Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
статья на тему
Статья о гражданско-патриотическом воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 7.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.
Баданина Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №461
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки для воспитания положительных черт личности, в том числе гражданственности и патриотизма.
Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, новизной и необычностью информации.
Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание, мы опираемся на психологические особенности младших школьников.
Ознакомление детей с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку.
Например, дети, знакомясь с историей страны, составляют с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Так, запланированная встреча с ветераном ВОВ, которая прошла 27 января, не оставила детей равнодушными. Встреча прошла в очень дружественной обстановке. Дети показали миниатюру «Блокада глазами детей», рассказывали стихи, пели песни, а после задавали вопросы и слушали рассказ о блокадном Ленинграде.
Сильным моментом в развитии патриотического сознания детей, на наш взгляд, является знакомство с персоналиями выдающихся людей. Образ яркой, неординарной личности привлекает детей, она в концентрированном виде иллюстрирует понятие патриотизма как беззаветного служения Отечеству.
Так, у нас проходили встречи с Олимпийским чемпионом по фигурному катанию Фёдором Климовым, который является выпускником нашей школы и поэтому весьма близок каждому ученику школы. Встречи с полковником инженерных войск Бережным А.А. и подполковником Шайдулиным Б.Г., с представителями общественной организации ветеранов боевых действий СИВАЧ, с ветеранами ВОВ Масловой Р.И. оставили свой положительный отклик в душах детей.
В январе дети готовили стендовые доклады на тему «История в лицах». Они были посвящены людям творческих профессий, которые пережили Блокаду. Это и Алиса Фрейндлих, Ольга Берггольц, Николай Тихонов и другие. И эти стендовые доклады стали частью «Стены Памяти», которая была оформлена в вестибюле. Дети на практике видят своё участие в большом деле – сохранении памяти своей Страны.
Мы убеждаем детей, что такие люди есть и сейчас. Они трудятся, ставят перед собой цели и добиваются их. Каждого из этих людей заботит благополучие и процветание Отечества. У детей появляется мечта — быть достойным человеком.
Участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях («День солидарности в борьбе с терроризмом» - запуск белых шаров, «Посылка солдату-земляку», «Милосердие к детям сиротам», «Бумажный бум»), к которым, на наш взгляд, нужно приобщать детей уже с младших классов и, таким образом, вводить их в мир общественной деятельности.
Учитывая влияние семейной среды, мы налаживаем взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям. Подготовка и участие в концерте, посвящённом Дню матери, «Мама, папа, я – спортивная семья», портреты мам, рисунки с цветами для них, выставка стенгазет «Мой папа на службе Отечеству, проект «Мой город».
В гражданско-патриотическом воспитании особую роль играют экскурсии. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Это посещение музея Ижорского завода, Этнографического музея, Эрмитажа, Петропавловской крепости, поездки в Этномир.
Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Это посещение музея воды, музея гигиены, посещение Кидбурга, где дети знакомятся с различными профессиями, страусиная ферма и т.д.
Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, освоение традиционных народных ремесел, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам — все эти виды трудовой деятельности используются нами при воспитании патриотических чувств детей.
Как известно, душа народа — в его языке.
Воспитание любви к родному слову немыслимо без хороших книг, без чтения. Поэтому с первых дней пребывания в школе, на наш взгляд, необходимо постоянно обращаться к книге, побуждать детей к чтению.
Для этого используется собственное выразительное чтение, обсуждение прочитанных книг, разнообразные занятия в районной библиотеке, ежегодная «Неделя детской книги», «Конкурсы чтецов», посвящённые красным датам календаря, а также праздники с участием героев из детских книжек.
Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой.
Так в октябре младшим школьникам показывали Экологическую сказку, в которой они сами с удовольствием принимали участие, проводилась игра по станциям «Осенний марафон», где поднимались вопросы экологии, ежегодно дети изготавливают скворечники и кормушки для птиц, проведение единых классных часов на темы « День птиц», «Урок воды», участие в городской эколого-биологической конференции «Я познаю мир» , где ученица 2а класса Аристархова Анастасия заняла 1 место.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет учитель и воспитательная служба. Дети всецело доверяют им, слова воспринимаются как истинные и важные. Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями.
Наиболее близкая детям деятельность - это художественная деятельность, именно в ней ребенок ярче всего проявляет себя. Она принимает самые разнообразные формы: концерты (для малышей, родителей, ветеранов,), конкурсы («А, ну-ка, девочки», «Рыцарский турнир»), творческие выставки (аппликации из осенних листьев, поделки из природного материала, рисунки «Профессия мамы», «Мастерская Деда Мороза» - изготовление ёлочных игрушек), литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.
Составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания, является также физическое воспитание и на практике реализуется в физкультурно-спортивной деятельности, которая организуется в форме проведения Дней здоровья, веселых игр, состязаний, например «Быстрее! Выше! Сильнее!», «Папа, мама, я – спортивная семья» ежедневных динамических пауз.
Хотя ведущим видом деятельности младшего школьника является учение, игра для него по-прежнему остается привлекательной. Игры для детей являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов.
В своей работе я использую праздники как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с классом, школой, городом, страной.
Праздник – это особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...
Гражданско–патриотическое образование и воспитание младших школьников.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, к родной улице, формирования в нем чувс...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...