Курс внеурочной деятельности "Маленький мастер" в 1-4 классах
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Курс внеурочной деятельности "Маленький мастер"  в 1-4 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности «Маленький мастер»

  Программа курса «Маленький мастер» составлена на основаниях:

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N373 «Об утверждении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Программа внеурочной деятельности МБОУ «Бакрчинская ООШ» на 2015-2019 годы.

Декоративное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.  Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Цель программы:

  -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

 Задачи:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

  1. раздел. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Маленький мастер»

  1. Для учащихся 1 класса

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности  «Маленький мастер» в 1-м классе является формирование следующих умений

ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;

первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;

проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

знать основные моральные нормы поведения;

знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель выполнения заданий  во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

определять план выполнения заданий  внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,

подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

определять тему;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на занятии  и в жизненных ситуациях;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

слушать и понимать речь других;

принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

понимать важность коллективной работы;

контролировать свои действия при совместной работе;

допускать существование различных точек зрения;

договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений

уважительно относиться к труду людей;

называть некоторые профессии людей своего региона

об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.

виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, панно, оригами на уровне общего представления;

названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.

технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.

способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.

различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.

названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;

организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;

работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.

Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);

осуществлять контроль качества работы друг друга;

соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

резать ножницами;

соединять детали клеем.

эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;

по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды).

названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.

лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);

вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.

анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.

исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).

осваивать правила сбора и хранения природных материалов;

под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;

  1. Для учащихся 2 класса

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых

практических упражнений для открытия нового знания и умения;

— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и

декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа

освоенных;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать (на уровне представлений):

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

— выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;

— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

  1. Для учащихся 3 класса.

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

— отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

— проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

— испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

— принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Уметь:

— совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

— совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

— осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

— выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

— с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

— открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

— преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

— учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

— уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать:

— о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

— о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

— узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

— соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

— названия и свойства наиболее распространенных искусственных и

синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

— последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

— основные линии чертежа (осевая и центровая);

— правила безопасной работы канцелярским ножом;

— косую строчку, ее варианты, их назначение;

— названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

— о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,

— о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

— читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

— выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

— подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

— выполнять рицовку;

— оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

— находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),

— решать доступные технологические задачи.

  1. Для учащихся 4 класса.

Личностные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

— оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

— описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

— принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

— опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

— понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

Уметь:

— самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

— с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

— совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

— самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

— предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

— самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

— выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

— осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

— искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

— приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

— делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

— формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

— высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

— слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

— уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать на уровне представлений:

— об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

— о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

— организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

— использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

— бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

  1. Раздел.  Содержание изучаемого курса

Первый год обучения (33 ч.)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Содержание учебного предмета

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение: правила техники безопасности -1час.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Пластилинография-11 часов.

1.Вводное занятие  «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Теория.  Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».

Теория Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4. Плоскостное изображение.  «Рыбка».

Теория Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

5.«Натюрморт из чайной посуды»

Теория  Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

6.Рельефное изображение. «Ферма».

Теория Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

7. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки».

Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

1

11

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2

Бумагопластика -8 часов.

1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». «Фрукты»  Теория История возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.«Фрукты», «Чудо – дерево»

Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

 Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

3. Технология изготовления поделок на основе квиллинга «Одуванчик».

 Теория Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы  квилл.

4.«Снежинка», «Ромашка», «Лев»

8

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

3

Бисероплетение -8 часов.

1.Вводное занятие. 

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

2.Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку.

         Основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов.  Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов

3. Низание крестиками

Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”.  Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик.  Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

            4. Плетение «Листок», «Ягоды рябины»

8

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Планировать предстоящую практическую деятельность в

соответствии с еѐ целью, задачами, особенностями

выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его

выполнения. Организовывать свою деятельность:

подготавливать своѐ рабочее место, рационально

размещать материалы и инструменты, соблюдать приѐмы

безопасного и рационального труда; работать в малых

группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно

взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические

и декоративно-художественные особенности предлагаемых

изделий, искать наиболее целесообразные способы решения

задач прикладного характера в зависимости от цели и

конкретных условий работы. Оценивать результат

деятельности: проверять изделие в действии,

корректировать при необходимости его конструкцию

и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено

4

Изготовление кукол -5 часов.

1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности.

2.Кукла на картонной основе. 

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

4.Итоговое занятие. Выставка –ярмарка.

5

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

2 год обучения (34 часов.)

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Содержание учебного предмета

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

       Введение: правила техники безопасности-1ч.

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография -11 час.

1.Полуобъемное изображение на плоскости.

Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2. Жанр изобразительного искусства  - натюрморт. «Осенний натюрморт»

Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

3.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Лесная земляника», «Вечерний закат», «Зимний лес»

Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж. Контраст. Использование работ в интерьере.

 Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрешка».

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

1

11

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2

Бумагопластика-8 часов.

1.История бумаги. Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Цветы из бумаги.

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.Снежинки, Снеговик, грибы

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть.  Плоскостные и объемные снежинки

4.Новогодняя открытка

Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.

            5. «Домашние животные», «Фрукты»

8

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

3

Бисероплетение-9 часов.

1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

2.Техника параллельного низания. «Бабочка» «Сердечка»

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

3.Аппликация из бисера. «Открытка» Подарок для мамы.

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.Бисерная цепочка с петельками. «Бусы», «Веточка», «Мимоза».

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

9

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Планировать предстоящую практическую деятельность в

соответствии с еѐ целью, задачами, особенностями

выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его

выполнения. Организовывать свою деятельность:

подготавливать своѐ рабочее место, рационально

размещать материалы и инструменты, соблюдать приѐмы

безопасного и рационального труда; работать в малых

группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно

взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические

и декоративно-художественные особенности предлагаемых

изделий, искать наиболее целесообразные способы решения

задач прикладного характера в зависимости от цели и

конкретных условий работы. Оценивать результат

деятельности: проверять изделие в действии,

корректировать при необходимости его конструкцию

и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено

4

Изготовление кукол -5часов.

1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

2.Бесшовные куклы.

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

3. «Кукла – моей мечты»

 Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

5

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

       

3 год обучения (34 часов).

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

Содержание учебного предмета

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение: правила техники безопасности-1час.

1.Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография-11 час.

1.Пластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.Фоторамка роспись.  «Котенок»

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии –  цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

3.Подсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов.  Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

4.Объемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия.

Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

5.Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и  бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

           6. Размазывание по стеклу

1

11

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2

Бумагопластика-8 часов.

1.Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

2.Конструирование из бумажных полос.

3. Квиллинг «Ветка рябины», «Пчелы на сотах»

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

4.Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на  основе конусов и цилиндров  создание разных конструкций, изменяя  основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь.

            5. Гафрированная бумага «Роза»

8

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

3

Бисероплетение -9 часов.

1.Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

            2. Цветочные композиции – «Листок», «Ягоды рябины»

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.      Практическая часть.   Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

3. Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Способы параллельного и спаренного плетения.  «Божья коровка»

4.Бисерные «растения» в горшочках. «Фиалки»

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

5.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

 Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть.  Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе.  Оформление.

9

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Планировать предстоящую практическую деятельность в

соответствии с еѐ целью, задачами, особенностями

выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его

выполнения. Организовывать свою деятельность:

подготавливать своѐ рабочее место, рационально

размещать материалы и инструменты, соблюдать приѐмы

безопасного и рационального труда; работать в малых

группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно

взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические

и декоративно-художественные особенности предлагаемых

изделий, искать наиболее целесообразные способы решения

задач прикладного характера в зависимости от цели и

конкретных условий работы. Оценивать результат

деятельности: проверять изделие в действии,

корректировать при необходимости его конструкцию

и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено

4

Изготовление кукол-5часов.

1.Сувенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты.

Практическая часть. Домовенок.  Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

5

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

4 год обучения (34 часов.)

Четвертый  год направлен  на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать  замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Содержание учебного предмета

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение: правила техники безопасности-1час.

1.Чему будем учиться на занятиях.

 Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности. ППБ.

Пластилинография- 11 час.

1.Панно из пластилина. 

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилинография на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

 Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза  для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние.  Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

3. Гипсография. Изготовление рамки для фотографии, фоторамки, корзина,

4. Подбор цветовой гаммы.

         Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть.  Выполнение практической работы

             5. Аппликация из пластилина «Кто на листике живет?», «Морская звезда» и «Осьминог».

6.Тематические композиции. 

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть.   Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. 

1

11

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного труда, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2

Бумагопластика-8 часов.

1.Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Практическая часть.   «Цветочный хоровод»,

2.Модульное оригами.

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа.

Практическая часть.  «Лебедь».

8

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

3

Бисероплетение - 9 часов.

1.Бисероплетение – как способ оформления интерьера

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2.Праздничные сувениры

Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления изделий: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов изделий. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть.   Выбор изделий: украшение новогодних игрушек. Сердечки – «валентинки». Выполнение отдельных элементов изделий. Составление композиций. Сборка и закрепление.

3.Цветочные композиции – букеты.  «Земляника с ягодами и цветами»

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.      Практическая часть.   Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

9

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Планировать предстоящую практическую деятельность в

соответствии с еѐ целью, задачами, особенностями

выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его

выполнения. Организовывать свою деятельность:

подготавливать своѐ рабочее место, рационально

размещать материалы и инструменты, соблюдать приѐмы

безопасного и рационального труда; работать в малых

группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно

взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические

и декоративно-художественные особенности предлагаемых

изделий, искать наиболее целесообразные способы решения

задач прикладного характера в зависимости от цели и

конкретных условий работы. Оценивать результат

деятельности: проверять изделие в действии,

корректировать при необходимости его конструкцию

и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено.

4

Изготовление кукол-5 часов.

  1. Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и  их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

  1. Подготовка материалов и инструментов.

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

  1. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

Планирование этапов работы

Практическая часть.   Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.

5

Групповая, индивидуальная, фронтальная,

 работа в парах.

Исследовать (наблюдать, сравнивать,

сопоставлять) доступные материалы: их виды,

физические свойства(цвет, фактура, форма и др.),

технологические свойства — способы обработки

материалов (разметка, выделение деталей,

формообразование, сборка, отделка), конструктивные

особенности используемых инструментов (ножницы,

канцелярский нож), чертѐжных инструментов

(линейка, угольник, циркуль), приѐмы работы приспособлениями (шаблон, трафарет и др).

  1. Раздел. Тематическое планирование

                                  Тематический план занятий по программе 1 год обучения.     (1 час в неделю).

Дата

план

Дата факт

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

теория

практика

I

Введение: правила техники безопасности.

1

4.09

Вводное занятие

1

1

II

Пластилинография

11 ч.

2

11.09

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

1

3

18.09

Плоскостное изображение «Подарки осени».

1

4

25.09

Плоскостное изображение «Осенний натюрморт».

1

5

2.10

Знакомство со средствами выразительности «Червячок в яблочке».

1

6

9.10

Средства выразительности в аппликациях «Кактус в горшке».

1

7

16.10

Плоскостное изображение  «Рыбка».

1

8

23.10

Плоскостная аппликация « Гномик».

1

9

30.10

«Натюрморт из чайной посуды».

1

10

13.11

Рельефное изображение «Ферма».

1

11

20.11

Рельефная рамка «Веселая бабочка».

1

12

27.11

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки».

1

III

                                                    Бумагопластика.

8ч.

13

4.12

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги», «Волшебные комочки».

1

14

11.12

Аппликация «Фрукты».

1

15

18.12

Аппликация «Мухомор».

1

16

25.12

 Аппликация «Чудо – дерево».

1

17

15.01

Технология изготовления поделок на основе квиллинга «Одуванчик».

1

18

22.01

Поделка в технике квиллинга «Снежинка».

1

19

29.01

Поделка в технике квиллинга «Ромашка»

1

20

5.02

Поделка в технике квиллинга «Лев»

1

IV

                                                  Бисероплетение.

          8ч.

21

19.02

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

1

22

26.02

Знакомство с основными технологическими приемами  низания на проволоку.

1

23

5.03

Низание крестиками «Браслет».

1

24

12.03

Низание крестиками «Браслет».

1

25

19.03

Коллективная работа  «Волшебные краски».

1

26

2.04

Низание «Листок»

1

27

9.04

Плетение «Ягоды рябины»

1

28

16.04

Плетение «Ягоды рябины»

1

V.

                                                           Изготовление кукол.

          5ч.

29

23.04

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

30

30.04

Кукла на картонной основе «Катюша».

1

31,

32

7.05

14.05

Кукла на картонной основе и моделирование одежды «Катюша».

2

33

21.05

Выставка.  Итоговое занятие.

1

Итого:  33 часов

2 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата

план

Дата

факт

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория.

практика

I

Введение: правила техники безопасности.

1

1

4.09

Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.

1

II

Пластилинография.

11ч.

2

11.09

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои».

1

3

18.09

Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои».

1

4

25.09

Изображение на плоскости « Яблочки поспели».

1

5

2.10

Изображение на плоскости «Осенний листопад».

1

6

9.10

Жанр изобразительного искусства  - натюрморт.

«Осенний натюрморт».

1

7

16.10

Натюрморт «Щедрые подарки осени».

1

8

23.10

Натюрморт «Щедрые подарки осени».

1

9

30.10

Пейзаж «Лесная земляника».

1

10

13.11

Пейзаж «Вечерний закат».

1

11

20.11

Пейзаж «Зимний лес».

1

12

27.11

Оформление народной игрушки в технике пластилинография «Матрешка».

1

III

Бумагопластика.

8ч.

13

4.12

История бумаги. Технологии работы с бумагой «Цветы из бумаги».

1

14

11.12

Технологии работы с  рванной бумагой « Снеговик».

1

15

18.12

Технологии работы с  рванной бумагой « Грибы».

1

16

25.12

Технологии работы с кружевной  бумагой «Ромашка»

1

17

15.01

Технологии работы с  кружевной бумагой « Снежинки».

1

18

22.01

Оригами.  Открытка к празднику.

1

19

29.01

Оригами «Домашние животные».

1

20

5.02

Коллективная работа «Фрукты».

1

IV

Бисероплетение.

9 ч.

21

12.02

Техника параллельного низания «Кит».

1

22

19.02

Техника параллельного низания «Мышка».

1

23

26.02

Техника параллельного низания «Бабочка».

1

24

5.03

Техника параллельного низания «Сердечко».

1

25

12.03

Аппликация из бисера  «Подарок для мамы».

1

26

19.03

Бисерная цепочка с петельками «Бусы».

1

27

2.04

Бисерная цепочка с петельками «Веточка».

1

28

9.04

Бисерная цепочка с петельками «Мимоза».

1

29

16.04

Коллективная работа  аппликация из  бисера «Розовый фламинго».

1

V

Изготовление кукол.

5ч.

30

23.04

Народная кукла. Русские обряды и традиции. Аппликация «Русская матрешка».

1

31

30.04

Куклы народов мира. Изготовление кукол из шаблонов.

1

32

7.05

Бесшовные куклы.

1

33

14.05

Аппликация «Кукла моей мечты».

1

34

21.05

Итоговое занятие. Выставка «Наши достижение».

1

                                                                                                     Итого: 34 часов

3 год обучения. (1 часа в неделю).

Дата

план

Дата

факт

                       

Название разделов и тем.

Количество часов.

всего

теория.

практика

I

Введение: правила техники безопасности

1ч.

1

4.09

Вводное занятие

1

II

Пластилинография/гипсография  – как способ

декорирования.

11ч.

2

11.09

Вводное занятие. Декоративно – прикладное  искусство в интерьере.

1

3

18.09

Гипсовая фоторамка «Котенок».

1

4

25.09

Роспись фоторамки.

1

5

2.10

Изготовление гипсовых магнитиков «Мой мир».

1

6

9.10

Пластилинография изготовление декоративных подсвечников.

1

7

16.10

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

1

8

23.10

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

1

9

30.10

Роспись пластилином по стеклу. Витражи. Техника безопасности.

1

10

13.11

Сказочные витражи «Здравствуй сказка».

1

11

20.11

Размазывание по стеклу «Лисенок».

1

12

27.11

Размазывание по стеклу «Земляничка».

1

III

Бумагопластика.

8ч.

13

4.12

Что такое бумажное конструирование?

Основы конструирования из бумаги.

1

14

11.12

Конструирование из бумажных полос «Коврик».

1

15

18.12

Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы.

1

16

25.12

«Ветка рябины». Ягоды (форма «плотная спираль»).

1

17

15.01

Коллективная работа  «Пчелы на сотах» .

1

18

22.01

Практическая работа «Открытка к празднику» .

1

19

29.01

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

1

20

5.02

Работа с гофрированной бумагой  «Роза».

1

IV

Бисероплетение.

9ч.

21      

12.02

Техника «французского» плетения. ТБ.

1

22

19.02

Плетение  «Листок».

1

23

26.02

Плетение «Ягоды рябины».

1

24

5.03

Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения. Способы параллельного и спаренного плетения.

1

25

12.03

«Божья коровка».

1

26

19.03

Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций.

1

27

2.04

Составление композиций «Фиалки».

1

28

9.04

Бисерные «растения» в горшочках

1

29      

16.04

Объемные картины – панно «Лесная опушка» (начало работы).

1

V

Изготовление кукол.

5ч.

30      

23.04

Беседа «История о любопытном уголке».Сувенирная кукла.

1

31

30.04

Оберег. Символика оберегов. Домовенок.

1

32

7.05

Изготовление куклы – домовенок.

1

33

14.05

Кукла-наперсток «Мишка».

1

34

21.05

Итоговое занятие.  Выставка «Наши достижение».

1

                                                                                                                                 Итого: 34 часов

4 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата

план

Дата

факт

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение: правила техники безопасности.

     1ч.

1

1

4.09

Вводное занятие.

1

I.

Пластилинография/гипсография.

   11ч.

2

11.09

Панно из пластилина. Знакомство принципами работы.

1

3

18.09

Панно из пластилина «Осенний калейдоскоп» (продолжение работы).

1

4

25.09

Гипсография. Изготовление рамки для фотографии «Герои мультфильмов» (начало работы).

1

5

2.10

Подбор красок и роспись фоторамки «Герои мультфильмов».

1

6

9.10

Коллективная работа Изделие «Корзина».

1

7

16.10

Аппликация из пластилина «Кто на листике живёт?»

1

8

23.10

Изделия «Морская звезда» и «Осьминог».

1

9

30.10

Создание картины «Ночное небо» (начало работы).

1

10

13.11

Картина «Ночное небо» (продолжение работы).

1

11

20.11

Тема: «Птичий двор». Изделие  «Снегирь».

Изделие «Петушок». Изделие  «Индюк».

1

12

27.11

Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок.   «Осеннее небо».

1

III.

          Бумагопластика.

8ч.

13

4.12

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

1

14

11.12

Завивка, закругления. Изготовления цветов разной формы.

1

15

18.12

Создание композиции с бабочками и цветами.

1

16

25.12

Аппликация «Цветочный хоровод».

1

17

15.01

Модульное оригами. ТБ.

1

18

22.01

Модульное оригами  «Лебедь» (начало работы)

1

19

29.01

Модульное оригами «Лебедь» (продолжение работы).

1

20

5.02

Модульное оригами «Лебедь» - сборка модулей.

1

IV.

                  Бисероплетение.

9ч.

21

12.02

Бисероплетение – как способ оформления интерьера.

1

22

19.02

Праздничные сувениры из бисера (начало работы).

1

33

26.02

Праздничные сувениры из бисера (продолжение работы).

   

1

24

5.03

Цветочные композиции – букеты (начало работы).

1

25

12.03

Цветочные композиции – букеты (завершение  работы).

1

26

19.03

«Земляника с ягодами и цветами»-составление композиции.

1

27

2.04

«Земляника с ягодами и цветами»-сбор модулей.

1

28

9.04

«Земляника с ягодами и цветами»-завершение работы.

1

29

16.04

Создание орнамента из цветов.

 

1

V.

      Изготовление кукол.

5 ч.

30

23.04

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

1

31

30.04

Работа над  образом. Эскиз.

1

32

7.05

Подготовка материалов и инструментов.

Выбор техники исполнения.

1

33

14.05

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

1

34

21.05

Итоговое занятие.  Выставка « Мои успехи».

1

Итого: 34 часов

  1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

  • организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
  •   однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  •   постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  •   тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  •  итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
  • выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете);
  • Портфолио достижений учащихся.

Методы оценки результативности программы:

  • количественный анализ, учет достижений уч –ся.

  Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Учащиеся должны знать:

              - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

              - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

             - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

-о русской средневековой архитектуре.

- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;

 - основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;  

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

               - историю возникновения  и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;  

            -  виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

            -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

- историю русского  народного костюма;

    -игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

   -сувенир, виды и назначение сувениров;

   -Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.      Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  

Учащиеся должны уметь:

           -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

            -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

           -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

         -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

       -в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

        -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

             – называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

 -добывать необходимую информацию (устную и графическую).

  - анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

 - определять основные конструктивные особенности изделий;

– подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

 - планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Программа курса внеурочной деятельности "Мое здоровье"(1-4 классы). Авторы: Переляева А.М.-зам.директора по УВР, Бирюк В.И.-учитель нач.классов, Чайкина Н.Л.-учитель нач.классов

Здоровье человека-тема для разговора достаточно актуальная для всех времен. Если человек физически здоров, то у него много энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома....

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс

Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов....