Интеграция урока русского языка и ОРКСЭ в 4 классе по теме: Письмо моей семье
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Актуальность проведения интегрированных уроков состоит в том, что они позволяют показать многоаспектность и многосторонность изучаемой проблемы, что способствует формированию у учащихся целостной картины мира и развитию познавательного интереса учащихся средствами учебных предметов.
Главная цель интегрированного урока – заложить основы целостного представления о религиозных верованиях, научных явлениях, природе, обществе, а также сформировать индивидуальное отношение к законам развития таких явлений. Бинарный, то есть интегрированный, урок уникален по своей структуре тем, что он может вобрать в себя любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. С точки зрения субъекта обучения – учащегося – такой урок интересен, познавателен и необычен, так как он выходит за рамки сформировавшегося, привычного представления об уроке.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования существенно изменил подходы к процессу обучения в начальной школе. Методологической ориентацией ФГОС НОО является системно - деятельностный подход, основная цель которого «научить детей учиться самим». Одним из прогрессирующих элементов на сегодняшний день является и интеграция в образовании. Проведение таких уроков также определяется потребностями развития и обновления педагогической теории и практики преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе, в начальном ее звене.
«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_moey_seme_russk_yazyk_4_kl.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Объячево
Региональный этап конкурса «Лучший урок письма-2018»
Урок русского языка в 4 классе по теме:
Письмо моей семье
Интеграция урока русского языка и ОРКСЭ
Автор: Сердитова Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
Возраст учащихся 11 лет (4 класс)
с. Объячево
2018 г.
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть к тем,
кто их преподает, и ко всему
преподаваемому.
Жан-Жак Руссо.
Актуальность проведения интегрированных уроков состоит в том, что они позволяют показать многоаспектность и многосторонность изучаемой проблемы, что способствует формированию у учащихся целостной картины мира и развитию познавательного интереса учащихся средствами учебных предметов.
Главная цель интегрированного урока – заложить основы целостного представления о религиозных верованиях, научных явлениях, природе, обществе, а также сформировать индивидуальное отношение к законам развития таких явлений. Бинарный, то есть интегрированный, урок уникален по своей структуре тем, что он может вобрать в себя любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. С точки зрения субъекта обучения – учащегося – такой урок интересен, познавателен и необычен, так как он выходит за рамки сформировавшегося, привычного представления об уроке.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования существенно изменил подходы к процессу обучения в начальной школе. Методологической ориентацией ФГОС НОО является системно - деятельностный подход, основная цель которого «научить детей учиться самим». Одним из прогрессирующих элементов на сегодняшний день является и интеграция в образовании. Проведение таких уроков также определяется потребностями развития и обновления педагогической теории и практики преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе, в начальном ее звене.
«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность».
Типы интегрированных уроков
1. урок формирования новых знаний
2. урок обучения умениям и навыкам
3. применение знаний на практике
4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
5. урок контроля и проверки знаний и умений
Формы уроков
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа - урок;
проблемный урок; повторительно-обобщающий урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция.
Предварительная подготовка
Оформление доски
____________________________________________________________________
Письмо моей семье | Экран | ||
Пословицы: (цветными мелками) | |||
Отзывы об экскурсии | |||
Разноцветные домики | Конверт с маркой |
Видео урока представлено по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=NZ3KqFAChuU&featu..
___________________________________________________________________
План проведения занятия:
Этапы | Время |
| 2 мин. 3 мин. |
| 10 мин. |
| 10 мин. |
| 15 мин. |
| 5 мин. |
Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к эпистолярному жанру, к сущности понятия «письма».
Предметные:
-актуализировать знания школьников о написании различных видов писем;
- подвести к пониманию правильного построения предложений и точного употребления слов в тексте письма;
Метапредметные:
-способствовать развитию оценочных суждений через анализ текста письма; умения самостоятельно находить и обрабатывать информацию;
- создать условия для рефлексии обучающихся, организовать самостоятельную работу, работу в группах;
Личностные:
-подвести к пониманию младшими школьниками ценности семейных отношений;
-создание условий для эмоционально-чувственных переживаний школьников через использование видеороликов.
Ход урока
- Открытие занятия 3 мин.
- Релаксационная пауза «Домик»
Дети рассаживаются за парты.
Учитель предлагает:
- Ребята выберите, пожалуйста, фигурки домиков. Вы заметили: они разного цвета. Попробуйте сказать, какие ассоциации, представления у вас возникают с этим цветом и со словом «дом».
Ответы детей:
Желтый цвет – тепло дома, цвет солнца, энергии | |
Учитель: - Пусть и в нашем классе сегодня будет тепло, а урок пройдет в теплой атмосфере. | |
Красный цвет – праздничный; дома тоже бывают праздники. | |
Учитель: - Пусть и урок наш будет особенным, праздничным, запоминающимся. | |
Синий цвет – цвет воды, без воды в доме плохо жить. Вода – основа жизни. |
Учитель: - Пусть и занятие будет познавательным. Пусть каждый получит хоть капельку новой информации.
Учитель: - Цель нашего занятия сделать его познавательным, теплым и запоминающимся. Сегодня мы поговорим о том, как нужно писать письма и попробуем написать письмо своей семье.
- А что такое семья? (варианты ответов)
Учитель фиксирует на доске:
очаг взаимопонимание поддержка
дружба мама, папа дом
близкие
- Понятие «семья» нам знакомо с детства. Значение этого слова так близко и ясно для нас, также как и значение слов «хлеб», «вода». Правильно вы отметили, что в семье каждый важен, также как и то, что в семье должно быть взаимопонимание и поддержка. Но в жизни не всегда так бывает, поэтому у семьи есть заступники, Святые покровители семьи. Назовите их. Это Петр и Феврония Муромские. В честь них 8 июля ежегодно отмечается праздник День семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. На самом деле святых покровителей семьи много, к ним также относятся Ксения Блаженная и Матрона Московская. Когда к ним обращались, они утешали и беда отступала. Их почитали при жизни и причислили к лику святых. (Просмотр ролика)
- Мозговой штурм 3 мин.
- Я предлагаю вам составить СМС, например, родителям, друзьям, одноклассникам. Сами напишите, как вы умеете, придумав содержание. (Желающие зачитывают). А что означают эти три буквы? SMS (англ. Short Message Service — служба коротких сообщений). Да, жизнь у нас идет вперед, и мы очень часто стали пользоваться таким видом связи. А почему? (СМС - короткие, несут информацию, быстро за несколько секунд можно связаться с человеком, даже когда он не успевает ответить на звонок, можно получить уведомление о доставке, менее затратный вид связи, но иногда можно даже не знать, от кого написано, так как печатными буквами отправляется, происходит замена слов смайликами). Я предлагаю вам оценить достоинства письма, как вида связи. (Ждешь с нетерпением и трепетом, подробно излагаются чувства собеседника, многие письма остаются в памяти и даже могут быть опубликованы, можно долго хранить, как письма с фронта, написано собственной рукой человека, тем особенно дорого).
Безусловно, письма выигрывают перед смс-сообщениями.
- А сейчас мы перенесемся много веков назад и посмотрим небольшой фрагмент из фильма. Кстати, 2016 год был объявлен президентом Годом Кино в России. Петр первый - царь России пишет письмо своей матери…(Просмотр) Как вы думаете, о чем этот сюжет? Почему такие душевные письма вызывали у матушки Петра, Натальи Кирилловны, смех и слезы? (Они были с орфографическими ошибками). С самого детства Петра лишили хороших учителей и образования, которое было у его старших братьев. Петр не закончил даже традиционного для русского царевича курса образования, и всю жизнь писал с грамматическими ошибками. Значит, как мы должны научиться сегодня писать письма? ( без ошибок)
-В каких фильмах есть еще фрагменты написания писем или прочтения их? («Белое солнце пустыни», «Девчата», др.) А в каких произведениях герои пишут письма друг другу? (Ванька Жуков, герои Простоквашино, и др.)
Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит, пролетит, проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму увидеть весь свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги объедет мир
Заклеенный пассажир.
С. Маршак
- Введение информации по теме 12 мин.
-Все начинается со слова, с того, что мы говорим и пишем, и как мы это делаем… По словам В. Сухомлинского: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить…» Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, когда слово являлось для вас опорой и надеждой.
-Именно в письмах содержатся самые искренние, наполненные чувствами слова. А вы знаете, что существуют разные виды писем?
ВИДЫ ПИСЕМ
- Письмо бытовое (семье, другу, любимому);
- Письмо-записка (семье, соседям, на работу…);
- Деловое письмо (письмо по кадровым вопросам, личное дело);
- Частные, проблемные письма;
- Письмо как литературный жанр.
Работа в группах во взаимодействии 10 мин.
- Ребята, вам задание по группам: рассказать про один из видов письма, используя опорные слова, но одно условие - работать будем дружно, заранее распределите роли в группе.
Для конструктивного общения и обсуждения учащиеся заранее выбирают в группах:
- Организаторы обсуждения (задает вопросы выступающему, выясняет что непонятно)
- Оформители обсуждения (выполняет краткий конспект сообщения для группы)
- Контролера времени (следит за дозированием информации по времени)
- Выступающего (отвечает от группы)
ЭТИКЕТ ПИСЬМА
- Личные письма составляются, как правило, от руки чернилами;
- Это подчеркивает искренность пишущего, доверительность.
- Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной;
- Само письмо должно быть написано ровным почерком, без помарок и зачеркиваний.
-Примером супружеской святости, верности и любви стала и последняя императорская семья: святых Николая, Александры с их детьми: цесаревичем Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Царица Александра оставила после себя записи, из которых и современные педагоги и родители черпают мудрость и ответственность, необходимые для семейного воспитания. Давайте мы поработаем с выдержками из этих записей.
- Я предлагаю вам написать письмо, в котором вы можете обратиться своим близким, выполнить письмо в виде рассуждения над словами царицы Александры. Как вы их понимаете и как вы бы объяснили эти слова вашим родным и близким. Итак, за работу.
(Оформление писем)
1 группа:
«Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тому, кого мы любим».
2 группа:
«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходима выдержка и терпение…»
3 группа:
«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».
- Ребята, вам еще одно задание по группам: рассказать про один из видов письма, используя опорные слова, но одно условие - работать будем дружно.
1 группа:
Письмо-благодарность:
- Благодарность за полученное письмо (такая благодарность располагается сразу же за обращением к адресату);
- За различные услуги (она может находиться в любой части письма);
- Предварительная благодарность за ожидание услуги (она чаще располагается в конце письма).
2 группа:
Приветствие, поздравление, пожелание.
- Письма-поздравления бывают официальные и неофициальные.
- К таким письмам относятся поздравления по случаю государственных праздников, торжественных дат.
- Причиной написания официального приветствия может быть открытие конференции, начало работы учреждения, назначение адресата на новую должность и т.д.
- Частные неофициальные поздравления – это семейные праздники.
3 группа:
Информационные письма.
- Письма - сообщения, извещения (содержится несколько информаций);
- Самая важная информация всегда на первом месте;
- Части информации должны быть связаны между собой;
- Нельзя, чтобы ключевые слова повторялись.
Представление продуктов выступлений группами.
Учитель: - Спасибо выступающим. Думаю, мы стали иметь более полное представление по теме урока.
Учитель: - Одна из зарубежных фирм, раздосадованная многочисленными нарушениями партнером договорных сроков, применила к нему строгие экономические санкции. Сопроводительное письмо, которое извещало партнера об этом неприятном решении, заканчивалось строками: «Мы весьма сожалеем, что вынуждены пойти на этот шаг, который ни в коей мере не должен бросить тень на наши многолетние дружеские отношения».
Учитель: - Этим примером мы хотели показать, что даже в крайне конфликтной ситуации можно найти корректную форму изложения своих чувств, чтоб никого не обидеть... На этом принципе и построены правила написания писем.
АЛГОРИТМ (ПЛАН) ПИСЬМА
- Обращение, начальная фраза о состоянии переписки;
- Основное содержание письма, сообщение о новостях;
- Вопросы адресату (благодарности, просьбы, приветы);
- Прощание, подпись, дата написания.
Очень важно при написании писем учесть, что:
- Письмо надо писать так, как мы ведем разговор.
- В письменной речи нельзя делать оговорки, дополнения, пояснения.
- Все мысли в письме должны выражаться кратко, но точно, ясно, определенно.
- В письме сначала излагается то, что прямо относится к лицу, которому пишут, а затем сообщается то, что касается самого пишущего или других лиц.
ЭТИКЕТ ПИСЬМА
- Личные письма составляются, как правило, от руки чернилами;
- Это подчеркивает искренность пишущего, доверительность.
- Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной;
- Само письмо должно быть написано ровным почерком, без помарок и зачеркиваний.
I.Содержательность. а) Обращение к адресату. Варианты: «дорогой» «уважаемый» «глубокоуважаемый» или «многоуважаемый» «господин» «Привет», «Здравствуйте» б) Окончание письма «… искренне ваш…» «обнимаю …» «жду встречи …» в) Адрес г) Дата написания | Прежде чем написать письмо, надо продумать его содержание, порядок изложения и стиль. С него начинается письмо, т.к. оно задает нужный тон и определяет восприятие письма. Придает личностную заинтересованность писавшего, употребляется если вы близко знакомы с адресатом. Широко принятое слово, звучит нейтрально. Так обращается к адресату интеллигентный, воспитанный человек. В зарубежной переписке принято именно такое обращение. Обращаясь к незамужней женщине, всегда следует писать ее имя. В Англии и США при обращении к даме принято указывать имя и фамилию ее мужа, поэтому обращение может быть таким: «Глубокоуважаемая госпожа Роберт Хокс» Нельзя начинать письмо с этих слов. Они употребляются лишь в устной беседе. Если вы не закончите этими словами; то у получателя письма может остаться впечатление, что вы за что-то рассердились на него. Адрес получателя указывается только на конверте, а ваш адрес следует написать и на конверте, и в самом письме – пред приветствием в правом верхнем углу или в конце письма после подписи справа. Помещается под адресом |
II. Эстетичность а) Бумага б) Конверт в) Почерк | Необходимо позаботиться заранее о бумаге. Если письмо длинное, берется лист бумаги обычного формата. Короткое письмо может быть написано и на аккуратно обрезанной половине листа. Адрес на конверте пишется разборчивым подчерком: название страны, адрес, начиная с фамилии, имени, отчества. В любом случае в конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в два раза. Поэтому пространные письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта большого формата. В деловой переписке принят машинописный текст. Но приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки – это подчеркивает искренность, выражает ваше теплое отношение. |
- Ролевое моделирование. 15 мин.
- Сегодня у нас есть удивительная возможность: узнав все новое о написании писем, применить свои знания на практике. Я предлагаю вам написать письмо, в котором вы можете обратиться своим близким. Помните о выработанных группами правилах написания писем. А доставят ваши послания на своих крыльях вот эти замечательные голубки. Вы знаете, почему голуби? (В старину был такой способ доставки посланий). Итак, за работу.
(Оформление писем)
- Итог занятия. Рефлексия. 5 мин.
Учитель задает вопросы по теме урока:
-Как вы понимаете значение слов «малая церковь»
-за что почитаются в православной культуре святые Петр и Феврония?
-Когда празднуется День семьи, любви и верности?
- Сегодня мы с вами познакомились с новой информацией о письмах, научились писать письма. Надеемся, что это вам пригодится в жизни. И небольшая рефлексия. На карточках задание «Обратный синквейн» получилось ли наше занятие полезным и познавательным?
Рефлексия «Обратный синквейн»:
СИНКВЕЙН Составление обратного синквейна.
Синквейн – это стихотворная форма из 5 строк.
1 строка - прилагательное
2 строка- 2 существительных
3 строка – 3 глагола, которые описывают действие
4 строка – фраза, в которой автор выражает своё отношение
5 строка – 1 слово (синоним)
- Правильное
- Письмо, послание
- Сообщает, информирует, рассказывает,
- Должно содержать обращение к адресату.
- Нужное.
Рефлексия.
- Спасибо. Вернемся к целям, которые мы ставили на урок вначале. Удалось нам их достичь? Самостоятельно или с помощью? Насколько мы продвинулись к достижению цели? Вы хорошо участвовали в занятии. Молодцы.
Пословицы по теме:
- Иной раз честно, да неуместно.
- Честь чести навстречу идет.
- Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Ласковое слово - что солнышко в ненастье.
- Какова у него совесть, такова про него и повесть.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Для дружбы нет расстояний.
- Уменье везде найдет примененье.
- Перо пишет, а ум водит
- Грамоте учиться всегда пригодиться
- С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Загадки
Заклеили клеем прочно.
И ком не послали срочно,
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею (Конверт)
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах грудь и спинка.
Маленькое очень, быстрое, как птица
Если ты захочешь – за море учиться (Письмо)
Я синего цвета, вишу на стене,
И много приветов
Хранится во мне (Почтовый ящик)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для внешнего жильца –
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят. (Почтовый ящик)
1 группа. Как посылали письма в прошлом?
Письма существуют почти столько же, сколько существует человек. Еще в глубокой древности человек ощутил стремление отправить свое послание другим. Но до изобретения письменности приходилось прибегать к помощи друзей или специальных посыльных.
Лишь после изобретения письменности люди смогли передавать свои мысли другим без посредников.
В Древнем Египте послания писались на папирусе, который туго наматывали на специальную палку. Гонец брал ее в руку и отправлялся в путь. Уже в то время признавалась важность передачи информации на расстояние. Гонцы пользовались многими привилегиями и даже защищались специальным законом. Аналогичными правами пользовались вестники и в Древней Греции.
В Древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Люди стали перемещаться быстрее, а письма скорее доставлялись адресатам.
Но до появления специальной почтовой службы было еще очень далеко. Только когда было построено множество дорог, стала развиваться торговля, люди подумали и о почте.
Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить уставшую лошадь на свежую, отдохнувшую. Между станциями замелькали разные экипажи и повозки. Они перевозили, грузы и, конечно, письма. В ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было доставить, и передавали извозчику.
Конечно, их доставка была достаточно медленной и нерегулярной: все зависело от занятости посыльных и состояния дорог. Зимой письма возили скорее, а летом медленнее. Только тогда, когда почтовая служба стала заниматься и перевозкой писем, дело пошло быстрее.
Поэтому важное сообщение, требующее срочной доставки, обычно поручалось специальному посыльному – курьеру или фельдъегерю. Любопытно, что эта служба дожила и до нашего времени, только теперь курьеры и фельдъегеря доставляют дипломатическую почту или правительственную переписку.
2 группа. Чем интересны письма XVIII века?
Сегодня мы пишем мало писем, даже на праздники мы посылаем открытки, в которых нужно только написать адрес и проставить фамилию.
Совсем не так обстояло дело в прошлом. Люди, жившие в XVIII веке, любили писать письма, писали часто и подробно. Такие БЫТОВЫЕ письма были приняты в разных социальных сферах, их писали по разным поводам:
- сообщить сведения о себе;
- о своих близких;
- обсудить разнообразные деловые вопросы;
- описать события общественной жизни.
Хотя письма и предназначались конкретному адресату, они нередко читались всей семьей, близкими родственниками, а если речь шла о государственному деятеле, то и его окружением.
Отношение к письму как к важнейшему документу было связано с общественными и культурными преобразованиями.
Письма тщательно собирались, даже переплетались и становились литературным произведением. Так произошло, например, с перепиской Екатерины II и Вольтера. Хорошо известна и переписка писателя Муравьева с сестрой. Так письмо из сугубо личного документа становится литературным произведением.
Однако спустя некоторое время, уже в другую эпоху, письмо вновь возвращается в быт и становится лишь личным документом. Только вначале XX века письмо снова обретает свою загадочную форму ценнейшего бытового и литературного памятника.
3 группа. Где и как появилась почтовая служба?
Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда – то это было хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы – ГЕМЕРОДРОМЫ. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 км! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.
Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «Пони – экспресс». Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент. А ведь это 3 200 км.
Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже пользовался БУТЫЛОЧНОЙ почтой. Правда, его письмо выловили из воды через 363 года.
Почтальонами работали ГОЛУБИ. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров.
ЛИТЕРАТУРА:
- Игры: Сб./ Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994 г.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Мастера психологии».)
- Самоукина Н. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-ем классе по теме "Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Состав слова"
Урок русского языка в 3 классе по теме « Обобщение и систематизация ЗУН по теме: состав слова», образовательная программа «Школа 2100». Цели урока: 1....
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку
Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...