Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня
статья
Статья воспитателя группы продленного дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_organizatsii_vospitatelnoy_raboty.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения о докладчике:
Барсукова Анна Сергеевич
Воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ № 484
Московского района Санкт-Петербург
«Современные формы организации воспитательной работы
в группе продленного дня»
Группы продлённого дня в начальной школе – одна из форм организации внеурочного времени учащихся начальных классов. Продлённый день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. А творческий подход воспитателя ГПД позволяет создать во второй половине дня условия, где дети получат возможность проявить себя и свои способности, познать окружающий мир, получат опыт позитивного общения. Одной из основных задач воспитательной работы является создание в коллективе детей атмосферы взаимовыручки, взаимопонимания и уважения. От того, как будет организована жизнь и деятельность ребёнка после уроков, грамотно подобран материал, отобраны формы и виды работы, зависит качество и успех воспитательной работы в целом.
Режим работы группы продлённого дня обязательно включает в себя прогулку на свежем воздухе, самоподготовку, мероприятия развивающего и оздоравливающего характера (игры, занятия в секциях и кружках, посещение библиотек и музеев, проведение различных мероприятий - праздников, викторин, конкурсов и др.).
Мероприятия, которые проводятся в группе продлённого дня, обладают наибольшей возможностью для развития интеллектуальных и творческих задатков детей начальных классов. Они играют важную роль в воспитании общественной активности детей, нравственности и патриотизма, организационных умений и навыков, формируют навыки здорового образа жизни, воспитывают чувство коллективизма.
Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она может быть организована как в индивидуальной, так и коллективной формах по следующим направлениям работы: интеллектуальная, игровая, трудовая, спортивная, художественно-эстетическая.
К современным формам воспитательной работы относят:
- игры (подвижные, ситуативные, ролевые и т.п.);
- различные беседы и наблюдения;
- сочинение загадок, сказок, небылиц;
- тематические викторины, конкурсы, брей-ринги;
- выполнение тематических проектов с последующей их защитой
- чтение сказок и рассказов с последующим обсуждением их содержания;
- инсценировка и драматизация произведений;
- подготовка и проведение спектаклей, концертов, выступлений агитбригад;
- оформление выставок к праздникам и различным памятным датам;
- экскурсии в парки, музеи, по городу;
- встречи с интересными людьми;
- решение ситуативных задач;
- устный журнал.
В своей практике успешно применяю следующие формы организации работы в группе продлённого дня:
Информационный час
Цель данного мероприятия: расширить кругозор детей, формировать пытливость ума.
Темы для обсуждения предлагает воспитатель или дети сами выбирают тему, которая им интересна. Примеры тем: «Когда появилась бумага?», «Какие будут автомобили через 100 лет?», «Достопримечательности моего города», «Кем я стану, когда вырасту».
Творческий конкурс
Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение.
Творческий конкурс – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.
Можно использовать в работе следующие конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа».
При организации творческого конкурса ученые (С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, и другие) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить.
Это:
- интересные задания;
- красивое оформление;
- материальное обеспечение;
- музыкальное сопровождение;
- находчивый ведущий;
- компетентное жюри;
- эмоциональные зрители;
- исполнительные помощники;
- подготовленные команды;
- призы для зрителей.
Деловые игры
Такие игры могут быть организованы в форме "круглого стола", диспута, семинара, а могут иметь довольно простой сюжетный характер. Чаще всего, у деловых игр нет сюжетной линии и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.
Деловая игра – это перспективное направление в педагогике и психологии. Она учит игроков организовывать работу, налаживать контакт с окружающими, строить отношения в социуме.
Клубный час
На занятиях клубного часа каждый ребёнок сам себе выбирает занятие в соответствии со своими интересами и способностями, поэтому дети в такой деятельности более активны и проявляют творчество.
Использование разнообразных форм работы в группе продлённого дня позволяет воспитателю повысить эффективность своей работы, формировать у детей такие качества, как уверенность в своих силах, целеустремленность, терпение, настойчивость, ответственность, инициативность, самостоятельность. Выбор форм воспитательной работы должен быть обусловлен выбором конкретных целей и задач, а также условиями учебно-воспитательного процесса.
Несомненно, новые формы воспитательной работы вызывают интерес у детей к мероприятию, повышают их активность.
И задача воспитателя состоит в том, чтобы не только занять ребёнка после уроков, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику, способствовали его всестороннему развитию.
Список использованной литературы
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.
- Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
- Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".
Как творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного обще...
СТАТЬЯ "Организация воспитательной работы в группе продленного дня в соответствии с ФГОС."
Статья об организации воспитательной работы в группе подленного дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Организация воспитательных мероприятий в группе продленного дня.
Режимные моменты и их значение в работе ГПД.Значение воспитательных мероприятий, организуемых в группе продленного дня....
распространение педагогического опыта"КТД - как форма организации досуга детей в группе продленного дня"
Работая воспитателем группы продленного дня, использую различные формы и способы организации детского досуга, но особый интерес у подростков вызывают коллективно-творческие дела....
Организация воспитательной работы в группе продленного дня в соответствии с ФГОС
Статья об организации воспитательной работы в группе продлённого дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное раз...
Статья.Организация воспитательной работы в группе продленного дня в соответствии с ФГОС.
Статья об организации воспитательной работы в группе продленного дня....
Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.
В наши дни групповое образование уже не новшество. Но хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного...