«Преемственность методов и приемов обучения в дошкольном и начальном общем образовании».
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения:
«Обеспечение преемственности в освоении программ при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию»
Секция:
«Повышение эффективности образовательного процесса и качества обучения дошкольников и младших школьников через реализацию преемственности в освоении программ дошкольного и начального общего образования»
Тема выступления:
«Преемственность методов и приемов обучения в дошкольном и начальном общем образовании».
Толмачёва Анастасия Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска.
Свое выступление я хотела бы начать со слов Л. С. Выготского:
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком». (Слайд 2)
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, эта проблема стала актуальной. Последний нормативный документ - ФГОС – определяет, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования и направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дошкольная ступень – формирует фундаментальные личностные качества ребенка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Сейчас существуют разные формы организации дошкольного образования. Это детские сады, ГКП и другие группы раннего развития ребенка.
В настоящее время, большинство родителей предъявляют завышенные требования к развитию своего ребенка. Они считают, что чем больше он будет знать к 1 классу, тем легче ему будет учиться. Но это не так. К сожалению, многие группы кратковременного пребывания в последние годы стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это приводит к вытеснению игровой деятельности и следствие этого - увеличение нагрузок, переутомление, ухудшение здоровья детей , может спровоцировать снижение учебной мотивации, потери интереса к учёбе и отразиться на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению.
В нашей школе эта проблема решается, на мой взгляд, наиболее продуктивно. С 2006 года в школе №19 ведется работа по дошкольному образованию. На базе школы созданы группы кратковременного пребывания. Свою педагогическую деятельность я начинала воспитателем в ГКП и проработала в этой должности 3 года. Сегодня я хотела бы кратко рассказать о тех методах и приемах работы, которые помогали мне осуществлять преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования. (Слайд 3)
Методологическая основа стандартов начального общего образования- системно –деятельностный подход. (Слайд 4) Он же должен лежать и в основе дошкольного обучения. Его принцип - открыть знания, а не получить готовые. Свои занятия старалась проводить в наиболее естественной для дошкольников форме – ролевой игры, путешествия, сказки, причем индивидуальная работа сочеталась с коллективной, групповой, работой в парах. Занятия обеспечены наглядным, а также обширным текстовым и тренировочным материалами, интересным и доступным для детского восприятия. Дети на занятиях одновременно играют и учатся, ставятся в позицию активного познающего. Проблемные вопросы, спорные ситуации и другие способы активизируют внимание, мышление, воображение детей.
Особенно нравятся ребятам занятии, посвященные сказкам. Вспомнили знакомую сказку, пересказали, инсценировали, посчитали героев, составили задачу и решили ее, вылепили героев из пластилина, спели песенку, отгадали загадку, напечатали слово-отгадку и т.д. Такая интеграция позволяет одновременно учить читать и формировать математические понятия, давать представления об окружающем мире и развивать воображение. Также такое сочетание учебного материала позволяет реализовать принцип доступности в обучении и соответствует возрастным особенностям дошкольников.
При подготовки заданий также использовала дифференцированный подход. Подбирала задания по уровню сложности и давала детям возможность самостоятельного выбора. Например, задания направленные на формирование графического навыка письма – «Штриховка». ( Три вида карточек).
Высокий уровень – Заштрихуй машину разными способами.
Средний уровень- Заштрихуй гриб двумя способами.
Низкий уровень – Заштрихуй фигуры.
.
С помощью следующего задания дети с легкостью выучили направления: вправо, влево, вверх, вниз. (Например, ребенок выходил к доске, я ему говорила, что бабочка полетела на 1 клетку вправо и на 1 клетку вниз. Ребенок ее передвигает. Затем задаю вопрос: «Где оказалась бабочка?» (Ответ: В нижнем правом углу.) При выполнении этого задания дети научились не только ориентироваться по клетками, но и познакомились с понятиями строка , столбец. Усвоив это задание, в 1 классе дети с легкостью будут выполнять графические диктанты.
Когда мы знакомились с геометрическими фигурами, я предлагала детям следующее задание: «Построить домик из данных фигур». Рассматриваем полученные варианты. ( На данном этапе работы прослеживаю уровень развития ребенка. Ребенок с хорошо развитым мышлением и воображением составит домик из всех фигур, а с менее развитым лишь из некоторых.) Далее строим домик на доске и проговариваем, из каких частей он состоит. (Объясняю, что дом сделан из геометрических фигур, крыша – треугольник, окно- квадрат и т.д.). Это задание дети могут выполнять как индивидуально, так и в парах, группах.
В работе столкнулась с тем, что многие дети испытывают трудности при заучивании стихотворения. Отличным методом для достижения эффекта запоминания является мнемотехника. Абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют визуальное воплощение.
Использование мнемотаблиц необходимо для: увеличения словарного запаса, обучения составлению рассказов, пересказов художественных произведений, отгадывания и загадывания головоломок и загадок, заучивания стихотворений. Эта методика нацелена подготовить ребенка к школе, ведь развитая речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей.
Мнемотаблицы я также использовала при заучивании стихотворений в 1,2 классах.
Следующим, хотелось бы отметить метод проблемного обучения. На занятиях я использовала разные формы организации этого метода. Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. (Слайд 5)
Пример:
Почему утка плавает, а курица нет?
В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
Проблемная задача.
После просмотра мультфильма, спектакля или чтения произведения «Буратино» можно поставить проблемную задачу: Буратино уронил ключик в речку, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать. Почему? Как ему помочь?
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
Пример: Каким быстрым способом достать скрепку из коробки с песком, не пачкая рук?
Таким образом, дети проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети проверяют все предложенные варианты на практике. Из чего самостоятельно находят ответ на вопрос, делают выводы.
Следует подчеркнуть, что проблемное обучение, помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных ФГОС: формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Поэтому оно должно присутствовать на все этапах обучения ребенка.
На уроках с дошколятами мы занимались исследовательской деятельностью и созданием проектных работ: «В мире сказок», «Ромашка добрых дел», «Журнал вежливости» и других.
В ТРИЗ технологии существует техника "мозговой штурм". Метод весьма прост, не требуется предварительное обучение. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Он научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
Например, задача: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?". Повторите вопрос ребенку лично. А иногда, дети молчат. Просто у них нет идей. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к активному ребенку. Расшевелите их. Если не удалось, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно, они боятся принимать участие в обсуждении.
Все вышеперечисленные методы применяются учителями начальных классов, поэтому их целесообразно включать в работу дошкольных учреждений, не копируя программу 1 класса.
Когда я пришла работать в 1 класс (где были дети из ГКП, детских садов и домашние), то столкнулась с тем, что некоторые дети великолепно подготовлены к школе и казалось, что проблем с обучением у них не должно быть. Но практика показала обратное, после первого месяца обучения они выразили свое нежелание учиться. Оказывается, программа первого класса частично пройдена в ДУ, причем обрывками, без всякой последовательности. Дети требовали отметки, а родители – домашнее заданее уже с сентября, мотивируя тем, что уже сложился определенный ритм работы. Я считаю, что первостепенной задачей в дошкольном обучении является формирование у детей мотивации к обучению в школе, а не изучение программы 1 класса. И если бы все дошкольные учреждения и школы, работали по единым программам непрерывного образования, то мы могли бы добиться больших успехов в решении проблемы преемственности.
Важным условием эффективности работы по осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования является знакомство детей со школой: они знают расположение своего класса, столовой, спортзала и других помещений, свободно ориентируются в стенах школы. Дошколята принимают участие во всех общешкольных мероприятиях: «Праздник Осени», «День Матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Бальные танцы», «Женский день 8 – Марта!», «День Победы». Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинаю работу с ГКП. Это - родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий. Реализуя план преемственности провожу открытые мероприятия с воспитанниками группы, чтобы с одной стороны определить уровень развития будущих первоклашек, а с другой- показать специфику школьных требований. В марте-апреле школа организовывает День открытых дверей для родителей будущих первоклассников. Учителя, набирающие 1 класс показывают мастер –классы, а педагоги дополнительного образования - фрагменты своих занятий. (Слайд 6- 10)
ГКП тесно сотрудничают со школьным психологом. Он отслеживает динамику развития детей в течение года, работает с учителем и родителями.
Это отражено на следующих диаграммах:
-Качество обучения детей в ГКП. (Слайд 11)
-Влияние ГКП на развитие различных учений. (Слайд 12)
-Мнение родителей об обеспечении качественного образования в ГКП. (Слайд 13)
- Рост количества обучающихся в ГКП. (Слайд 14)
И в заключение хочу сказать, что кроме всего вышесказанного в организации работы по преемственности огромную роль играет сама личность. Это личность воспитателя и учителя. « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученика. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». (Л. Толстой) (Слайд 15)
Спасибо за внимание! (Слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Преемственность реализации требований ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования
В данной статье рассмотрено понятие преемственности с позиций школы и детского сада, обозначены точки соприкосновения дошкольного учреждения и начальной школы в рамках федерального государственн...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...
Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
Преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования...
Преемственность реализации требований ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования
В данной статье рассмотрено понятие преемственности с позиций школы и детского сада, обозначены точки соприкосновения дошкольного учреждения и начальной школы в рамках федерального государственн...
«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»
В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...