Классный час "Идём в гости"
классный час (3 класс) на тему
Этот материал можно использовать для подготовки к внеклассым мероприятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_ch_idyom_v_gosti.odt | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
3 класс
Тема: «Идём в гости»
классный руководитель: Хрулева Анжела Викторовна
Цели:
-познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приёма гостей;
-воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники
Ход классного часа
1. Введение в тему.
- «Да бросьте вы церемониться!»- говорим мы тому, кто слишком уж подчёркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур- проще говоря, церемоний.
Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.
Вот об этом мы сегодня и поговорим, полистаем страницы.
2. Устный журнал.
Страница 1. Об истории хороших манер.
1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности.
Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.
Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных стихотворениях.
2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почёте у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.
Со времён Древнего Рима пришёл к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.
Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.
Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.
3-й ученик. В ХI-ХIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.
Разумное начало этого обычая- внимательное, учтивое отношение к женщине- сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.
На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика ХIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения.
От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.
Этикет- это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
4-й ученик. С ХVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».
Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».
Учитель:
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер времён французского «короля солнца». Но всё же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые- даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.
Страница 2. Правила поведения в гостях.
Учитель:
-Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.
-А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете?
Учитель:
Да, наверное, на это есть много причин.
Во- первых, очень приятно, когда. Увидев тебя, кто- нибудь обрадуется и тепло улыбнётся.
Во- вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сём- и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями- и все стали немножко умнее.
И ещё: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребёнок- зовут гостей разделить радость.
Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определённые представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:
-Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.
-Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.
-На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.
-В гостях будь приветлив и весел.
-Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.
-Если ты умеешь петь, играть, танцевать и тебя просят это сделать, не отказывайся.
-Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.
-Не забудь сказать « спасибо».
-Если ты принимаешь гостей. Помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.
-Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.
- Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.
-Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.
-Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.
Страница 3. Инструкция как не надо дарить подарки.
1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть не стоит.
2-й ученик. Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.
3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмём».
4-й ученик. Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто- нибудь подумает, что ты пришёл с пустыми руками, получится неудобно.
Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?»
5-й ученик. В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и твёрд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.
3. Ситуативные задачи.
Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?
Давайте проверим.
Первая ситуация.
Саша прибежал к своему товарищу домой- на прогулку позвать. Дверь открыла мама Юры. Первыми словами Саши были: «Юра дома?» Что не так?
Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»
Вторая ситуация.
После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».
-Хорошо, - ответил Виктор. -Приду.
Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал клавишу звонка.
-Привет, сказал Виктор. Это я.
Он прошёл в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:
-А у вас ничего.
-Подходяще.
-Это что?
-Это отцу подарили. На память.
-Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли?
Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.
Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.
Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу.
Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.
-Ты колбасы нарежь. А масло с сыром есть?
Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.
-Ну я пошёл.
-Завтра ещё приду.
-А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать нечем.
Отдам как нибудь.
Понравилось ли вам поведение Виктора?
Третья ситуация.
Алёшка возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил- антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алёшин. Расставаться не хотелось. Алёша предложил: «Пошли ко мне». У меня « Жизнь животных есть». Поедим.
-А мама ругаться не будет?
-Ну что ты! Она у меня не такая!
Мальчикам открыла дверь мама Алёши. В руках у неё была мокрая тряпка. Началась уборка.
Мальчики стали отказываться. Хозяева уговаривали. Всем было неловко.
Кто виноват в этом?
Ответ.
Виноват Алёша.
Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у взрослых. будет ли это удобно.
4. Подведение итогов.
1. Выводы.
-Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключённую в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.
-Что значит быть приветливым хозяином?
-Что значит быть внимательным хозяином?
-Что значит быть щедрым хозяином?
-Что значит быть тактичным хозяином?
-Что значит быть воспитанным гостем?
2. Заключительное слово учителя.
-Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " В гостях у сказки"
Познавательная изанимательная игра для учащихся 2- 3 классов станет интересной м познавательной и классного часа, и праздника, и соревнования между классами....
Классный час "В гостях у Конвенции" - 3 класс
На классных часах проводится знакомство детей со статьями "Конвенции о правах ребенка"....
Классный час "В гостях у самовара"
Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...
Презентация к классному часу " в гости к кошке"
В презентации подобраны рисунки разных видов кошек, потешки, загадки, тексты песен и тд...
Классный час "В гости к самовару"
Цель данного классного часа: - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси, ...
Классный час "В гостях у светофора"
Данная разработка представлена в виде классного часа по правилам дорожного движения. Предназначена для учителей и воспитателей коррекционных школ....
Классный час"В гостях у Мойдодыра"
Классный час"В гостях у Мойдодыра"...