Форма организации воспитательной работы.
статья на тему
Внеурочная деятельность, направленная на решение задач воспитания и социализации школьников, является одной из основополагающих задач реализации ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konf_vneur_deyat.docx | 527.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Атласкина ЭллаСергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Селоядринская СОШ»
Формы организации внеурочной воспитательной работы.
(из опыта работы)
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями» -так писал выдающийся педагог-новатор 20 века Василий Александрович Сухомлинский. Его слова актуальны и сегодня, особенно с внедрением в школьную программу ФГОС.
Внеурочная деятельность, направленная на решение задач воспитания и социализации школьников, является одной из основополагающих задач реализации ФГОС НОО. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности младших школьников вне урока и способствует индивидуальному развитию учащихся. Учитель, осуществляющий внеурочную деятельность, в свою очередьпостигает процессы, включающие в себе изучение и следование нормативным документам, создание и систематизацию методических материалов по организации внеурочной деятельности, апробацию и внедрение программ, реализующих системно – деятельностный подход.
Программами внеурочной деятельности определены пять направлений воспитания и развития личности: спортивно - оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Для реализации задач внеурочной деятельности в МБОУ «Селоядринской СОШ» Ядринского района доступны виды внеурочной деятельности по следующим направлениям»
_спортивно-оздоровительное(Азбука здоровья)
_художественно – эстетическое (кружок «Шапарлан»)
_общеинтеллектуальное–(Занимательная грамматика)
(Занимательная математика)
_патриотическое– («Мы патриоты России»)
_духовно- нравственное – (Уроки вежливых наук)
Для внедрения системы внеурочной деятельности требуется большое количество разработанных программ, что позволит образовательной организации выбрать свой вариант и направление, а ученикупроявить исследовательский интерес, коммуникативность, ответственность и саморегуляцию, уважительное отношение к окружающим, проверить навыки самоорганизации и открытости к познанию мира. Каждая программа внеурочной деятельности ориентирована в первую очередь на достижение личностного результата. Например, программа «Цветик – семицветик» новый подход к организации воспитательных условий внутри школы.
Внеурочная деятельность в школе сегодня представляется как единое пространство для воспитания и социализации младших школьников. Все программы внеурочной деятельности опираются на базовые национальные ценности, такие, как патриотизм,социальная солидарность, гражданская идентичность, крепкая семья,здоровый образ жизни, творческие устремления, традиционные религиозные ценности, любовь к природе.
Рассмотрение внеурочной деятельности как целостной системы воспитательной работы дает возможности образовательной организации упорядочить общность учителей, учащихся, родителей, где среда становится комплексным средством воспитания. Целенаправленное построение системы школьной жизнедеятельности с определенными правилами, традициями, событиями и праздниками формирует ценностно – смысловую установку внеурочной деятельности.
Школа- это не просто образовательное учреждение, где только обучают и воспитывают. Школа это целый мир, где трудно, весело, интересно и радостно.
Мероприятия, проводимые учениками начальной школы, должны соответствовать их интересам и возможностям, содержать игры, развлечения и одновременно поиск.
Радужная страна.
К примеру, в нашей Радужной стране 2 города:
Солнечный и Цветочный, в которых живут мальчики и девочки 1-4 классов. Ребята живут по своим правилам, со своим взглядом.
На мир, живут дружно, весело, с пользой. Активно работают на благо своей Радужной страны и для собственного развития. Все знают, что обязательно найдётся место волшебству, фантазии и сюрпризам.Все дела направлены на то, чтобы стимулировать инициативу, творчество.
Добрые дети
Говорят, что наша школа
Хороша и весела.
В ней живет народ
Добрый и веселый
Все спешат
Творить добро.
За последние десятилетия появилось много новых программ по воспитанию и образованию младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.
- Программа «Цветик - семицветик» длительная игра – путешествие. Участвуют в основном учащиеся 2, 3, 4- х классов. Активное участие принимают в этой программе и первоклассники. Помощниками наших младших являются классные вожатые
( старшие друзья).
- это путь подготовки ребят к вступлению в «Содружество «Жемчужина»;
- это способ подружить малышей, учителей, вожатых, родителей, прежде всего всех членов семьи.
Цель программы:
Создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи программы:
- Научить детей беречь и ценить свое здоровье;
- Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей учащихся.
- Оказать помощь ребят возродить народные формы общения в семье, знакомство с национальными традициями нашего народа;
- Создать условия для расширения игровых возможностей детей;
- Расширить кругозор ребят, помочь им в знакомстве с окружающим миром;
- Научить детей бережному отношению к природе.
Актуальность программы.
Программа "Цветик - Семицветик" важна и необходима, так как она приносит значительные результаты в плане духовного, нравственного воспитания каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе. Программа организует сотрудничество с закрепленными вожатыми каждого класса, система работы предусматривает участие семьи в общих мероприятиях для родителей.
Педагогическая целесообразность.
Программа "Цветик - семицветик" - новый подход к организации воспитательных условий внутри школы. Основная цель мероприятий - создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка.
Новизна программы: подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды воспитательной деятельности. Прослеживая позитивную динамику во взаимодействии педагогов с семьей в воспитании детей, можно выделить такие наиболее эффективные формы работы, как тематические выставки "Руками детей и их родителей", исследовательские работы «Традиции моей семьи», час общения «Домашнее хозяйство», «Кладезь народной мудрости », совместные праздники и развлечения.
В программе "Цветик - семицветик" для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения используются авторские сказки, стихи, сочинения – размышления, возрождаются традиции семейного чтения.
Ожидаемые результаты:
- Создание дружеской атмосферы в классных коллективах.
- Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
- Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.
Основные направления программы.
Октябрь «От старта до финиша»;
Ноябрь «Хочу всё знать»;
Декабрь «Игра без границ;
Январь «Край мой родниковый»;
Февраль «Секреты Улыпа»;
Март «Мальчишек не берём»;
Апрель «В гости к Берендею»;
Май «Тропа испытаний»
Модель выпускника начальной школы.
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
сознательная дисциплинированность;
- умение дружить;
- порядочность
- честность, правдивость
Отношение к окружающим:
- уважение, гуманность
- забота о других; милосердие
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
- информационный кругозор
- потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность
- старательность
- осознанность
Человек - творец самого себя:
- "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
- стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- культура речи.
Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- любовь и интерес к спорту
- отсутствие вредных привычек
- знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
- умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
Для реализации данной программы с первых дней учащиеся младших классов школ Ядринского района отправляются в удивительное путешествие по стране Цветик – семицветик . Путешествие – это способ подружить малышей, учителей и родителей. Одно из важных меств программе занимает создание и воплощениеновых игр и конкурсов. Все 4 года учащиеся начальных классов работают по программе направленной на воспитание у учащихся бережного отношения к природе, сохранению национальных традиций чувашского народа.
Семь лепестков цветка определенного цвета - это семь направлений путешествий. Отрывая лепесток от цветка – семицветика, на котором написана тема предыдущегодела, ребята произносят « волшебные слова»
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север,Через юг
Возвращайся в школу к нам
Цветик-семицветик
Чудесна, прекрасна Планета Земля,
Цветок-семицветик зовётся она.
Богаче её не найти никогда-
Так было, так есть и так будет всегда!
Игра-путешествие«Цветик – семицветик»
У цветика–семицветика 7 лепестков
Сентябрь – Приглашает «Цветик – семицветик»
Октябрь - фиолетовый лепесток-«От старта до финиша»
Ноябрь - голубой лепесток – «Хочу все знать».
Декабрь – оранжевый лепесток – «Игра без границ»
Январь – желтый лепесток – «Край мой родниковый»
Февраль – синий лепесток – Секреты Улыпа»
Март – красный лепесток – «Мальчишек не берем»
Апрель – зеленый лепесток – «В гости к Берендею»
Май – тропа испытаний. Рисунки на асфальте «Мир глазами детей»
А помогут вам в этом удивительном путешествии по программе «цветик – семицветик» старшие ребята, учителя и родители.
Программа «Цветик – семицветик» важна и необходима, так как онаприносит значительные результаты в плане духовного, нравственноговоспитания каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе.
Воспитательная работа в классе ведетсяпо циклограмме.
Циклограмма
Понедельник – Классный час, проект «Милосердие»
Вторник– Мы патриоты России
Среда – Занимательная грамматика
Четверг – Занимательная математика
Пятница– Урок - здоровья
Суббота– Цветик – семицветик, санитарный день, час общения
Воскресенье–День отдыха
Класс живет под девизом:«Дарить людям радость».
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность. Нужно также научить детей уважать одноклассников, создать дружескую, доброжелательную атмосферу в классе.
Понимаешь мама, я учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея в класс.
Это мне решили поручить их,
14 душ и 28 глаз.
Учитель
сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили дети всегда.
Чтобы воспитать духовно зрелого человека и формирования нравственных качеств личности я разработала проект «Милосердие»:
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Среди иннавационных педагогических технологий, направленных на личностно – ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему.
В связи с этим метод проектов приобретает особую ценность.
Идея создания проекта возникла неслучайно. В начале учебного года, планируя воспитательную работу, я провела анкетирование. Выяснилось, что внимание большинства учеников привлекли мероприятия предыдущего года работы, в основе которых лежали нравственные переживания, ощущения собственной востребованности, желание помочь, доставить радость другим людям. Вот некоторые из них:
- Сбор игрушек и книг для маленьких детей;
- Поздравление бабушек и дедушек;
- Поздравление учителей;
- Поздравление ветеранов;
В ходе обсуждения итогов анкетирования я поставила перед учениками следующие вопросы.
- Что такое доброта?
- Какие поступки считать добрыми, а какие нет?
- Что надо сделать, чтобы быть добрым?
- Чего на земле больше: добра или зла?
- Нужно ли помогать, а если нужно, то кому?
Заинтересованность учеников данной темой послужила толчком к подготовке и реализации проекта «Милосердие».
На классном часе мы обсудили название, цели и задачи предстоящей работы, составили план мероприятий на год с учетом праздничных дней календаря. Вариантов для названия проекта было несколько. Остановились на названии «Милосердие», ведь, по определению В.И.Даля, милосердие – «сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердие», что полностью соответствует целям предстоящей работы.
Определили
Цель проекта:
«Спешим бескорыстно делать людям добро и дарить им радость»
Задачи:
- Оказание внимания пожилым людям;
- Организация помощи детям – сиротам, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей;
- Установление дружеских и доброжелательных отношений с одноклассниками;
- Забота о братьях наших меньших.
Сформулировали педагогическую цель:
«Содействие формированию нравственных ценностей через систему специальных мероприятий с вовлечением школьников в активное самостоятельные действия».
Выделили педагогические задачи:
Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
Закреплять знания о морали и милосердии, уважении к одноклассникам, взрослым людям, всем тем, кто нуждается в заботе;
Содействовать развитию терпимости и толерантности;
- Формировать представления о правах и обязанностях ребенка, взрослого;
- Обогащать эмоциональный мир;
- Поощрять творческие возможности;
- Способствовать укреплению семейных ценностей.
Наш проект был направлен на формирование компетенций в сфере самостоятельной, гражданско– общественной, социально – трудовой и культурно – досуговой деятельности, а также на развитие коммуникативных компетенций.
Проект состоит из 10 акций (разделов)
Акция 1. «Школьная страна»
Акция 2. «Поделись улыбкою своей»
Акция 3. «День матери от чистого сердца»
«Подари радость маме»
Акция 4. «Братья меньшие»
Акция 5. «Новый год»
Акция 6. «Мальчишки и папы»
Акция 7. «Девчонки из цветочков».
Акция 8. «Полетим на луну».
Акция 9. «Память, опаленная войной».
Акция 10. «До свидания, школа! Здравствуй, лето!».
Акция 2. «Поделись улыбкою своей»
ПосвящаласьДню пожилого человека. К этому дню мы оформили поздравительные открытки, подготовили концерт для людей пожилого возраста. Мои ученики так описали это мероприятие: «Мы рассказали стихи, пели песни, а когда стали танцевать, то бабушки танцевали вместе с нами. Своими руками сделали памятные открытки, и когда дарили их пожилым людям, ониговорили нам слова благодарности. На глазах у многих из них выступали слезы от нашего выступления, значит, мы им понравились!» «Нас встретили нарядные бабушки и дедушки. Мы подготовили для них стихи, песни и самодельные подарки, а в конце нас всех вместе сфотографировали,чтобы, глядя на снимки, мы вспоминали об этом дне.
В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...
Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.
Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе....
"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".
Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...
Формы организации воспитательной деятельности
В данной методической разработке представлена классификация форм работы воспитательной деятельности и приведены примеры некоторых из них....
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...
Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня
Статья воспитателя группы продленного дня...