Методическая разработка «Воспитание суворовцев на преемственности поколений»
методическая разработка на тему
Уважение к своей Родине, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой воспитания подрастающего поколения граждан. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, национальным, культурным, историческим традициям своего народа. Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Патриотическое воспитание суворовцев, основанное на уважении, приумножении и соблюдении традиций предыдущих поколений должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с воспитанниками суворовских училищ в области формирования патриотизма на основе соблюдения, преумножения богатых традиций предыдущих поколений является актуальной воспитательной задачей в настоящее время.
Только на основе плодотворной воспитательной работы с суворовцами, при всеобъемлющем использовании патриотического воспитания возможно обеспечение главного предназначения суворовских училищ - готовить новое поколение высокоинтеллектуальных, профессиональных специалистов, которые ставят целью своей жизни служение стране на различных поприщах.
Данные методические рекомендации определяют, что исторически складывающиеся обычаи и правила поведения людей, переходя из поколения в поколение, оказывают серьезное влияние на развитие общества и мировоззрение людей, а в условиях суворовского военного училища традиции являются прочно установившимися, оберегаемые коллективом обычаями, правилами поведения, порядками, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому.
Целью данной методической разработки является рассмотрение понятий «традиций подросткового коллектива»; обобщение и квалификация основных традиций суворовского военного училища, определение их воспитательного потенциала.
Задачами исследования являются определение воспитательного воздействия на обучающихся сложившихся традиций, передаваемых из поколения в поколение суворовцев, выработка практических рекомендаций для их успешного применения в воспитательном процессе.
Основными формами по патриотическому воспитанию суворовцев на основе бережного хранения и преумножения традиций предыдущих поколений являются патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д. Содержание методов патриотического воспитания включает: тематические классные часы; проведение экскурсий по музеям боевой славы училища и воинских частей гарнизона, посещение музеев города; изучение истории своего училища, традиций; кружковая работа; проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках; участие в конференциях, конкурсах, смотрах. Для работы с суворовцами используются различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного училища, его славных и богатых традициях, проектная деятельность.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка
«Воспитание суворовцев на преемственности поколений»
Рассмотрено на заседании РПС
протокол №__ от «___» ______ 2016 г
Разработал: Волков Олег Васильевич
2016 год.
Аннотация
Уважение к своей Родине, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой воспитания подрастающего поколения граждан. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, национальным, культурным, историческим традициям своего народа. Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Патриотическое воспитание суворовцев, основанное на уважении, приумножении и соблюдении традиций предыдущих поколений должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с воспитанниками суворовских училищ в области формирования патриотизма на основе соблюдения, преумножения богатых традиций предыдущих поколений является актуальной воспитательной задачей в настоящее время.
Только на основе плодотворной воспитательной работы с суворовцами, при всеобъемлющем использовании патриотического воспитания возможно обеспечение главного предназначения суворовских училищ - готовить новое поколение высокоинтеллектуальных, профессиональных специалистов, которые ставят целью своей жизни служение стране на различных поприщах.
Данные методические рекомендации определяют, что исторически складывающиеся обычаи и правила поведения людей, переходя из поколения в поколение, оказывают серьезное влияние на развитие общества и мировоззрение людей, а в условиях суворовского военного училища традиции являются прочно установившимися, оберегаемые коллективом обычаями, правилами поведения, порядками, передаваемые от одного поколения воспитанников к другому.
Целью данной методической разработки является рассмотрение понятий «традиций подросткового коллектива»; обобщение и квалификация основных традиций суворовского военного училища, определение их воспитательного потенциала.
Задачами исследования являются определение воспитательного воздействия на обучающихся сложившихся традиций, передаваемых из поколения в поколение суворовцев, выработка практических рекомендаций для их успешного применения в воспитательном процессе.
Основными формами по патриотическому воспитанию суворовцев на основе бережного хранения и преумножения традиций предыдущих поколений являются патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д. Содержание методов патриотического воспитания включает: тематические классные часы; проведение экскурсий по музеям боевой славы училища и воинских частей гарнизона, посещение музеев города; изучение истории своего училища, традиций; кружковая работа; проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках; участие в конференциях, конкурсах, смотрах. Для работы с суворовцами используются различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного училища, его славных и богатых традициях, проектная деятельность.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества.
Содержание:
1. | Понятие «воинские традиции», их влияние на развитие и становление воспитанников суворовских училищ ………........... | 5 |
2. | Этапы формирования у воспитанников нравственных основ осознанного восприятия традиций воинской службы ………….. 2.1. Традиции, и их влияние на развитие и становление детских коллективов ……………………………………………. | 8 12 |
3. | Характерные особенности отдельных традиций Уссурийского СВУ, оказывающих существенное влияние на становление и развитие поколений суворовцев………………………………… 3.1. Воспитательное значение традиций отдельных коллективов суворовцев ………………………………………… 3.2. Преемственность поколений, преемственность традиций | 15 19 20 |
4. | Заключение………………………………………………………… | 26 |
5. | Список использованной литературы …………………………….. | 27 |
- Понятие «воинские традиции», их влияние на развитие и становление воспитанников суворовских училищ
Воинские традиции - это устойчивые, исторически сложившиеся элементы жизни и деятельности, олицетворяющие эстетику воинской службы, отражающие нормы поведения, нравственные установки и обычаи, связанные с выполнением воинского долга, отраженные в воинских атрибутах, символах, ритуалах и церемониях, преемственность которых проявляется при проведении различных государственных и общественных мероприятий, повседневных элементов распорядка дня.
Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета... Они не приносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армейского коллектива. Воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что могло бы поддержать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде. Но для того, чтобы ощущать себя наследником носителей прежнего ореола благородства, чести, ореола традиций русского военного этикета, достоинства, личной культуры, надо быть продолжателем воинских традиций России. А для того, чтобы продолжать воинские традиции, нужно их знать.
Пронизывая всю систему общественных отношений, традиции находят свое конкретное воплощение в духовно - нравственном облике личности – ее нравственной позиции, моральных качествах, а также в поведении, общении и деятельности. На фоне того общего, что свойственно всем социальным системам, каждое общество вырабатывает свою особую нравственно - ценностную систему. Любовь к Родине, к своему народу, готовность к самопожертвованию, гордость за принадлежность к своей стране – все эти моральные ценности испокон веку были характерны для российского народа на всех этапах великой и во многом трагической истории страны. Для воспитанников военных училищ, в том числе суворовских, особое значение имеют моральные ценности воинской службы.
К ним в первую очередь относятся такие ценности, как дружба, коллективизм, взаимопомощь, сплоченность, взаимоуважение, общительность. На этом уровне продуцируются те ценности, которые свойственны офицерскому корпусу России: воинский долг, честь, ответственность, дисциплинированность, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, смелость, мужество, героизм. Моральный дух армии всегда был важным фактором достижения победы в войне.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются:
-верность военной присяге, Боевому Знамени,
- служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам;
-самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
-массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества;
-воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы;
-демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие.
Воспитание подрастающего поколения суворовцев на традициях включает:
-активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов;
- приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане, «горячих точках» России к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания;
-насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ.
- Этапы формирования у воспитанников нравственных основ осознанного восприятия традиций воинской службы.
Направления формирования у воспитанников нравственных основ осознанного восприятия традиций воинской службы органически взаимосвязаны между собой и объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
На I этапе (1-3 курсы(5-7 классы)) педагогический коллектив училища призван:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения у ребят, поступивших на 1 курс обучения;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому, новому коллективу взвода, роты, училища;
- помочь юным суворовцам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение, восприятия традиций суворовцев - быть примером в учебе;
На II этапе (4-5 курсы(8-9 классы)), представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив училища стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка, основанную в том числе и на традиционных ценностях предыдущих поколений;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному училищу;
- заложить фундамент общей образовательной подготовки суворовцев, необходимой для продолжения образования на III этапе и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения суворовцев в различных видах познавательно - творческой и военно-прикладной деятельности.
Воспитание на III этапе обучения (6-7 курсы(10-11 классы)), ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом следующих задач:
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания, основанного на традиционных ценностях суворовцев, в качестве приоритетных можно выделить следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность;
- общенациональность в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ,
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, которые являются стержнем содержания военно-патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
К числу ценностей, на которых основывается военная и иные виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ относятся:
- гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности ввысоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
- воинский долг – система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
- профессионализм – степень овладения различными категориями личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
- Традиция – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему.
Категории «традиция» и «обычай» относятся к духовной стороне жизни людей. Они подвижны и динамичны, как сама общественная жизнь. Они возникают, вызываются жизненными потребностями, развиваются и изменяются с изменением этих же потребностей, определяемых, в конечном счете, изменениями материальных условий жизни общества.
В жизни общества ничего не возникает, если в том нет потребности. Традиции и обычаи вызваны к жизни и поддерживаются потому, что несут на себе информационную нагрузку, выполняют определенные социальные функции, а именно функции сохранения и передачи опыта, навыков, достижений в области материальной и духовной культуры из поколения в поколение, функции использования установившихся в предшествующие эпохи обычаев, но подвергшихся известной трансформации в силу изменчивости общественных отношений для регуляции поведения людей.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
- Традиции, и их влияние на развитие и становление детских коллективов.
На разных этапах развития и становления детского коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.
Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции оказывают непосредственное влияние на обучающихсяи помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные суждения и переживания, оказывают непосредственное воздействие на жизнь всего коллектива.
Традиции оказывают огромное влияние на воспитание суворовцев, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание,- подчеркивает К.Д. Ушинский, - не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров...».
Нельзя воспитать у суворовца чувство долга, чувство чести, уважение к педагогам, ратному труду, училищу, Вооруженным силам в целом, если разъяснения не сочетаются с практикой правильного поведения обучающихся в детском коллективе. Установленный порядок и традиции организуют, направляют поведение подростка и благодаря многократному повторению одних и тех же поступков, формируют навыки нравственного, осознанного поведения.
Именно так традиции, являясь одним из средств приобщения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря которому активно влияют на поведение суворовцев.
А.С. Макаренко в своих трудах выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции. Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер. Малые традиции - как будничные, повседневные дела. И те, и другие, отмечал А.С. Макаренко, обладают высоким воспитательным потенциалом.
Традиции – проявление чести детского, подросткового коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.
Формирование и становление традиций следуют определенным принципам:
1. Безусловное принятие каждого учащегося, его сильных и слабых сторон.
2. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
4. Диалогичность и полилогичность в общении с обучающимися.
5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
6. Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Бывших суворовцев не бывает. Проходят годы, но и через годы выпускники вспоминают, какой была жизнь в их коллективе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с педагогами, офицерами-воспитателями, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь взвода, роты и училища в целом. По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы – те, которые их накопили. И дети – удивительные мастера создавать такие разные традиции. А.С. Макаренко считал, что традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать.
По словам И.А. Блинкова: «Если рассматривать традиции как средство нравственного воспитания, то нужно особенно серьезное внимание уделять культивированию традиций именно в первичных коллективах. Младшие школьники, живя в сфере хороших традиций, будут лучше усваивать нормы современной нравственности».
Различают два вида традиций, оказывающих существенное воспитательное воздействие на подрастающее поколение:
- традиционные мероприятия;
- традиционные поступки.
Традиционные мероприятия. Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А.С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свое учебное заведение.
Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а так же преобразованию отношения обучающихся к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.
- Характерные особенности отдельных традиций Уссурийского СВУ, оказывающих существенное влияние на становление и развитие поколений суворовцев.
Общеучилищные традиции
Вручение первых погон суворовцам, поступившим на первый курс обучения.
Это ежегодная традиция (полноценный ритуал посвящения в суворовцы), на которой в торжественной обстановке вручаются первые в жизни суворовские, алые погоны. Символично, что вот эти первые погоны вручают юному поколению будущих защитников, ветераны, в том числе и выпускники предыдущих поколений суворовцев. Со словами напутствия старшее поколение суворовцев обращается к юным суворовцам с призывом соблюдать и преумножать богатые традиции кадетского движения.
Торжественное обещание (клятва) юных суворовцев.
Ежегодное, торжественное обещание юного пополнения суворовцев перед всем училищем быть примером везде и во всем, заставляют ребят ответственно относиться к учебе, бережно хранить и преумножать традиции прославленного училища.
Ритуал поднятия Государственного Флага Российской Федерации.
Традиционно право поднятия Государственного Флага России предоставляется лучшим суворовцам: отличникам и передовикам учебы, спортсменам, дисциплинированным, честным и правдивым ребятам. Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность суворовцев разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свое училище, принадлежность к Вооружённым силам России.
Участие суворовцев в парадах Победы Уссурийского и Хабаровского гарнизонов.
Возродившаяся традиция участия суворовцев в парадах способствует пониманию воспитанниками суворовских училищ значения великой истории нашей страны, способствует проявлению патриотических качеств каждой личности, военной выправки и силы воли! Участие в параде на центральной площади города – дело чести каждого суворовца! Это право предоставляется лучшим суворовцам и каждый воспитанник стремится проявить все свои лучшие качества, чтобы заслужить почетное право стать участником парада Победы.
Торжественный подъем Государственного флага.
Одним из наиболее торжественных и волнующих воинских ритуалов, традиционно проходящих в училище и оказывающих большое воспитательное воздействие на ребят, является церемония поднятия Государственного Флага Российской Федерации па строевом плацу училища. В государственных символах отражены многовековая история Отечества, связь настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Воспитание уважения и любви к символам государства, их корректного использования составляет важнейшее направление в формировании патриотического сознания суворовцев. Правом поднятия Государственного флага России пользуются лучшие суворовцы училища, проявившие себя в учебе, спорте. Это торжественное мероприятие среди суворовцев пользуется почетом и уважением, ребята гордятся тем, что им доводилось в торжественной обстановке поднимать Государственный Флаг России.
Прохождение торжественным маршем и исполнение строевых песен играет важную роль в воинском и эстетическом воспитании суворовцев. Песня мобилизует и вдохновляет, пробуждает у юных суворовцев высокие мысли и чувства, зовет на новые свершения.В момент исполнения песни каждый суворовец, находящийся в строю, чувствует себя частицей воинского коллектива, гордится своей принадлежностью к Вооруженным Силам России. Исполнение строевых песен в составе подразделений предусмотрено общевоинскими уставами, программами боевой подготовки и рассматривается воспитателями и преподавателями как обязательный элемент повседневной жизни. В училище традиционно проводятся смотры-конкурсы исполнения строевых песен с обязательным награждением лучших подразделений суворовцев.
Вот уже на протяжении последних четырех лет в училище сложилась традиция, когда из лучших суворовцев предвыпускного курса формируют десантный взвод. В составе этого взвода суворовцы на занятиях по десантной подготовке изучают азы воздушно-десантной подготовки и готовятся по окончании курса совершить свой первый в жизни прыжок с парашютом. На плацу училища в торжественной обстановке начальник училища вручает суворовцам, совершившим прыжки с парашютом, знаки «Воин-десантник» и десантные тельняшки. В этот момент ребят переполняет гордость за свою принадлежность к Вооруженным силам и является мощным стимулом в учебе, спорте. Ведь большинство суворовцев им по-доброму завидуют и очень хотят в свое время занять их место.
Из вновь созданных в училище традиций заслуживает особого внимания традиция выполнения приемов воинского приветствия монументу «Суворовцам-выпускникам училища, павшим при выполнении воинского долга». Проходя мимо монумента самостоятельно или в составе подразделения суворовцы училища выполняют привила воинского ритуала, проходят торжественным маршем, тем самым отдавая знаки почести выпускникам училища, павшим при выполнении воинского долга. Выполнение этого ритуала воспитывает у ребят чувство патриотизма, гордости за наши Вооруженные силы и дает возможность почувствовать себя частичкой нашей прославленной Армии.
Одной из добрых традиций в училище стало шефство выпускного курса над ребятами первого года обучения. Выпускники становятся частыми гостями у первокурсников не только во время проведения совместным мероприятий, посвященных различным государственным праздникам, но и сами проводят с ними классные часы, викторины, игры и спортивные соревнования. Для первокурсников выпускники являются образцом для подражания, ребята равняются на них, берут пример, стараются быть во всем похожими на них.
Огромное значение в воспитании молодежи, передачи славных традиций во все времена имело общение с представителями старшего поколения, посвятившими свою жизнь служению Родине. Важные и значимые для подростков традиции передаются старшим поколением суворовцев в дни празднования «Дня училища», когда многие выпускники встречаются в стенах родного училища с нынешним поколением суворовцев и напутствуют юное поколение на успешную учебу, своим примером показывая, каких результатов могут добиться выпускники нашего училища.
Замечательно, что суворовцам с 2015 года вернули форму старого образца, которую носили суворовцы первых выпусков, эта форма является точной копией мундиров кадетских корпусов императорской России. Нынешнее поколение суворовцев гордится своей новой парадной формой. Надевая ее ребята, становятся взрослее, сдержаннее. Такая замечательная, красивая форма одежды дисциплинирует, заставляет ребят следить за собой, поддерживать свой внешний вид в образцовом состоянии.
Как традиционный обязательный и действенный элемент патриотического воспитания в училище практикуется как организация встреч со знаменитыми людьми: военачальниками, спортсменами. В программе этих встреч выступления гостей, показ фрагментов кинохроники, совместное фотографирование, вручение подарков, концерты самодеятельности. Все это не только обогащает и заполняет досуг суворовцев, но и дает им ясные и понятные ориентиры в жизни.
Традиционно на высоком эмоциональном уровне и профессиональной заинтересованности проходят посещения суворовцами воинских частей Уссурийского гарнизона, наших шефов из Духовщино-Хинганской мотострелковой бригады. Суворовцы знакомятся с жизнью и бытом военнослужащих, ходом боевой подготовки, осматривают боевую технику и вооружение. Показательными в этом смысле есть традиционное посещение суворовцами боевых артиллерийских стрельб в рамках полевого выхода артиллерийской бригады. Ребята увидели воочию мастерство воинов артиллеристов, а также смогли увидеть в действии грозное боевое оружие и технику. Это вызывает у ребят чувство гордости за наши Вооруженные силы, желание приобщиться к делу защитников Отечества.
Ежегодный торжественная церемония, посвященная выпуску суворовцев из стен родного училища – венец (итог) многолетней учебы в стенах учебного заведения. Проходит в торжественной обстановке с обязательным выполнением всех воинский ритуалов, среди которых прощание с Боевым Знаменем училища и передача его предвыпускному курсу. В состав знаменной группы включаются наиболее подготовленные в строевом отношении суворовцы, которые к тому же, являются передовиками учебы. Для ребят большой честью считается быть в составе знаменной группы училища и принимать участие во всех воинских ритуалах, проводимых в училище, связанных с выносом Боевого Знамени.
- Воспитательное значение традиций отдельных коллективов суворовцев.
Наряду с общеучилищными традиционными мероприятиями, переходящими из поколение в поколение суворовцев, существует и множество традиций отдельных коллективов суворовцев, бережно хранящихся, приумножающихся и оказывающих непосредственное воспитательное влияние на нынешнее поколение суворовцев. Основными их них являются: проведение «Дня именинника», шефство над определенным суворовским взводом младшего курса и ветеранами Великой отечественной войны, труда и Вооруженных сил, переписка с выпускниками предыдущего выпуска (обмен информацией о жизни училища, фотографиями, поздравлениями). Традиция некоторых суворовский взводов составлять на определенный этап развития и становления коллектива герб и девиз своего взвода, роты способствует стремлению всех членов коллектива следовать этим символам, соответствовать их нравственному призыву.
- Преемственность поколений, преемственность традиций
Поколение — социально-демографическая группа, историческая общность людей, характеризующаяся типичными для нее жизненными условиями, социальными задачами, духовно-нравственными и социально-психологическими чертами, которые фиксируются на определенный, конкретный период исторического развития.
Каждое поколение людей имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям своего времени, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции — это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах поведения взрослых членов общества. С другой стороны, традиция — это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.
Старшее поколение, оказывающее своим примером объект подражания юным поколением, воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать значимо и объективно. Оно является образцом для подражания и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний и ценностей, норм поведения. Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди молодёжи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создаёт необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и заботы, распорядок и ритуал повседневной жизни.
Молодое поколение с течением времени становится средним, а затем и старшим. Поколение — это люди не просто одного возраста, но примерно одинакового жизненного и социального опыта. Нельзя обеспечить преемственность поколений, передачу традиций без целенаправленной систематической воспитательной работы. Надо воспитывать на традициях, чтобы молодежь была ревностной хранительницей духа народного, который живет в памятнике истории, культуры, в бронзе, в названиях сел, улиц. Особенно это актуально для воспитания патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине, ее славному и героическому прошлому.
Преемственность поколений предполагает обязательный учет временных параметров: поколение 20-х, 30-х годов, довоенное и послевоенное поколение, дети войны, поколение шестидесятников (люди хрущевской «оттепели»), дети перестройки, наши современники, вошедшие в новый век. Их взгляды на жизнь, прошлое нашей страны часто не совпадают (разный жизненный опыт), а иногда и диаметрально противоположны: события 1917 года в глазах старших — революция, части молодежи — переворот. Но есть и то великое общение, что их объединяет. Это память. «Память — мера человечности личности, ее духовность. Память — это, значит, иметь мужество остаться наедине с собственной совестью, не заглушая ее, не пытаясь уйти от ответа на ее настойчивые и нередко беспощадные вопросы» (Чингиз Айтматов).
Взаимоотношения поколений, их преемственность складываются в семье обществе. Здесь дети приобретают первый опыт общественных отношений, опыт нравственности, опыт гуманности, честности, справедливости.
В условиях суворовских (нахимовских) военных училищ и кадетских корпусов с круглосуточным пребыванием воспитанников в стенах учебных заведений на их взросление и становление оказывает существенную роль сложившиеся там свои традиции, обычаи и система передачи их от поколения к поколению.
Для педагогического состава очень важно в своей работе руководствоваться принципами исключения (взаимоисключения) противоречий между ними и воспитанниками, непринятия их потребностей и запросов, интересов и увлечений.
Пути преодоления противоречий во взаимоотношениях поколений:
- знание представителями разных поколений возрастных индивидуально-психологических особенностей друг друга, настрой на содружество, воспитание у молодого поколения умения сочувствовать и сопереживать;
- формирование с раннего возраста уважительного отношения к старшим, пожилым, престарелым;
- преодоление иждивенческих настроений у подростков, инфантилизма, презрения к труду, страсти к «легким» деньгам;
- формирование у старшего поколения бескорыстного отношения к подрастающему поколению («я всю делаю ради вас, а что вы мне?», «молодые обязаны»), преодоление подозрительности, мнительности;
- установка на многосторонний и многоуровневый подростковый коллектив, забота о его сохранении и укреплении, создание истории и хронологии каждого взводного(ротного) коллектива, стремлении сохранить корни, ненавязчивое внимание к взрослению и становлению ребенка, подростка, юноши, мужчины;
- совместная коллективная творческая деятельность, самодеятельное художественное творчество, освоение забытых ремесел, работа клубов любителей поэзии, изящных искусств, музыки, книги, работа творческих объединений по интересам, совместные вечера ветеранов и молодежи;
- содержательная досуговая деятельность, создание совместных клубов выходного дня, любителей туризма и путешествий, компаний единомышленников и т.п., участие в развлекательных и спортивных программах;
- совместные праздники, чаепития, переходящие в добрую традицию;
- единение на почве религиозных убеждений, единство вероисповедания, совместное отправление представителей разных поколений религиозных культов и обрядов (крещение, религиозные праздники Рождества Христова, Пасхи, Троицы у православных христиан);
- воспитание у юного поколения чувства благоговения перед семьей, культа семьи;
- изучение опыта работы по данному направлению у коллег, его критическое осмысление и использование, обобщение и распространение передового опыта работы с воспитанниками и представителями старшего поколения;
- продолжение наставничества среди обучающихся разных курсов, в процессе которого происходила не только передача профессиональных навыков и умений, но юное поколение суворовцев получало бы уроки нравственности от представителей старшего поколения.
- Человек обязан осознать свою ответственность за судьбу последующих поколений. Время – двигатель общественной и индивидуальной жизни человека, мощный фактор культурно-творческого прогресса. Бег времени неумолим, смена поколений неизбежна. Задача состоит в том, чтобы за отведенный природой и вечностью отрезок времени сделать максимум возможного, передать накопленный социальный опыт молодым, которые, в свою очередь, должны успеть реализовать отпущенные Богом и Природой способности. У старших – опыт и осторожность, у молодых – силы, неуемная энергия, оптимизм. Необходимо соединить эти качества.
- Глобальные проблемы человечества, их влияние на жизнедеятельность продолжение рода заставляют изменить образ мышления. Личностная зрелость и самостоятельность человека, его ответственность не только за свою личную судьбу, но и будущее, жизнь грядущих поколений, самосознание, самоконтроль, самообновление, готовность передать накопленный опыт молодому поколению сегодня находятся в центре внимания. «Мы уйдем с земли, дети останутся, - предупреждал М. Горький. – Позаботимся же о том, чтобы их жизнь была легче нашей. Оставим в наследство детям лучшее: наш идеализм, нашу любовь к разуму, красоте… израсходуем же нашу волю… мы будем вознаграждены за это счастьем видеть среди нас юны предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа».
Преемственность в воспитании суворовцев представляет собой не только взаимосвязь содержания, но и целей, методов, форм и средств, их сквозную вертикальную и горизонтальную интеграцию, обеспечивающую системность, целостность и последовательность процесса формирования личности профессионально и социально компетентного выпускника военного вуза.
Преемственность в воспитании суворовцев будет обеспечиваться следующими педагогическими условиями:
- сочетанием предметно-ориентированного и личностно-ориентированного образования, реализуемых в их рамках воспитательных технологий;
- интеграцией образовательной, военно-служебной, специально-профессиональной и воспитательной деятельности, государственно-патриотического, воинского, духовно-нравственного и физического направлений в воспитательной работе, их содержания, форм и методов;
- включением суворовцев в совместную культуро-преобразующую деятельность;
- наличием программно-методического комплекса, построенного на принципах усложнения горизонтальных и вертикальных связей.
Воспитание патриотических чувств обучающихся, взаимодействие в сознании суворовцев образов ситуаций «прошлого» (традиции и история Вооруженных Сил), «настоящего» (допрофессиональная подготовка будущего офицера в суворовском училище — имитация военной службы), «будущего» (профессиональная подготовка и служба в Вооруженных Силах) за счет однородности и одновременной представленности в рамках воспитательной организации патриотических символов;
- Заключение
Наши современные обряды, традиции — это голос далеких прадедов. Прошлое помогает нам, а история ежедневно стучится в наши двери. Уважая прошлое, мы готовимся жить в будущем. Знать прошлое, жить в настоящем и дышать будущим — девиз всех поколений. В годину великих испытаний и социальных потрясений вожди, опомнившись, приводили в пример мужественные образы наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, имена же пращуров, покрывших себя позором предательства, трусости, лжи, мздоимства, двуличия и малодушия, и сегодня вызывают в душе молодого поколения презрение.
Традиции всегда сохраняются в настоящем коллективе, передаются из поколения в поколение. Они - признак стабильности, глубины и нерушимости устоев суворовского движения. Появление новых традиций - свидетельство постоянного поиска инноваций в области воспитания юного поколения.
- Только на основе плодотворной воспитательной работы с суворовцами, при всеобъемлющем использовании патриотического воспитания возможно обеспечение главного предназначения суворовских училищ - готовить новое поколение высокоинтеллектуальных, профессиональных специалистов, которые ставят целью своей жизни служение стране на различных поприщах. Специалистов, готовых к продолжению военной карьеры, основанной на идеалах осознанной защиты Родины, построения новой свободной и независимой России.
Воспитание патриотизма, гражданственности, гордости за свою Родину и готовности ее защищать на основе бережного хранения и преумножения славных традиций кадетского движения России, утверждение в сознании подростков уважения к традициям, культурному и историческому прошлому своего народа - важнейшая из задач, решаемых педагогическим коллективом Уссурийского СВУ.
5. Список использованной литературы
1) Журавский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко/изд. Академии педагогических наук РСФСР - М., 1963
2) Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
3) Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб.пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. / М.: Просвещение, 1983. – 224с. – (Б-ка учителя по общ.пробл. теории обучения и воспитания).
4) Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе / Составители Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан, М., «Просвещение», 1967.
5) Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. / М., «Просвещение», 1978. – 159 с. с ил.
6) Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / под ред. Г.С. Макаренко, изд. Академии педагогических наук РСФСР М., 1950
7) Макаренко А.С. Воспитание в советской школе /изд. «Просвещение» М., 1966.
8) Огородникова И.Т. Педагогика школы. Учеб.пособие для студентов П24 пед. ин-тов. / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., «Просвещение», 1978.
9) Пидкасистый П.И. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
10) Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – Кн. 2: Процесс воспитания./256с.: ил.
11) Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 384с.
12) Сластенин В.А. и др. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512с.
13) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
14) Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. Издание второе / М., «Просвещение», 1979.
15) Ходаковский Л.С. Принципы организации школьного коллектива / Составитель Л.С. Ходаковский. М., «Просвещение», 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Воспитание в семье ребенка с ОВЗ."
Семейному воспитанию посвящены самые толстые книги по педагогике: как сугубо научные, так и научно-популярные. Эту тему не обошли стороной ни ученые-педагоги, ни писатели-беллетристы. И даже социалист...
Методическая разработка "Воспитание ответственности на примере внеклассных занятий «Береги свою школу»
Методическая разработка внеклассного занятия «Береги свою школу»...
Методическая разработка "Воспитание звуковой культуры речи"
Методическая разработка предлагает логику воспитания звуковой культуры речи через закрепления правильного произношения всех звуков русского языка. Формирования четкой дикции.Развития и совершенс...
Методическая разработка «Воспитание патриотизма и гражданственности младших школьников в условиях группы продленного дня»
Методическая разработка для учащихся начальных классов...
Методическая разработка «Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьников на примере внеклассного мероприятия «Праздник Масленица»
Методическая разработка «Воспитание патриотических и гражданских качеств личности школьников на примере внеклассного мероприятия «Праздник Масленица»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В ДЕТСКОМ ХОРЕ"
Хоровое пение – основной и самый массовый вид вокального воспитания учащихся, а необходимым условием выработки певческих навыков являются упражнения с постепенным последовательным и индиви...
Методическая разработка "Воспитание добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников в настоящее время считается актуальной: во-первых, нашему обществу необходимы широко развитые и высоконравственные люди, которые обладают н...