Интеграция урока русского языка и ОРКСЭ в 4 классе по теме: Письмо моей семье
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Сердитова Людмила Васильевна

Актуальность проведения интегрированных уроков состоит в том, что они позволяют показать многоаспектность и многосторонность изучаемой проблемы, что способствует формированию у учащихся целостной картины мира и развитию познавательного интереса учащихся средствами учебных предметов. 

Главная цель интегрированного урока – заложить основы целостного представления о религиозных верованиях, научных явлениях, природе, обществе, а также сформировать индивидуальное отношение к законам развития таких явлений. Бинарный, то есть интегрированный, урок уникален по своей структуре тем, что он может вобрать в себя любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. С точки зрения субъекта обучения – учащегося – такой урок интересен, познавателен и необычен, так как он выходит за рамки сформировавшегося, привычного представления об уроке.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования существенно изменил подходы к процессу обучения в начальной школе. Методологической ориентацией ФГОС НОО является системно - деятельностный подход, основная цель которого «научить детей учиться самим». Одним из прогрессирующих элементов на сегодняшний день является и интеграция в образовании. Проведение таких уроков также определяется потребностями развития и обновления педагогической теории и практики преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе, в начальном ее звене.

«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_moey_seme_russk_yazyk_4_kl.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Объячево

Региональный этап конкурса «Лучший урок письма-2018»

   Урок русского языка в 4 классе  по теме:

   Письмо моей семье

Интеграция урока русского языка и ОРКСЭ

                                                               Автор: Сердитова Людмила Васильевна,

                                                               учитель начальных классов

 

                                                              Возраст учащихся 11 лет (4 класс)

                                                          с. Объячево

2018  г.

Скучные уроки годны лишь на то,

чтобы внушить ненависть к тем,

кто их преподает, и ко всему

преподаваемому.

                                                                                    Жан-Жак Руссо.

Актуальность проведения интегрированных уроков состоит в том, что они позволяют показать многоаспектность и многосторонность изучаемой проблемы, что способствует формированию у учащихся целостной картины мира и развитию познавательного интереса учащихся средствами учебных предметов.  

Главная цель интегрированного урока – заложить основы целостного представления о религиозных верованиях, научных явлениях, природе, обществе, а также сформировать индивидуальное отношение к законам развития таких явлений. Бинарный, то есть интегрированный, урок уникален по своей структуре тем, что он может вобрать в себя любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения. С точки зрения субъекта обучения – учащегося – такой урок интересен, познавателен и необычен, так как он выходит за рамки сформировавшегося, привычного представления об уроке.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования существенно изменил подходы к процессу обучения в начальной школе. Методологической ориентацией ФГОС НОО является системно - деятельностный подход, основная цель которого «научить детей учиться самим». Одним из прогрессирующих элементов на сегодняшний день является и интеграция в образовании. Проведение таких уроков также определяется потребностями развития и обновления педагогической теории и практики преподавания учебных дисциплин в общеобразовательной школе, в начальном ее звене.

«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность».

Типы интегрированных уроков

1. урок формирования новых знаний

2. урок обучения умениям и навыкам

3. применение знаний на практике

4. урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления  умений

5. урок контроля и проверки знаний и умений

Формы уроков

урок-лекция;

урок-путешествие;

урок-экспедиция;

урок-исследование;

урок-инсценировка;

учебная конференция;

урок-экскурсия;

мультимедиа - урок;

проблемный урок; повторительно-обобщающий урок;

диспут;

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

театрализованный урок (урок-суд);

урок-совершенствование;

заключительная конференция.

Предварительная подготовка

Оформление доски

____________________________________________________________________

 

Письмо моей семье

Экран

http://aliciaparada.files.wordpress.com/2008/08/j0213508.gif

Картинка 2 из 525

Пословицы:

(цветными мелками)

Отзывы об экскурсии

Разноцветные домики

Конверт с маркой

Видео урока представлено по ссылке   https://www.youtube.com/watch?v=NZ3KqFAChuU&featu..

___________________________________________________________________

План проведения занятия:

Этапы

Время

  1. Открытие занятия.
  1. Релаксационная пауза
  2. Мозговой штурм

2 мин.

3 мин.

  1. Введение новой информации по проблеме, теме

10 мин.

  1. Работа в группах обучения во  взаимодействии (разработка проблемы, выработка решения)

10 мин.

  1. Ролевое моделирование (работа для получения опыта в использовании в жизни; рабочие листки, фигурки голубей)

15 мин.

  1. Итог занятия. Рефлексия (способ оценки своей деятельности на занятии). Задание «Обратный синквейн»

5 мин.

   Цель:    Способствовать    формированию ценностного отношения  к эпистолярному жанру, к сущности понятия «письма».

Предметные:    

-актуализировать  знания школьников о написании различных видов писем;

- подвести к пониманию правильного  построения предложений и точного употребления слов в тексте письма;  

Метапредметные:

-способствовать развитию    оценочных суждений через анализ текста письма;  умения самостоятельно находить и обрабатывать информацию;

- создать условия для рефлексии  обучающихся, организовать самостоятельную работу, работу в   группах;

 Личностные:

-подвести к пониманию младшими школьниками  ценности семейных отношений;

-создание условий для эмоционально-чувственных переживаний школьников через использование видеороликов.

                                                      Ход урока

  1. Открытие занятия 3 мин.

  1. Релаксационная пауза  «Домик»

   Дети рассаживаются за парты.

Учитель предлагает:

- Ребята выберите, пожалуйста, фигурки домиков. Вы заметили: они разного цвета. Попробуйте сказать, какие ассоциации, представления у вас возникают с этим цветом и со словом «дом».

Ответы детей:

             

Желтый цвет – тепло дома, цвет солнца, энергии

Учитель: - Пусть  и в нашем  классе сегодня будет тепло, а урок пройдет в   теплой атмосфере.

Красный цвет – праздничный; дома тоже бывают праздники.

Учитель: - Пусть и урок наш будет особенным, праздничным, запоминающимся.

Синий цвет – цвет воды, без воды в доме плохо жить. Вода – основа жизни.

Учитель: - Пусть и занятие будет познавательным. Пусть каждый получит хоть капельку новой информации.

 

Учитель: - Цель нашего занятия сделать его познавательным, теплым и запоминающимся. Сегодня мы поговорим о том, как нужно писать письма и попробуем написать письмо своей семье.

- А что такое семья? (варианты ответов)

Учитель фиксирует на доске:

очаг                                взаимопонимание                           поддержка

дружба                              мама, папа                                       дом

                                              близкие

- Понятие «семья» нам знакомо с детства. Значение этого слова так близко и  ясно для нас, также как и значение слов «хлеб», «вода». Правильно вы отметили, что в семье каждый важен, также как и то, что в семье должно быть взаимопонимание и поддержка. Но в  жизни не всегда так бывает, поэтому у семьи есть заступники, Святые покровители семьи. Назовите их. Это Петр и Феврония  Муромские. В честь них 8 июля ежегодно отмечается праздник День семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. На самом деле   святых  покровителей  семьи   много, к ним  также относятся Ксения Блаженная и Матрона Московская. Когда к ним обращались, они утешали и беда отступала. Их почитали при жизни и причислили к лику святых. (Просмотр ролика)

  1. Мозговой штурм 3 мин.

-  Я предлагаю вам составить СМС, например, родителям, друзьям, одноклассникам. Сами напишите, как вы умеете, придумав содержание. (Желающие зачитывают). А что означают эти три буквы? SMS (англ. Short Message Service — служба коротких сообщений).  Да, жизнь у нас идет вперед, и мы очень часто стали пользоваться таким видом связи. А почему?  (СМС - короткие, несут информацию, быстро за несколько секунд можно связаться с человеком, даже когда он не успевает ответить на звонок, можно получить уведомление о доставке, менее затратный вид связи, но иногда можно даже не знать, от кого написано, так как печатными буквами отправляется, происходит замена слов смайликами).  Я предлагаю вам оценить достоинства письма, как вида связи. (Ждешь с нетерпением и трепетом, подробно излагаются чувства собеседника, многие письма остаются в памяти и даже могут быть опубликованы, можно долго хранить, как письма с фронта, написано собственной рукой человека, тем особенно дорого).

 Безусловно, письма выигрывают перед смс-сообщениями.

- А сейчас мы перенесемся много веков назад и посмотрим небольшой фрагмент из фильма. Кстати, 2016 год был объявлен президентом  Годом Кино в России. Петр первый - царь России пишет письмо  своей матери…(Просмотр) Как вы думаете, о чем этот сюжет? Почему такие душевные письма вызывали у матушки Петра, Натальи Кирилловны, смех и слезы? (Они были с орфографическими ошибками). С самого детства Петра лишили хороших учителей и образования, которое было у его старших братьев. Петр не закончил даже традиционного для русского царевича курса образования, и всю жизнь писал с грамматическими ошибками. Значит, как мы должны научиться сегодня писать письма? ( без ошибок)

-В каких фильмах есть еще фрагменты написания писем или прочтения их? («Белое солнце пустыни», «Девчата», др.) А в каких произведениях герои пишут письма друг другу? (Ванька Жуков, герои Простоквашино, и др.)

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

Нетрудно письму увидеть весь свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

                                                С. Маршак

  1. Введение информации по теме 12 мин.

-Все начинается со слова, с того, что мы говорим и пишем, и как мы это делаем… По словам В. Сухомлинского: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить…» Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, когда слово являлось для вас опорой и надеждой.

 -Именно в письмах содержатся самые искренние, наполненные чувствами слова. А вы знаете, что существуют  разные виды писем?

ВИДЫ ПИСЕМ

  • Письмо бытовое (семье, другу, любимому);
  • Письмо-записка (семье, соседям, на работу…);
  • Деловое письмо (письмо по кадровым вопросам, личное дело);
  • Частные,  проблемные письма;
  • Письмо как литературный жанр.

Работа в группах во взаимодействии 10 мин.

     

- Ребята, вам задание по группам:  рассказать про один из видов письма, используя опорные слова, но одно условие - работать будем дружно, заранее распределите роли в группе.

Для конструктивного общения и обсуждения учащиеся заранее выбирают в группах:

  1. Организаторы обсуждения (задает вопросы выступающему,  выясняет что   непонятно)
  2. Оформители обсуждения (выполняет краткий конспект сообщения для группы)
  3. Контролера времени (следит за  дозированием информации по времени)
  4. Выступающего (отвечает от группы)

  ЭТИКЕТ ПИСЬМА

  • Личные письма составляются, как правило, от руки чернилами;
  • Это подчеркивает искренность пишущего, доверительность.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной;
  • Само письмо должно быть написано ровным почерком, без помарок и зачеркиваний.

-Примером супружеской святости, верности и любви стала и последняя императорская семья: святых Николая, Александры с их детьми: цесаревичем Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Царица Александра оставила после себя записи, из которых и современные педагоги и родители черпают мудрость и ответственность, необходимые для семейного воспитания. Давайте мы поработаем с выдержками из этих записей.

- Я предлагаю вам написать письмо, в котором вы можете обратиться своим близким,  выполнить письмо в виде рассуждения над словами царицы Александры. Как вы их понимаете и как вы бы объяснили эти слова вашим родным и близким.    Итак, за работу.

(Оформление писем)

1 группа:

«Самая  сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тому, кого мы любим».

2 группа:

«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходима выдержка и терпение…»

  3 группа:

«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен  быть  самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во  всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».

- Ребята, вам еще одно задание по группам:  рассказать про один из видов письма, используя опорные слова, но одно условие - работать будем дружно.      

1 группа:

Письмо-благодарность:

  • Благодарность за полученное письмо (такая благодарность располагается сразу же за обращением к адресату);
  • За различные услуги (она может находиться в любой части письма);
  • Предварительная благодарность за ожидание услуги (она чаще располагается в конце письма).

2 группа:

Приветствие, поздравление, пожелание.

  • Письма-поздравления бывают официальные и неофициальные.
  • К таким письмам относятся поздравления по случаю государственных праздников, торжественных дат.
  • Причиной написания официального приветствия может быть открытие конференции, начало работы учреждения, назначение адресата на новую должность и т.д.
  • Частные неофициальные поздравления – это семейные праздники.

3 группа:

Информационные письма.

  • Письма - сообщения, извещения (содержится несколько информаций);
  • Самая важная информация всегда на первом месте;
  • Части информации должны быть связаны между собой;
  • Нельзя, чтобы ключевые слова повторялись.

 

Представление продуктов выступлений группами.

Учитель: - Спасибо  выступающим. Думаю, мы стали иметь более полное  представление по теме урока.

Учитель: - Одна из зарубежных  фирм,  раздосадованная многочисленными нарушениями партнером договорных сроков,  применила к нему строгие экономические санкции. Сопроводительное письмо, которое извещало партнера об этом неприятном  решении, заканчивалось строками: «Мы весьма сожалеем, что вынуждены пойти на этот шаг, который ни в коей мере не должен бросить тень на наши многолетние дружеские отношения».

Учитель: - Этим примером мы хотели показать, что даже в крайне конфликтной ситуации можно найти  корректную форму изложения своих чувств, чтоб никого не обидеть... На этом  принципе и построены правила написания писем.

АЛГОРИТМ (ПЛАН) ПИСЬМА

  • Обращение, начальная фраза о состоянии переписки;
  • Основное содержание письма, сообщение о новостях;
  • Вопросы адресату (благодарности, просьбы, приветы);
  • Прощание, подпись, дата написания.

 

Очень важно при написании писем учесть, что:

  • Письмо надо писать так, как мы ведем разговор.
  • В письменной речи нельзя делать оговорки, дополнения, пояснения.
  • Все мысли в письме должны выражаться кратко, но точно, ясно, определенно.
  • В письме сначала излагается то, что прямо относится к лицу, которому пишут, а затем сообщается то, что касается самого пишущего или других лиц.

 

ЭТИКЕТ ПИСЬМА

  • Личные письма составляются, как правило, от руки чернилами;
  • Это подчеркивает искренность пишущего, доверительность.
  • Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной;
  • Само письмо должно быть написано ровным почерком, без помарок и зачеркиваний.

I.Содержательность.

а) Обращение к адресату.

Варианты:

«дорогой»

«уважаемый»

«глубокоуважаемый» или «многоуважаемый»

«господин»

«Привет», «Здравствуйте»

б) Окончание письма

«… искренне ваш…»

«обнимаю …»

«жду встречи …»

в) Адрес

г) Дата написания

Прежде чем написать письмо, надо продумать его  содержание, порядок изложения и стиль.

С него начинается письмо, т.к. оно задает нужный тон и  определяет  восприятие письма.

Придает личностную заинтересованность писавшего, употребляется если вы близко знакомы с адресатом.

Широко принятое слово, звучит нейтрально.

Так обращается к адресату интеллигентный, воспитанный человек.

В зарубежной переписке принято именно такое обращение. Обращаясь к незамужней женщине, всегда следует писать ее имя. В Англии и США при обращении к даме принято указывать имя и фамилию ее мужа, поэтому обращение может быть таким: «Глубокоуважаемая госпожа Роберт Хокс»

Нельзя начинать письмо с этих слов. Они употребляются лишь в устной беседе.

Если вы не закончите этими словами; то у получателя письма может остаться впечатление, что вы за что-то рассердились на него.

Адрес получателя указывается только на конверте, а ваш адрес следует написать  и на конверте, и в самом письме – пред приветствием в правом верхнем углу или в конце письма  после подписи справа.

Помещается под адресом

II. Эстетичность

а) Бумага

б) Конверт

в) Почерк

Необходимо позаботиться заранее о бумаге. Если письмо длинное, берется лист бумаги обычного формата. Короткое письмо может быть написано и на аккуратно обрезанной половине листа.

Адрес на конверте пишется разборчивым подчерком: название страны, адрес, начиная с фамилии, имени, отчества.

В любом случае в конверт  не полагается вкладывать письмо,  сложенное более чем в два раза. Поэтому пространные письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта большого формата.

В деловой переписке принят  машинописный текст. Но  приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки – это подчеркивает искренность, выражает ваше теплое отношение.

  1. Ролевое моделирование. 15 мин.

- Сегодня у нас есть удивительная возможность: узнав все новое о написании писем, применить свои знания на практике. Я предлагаю вам написать письмо, в котором вы можете обратиться своим близким. Помните о выработанных группами правилах написания писем. А доставят ваши послания на своих крыльях вот эти замечательные голубки. Вы знаете, почему голуби? (В старину был такой способ доставки посланий). Итак, за работу.

(Оформление писем)

  1. Итог занятия. Рефлексия. 5 мин.

  Учитель задает вопросы по теме урока:

-Как вы понимаете значение слов «малая церковь»

-за что почитаются в православной культуре святые Петр и Феврония?

-Когда празднуется День семьи, любви и верности?

-   Сегодня мы с вами познакомились с новой информацией о письмах, научились писать письма. Надеемся, что это вам пригодится в жизни. И небольшая рефлексия. На карточках задание «Обратный синквейн» получилось ли наше занятие полезным и познавательным?

 

 Рефлексия «Обратный синквейн»:

СИНКВЕЙН    Составление обратного  синквейна.

 Синквейн – это стихотворная форма из 5 строк.

1 строка - прилагательное  

2 строка- 2  существительных

3 строка – 3 глагола, которые описывают действие

4 строка – фраза, в которой автор выражает своё отношение

5 строка – 1 слово (синоним)

  • Правильное  
  •  Письмо, послание
  •  Сообщает,  информирует, рассказывает,
  • Должно содержать обращение к адресату.
  •  Нужное.  

Рефлексия.

 - Спасибо. Вернемся к целям, которые мы ставили на урок вначале. Удалось нам их достичь? Самостоятельно или с помощью? Насколько мы продвинулись к достижению цели? Вы хорошо участвовали в занятии. Молодцы.

                                                Пословицы по теме:

  • Иной раз честно, да неуместно.
  • Честь чести навстречу идет.
  • Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
  • От вежливых слов язык не отсохнет.
  • Ласковое слово - что солнышко в ненастье.
  • Какова у него совесть, такова про него и повесть.
  • Новых друзей наживай, а старых не теряй
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Для дружбы нет расстояний.
  • Уменье везде найдет примененье.
  • Перо пишет, а ум водит
  • Грамоте учиться всегда пригодиться
  • С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

                                                   Загадки

Заклеили клеем прочно.

И ком не послали срочно,

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею (Конверт)

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень, быстрое, как птица

Если ты захочешь – за море учиться (Письмо)

Я синего цвета, вишу на стене,

И много приветов

Хранится во мне (Почтовый ящик)

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для внешнего жильца –

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят. (Почтовый ящик)

1 группа. Как посылали письма в прошлом?

        Письма существуют почти столько же, сколько существует человек.  Еще в  глубокой древности человек ощутил стремление отправить свое послание другим. Но  до изобретения письменности приходилось прибегать  к помощи друзей или  специальных посыльных.

        Лишь после изобретения письменности люди смогли передавать свои мысли другим без посредников.

        В Древнем Египте послания писались на папирусе, который туго наматывали на специальную палку. Гонец брал ее в руку  и отправлялся в путь. Уже в то время  признавалась важность передачи информации на расстояние. Гонцы пользовались  многими привилегиями и даже защищались специальным законом. Аналогичными правами пользовались вестники и в Древней Греции.

        В Древнем Риме развитие сети дорог привело к появлению более быстрого транспорта. Люди стали перемещаться быстрее, а письма скорее доставлялись  адресатам.

        Но до появления специальной почтовой службы было еще очень далеко. Только когда было построено множество дорог, стала развиваться торговля, люди  подумали и о почте.

        Вдоль дорог были устроены станции, где можно было заменить  уставшую лошадь на свежую, отдохнувшую. Между станциями замелькали разные экипажи и  повозки. Они перевозили, грузы и, конечно, письма. В ряде европейских стран появилась и специальная почтовая служба. Письма упаковывали в сумки, на которых отмечали, куда их надо было  доставить, и передавали извозчику.

        Конечно, их доставка была достаточно медленной и нерегулярной: все зависело от  занятости посыльных и состояния дорог. Зимой письма возили скорее, а летом медленнее. Только  тогда, когда почтовая служба стала заниматься и перевозкой писем, дело пошло быстрее.

        Поэтому важное сообщение, требующее срочной доставки, обычно  поручалось специальному посыльному – курьеру или фельдъегерю. Любопытно, что эта служба дожила и до нашего времени, только теперь курьеры и фельдъегеря доставляют дипломатическую почту или  правительственную переписку.

2 группа. Чем интересны письма XVIII века?

        Сегодня мы пишем мало писем, даже на праздники мы посылаем открытки, в которых нужно только написать адрес и  проставить фамилию.

        Совсем не так обстояло дело в прошлом. Люди, жившие в XVIII веке, любили писать письма, писали часто и подробно. Такие БЫТОВЫЕ письма были приняты в разных социальных сферах, их писали по разным поводам:

- сообщить сведения о себе;

- о своих близких;

- обсудить разнообразные деловые вопросы;

- описать события общественной жизни.

        Хотя письма  и предназначались  конкретному адресату, они нередко читались всей семьей, близкими родственниками, а если речь шла  о государственному деятеле, то и его окружением.

        Отношение к письму как к  важнейшему документу было связано с  общественными и культурными преобразованиями.

        Письма тщательно собирались, даже переплетались и становились   литературным произведением. Так произошло, например, с перепиской Екатерины II и Вольтера. Хорошо известна и переписка писателя Муравьева с сестрой. Так письмо из сугубо личного  документа становится литературным произведением.

        Однако спустя некоторое время, уже в  другую эпоху, письмо вновь возвращается в быт и становится лишь личным документом. Только вначале XX века письмо снова обретает свою загадочную форму ценнейшего бытового  и литературного памятника.

3 группа. Где и как появилась почтовая служба?

        Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда – то это было хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы – ГЕМЕРОДРОМЫ. Некоторые из них были  способны  пробежать за сутки более 200 км! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

        Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая  линия «Пони – экспресс». Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент. А ведь это 3 200 км.

        Какими только способами не  переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже пользовался  БУТЫЛОЧНОЙ почтой. Правда, его письмо выловили из воды через 363 года.

        Почтальонами работали ГОЛУБИ. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в  полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров.

                                                      ЛИТЕРАТУРА:

  1. Игры: Сб./ Под ред. В.В. Петрусинского. -  М.: Новая школа, 1994 г.
  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Мастера психологии».)
  3. Самоукина Н. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме "Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Состав слова"

  Урок русского языка в 3 классе по теме « Обобщение и систематизация ЗУН по теме: состав слова», образовательная программа «Школа 2100».      Цели урока: 1....

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные".  К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....

Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Правописание мягкого знака в числительных» презентация к уроку

Данная презентация помогает в усвоении темы " Правописание мягкого знака в числительных"...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...