МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В ДЕТСКОМ ХОРЕ"
учебно-методический материал по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Хоровое пение – основной и самый массовый вид вокального воспитания учащихся, а необходимым условием выработки певческих навыков являются упражнения с постепенным последовательным и индивидуальным подходом. Исходя из физических свойств звука, основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать: звуковой и динаазон, тембровая подвижность. Вокальные задачи: 1. элементарные навыки певческого вдоха и выдоха; 2. развитие звукового диапазона; 3. развитие динамического диапазона; 4. работа над тембром; 5. работа над подвижностью голоса. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную и образовательную функции обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №57
Методическая разработка по теме:
«Воспитание певческого голоса в детском хоре»
Разработала: руководитель хорового коллектива
педагог дополниельно образования
Беспалова В.А.
Калининград 2020
Хоровое пение – основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах. В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, это прежде всего отсутствие излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и в артикуляционных органах. Результатом правильной координации в работе голосового аппарата ненапряженное, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий во время распевания на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.
Упражнения должны соответствовать основным принципам вокальной педагогики: постепенности и последовательности, индивидуальному подходу к учащимся. Максимальные нагрузки должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков хористов, их вокальной тренировки и выносливости.
Вокальные упражнения – это многократно повторяемые специально организованные вокальные действия. Они должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. При пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса, поэтому упражнения чаще поются в мажоре. Вначале они исполняются в спокойном, медленном темпе, но по мере освоения навыков темп упражнений убыстряется. Обычно они располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз, поются ровным по силе звуком – mf на различные гласные и отдельные слоги, это могут быть песенные отрывки со словами. Песенные отрывки полезны тем, что дают детям хорошую эмоциональную разрядку после технической работы над гласными и согласными.
Исходя из физических свойств звука можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать: звуковой диапазон: динамический диапазон: тембр; подвижность.
Перед хормейстером стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств в процессе работы с хором. Каждая из этих задач решается по-своему.
Вокальные задачи:
1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха.
Работа над дыханием проводится в течение всех лет обучения.
Как учить детей дыханию? В некоторых методических пособиях рекомендуется развивать один, а именно брюшной тип дыхания и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс». Действительно, брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике.
В то же время современная методика воспитания голоса говорит о том, что певцы всех возрастов пользуются не одним, а смешанным типом. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
Мерилом должно быть качество голосообразования: если ученик поет хорошо, а дышит по-своему, то нет никакого смысла навязывать ему тот тип дыхания, какой, по мнению педагога, является наилучшим. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:
- вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
- выдох производить ровно и постепенно (как
будто ты дуешь на зажженную свечу).
С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но иногда педагог уделяет времени дыхательным упражнениям без пения больше, чем надо. Дыхание — это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы.
2. Развитие звукового диапазона.
Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. Большинство исследователей и практиков указывают на фа1-ля1, хотя но не всегда так. Примарные звуки надо искать в спокойной речи ребенка. При нарушении координации слуха и голоса работу надо начинать с речевых мелодикламационных упражнений.
Например: - «Большой колокол и маленький колокольчик». БИМ (в низком регистре)- бим (в высоком регистре); БЭМ - бэм; БАМ - бам; БОМ - бом; БУМ - бум. Так же может
- «Я летаю». Стоим на носочках, руки над головой, изображая полёт и поём в высоком регистре: «Я летаю высоко», опускаемся на корточки, руками изображаем полёт внизу и поём в низком регистре «Я летаю низко», затем встаём, взмахиваем руками на уровне груди и поём в среднем регистре « Я летаю и не низко и не очень высоко, я летаю посредине – мне легко и хорошо». В дальнейшем ограничиваем пространство пространством собственного тела и во время пения перемещаем только руки, соответственно на голову, на грудь и на щёки.
- « Лифт». Поднимаемся с корточек на носочки, одновременно поднимаем руки снизу вверх, голосом на звук «у» переходим их нижнего в верхний регистр. Внизу и вверху можно изобразить, как закрывается и открывается дверь на звук «м» (длительно на одном тоне, соответственно внизу низким , а вверху высоким голосом). « Этаж» до которого необходимо доехать на лифте можно задавать на инструменте. Лифт также может остановиться на одном из средних этажей-звуков (концертмейстер играет данный звук на инструменте в среднем регистре). В дальнейшем упражнение воспроизводится сидя с перемещением рук и без него.
- Попевка Тиличеевой «Качели» исполняется с раскачиванием рук, что помогает ощутить большой скачок и переход из одного регистра в другой.
«На качелях я лечу (плавное перемещение рук сверху вниз)
Вверх, вниз, вверх, вниз (соответствующее движение рук)
Я лечу, пою, кричу (плавное перемещение рук сверху вниз)
Вверх, вниз, вверх, вниз»
Возможно использование упражнений по Емельянову на глиссандо снизу вверх и назад вниз, расширяя звуковысотный диапазон по полутонам вверх.
Поскольку практически невозможно подобрать репертуар, в котором будут присутствовать звуки, требующие одного режима голосообразования, необходимо научить детей быстро и плавно переходить из одного регистра в другой, что является определенной трудностью для слабослышащих певцов. Причиной этого является, во-первых, недостаточная подвижность голоса, во-вторых, трудность создания внутреннего слухового представления мелодической линии.
На переходном этапе к точному воспроизведению мелодии, когда ещё не отработан средний регистр голоса, можно использовать приближенную интонацию, где основным является просто переход в необходимых местах мелодии в верхний или нижний регистр.
Получается некое условное воспроизведение мелодии, но уже не мелодекламация, а всё- таки пение. И, если есть возможность ввести таких детей в коллектив уже интонирующих школьников, то это будет способствовать дальнейшему развитию и оттачиванию интонации, а так же придаст песне приемлемое звучание.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону, т.е. выстраивание унисона на одном звуке в пределах примарной зоны голосов. Внимательно вслушиваясь в общее звучание голосов, певцы стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру. Впоследствии звуковысотный диапазон следует постепенно расширять.
Цель следующего этапа распевания – отработка мягкой, но точной, т.е. «без подъезда», атаки звука за счет легкого, но в меру активного краевого смыкания голосовых складок в момент возникновения звука. Этому будет способствовать исполнение упражнения на пиано или меццо-пиано при звукообразовании по типу лёгкого стаккато или нон легато.
Упражнение исполняется с гармонической поддержкой мажора и минора на цепном дыхании.
Из предыдущего вытекает следующее упражнение с элементами хорового сольфеджио в унисон. Это пение тонов и полутонов вверх и вниз.
Для самостоятельного ощущения хоровых партий необходимо упражнения хорового сольфеджио делить на элементы двухголосия и даже трехголосия.
Упражнение на выравнивание гласных и-э-а-о-у на одном звуке и воспитане слухового самоконтроля: повторяется два раза со сменой характера звуковедения со стаккато на легато.
Следующее упражнение основано на поступенных нисходящем (Раскрасавица) или восходящем (Родина моя), звукорядах в зависимости от задачи настроить голос певцов на звучание соответственно ближе к фальцетному или грудному.
Упражнение построено на звуках расширенного трезвучия, является более сложным в отношении диапазона, интонационного построения, продолжительности фонационного выдоха.
3.Развитие динамического диапазона.
Работа над развитием динамического диапазона ведётся с первых же упражнений. Она начинается с использования средней силы звучности меццо-пиано и меццо-форте. Затем ставиться задача овладения нюансами пиано и форте. Затем вводятся подвижные нюансы т.е. постепенное изменение силы голоса: крещендо и диминуэндо.
Для сопоставления нюансов могут быть использованы упражнения , которые первый раз исполняют форте, а при повторения – пиано. Внимание певцов должно быть направлено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался таким же активным как и при пении форте.
Подвижные нюансы отрабатываются сначала на долго тянущемся одном звуке, на цепном дыхании.
4. Работа над тембром.
Тембр голоса в основных своих проявлениях относится к природным свойствам певца, хотя в процессе пения и речи в каких-то пределах на него можно воздействовать с целью расширения художественно-исполнительских возможностей хора.
На тембровое звучание голоса оказывает влияние ряд факторов, главные из которых – сила и высота звука, вид атаки, правильное формирование гласных, способ артикуляции и эмоциональный настрой поющего в связи с художественным образом исполняемого произведения.
В основе работы над тембром лежит тот же принцип последовательности и постепенности, что и в основе распевания.
Работа над тембром в хоре начинается с настройки голосов на облегченное звучание в зоне их примарных тонов. Из урока в урок одна из основных задач в работе над тембром – выравнивание звучания голосов на всём диапазоне за счёт сглаживания регистровых переходов. Для этого используются такие же упражнения, что и для развития звукового и динамического диапазонов, но с соблюдением определенной последовательности: сначала поступенные нисходящие и восходящие звукоряды,а затем нисходящие и восходящие скачки с заполнением., затем арпеджио. Постепенное их расширение будет сопровождаться постепенным обогащением тембрового звучания голосов.
5.Работа над подвижностью голоса.
Подвижность голоса — это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении.
В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
Само понятие «быстрый темп» применительно к пению младших школьников носит условный характер. В начальных классах не следует переступать границы умеренно-быстрого исполнения. От детей можно требовать, чтобы они пели «быстрее», «веселее», но эти требования должны осуществляться в рамках, доступных детям: быстрее, но не очень быстро, громче, но не очень громко и т. д.
Сначала исполняются фразы, где при переходе на другой тон слог повторяется или заменяется другим, затем - слог с последующим его распеванием на два звука и более.
Добиваясь плавности в пении, в то же время необходимо следить за скоростью и одномоментностью переходов с одной ступени на другую, т.е. за синхронностью. Это является необходимым условием для кантилены в пении.
Нужно иметь в виду, что более сложными являются упражнения на вокализацию, т.е. распевание одного гласного на несколько звуков или целую музыкальную гласную.
Постепенное ускорение темпов активизирует работу всех голосообразующих органов – основы успешного развития подвижности голосов.
Ускоряя темп исполнения, необходимо помнить следующее правило: чем быстрее, тем должно быть легче регистровое звучание голоса, т.е. использование звучания, близкого к фальцетному. Как нельзя бегать на пятках, а лишь на цыпочках, так и подвижность голоса обеспечивается за счёт облегчения работающей массы голосовых складок.
6. Заключение.
Вокальная работа в детском хоре, помимо решения художественных задач, должна быть направлена на развитие певческого голоса детей. Задачи вокальной работы осуществляются относительно одновременно и представляют комплексный подход. При формировании певческих навыков не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнений, используемых на каждом занятии. Важно, чтобы используемые упражнения были выстроены в определённой последовательности при постепенном усложнении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а также формирования специфических хоровых навыков ( ( (умения сливаться своим голосом с партией хора, петь по руке дирижера и т.д.). Любое, даже самое простое, упражнение может решать одновременно целый комплекс задач. Например, - помогает:
- добиться определенности в атаке звука;
- активизировать краевое смыкание голосовых складок;
- уточнить интонацию в момент атаки звука;
- выстроить унисон (фермата на последнем звуке);
- сформировать навык выдерживания тона на одной высоте одинаковой громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание;
- формировать правильную артикуляцию гласных звуков;
- выработать навык пения по руке дирижера и т.д.
Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.
Постепенность, продвижения от простого к сложному должны стать основными принципами в работе над качеством звука в хоре. Дирижер должен всегда слышать внутренним слухом тот эталон хорового звучания, к которому он в конечном счёте стремиться, знать как этого добиться в перспективе и что можно требовать от хора сегодня, на данной репетиции. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.
Методическая литература:
1. «Детский хор»: Метод. пособие, сост. В. Г. Соколов. - М., 2008.
2. «Музыкально-энциклопедический словарь». Ред. Г. Келдыша. - М., 2005.
3. «Теория и практика работы с детским хором». Г.П. Стулова, М. Вдадос, 2010.
4. «Поет детский хор «Преображение» / Библиотека детского хормейстера: Учеб.-метод. пособие, сост. М. И. Славкин. - М., 2008.
5. «Работа с детским хором» / Сборник статей под ред. В. Г. Соколова. - М., 2009.
6. «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка»: Метод. Материалы.
7. « Игровые каноны» Е.Поплянова, М. Владос, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Певческое дыхание в школьном хоре
Многолетняя работа со школьным хором наводит на собственные размышления и мысли. С ними мне хочется поделиться с молодыми коллегами. Потому что опыт приходит с практикой...

Методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса"
Цель данного методического пособия -предложить рекомендации по охране и гигиене детского певческого голоса в условиях вокально-хоровой работы на уроках музыки. Практические указания и советы по поддер...
Статья " О работе концертмейстера детского хора"
Аккомпанировать - значит уметь слышать и слушать. В репетиционной работе концертмейстер должен чутко реагировать на все замечания и пожелания дирижёра, стремясь к единству звукового воплощения. На зан...
Методическая разработка "В помощь концертмейстеру детского хора"
Работа концертмейстера находится на пересечении педагогики и исполнительства. Работа концертмейстера в детском учреждении имеет особое значение, поскольку каждый концертмейстер воспитывает, учит языку...

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.
Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"
Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"...

Методические рекомендации на тему «Певческие голоса детей»
Методические рекомендациина тему «Певческие голоса детей»...