Занимательная математика 2 класс (Рабочая программа)
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика».
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
- Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
- Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
- Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Срок реализации курса – 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.
Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия курса должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Методы проведения занятий
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Исследовательские
Формы проведения занятий
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные принципы распределения учебного материала:
- от простого к сложному;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена различных видов деятельности;
- увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания;
- олимпиады, конкурсы.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
- Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальным учебным действиям:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
5. Содержание учебного предмета.
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.
Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.
Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
Распределение учебных часов по разделам программы:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сравнение, обобщение, классификация. | 5 |
2 | Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. | 3 |
3 | Логические задания. | 9 |
4 | Комбинаторика и конструкции. | 5 |
5 | Творческие задания. | 10 |
6 | Диагностика. | 2 |
6. Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Форма проведения занятия | Количество часов | Дата проведения | ||
Теоретических | Практических | план | фактич. | |||
1 | Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. | диагностика | 1 | |||
2 | Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. | КВН | 1 | |||
3 | Математические фокусы со спичками | Игры со спичками (палочками) | 1 | |||
4 | Математические лабиринты. Числовые треугольники. | Работа в парах | 1 | |||
5-6 | Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. | Творческие задания | 1 | |||
7-8 | Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы. | Игра-путешествие | 1 | |||
9 | Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение. | Работы в группах | 1 | |||
10 | Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик» | Математические игры | 1 | |||
11-12 | Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. | Работы в группах | 1 | |||
13 | Чтение изографов. Словесные лабиринты. | Математические игры | 1 | |||
14-15 | Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. | Математические игры Творческие задания | 1 | |||
16 | Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. | Работа в парах | 1 | |||
17-18 | Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. | Математические игры | 1 | |||
19-20 | Игра «Шифровальщик». Палиндромы. | Математические игры Конкурс математических газет | 1 | 1 | ||
21-22 | Занимательная геометрия. Головоломки со спичками. Графический диктант. | Конкурс знатоков | 1 | 1 | ||
23-24 | Логические задачи. Шарады. Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. | Соревнования | 1 | |||
25-26 | Задачи-шутки. Нестандартные задачи. | Блиц-турнир по решению задач | 1 | |||
27 | Оригами. Изучение свойств квадрата. | Практикум | 1 | |||
28-29 | Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка». | Викторина | 1 | |||
30 | Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. | Работа в парах | 1 | |||
31 | Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах. | Конкурсно-игровая программа | 1 | |||
32 | Нахождение закономерностей. Распределение по группам. | Соревнование | 1 | |||
33 | Задачи в стихах. Ребусы. | Блиц-турнир | 1 | |||
34 | Конкурс эрудитов. | Конкурс | 1 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- технические и электронные средства обучения:
Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;
http://school-collection.edu.ru
http:// http://www.openclass.ru/node/234008
Наглядные средства обучения:
1.Комплекты карточек с числами.
2. «Математический веер» с цифрами и знаками.
3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.
5.Набор «Геометрические тела».
6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
7.Таблицы для начальной школы. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.
Учебная и справочная литература:
внеурочной деятельности «Занимательная математика»
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
- Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
- Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс. М., 1999;
- Журналы «Начальная школа».
- Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
- Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
- Логическая математика для младших школьников. М., Поматур, 1998;
- Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
- Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
- Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
- Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
.
8. Планируемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности «Занимательная математика» к концу 2 класса:
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- решать словесные и картинные ребусы;
- заполнять магические квадраты размером 3х3;
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Приложение
Творческие работы:
- Выпуск математических газет.
- Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.
- Геометрический словарь.
- Узоры симметрии.
- История чисел.
- Поделки «Оригами»
Темы проектов:
- Старинные единицы измерения.
- Знаменитые математики.
- Геометрия вокруг нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Рабочая программа по математике с внутрипредметным модулем "Занимательная математика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебног...
4 класс. Рабочая программа по русскому языку с внутрипредметным модулем "Занимательная грамматика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Конспекты уроков по математике во 2 классе.Рабочие программы для 2-го класса.
Конспекты уроков по матемтике во 2 классе.Рабочие программы для 2-го класса....
Занимательный русский язык 2 класс (Рабочая программа)
Рабочая программа...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Занимательная математика" к рабочей программе по математике
Актуальность программы определена тем, что младший школьник должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащем...
Занимательная математика 1-2 класс. Рабочая программа
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить боле...