтын-хан?
Что же мне пришлет он в дар?
Ведущий.
Дни и месяцы прошли...
Возвращаются послы.
Царь их кормит, и поит,
И ответ держать велит.
Царь.
Чем ответил Алтын-хан?
Что же мне прислал он в дар?
Послы
В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын-хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако...
Вот смотри подарок, на-ка!
(С подноса скидывается покрывало, где ка чая )
Ведущий.
Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Царь.
Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется хан над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!
Ведущий
Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо- листья заварить
Да боярам подносить.
Царь.
Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий.
Глотнул раз... Потом второй...
Вкус понравился.
Царь
Крутой!
Ведущий.
Царь-то наш дивится чуду.
Царь.
Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
(Выходит ученица.)
Ученица.
Ой вы, гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
В: В России так полюбили чай, что придумали даже приспособление для приготовления этого напитка. Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
И всем чай пить велит. (Самовар)
Правильно, это самовар. На Руси пили чай из самовара. Самовары появились в городе Тула. Тогда было много мастеров самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самый лучший, самый красивый. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами. Самовар был не обычной вещью домашнего хозяйства, он показывал достаток, семейный уют, благополучие.
Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
В Туле есть музей самоваров. Самый маленький самовар 3,5-миллиметра на 1 каплю воды , самый большой 250 литров воды и весил 100 кг, вода вскипала 40 минут и остывала два дня.
Самовар видели все, а вот знаете ли вы, как он устроен?
Ученик: Внутри самовара находится труба. В неё засыпали шишки или древесный уголь. Поджигали их и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварочный чайник.
В: Тары-бары — растабары посидим у самовара!
Чаю сладкого попьём - и частушки вам споём!
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаёк
«Чайные» частушки!
В пляске не жалей ботинки
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!
В: С древних времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. Только пить надо свежезаваренный чай. Китайцы говорят: Свежий чай подобен лекарству, чай простоявший ночь подобен змее.
Ученик:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любит недуг,
Чай здоровью - лучший друг!
В: Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников. В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где больше любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай - он полезнее.
В: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? Я вам немного помогу.
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)
И в лесу, и в квасу, и в таблетке, и в конфетке. (Мята)
Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок - как медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)
Есть и украшение, есть и устрашение;
Гляди да любуйся, а руками не суйся! (Шиповник)
Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
Называется... (лимон)
Конкурсы.
1. Отгадай. На сегодняшний день известно несколько видов чая. Отгадайте их, переставив буквы.
ЁНЙРЫЧ — ЧЁРНЫЙ
ЗЫЁЛЕНЙ — ЗЕЛЁНЫЙ
ЙАНКСЫР — КРАСНЫЙ
ЛЁЖТЙЫ — ЖЁЛТЫЙ
- А какие вы знаете марки чая?
2. Как заваривать чай
Чтобы чай получился полезным, вкусным и ароматным, надо его правильно заварить. Вы умеете это делать? Расставьте карточки в нужной последовательности
1. Вскипятить воду.
2. Сполоснуть чайник горячей водой.
3. Положить чай в заварочный чайник.
4. Залить чай кипятком.
5. Накрыть чайник и дать постоять 3-5 минут.
6. Разлить чай в чашки.
3. У кого лучше память?
Мы приготовили для вас ещё одно задание. Нужно вспомнить название и автора произведения. (Ответивший правильно получает приз)
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает. (К. И. Чуковский «Федорино горе»)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. (К.И. Чуковский «Муха - цокотуха»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)
Ведущий: А теперь - веселые конкурсы!
4. Собери шишки для самовара. С закрытыми глазами собрать рассыпанные на полу шишки в корзинку.
5. Кто быстрее?
Мы приглашаем 2 человека и предлагаем на скорость с помощью чайной ложки выпить чай.
«А что вы любите поесть с чаем?» Дети передают друг другу тарелку
и называют сорт выпечки или сладость к чаю.
6. Сладкоежки.
С чем вы любите пить чай?
- Отгадай варенье (с закрытыми глазами отгадать, какое варенье)
Рефлексия. Дети передают блюдце и называют , что им понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии.
- Закончим мы наше занятие песней.
Дети исполняют песенку-переделку о чае на мотив «Голубой вагон».
Если вы пришли сегодня в гости к нам.
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим пышным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай. - (2 раза)
Знаем лучше доктора серьёзного —
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и ребятню
Выпить ароматного чайку.
Припев.
В: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет, стол давно накрытый ждет!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_za_chaem_ne_skuchaem.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЁНЙРЫЧ
ЧЁРНЫЙ
ЗЫЁЛЕНЙ
ЗЕЛЁНЫЙ
ЙАНКСЫР
КРАСНЫЙ
ЛЁЖТЙЫ
ЖЁЛТЫЙ
Конкурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "За чаем не скучаем"
Представленное мероприятие «За чаем не скучаем» направлено на воспитаниекультуры общения , развитие коммуникативных навыков, памяти, речи и мышления , расширение кругозора учащихся....
Семейный праздник "Мы за чаем не скучаем"
Познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы и их родителей. Проводится в третий день масленичной недели, который называется "Лакомка". Данное мероприятие знакомит с историей чаепития,...
Мы за чаем не скучаем
Внеклассное мероприятие...
Презентация проекта-исследования по окружающему миру во 2 классе. Семейные посиделки"Мы за чаем не скучаем".
Знакомства с традициями русского чаепития и историей самовара....
Внеклассное мероприятие "Мы за чаем не скучаем"
Данное мероприятие проводится в рамках праздника "День матери"...
Внеклассное мероприятие "Мы за чаем не скучаем"
Цель этого мероприятия: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы; расширение кругозора учащихся и привитие навыков этикета. Дети узнают о полезных свойствах чая, о том, как чай поп...
Сценарий праздника "Мы за чаем не скучаем" Плотникова Любовь Аркадьевна
Сценарий может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в рамках воспитательной программы 1-2 класса. Содержание освещает русские народные традиции и способствует сохранению их....