Семейный праздник "Мы за чаем не скучаем"
методическая разработка (3,4 класс) на тему
Познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы и их родителей. Проводится в третий день масленичной недели, который называется "Лакомка". Данное мероприятие знакомит с историей чаепития, с правилами правильного заваривания чая, с традициями чаепития разных народов, развивает у учащихся интерес к русским традициям чаепития. Интересная игровая форма проведения праздника способствует сплочению классого коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_prazdnik.docx | 780.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный праздник «Мы за чаем не скучаем».
(познавательно-развлекательная программа для учащихся 3 – 4 класса и родителей)
Цели и задачи: привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая; формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая; раскрытие творческого потенциала детей;
Оборудование: самовар (на дровах), рисунки самовара, чайных чашек, плакаты о чае, русские народные платки, рушник, каравай, чайные сервизы, белые скатерти, выпечка, коромысло, ведёрки, лукошки, шишки, солнце.
Подготовка: дети собирают информацию о чае, подбирают пословицы, поговорки, на уроке технологии делают для родителей приглашения в виде чайной чашки, родители рисуют большой самовар, Масленицу в виде русской девицы с блинами для украшения класса.
Дети одеты в русские народные костюмы.
Класс празднично украшен. Накрыты столы для чаепития. Родители рассаживаются за столы, образуя две команды.
Праздник проводится на масленичной неделе.
Скоморохи: В нашем школьном государстве начинается игра!
Ожидаются подарки, крики «Браво!» и «Ура!»
Все потехи и забавы нынче дивно хороши.
Пообщаемся на славу, посмеёмся от души!
Развесёлою игрою мы прогоним зиму вон!
Каждый может стать звездою – вознестись на небосклон!
Выходят ведущие в русских народных костюмах.
Ведущие: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские, простые, заходите, проходите!
Чайку свежего откушать, да речей наших послушать!
Неспроста, друзья, мы кланяемся вам,
Прибегая к обходительным словам.
А пришли сюда мы скуку разогнать.
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть!
Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем!
Он на блюде расписном с белоснежным рушником! Дети вносят каравай.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим!
Всех гостей мы угощаем ароматным, вкусным чаем!
Учитель: Дорогие наши гости, уважаемые родители! Сегодняшнюю нашу встречу мы посвящаем прекрасному, полезному напитку, пришедшему к нам из далёких времён – его величеству чаю. Чай, чаёк, чаище… В старинных лечебниках сказано: «Он освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысль и прогоняет леность». Для многих
народов он так же необходим и ничем незаменим как хлеб.
Дети: Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,
Силы новые даёт и друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир славит чудо-элексир!
Родиной чайного дерева принято считать Китай.
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.
Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке,
как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
Первые упоминания о чае встречаются в китайских рукописях, возраст которых около 500 лет. В VIII веке был создан знаменитый «Трактат о чае». Его автор Лу Юй считает, что первым по достоинству оценил свойства чайных листьев предок китайцев Шень Нун. Он
изучал различные растения и принимал множество ядов, а чай был для него противоядием. Горький настой, который он использовал, впоследствии назвали зелёным чаем. В древности китайцы считали его лекарством от 72 ядов и применяли только для лечения больных.
В Китае с древних времён чай ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.
Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках была написана сочинённая императором поэма,
прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора, чашки
раскупались и росла слава воспетого на них напитка.
Учитель: - А сейчас мы проведём первый командный интеллектуальный конкурс:
Кто больше назовёт слов, в которых прячется слово «чай» ( н-р, чайка, получай, чайник и т.д.)
Дети: Известно, что из листьев одних и тех же кустов, меняя технологию производства,
можно приготовить 500 разнообразных сортов чая. А по содержанию многочисленных целебных добавок чай можно разделить на три основные группы: лечебные чаи,
тонизирующие и витаминные.
Учитель: - В Китае, измельчённые чайные листья, спрессованные в брикеты, лепёшки и полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые. Это слово хорошо известно в современном мире. Что оно означает? Правильно, это деньги, даваемые за мелкие услуги, сверх полагающихся, «на чай».
Следующий наш конкурс «Сбор чаевых». Раскошеливайтесь, дорогие гости, доставайте свои кошельки, приготовьте мелочь. Не переживайте, если кошельки оставили дома или он пустой. Мелочью может быть любой ваш мелкий предмет.
Группа девочек исполняют песню «Пошла млада», а девочка в русском народном костюме проходит с коромыслом и ведёрками и собирает с каждой команды «чаевые», затем
«чаевые» подсчитываются.
Дети: Начиная с VIII века чай начал своё триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.
На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ
об одном английском моряке, который прислал своей матери по тем временам ценный
подарок – фунт чая (приблизительно 400 г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую
воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной
и подала к столу.
- А знаете ли вы, как чай попал в Россию?
В 1638 году русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов в С
ибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с
почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем».
Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, изумительный чёрный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки!» - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно
пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближённые хана настояли на своём, утверждая, что царю напиток из листьев, которые о
ни посылают, придётся по душе.
Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушёными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их
целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьём царя и его приближённых.
Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться».
А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я от роду не знаю, как проклятый чай варить.
Взял я всё на скору руку, чай я высыпал в горшок,
А в прибавку – перцу, луку и петрушки корешок.
На таган его поставил, раза два прокипятил,
И ещё для украшенья сверху маслицем полил.
- Чай готов! Извольте кушать!
Снял я с барина пальто.
- Молодец! Умеешь слушать, - похвалил меня за то.
Слышу, барин расходился, меня в горницу позвал,
В волосы мои вцепился и таскал меня, таскал…
Долго думал я, старался, чем ему не угодил?
Наконец, я догадался: я же чай не посолил!
Учитель: Чтобы не случалось таких курьёзных историй, секретами заварки чая может быть поделится кто-то из родителей? (рассказы родителей)
О некоторых чайных церемониях расскажут вам наши дети.
- Приготовление чая – процесс заваривания. (www.tea4you.ru)
- Чайные церемонии – Англия. (www.tea4you.ru.ceremonu5.html)
- Чайные церемонии – Индия. (www.tea4you.ru.ceremonu4.html)
- Чайные церемонии – Сибирь. (www.tea4you.ru.ceremonu9.html)
Учитель: Есть загадки в нашем классе
До того мудрёные.
Кто загадки отгадает –
Попадёт в учёные.
Пузатый, носатый Что на сковородку наливают,
На печке сопел, Вчетверо сгибают.
Потом вдруг нечаянно Да в сметану макают?
Песню запел. (блин)
(чайник)
Бел, как снег, Чёрненько, горяченько,
В чести у всех, А все любят.
В рот попал – там и пропал. (чай)
(сахар)
Цветом жёлт и ароматен. Кольцо не простое,
В чай кладут и чай приятен. Кольцо золотое,
Только очень кислый он. Блестящее, хрустящее,
А зовут его… Всем на загляденье…
(лимон) Ну и объеденье!
(бублик)
Неприступная на вид Он пыхтит, как паровоз,
Подбоченившись стоит, Важно кверху держит нос.
А внутри-то, посмотри, Пошумит, остепенится –
Угощение внутри! Пригласит чайку напиться.
(сахарница) (самовар)
- Хорош у нас самовар! Красив да удал! Жаль только молчит, ничего про себя не говорит!
Дети: Я вам расскажу про семью самоварную. Большая она. Прадед самовара в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил, и еду готовил. От него на Руси дед самовара народился – кухня-самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принёс.
А отец самовара – сбитенник. В нём в старину сбитень варили – сладкий, целебный напиток из мёда. Самовар по сравнению с ним ещё очень молодой, ему чуть больше ста лет.
А родился самовар на самоварной фабрике в середине XIX века в городе Туле. Внутри самовара находилась труба, в неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный
уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Тогда на Руси много мастеров- самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть – похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем
маленькими – это самоварцы, а другие великанами – это самоварища. С виду разные,
а вот воду грели одинаково. Угольки внутри горят и тепло своё воде отдают.
А однажды повезли самовар на всемирную выставку во Францию, в город Париж.
Там так самовар всем понравился, что наградили его двадцатью золотыми и серебряными
медалями. А когда он вернулся в Россию, попал на ярмарку. Увидел заезжий генерал все его награды и сказал: «Ай, да самоварец, самовар, самоварище! Генерал настоящий!» С тех пор самовар генералом величают. И дети у него есть – все на него похожи. Одни, как он, воду
греют угольками, другие – от электричества. Есть и племяннички-электрочайнички.
В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.
С появлением самовара родился обычай: всей семьёй собираться за столом с
кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец-самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Ароматного чайку.
Песня «А я чайничала».
Учитель: - Следующий наш конкурс «Из какого произведения отрывок?»
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит, словно жар горит
И пыхтит, и на бабу поглядывает.
(К.И.Чуковский «Федорино горе»)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
- Внимание! А теперь проводим конкурс «Аукцион самоварных слов». Назовите известных вам самоварных родственников, т.е. тех, кто сам умеет что-то делать. (Н-р, самолёт, самокат и т.д.)
Входит Доктор Айболит.
Учитель: - Доктор Айболит, а разве у нас кто-то заболел?
Доктор-Айболит: Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!
Чай – это богатейшая аптека. Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает
сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.При солнечных ожогах помогают примочки и компрессы из настоя тёплого чая. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест.
Учитель: - Может кто-то из родителей желает поделиться своими рецептами лечения чаем?
Ведущие: На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споём же под чаёк
Чайные частушки!
Мы за чаем не скучаем, Самовар блестит, кипя,
Вместе песни сочиняем. Чай уже в нём пенится.
Рады всех вас пригласить, Погляди-ка на себя –
Вволю чаем напоить. Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая Он бальзам от всех болезней
Ведь тебе не жалко чай? И напитка нет полезней.
В чае я души не чаю. Кто здоровым хочет быть
Наливай горячий чай! Больше чая надо пить!
Чай с вареньем и лимоном, Ой, чай, крепкий чай,
С кренделями и поклоном. Пейте, чай чаёчек!
После бани свежий чай Чтобы радость приносил
Русским удальцам подай! Каждый день, денёчек
Мы напели вам частушки, Если б не было воды,
Чтоб порадовать гостей. Не было б и кружки.
Напекли мы финтифлюшек, Если б не было бы нас,
Бубликов да калачей! Кто бы пел частушки?
Скоморохи: Гости,дорогие! Не хотите ли конфеты покушать и народные поверья послушать?
В народе говорят: лоб чешется – низко кланяться.
Правый глаз чешется – на милого глядеть.
Левый – к слезам.
Правая бровь чешется – к радости, левая – к дороге.
Губы чешутся – к гостинцу.
А спина чешется?
В бане помыться надо!
Учитель: - Дорогие гости! Ну что ж, действительно! Самовар у нас есть, чаевые собрали,
пора и в баньку. Ведь как бывало на Руси? Не попаришься – и чай не чай!
Проводим «Банный конкурс». С чего начинается посещение этого храма воды и пара?
Конечно же с веника! Вот мы сейчас и попаримся все вместе! (команды передают от
одного к другому веник)
Попарились? Теперь помылимся! (передают мыло)
Теперь пора обливаться. В дело пойдут тазики. Уважаемые знатоки банного дела, тазики должны так же, как и веник с мылом побывать у каждого.
С лёгким паром, команда …!
С лёгким паром, команда …!
В баньку сходили, самое время чайку попить!
Да вот только самовар у нас не кипит. Дровишки нужно собрать для самовара. Это дело для мужчин. (Проводится игра «Собери шишки». От каждой команды приглашаются папы и несколько мальчиков. На полу разбрасывают шишки. Под музыку команды должны собрать шишки, кто быстрее.)
Ведущие: На столе лежат баранки, самовар уже кипит.
Чёрный чай в сухой жестянке, словно, гвоздики звенит.
Приходите чаевать поскорее, гости!
И душистого опять чаю в чайник бросьте!
Дорогие гости! Сегодня третий день масленичной недели, который называется «Лакомка».
С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Напекли мы для гостей много разных сладостей.
Тары-бары-растабары выпьем чай из самовара!
С сухарями! С кренделями!
И с блинами вкусными! С сушками, ватрушками!
Проходите! Проходите! Угощение берите!
Чаем запивайте! Нас добрым словом вспоминайте!
Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
Чаепитие. Во время чаепития проводятся игры, викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "За чаем не скучаем"
Представленное мероприятие «За чаем не скучаем» направлено на воспитаниекультуры общения , развитие коммуникативных навыков, памяти, речи и мышления , расширение кругозора учащихся....
Мы за чаем не скучаем
Внеклассное мероприятие...
Презентация проекта-исследования по окружающему миру во 2 классе. Семейные посиделки"Мы за чаем не скучаем".
Знакомства с традициями русского чаепития и историей самовара....
Внеклассное мероприятие "Мы за чаем не скучаем"
Данное мероприятие проводится в рамках праздника "День матери"...
Внеклассное мероприятие - семейный праздник "Мы за чаем не скучаем"
Веселое мероприятие, которое проходило в коррекционной школе 8 вида. На празднике принимали активное участие дети вместе с родителями. Комната для проведения была оформлена в народном стиле, ведущие б...
Семейные посиделки " Мы за чаем не скучаем! "
Это мероприятие позволит воспитать уважение к русской культуре и традициям. Объединить родителей и их детей. На этом классном часе учащиеся знакомятся с традициями русского на...
Семейный вечер «Мы за чаем не скучаем»
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-size: 11pt; }p.ctl {...