Презентация проекта-исследования по окружающему миру во 2 классе. Семейные посиделки"Мы за чаем не скучаем".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Знакомства с традициями русского чаепития и историей самовара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_posidelkis_fotkami-12.docx886.59 КБ
Файл semeynye_posidelki.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

                        Сценарий урока-презентации исследовательского проекта

                         по окружающему миру во 2 классе

                  Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем!»

    Автор: Истомина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

                   МБОУ СОШ№8 г.Карабаново

                                                 2011г.

                   Семейные посиделки .                                                                                                

Цели; воспитание уважения к русской культуре и традициям; : знакомство с традициями русского народа и историей чая и самовара; формирование активного познавательного интереса к окружающему миру; формирование культуры общения         

Оборудование: выставка рисунков и наборов высушенных ягод, фруктов, трав, используемых для заваривания чая; выставка упаковок с разными сортами чая; выставка различных самоваров;  детские проекты;   на столах самовары, заваренный чай, чашки и сладости; мультимедиа.

   

                    Празднование.

        Звучит музыкальный фрагмент  русской народной песни. Входят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах. Хозяин на вышитом полотенце держит хлеб-соль, а Хозяйка на подносе - чашку с ароматным чаем.

Хозяин.                 Очень часто за событиями

                                     И за сутолокой дней

                                   Старины своей не помним,                                                            

                                    Забываем мы о ней.

Хозяйка.                И хоть более привычны

                                    Нам полеты на Луну,    

                                    Вспомним русские обычаи,

                              Вспомним нашу старину.

 Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину в радость. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, угощенье откушайте, да речи послушайте.

Учитель. Дорогие гости, ребята, приглашаем вас в гости к самовару.                                                                                                              – Ребята, кто из вас любит принимать гостей? (ответы детей)                                           Гостеприимство – национальная черта русских. Давно зародилась традиция встречать гостей хлебом - солью. Пока наш хозяин угощает вас, я расскажу об этой традиции.

                                               

      На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в доме. Еще у славян - язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства, благополучия. Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол. В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье. Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение. Издавна к новорожденному ребенку ходят в гости с хлебом; принято так ходить, чтобы он рос добрым. О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы.                                                                                          – Кто из вас сможет назвать некоторые из них?   Например: «Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!», «За хлеб-соль не платят!», «От хлеба-соли не отказываются», «Хлеб-соль есть, да не про вашу честь», «Хлеб-соль и разбойника смиряет», «Хлеб-соль ешь да правду режь».                                               По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие. Наливайте вкусный чай. Наш праздник только начинается.  Учитель. Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Главное в русском чаепитии - это общение. Много чая, угощений и приятная компания – составные части чая по – русски. Не принято молчать за столом. Молчание за самоваром расценивалось, как признак глубокого неуважения хозяевам дома. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери.

Подавать чашку чая за столом полагалось обязательно двумя руками, улыбаясь, с добрым напутствием «На здоровье». Принимая чашку, гости отвечали: «Спаси Бог вас», «Благо дарю вам». Дети пили чай со взрослыми,  слушали беседы, учились вести себя за столом. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Пили чай из блюдца только в узком кругу друзей или родственников, а в обществе такое поведение считалось вульгарным. Существует традиция завершения чаепития. В 18-19 в. представлял собой перевернутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Позже стали класть ложечку в чашку. Чайная ложка в пустом стакане была знаком того, что гость больше не хочет чая.

Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

     А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в будни, ни в праздники, ни в жару, ни в холод? Об этом нам расскажут ребята.

1ученик. (слайд) Я нашел в словаре В.И. Даля определение значения слова. «Самовар - водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкой и жаровней внутри».

2ученик. (слайд) Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России, как балалайка и матрешка. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими - дорожными и огромными - трактирными, самовары были скромные и богато украшенные - купеческие. Тульские самовары всем нравились.

Учитель. ( с показом) Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово. В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово помещали кувшин - жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки, кран, украшал его. И самовар готов. Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду, и готово. Вода закипит – открывай кран и разливай чай.

Учитель. А сейчас самое время поговорить о том,  откуда и когда к нам пришел чай.

Дети (говорят по очереди).

  1. ( показ слайда) Чай, который ты пьешь, приготовляется  из листьев чайного дерева или кустарника. Тебе приходилось видеть - на пачках написано: «Грузинский чай», «Краснодарский чай». Значит, его привезли из Грузии или Краснодарского края. А бывает, что на пачках написано: «Китайский чай», «Индийский чай». Значит, его вырастили и приготовили в этих странах.
  2. (слайд) Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
  3. (слайд) Китай - родина чая. Там с очень давних времен разводили чайные кусты. В Индии растут чайные деревья высотой до 10-15 метров. В Европе чай появился всего лет 200 назад. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди.
  4. (слайд) Раньше чай привозили в нашу страну из Китая и других стран. Теперь и у нас стали разводить чайные кусты. Чай - растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. Растет он в Грузии и Краснодарском крае.

        Чайная фабрика построена недалеко от плантации чая.

  1. ( слайд) Перед нами открытая поляна. Она вся засажена низкими темно- зелеными кустами. На кустах очень много мелких листиков. Это и есть чайный куст.

       Видимо, много чая даст каждый куст?

Нет, не так уж много. Тут есть один секрет. Хороший напиток, ароматный чай получается только из самых молодых, свежих побегов - трех верхних листиков каждой ветки. Сорвешь их - и жди, пока опять не отрастут. Свежие побеги срывают с мая по октябрь. За это время можно  раз 10-12 срывать свежие листья с каждого куста.

  1. (слайд) Собирают листики вручную или машинами и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листы обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах.
  2. (слайд) У чая особое свойство - впитывать всякий запах. Забудешь недалеко от высушенного чайного листа луковицу – и все пропало: когда заварят чай, он будет пахнуть луком.
  3. Чай – это прекрасное жаждоутоляющее и тонизирующее средство. Если человек устал, то чай успокаивает. В нем есть витамины, микроэлементы, необходимые человеку. Чай является чистильщиком организма, выводя из него вредные вещества. Чай используют в борьбе  с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.
  4. В России первое чаепитие состоялось в 1638 г. А самовары появились в 1679 г.

Учитель. Понравился ли вам рассказ?

      Мы думаем, за то время, что шел разговор о чае, вы вполне насладились этим прекрасным напитком.

                     Хорошо чайку попить,

                     О том, о сем поговорить.

                     А теперь пора сыграть,

                     Свою удаль показать.

        А сейчас настало время перейти к веселым конкурсам. В них будут принимать участие 3 команды «Тульский пряник», «Русский каравай», «Конфетки - бараночки».

Чья команда дружнее, чья веселее - надо определить. Представляю вам наше высокоуважаемое жюри. А вы все сидящие, на нас глядящие, не просто глядельщики, а еще и болельщики.

1 задание. «Чайная викторина».

   2.В борьбе с какими болезнями помогает чай?

   3.Когда в России состоялось первое чаепитие?

   4.Назовите уж   1.Где и когда зародился обычай чаепития?

родину чая.

   5.О каком особом свойстве чая должны помнить работники чайной фабрики?

   6.Как правильно н но заваривать чай?

   7.Где в нашей стране выращивают чайные кусты?    

   8.Дайте определение значения слова « самовар».

   9.Расскажите о традиции завершения чаепития.

     (Вопросы задаются по очереди каждой команде, если ответ неверный, то другая команда может заработать дополнительный балл.)  

                       

Учитель: Издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы. . На Руси

- А какие травы можно добавлять в чай или заваривать отдельно? ( ответы детей и родителей, учитель показывает их на выставке)

Следующий наш конкурс- конкурс дегустаторов чая. Нужно определить компоненты чая. (По одной семье из каждой команды выходят и пробуют чай, определяя, что в него добавлено - малина, смородина…)

3 конкурс. Конкурс загадок.

а) у носатого  у Фоки                        б)    Был листок зеленым -

    Постоянно руки в боки.                      Черным стал, томленым,

    Фока воду кипятит                                 Был листочек зубчатым-

     И, как зеркало, блестит.                    Стал листочек трубчатым.        

            (самовар)                                              Был он на лозине-

                                                                             Стал он в магазине. (чай)

в) Из горячего колодца

   Через нос водица льется. (чайник)

(Учитель читает загадки по очереди каждой команде.)

-А сейчас капитаны каждой команды загадают свои загадки команде – сопернику.

Следующим в нашей программе будет конкурс частушек.

( Выходят две девочки и два мальчика от каждой команды и поют частушки. Команды выступают по очереди.)

                                    1 команда.

1.Посидеть за самоваром                  2.Самовар поет, гудит,

   Рады все наверняка,                            Только с виду он сердит.

  Ярким солнечным пожаром               К потолку пускает пар

 У него горят глаза.                                  Наш красавец самовар.

3.Самовар пыхтит, искрится,              4.Лучше доктора любого    

Щедрый, круглый, золотой,                  Лечит скуку и тоску

Озаряет наши лица                                 Чашка вкусного, крутого

Он своею добротой.                                 Самоварного чайку.

                               2 команда.

1.На столе у нас пирог,                  2. В пляске не жалей ботинки.

   Пышки и ватрушки.                         Предлагай-ка чай друзьям.

  Так пропойте ж под чаек                Если в чае есть чаинки,

  Чайные частушки.                             Значит, письма пишут нам.

3. Самовар блестит, кипя,                 4.Подавай мне чашку чая,

     И чаек в нем пенится,                       Ведь люблю я русский чай.

     Погляди- ка на себя -                        В чае я души не чаю,

    Ну и отраженьице!                            Наливай горячий чай.

                                3 команда.

1.Ой, чай, крепкий чай,                  2.Чай с вареньем и лимоном,

   Пейте чай - чаечек,                            С кренделями и поклоном.

  Чтобы радость приносил                  После бани свежий чай

   Каждый день - денечек.                   Русским удальцам подай.

3.Он бальзам от всех болезней,        4.Мы за чаем не скучаем,

   И напитка нет полезней.                     Вместе песни сочиняем.

Кто здоровым хочет быть,                        Рады всех вас пригласить

Больше чая надо пить.                              Вволю чаем напоить.

    Учитель. Вот как интересно можно провести время у самовара. Предоставим слово жюри.

                                                                 

Учитель. Сейчас в каждом доме есть газовые плиты, электрические чайники. Но надо ли забывать такое чудо, как самовар?

      У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России, называли самовар «русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную «чайную машину» и следующее наше классное чаепитие проведем у самовара.

    До свидания. До новых встреч.

       

                 Список литературы:

 1.Кравякова С. В. Семейные посиделки. Журнал «Начальная школа» № 10 2001г.

2.Плясина Е.В. Наши маленькие открытия. Журнал «Начальная школа» № 2 2009г.

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D0%B0%D0%B9                                         

4. http://magazin-samovarov.ru/about_samovars/tradiciichaepitiya/

5. http://samovar.holm.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация проекта-исследования Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем». Автор : Истомина Н.А.

Слайд 17

www.24open.ru www.liveinternet.ru www.britannica.com

Слайд 18

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс"Школа2100""Многранный мир чувств"

презентация к уроку по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему "Лён--кормилец"

Данная презентация ознакомит детей о том, как выращивали лен наши предки в старину  в сельской местности, их пользе. Ознакомит детей с историей быта и культурой чувашского народа. Раскрывает знач...

Путешествие Колобка. Презентация к уроку по окружающему миру 1 класс по теме "Взаимосвязь профессий"

В  презентации  для урока по окружающему миру в  1 класс по учебнику А.А. Вахрушева показана взаимосвязь профессий для изготовления хлеба.Дети прослеживают путь Колобка от зернышка до к...

Семейные посиделки " Мы за чаем не скучаем! "

Это мероприятие позволит воспитать  уважение  к русской культуре и традициям. Объединить родителей и их детей. На этом классном часе  учащиеся   знакомятся с традициями русского на...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класса "Семейный бюджет"

Презентация и технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет" с целью создания условий для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи....