ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК»
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК»
Программа деятельности «Путешествиев волшебном лесу» оздоровительного лагеря «Цветик-семицветик» разработана в соответствии с принципами и направлениями воспитания детей, которые определены Международной конвенцией ООН «О правах ребёнка», Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании в РФ», Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», на основании Стратегии развития воспитания В Российской Федерации на период до 2025 года, концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и подпрограммы5 «Об организации отдыха и оздоровления детей»муниципальной программы «Развития образования Старооскольского округа на 2015-2020 годы», . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_2018.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №18»
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
«Цветик – семицветик»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЁНА
на заседании педагогического совета приказом директора
МБОУ «Гимназия №18»
Протокол № ________
от _____________ от __________________
№____________________
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК»
Старый Оскол
2018
Оглавление
Характеристика участников программы 6
Педагогическая идея программы 6
Критерии и способы оценки качества реализации программы 8
Содержание и средства реализации программы 9
Кадровое обеспечение. Партнеры реализации программы 28
Информационно-методическое обеспечение реализации программы 28
Особенности материально-технического обеспечения программы 29
Пояснительная записка
Программа деятельности «Путешествиев волшебном лесу» оздоровительного лагеря «Цветик-семицветик» разработана в соответствии с принципами и направлениями воспитания детей, которые определены Международной конвенцией ООН «О правах ребёнка», Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании в РФ», Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», на основании Стратегии развития воспитания В Российской Федерации на период до 2025 года, концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и подпрограммы5 «Об организации отдыха и оздоровления детей»муниципальной программы «Развития образования Старооскольского округа на 2015-2020 годы», . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Продолжительность реализации программы 14 дней, с 1 по 21 июня.
Актуальность данной программы в том, что она является ярким примером реализации конкретного заказа со стороны государства, родителей детей – видеть здоровое будущее страны, здоровую нацию, здоровых детей.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к многоплановому социальному опыту, создании в лагере атмосферы содружества, сотрудничества и сотворчества.
Характеристика участников программы
Программа «Путешествие в волшебном лесу» разработана для детей в возрасте от 7 до 18 лет в количестве 320 человек. В программе могут принимать участие дети с разной физической подготовкой и разными способностями. Каждый найдет себе занятие по душе.
В программе также принимают участие: вожатые, старшая вожатая, воспитатели, администрация лагеря, библиотекарь, психолог, музыкальный работник, хореограф, физкультурный руководитель, медик.
Педагогическая идея программы
Анализ работы оздоровительного лагеря прошлых лет показал, что эффективной является работа, построенная в форме игры - путешествия. В прошлом году в лагере ребята принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись достижений своего отряда.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Ведущими направлениями воспитательной работы этой лагерной смены будут: спортивно-оздоровительное, интеллектуально – творческое, нравственно – патриотическое и экологическое.Данные направления будут реализовываться в форме игры-путешествия, так как именно эта форма детям доступна, интересна и её познавательно-состязательное содержание соответствует возрастным особенностям школьников, в третьих – сохранение и укрепление здоровья отдыхающих детей является важнейшим условием функционирования оздоровительного лагеря.
Целевой блок программы
Цель работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Цветик-семицветик»:
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, реализацию творческого потенциала и успешную социализацию детей и подростков.
Задачи:
- Восстановить физические и эмоциональные силы детей после учебного года;
- Развивать творческий потенциал, совершенствовать индивидуальные личностные возможности;
- Создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и бережного отношения к природе;
- Формировать навыки коммуникативной культуры детей;
- Приобщать к духовным и культурным ценностям;
- Поддерживать и развивать инициативу и творчество детей, содействовать психологической самореализации каждой личности;
- Обеспечивать высокий организационный уровень оздоровительных и досуговых мероприятий.
Предполагаемые результаты:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
3. Расширение кругозора детей.
4. Личный рост участников смены.
5. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально – нравственных норм.
6. Развитие коммуникабельности способностей и толетарности.
7. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках: разучивание песен, игр, составление проектов.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, приобретут новые знания, будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
|
Итоговая диагностика | Анкетирование |
Мониторинговые исследования.
1. Входное анкетирование
2. Итоговое анкетирование
Входное анкетирование детей, посещающий лагерь
« Цветик- семицветик»
Здравствуй, дорогой друг! Мы, воспитатели оздоровительного лагеря
«Цветик- семицветик» хотели бы узнать тебя, как можно лучше. Нам очень интересно, с каким настроением ты пришёл в лагерь. Чем любишь заниматься, что хотел бы узнать, с кем хочешь подружиться и многое другое. Ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы.
Обведи в кружок ответ, который подходит для тебя.
- Ты пошёл в лагерь по желанию? Да. Нет.
- Ты легко находишь друзей? ? Да. Нет.
- Ты можешь сам, без помощи найти себе занятие по душе? ? Да. Нет.
- Моё любимое занятие- это….(рисование, лепка, аппликация, пение, танцы, спорт)
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 7-18 лет).
Итоговое анкетирование детей, посещающий лагерь
« Цветик- семицветик»
1.Считаешь ли ты, что пребывание в лагере принесло тебе пользу? Да. Нет.
2.Чего ты достиг для себя по окончании смены пришкольного лагеря?
а) развития творческих способностей
б) укрепление здоровья
в) личных достижений в конкурсах, соревнованиях
3. С каким настроением ты посещал лагерь?
а) с удовольствием
б) было по разному
в) особой радости не испытывал
4. Будешь ли ты ходить в лагерь в следующем году?
а) да обязательно
б) не знаю
Содержание и средства реализации программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей и подростков опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- Активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
- Безусловная безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Все мероприятия, реализуемые в рамках настоящей программы направлены на снятие физического и психологического напряжение детского и подросткового организма, накопившееся за учебный год, обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создать условия для нормального умственного и физического совершенствования.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Цветик-семицветик», как средство реализации поставленных целей и задач включает в себя следующие направления:
1. Спортивно-оздоровительное - физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно гигиенической культуры.
Задачи:
- Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.
- Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности.
- Привитие навыков к здоровому образу жизни.
- Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой, интерес к походам по родному краю.
- Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка). Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.
- Посещение бассейна.
- Спортивные игры на стадионе и в спортзале.
- Подвижные игры на свежем воздухе.
- Эстафеты.
- Олимпийские состязания с Питером Пеном и его командой.
- Соревнования по роллер-спорту.
Предполагаемый результат:
- сформированность морально-волевых качеств личности (сила, ловкость, выносливость);
- сформированность в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины;
- сформированность мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физической активности;
- соблюдение режима дня;
- умение выстраивать свою жизнедеятельность с позиций здоровьесбережения.
2.Интеллектуально – творческое - создание условий для творческой самореализации детей.
Задачи:
- Эстетическое восприятие предметов и явлений действительности.
- Развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей.
- Интерес к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной самодеятельности.
- Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности.
- Воспитание духовной культуры.
- Творческие конкурсы:конкурс отрядных альбомов «Наше путешествие в волшебном лесу», конкурсная программа «Леди и джентльмены или гномы представляют» «Мисс и мистер «Лето-2018»,конкурс юных стилистов «Образ Русалочки - 2018» и др.
- Конкурс рисунков «Моя Родина»
- Игра по станциям «Лабиринт Бабы-Яги»
- Посещение театра ,кинотеатра, библиотеки им.Пушкина и других культурных учреждений.
Предполагаемый результат:
- развитие индивидуальных задатков и способностей, чувственных мироощущений, потребности к прекрасному;
- активизация творческого потенциала школьников;
- осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности;
- активное участие в культурно - массовой жизни лагеря и города;
- массовое участие в культурном досуге;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- развитие потребностей и умений выражать себя в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности.
3. Патриотическое направление – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России, Белгородской области.
Задачи:
1. Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
2. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.
3. Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.
Основные формы работы:
- Экскурсии в городской краеведческий музей.
- Игра по станциям по ПДД «В гостях у Троллей».
- Ситуационная игра-тренинг «Один дома».
- Викторина «Пожарным можешь и не быть, но правила ты знать обязан» «Юные защитники Родины».
- Экскурсия по городу.
- Экскурсия по местам родного края.
- Изучение судьбы человека, его вклад в историю страны.
- Учения по ГО.
- Ярмарка народных промыслов.
- Выборы старейшины лагеря.
- Конкурс плакатов « Я и выборы».
Предполагаемый результат:
- воспитание у ребят уважения к подвигу героических предков;
- обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой корпус, свой город, свою страну;
- освоение и реализация ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к «малой» Родине, к родному краю;
- становление активной жизненной позиции, направленной на процветание лагеря, города, области, Отчизны.
4.Экологическое направление - воспитание экологической культуры здоровья, жилья, взаимоотношений, взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
- Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях.
- Расширение представлений о многомерности мира.
- Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем.
- Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром.
- Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.
Основные формы работы:
- Пропаганда ЗОЖ. Живой журнал Лешего «Знай, жизнь прекрасна»
- Спортивно-туристическая эстафета с использованием знаков дорожного движения — экознаков, заданиями на пользование различными видами транспорта.
- Деловая игра «Ботанический турнир».
- Поход на природу.
- Конкурсы экологических листовок, платков, рисунков.
- Сбор лекарственных растений.
Предполагаемый результат:
- воспитание экологической культуры у детей;
- воспитание ответственного отношения детей к природе;
- формирование целостного взгляда на природу и места человека в ней;
- выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
- изучение законов и правил охраны природы на отдыхе.
5. Здоровьесберегающее – сберегающее направление является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
- благоприятное социальное окружение
- духовно-нравственное благополучие
- оптимальный двигательный режим (культура движений)
- закаливание организма
- здоровое рациональное питание
- личная гигиена
- положительные эмоции
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Этапы реализации программы
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовительный этап. Совещание при директоре, зам. директора по ВР, заседание Управляющего Совета, МО классных руководителей и учителей начальных классов. Проведение анкетирования, разработка методик, технологий, локальных программ и их реализация. Задачи: 1. Провести анкетирование родителей и учащихся с целью определения приоритетных направлений отдыха детей. 2. Составить программу и календарно - тематическое планирование. 3. Разработать методики и технологии работы в лагере. Содержание этапа: на данном этапе происходит проведение опроса среди родителей и детей, анализ результатов которого позволяет подобрать оптимальные направления деятельности лагеря и учесть пожелания родителей и детей. Составляется смета расходов на приобретение расходных материалов, призов для конкурсов, поездок на экскурсии. | апрель - май | Начальник лагеря, старшие вожатые, воспитатели. |
2 | Организационный этап. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
| июнь | Начальник лагеря, старшие вожатые, воспитатели. |
3 | Основной этап. Реализация программы. Задачи: 1. Познакомить подростков с тематикой смены, с основными направлениями деятельности. 2. Раскрыть перспективы самосовершенствования для каждого ребенка. Обучить детей различным знаниям и умениям 3. Способствовать реализации учеником собственных интересов, потребностей в различных видах деятельности. 4. Предоставить детям возможность продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки. Содержание этапа: на данном этапе происходит введение подростков в тематику лагеря, активное включение в игровой сюжет. Создаются условия, стимулирующие интерес ребенка к тому, что происходит в лагере. В результате постоянного взаимодействия и диалога, проведения обучающих программ на уровне лагеря, участия в совместных творческих проектах и театральных постановках ученики приобретает новые знания, проводится работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | июнь | Начальник лагеря, старшие вожатые, воспитатели. |
4 | Заключительный этап. Подведение итогов реализации программы. Цель: систематизация материала и оценка деятельности по реализации программы. Задачи: 1. Подвести итоги программы в целом для всех членов лагеря и каждого ребенка. 2. Определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования, применения полученных знаний и умений. 3. Систематизировать материалы. Содержание этапа: на данном этапе важно осмысление детским коллективом полученных знаний и умений, определение сфер их применения в дальнейшей жизни. Необходимо определить удовлетворенность подростков от пребывания в лагере. Возможно внесение предложений и корректив в программу лагеря. Провести анкетирование родителей на предмет расширения тематических отрядов в рамках лагеря на будущий год. Систематизировать имеющиеся материалы и наработки. | Июнь-июль | Начальник лагеря, старшие вожатые, воспитатели. |
Модель игрового взаимодействия
«Путешествие в волшебном лесу»
В начале смены детям сообщается присказка:
«Давным-давно в стране под названием Лето на белом пушистом облачке жила-была девочка Радуга. Мама-Солнышко и папа-Дождь души в свой дочке не чаяли и всячески оберегли ее от чужих глаз - видеть ее было позволено только жителям страны. Была она ласковая, добрая и отзывчивая девочка и все ее очень любили.
Целыми днями Радуга беззаботно веселилась и хохотала, прыгала с облачка на облачко и играла с разноцветными лучиками, которые ей подарили родители и строго-настрого велели их беречь. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - ничего краше этих лучиков и самой Радуги в стране не было. Все любовались и девочкой, и лучиками, и настроение у всех от этого всегда было веселым и радостным. Его так и называли – радужное настроение.
Однажды Радуга так заигралась, что оказалась далеко от дома – на самом нижнем облачке. И вдруг она увидела… Землю! Она всего несколько раз случайно слышала о ней: жители страны перешептывались, мол, уныло там и нерадостно живется. Улеглась Радуга на облачко и принялась Землю разглядывать.
Внизу, на Земле, все было серым и угрюмым: серые деревья, серые дома, люди в серых одеждах с нерадостными серыми лицами. А тут еще и папа Радуги вдалеке показался – дождь пошел. И Земля стала выглядеть еще более унылой.
« Как грустно им, наверное, живется» - подумала Радуга и задумчиво посмотрела на яркие лучики в своей ладошке. Совсем рядом послышался еще и голоса мамы-Солнышка – она тоже разыскивала свою непоседливую девочку. "Сейчас они уведу меня и я не смогу помочь Земле" - подумала Радуга и, больше не раздумывая, размахнулась и бросила лучики на землю! Они полетели вниз, раскрашивая все, что попадалось у них на пути и Земля вдруг заискрилась красками. Изумленные люди подняли вверх головы и увидели в небе смеющуюся Радугу.
- Смотрите! Смотрите! – радостно кричали они, удивляясь тому, что происходило вокруг. Их радость была столь искренна и велика, а Земля стала столь прекрасна, что строгие родители не стали ругать Радугу за проделку.
Летом в небе можно увидеть эту троицу – маму-Солнце, папу-Дождь и дочку-Радугу. Строгие родители больше не прячут Радугу от людских глаз. Ведь это делает людей радостнее, добрее и капельку счастливее.
Чтобы люди никогда не потеряли прекрасные радужные краски, радуга подарила жителям волшебного леса цветные лепестки. Сложив эти лепестки, получится сказочной красоты цветок. Он способен вызвать радугу.
Но вот однажды, прыгая после дождя по капелькам воды, Радуга не заметила, как допрыгала до маленькой дождевой тучки.
- Ой! – она не успела остановиться и влетела внутрь.
Как тут было темно и страшно. Светились только молнии, которые связками висели под потолком. Радуга хотела быстро выскочить назад, к Солнышку и своим друзьям людям. Но перед самым её носом дверь сама захлопнулась, и Радуга услышала чей-то злой хохот.
- Ха, ха, ха! – смеялась злая колдунья. А это была именно она. Колдунья жила в туче и очень не любила Солнышко, Дождь, а, заодно, и хохотушку Радугу.
- Вот теперь я буду смеяться! – сказала она. – Никуда ты отсюда больше не выйдешь!
И колдунья посадила Радугу в сундук.
Прошел Дождь, выглянуло Солнышко, но Радуги так и не появилось.
Родители Радуги очень забеспокоились. И просят, ребята, у вас помощи, спасти радугу и вернуть всем радужное настроение. Для этого в течение смены нам нужно побывать в гостях у жителей волшебного леса и собрать светик-семицветик. Мы побываем у прекрасной Феи цветов, Лешего, Бабы-Яги, семи гномов, зайдем в гости к Питеру Пену и его друзьям, пообщаемся с троллями – стражами волшебного леса, побываем у Водяного и самой Волшебнице Природы.
Вы согласны отправится в это удивительное путешествие? Тогда в путь.»
Территория лагеря – волшебный лес.
Лагерное сообщество – дружина.
Отряды в лагере – спасатели.
Начальник лагеря – княгиня.
Старшая вожатая – дриада.
Воспитатели и вожатые – феи.
Врач – лекарь.
Командир дружины – старейшина.
Место для общего сбора – солнечная поляна.
Место встречи для обсуждения планов действий – дупло.
Спортивная площадка – Дикое поле.
Площадка около школы – околица.
Столовая – трапезная.
Актовый зал – сказочный терем.
Медицинский кабинет – здравница.
Игровые комнаты – горницы.
Карта приключения «Путешествие в волшебном лесу»
Система мотивации и стимулирования участников программы
- Поднятие флага РФ на линейке
- Благодарственное письмо родителям
- Исполнение песен по заказу победителя, отличившегося в той или иной деятельности
- Устная благодарность
- Занесение имени отличившегося в Книгу Почета лагеря
Таблица званий и наград
Участие | Звание | Награда |
Интеллектуальные соревнования | Умник, умница, мастер, знаток, самый мудрый | Диплом, грамота, сертификат,медаль |
Спортивные соревнования | Чемпион, сильнейший, призер | Медаль, лента чемпиона |
Народные игры | Победитель | Трехцветная лента на пояс или голову |
Походы | Испытатель, исследователь | Лавровый венок |
Проведение самостоятельных занятий, участие в самоуправлении | Самый активный, лидер, самый справедливый, самый предприимчивый и т.д. | Памятный адрес, диплом, сертификат |
Подготовка и участие в общелагерных делах | Открыватель, добродил, лауреат, активный участник, мастер “Золотые руки” | Памятный адрес, диплом, грамота. |
План реализации программы
Дата, наименование дня | Наименование мероприятия | Ответст- венный |
1 июня «Здравствуй, Лето!» |
Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
4 июня День спорта Малые олимпийские игры на стадионе под девизом «Мы за здоровый образ ЖИЗНИ». Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра». |
3.Первенство лагеря по футболу «Золотая бутса» 4.Показательные выступления секции дзю-до Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
5 июня День кино «Кто куда, а мы – в кино» (просмотр мультфильма по мотивам произведений А. С. Пушкина в кинотеатре «Быль» Конкурс отрядных уголков Минутка здоровья «Правильное питание». |
3.Агитационная работа к выборам 4. Минутка здоровья Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
6 июня День сказки Игра по станциям «В гостях у сказки» Интеллектуальная игра по сказкам А. С. Пушкина «Там русский дух, там Русью пахнет…» |
Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
7 июня День природы «К матушке Природе» Экскурсия в Дендропарк |
4. Минутка здоровья «Лес и вода мы любим вас всегда» Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
8 июня Проделки Бабы-Яги Выборы старейшины лагеря Конкурс плакатов «Я и выборы» | 1. Выборы старейшины лагеря 2. Игра по станциям «Лабиринты Бабы-Яги » 3. Конкурс плакатов «Я и выборы» 4. Минутка здоровья «Закаливание организма». Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
9 июня День России Концертно-игровая программа «С любовью к России» Конкурс рисунков «Россия – Родина моя!» | 1.Концертно-игровая программа «С любовью к России» 2. Конкурс рисунков «Россия – Родина моя!» Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
13 июня День интересных дел Ярмарка идей Конкурсная программа | 1.Кинофильм «Как поймать Жар-птицу» 2.Ярмарка идей Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | |
14 июня День музыки Игра «Угадай мелодию» Беседа «Правила поведения в театре и кино» Минутка здоровья «Твоя помощь нужна». |
| Вожатые воспитатели |
15 июня День ГО Игра по станциям по ПДД «В гостях у Троллей» Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых». |
Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
18 июня День вежливости Игра «Будем вежливые» |
Занятия в кружках по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
19 июня День театра Кукольный театр |
Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
20 июня День памяти Возложение цветов к Вечному огню Конкурс стихов и рисунков «Нас война отметила меткой особой…» Минутка здоровья «Берегите глаза». |
4.. Минутка здоровья «Берегите глаза». 5.Конкурс отрядных альбомов «Наше путешествие в волшебном лесу» Занятия в объединениях по интересам по отдельному расписанию. | Вожатые воспитатели |
21 июня Закрытие лагерной смены |
2.Награждение активистов. Дискотека. |
Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.
Система органов самоуправления:
Для обеспечения самоуправления в рамках программы в смене предполагается работа следующих органов самоуправления:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты работы в ОСУ для подростка:
- Осознание значимости выполняемых поручений и повышение ответственности и самостоятельности в принятии решений
- Умение аргументировано высказывать свою точку зрения
- Умение анализировать полученную информацию и доносить её до сверстников
- Умение планировать и организовывать собственную деятельность
- Обогащение организаторского опыта в целом и в выполнении конкретного поручения
Кадровое обеспечение. Партнеры реализации программы
Начальник лагеря – организует, координирует и контролирует работу сотрудников центра; обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников центра; оформляет необходимые документы на открытие и функционирование центра; руководит работой педагогического и вспомогательного персонала, осуществляет руководство и контроль за соблюдением санитарных норм и техническим состоянием всех оборудований в столовой, коридорах, отрядах центра; несёт материальную ответственность за имущество, закрепленное за центром.
Старший вожатый – обеспечивает реализацию программы работы; обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; несёт материальную ответственность за имущество, выданное на центр.
Педагоги дополнительного образования – организуют кружковую работу в лагере.
Учитель физической культуры – организует и проводит спортивно – оздоровительную работу в центре - утреннюю зарядку; спортивно – массовые мероприятия: спартакиады, личные первенства, весёлые старты.
Врач, мед.сестра – организуют и проводит оздоровительную работу в центре; осуществляют контроль за питанием, за соблюдением санитарных правил и норм.
Воспитатели, вожатые – проводят руководство детьми; обеспечивают реализацию плана работы; отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий; несут материальную ответственность за имущество, выданное на отряд.
Партнеры реализации программы: кинотеатр «Быль», Старооскольский краеведческий музей, библиотека им. Пушкина,
Информационно-методическое обеспечение реализации программы. Система анализа реализации программы
Работа с педагогическим коллективом
Программа реализуется силами педагогического коллектива лагеря. Поэтому с целью осуществления профессиональной поддержки, методического, педагогического сопровождения педагогов продумана система работы по оснащению и обеспечению их содержательной деятельности:
-Подбор материалов по основным направлениям деятельности воспитателей детского лагеря в методической библиотеке.
-Проведение информационных сборов педагогов.
-Использование методик анализа результативности деятельности педагога.
-Применение содержательных результатов программы при проектировке новых механизмов реализации программ.
-Использование диагностических методик для замера эффективности и анализа реализации содержания программы.
-Проведение педагогических исследований в области удовлетворённости подростков собственной деятельностью в смене.
-Систематизация результатов реализации программы для дальнейшего применения в проектировочной деятельности с педагогическим коллективом.
-Апробирование новых механизмов и средств анализа дня, дела, события с педагогическим коллективом.
Система анализа реализации программы:
Аналитическая деятельность воспитателей (индивидуальная и групповая).- Индивидуальные и групповые собеседования по содержательным вопросам текущей деятельности, по результатам деятельности (смены, периода, этапа, дела).
- Консультации по подготовке и проведению отрядных, общелагерных дел, в которых обязательным условием должно стать отражение ответа на вопрос «На пользу кому мы проводим это дело?».
- Система поощрений педагога и педагогического коллектива (выражение благодарности на общем сборе коллектива и непосредственно в присутствии детей, призы и подарки, почетные грамоты, благодарности).
- Собеседования и консультации для воспитателей по вопросам содержания педагогической деятельности: индивидуальные, с напарником, групповые (творческие группы).
Особенности материально-технического обеспечения программы
Канцелярские товары: ксероксная бумага формата А3, А4 - белая, ксероксная бумага формата А4 – цветная, ламинационная бумага формата А4, клей, скотч, ватман, писчая бумага, краска, кисточки, ножницы, карандаши, фломастеры, ручки, цветная бумага, картон, мел и т.д.
Расходные материалы: картриджи, диски СД, ДВД и т.д.
Техническое оборудование: музыкальная аппаратура, мультимедийный проектор, экран, DVD-проигрыватель, ноутбук, компьютер, принтер, сканер, видеокамера, фотоаппарат.
Печатная продукция:
Для педагогов - (диагностические карты); листовки с методическими рекомендациями для проведения дел в отряде; методические рекомендации по ключевым делам смены.
Сувенирная и наградная продукция: дипломы, грамоты, медали.
Спортивный инвентарь: мячи – баскетбольный, футбольный, волейбольный, сетки, кегли, обручи, скакалки, ракетки, теннисные шарики, шахматные доски, шашки, и т.д.
Материалы, необходимые для оформления общелагерных дел: бумага, иголки, скотч, шары воздушные, ватманы и т. д.
Специфика регионального взаимодействия в смене
Данная программа достаточно гибкая и не требует дополнительных усилий по отбору детей. Участником программы может стать любой подросток.
Список литературы
Литература, используемая при разработке программы
- Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. .
- Детский оздоровительный лагерь: содержание и технологии работы / 2008.
- Гинзбург Ф.В., Гинзбург Ю.Ф. Детский загородный лагерь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Григоренко Ю.Н. Кипарис-3:Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2003.
- Загородный летний лагерь. 1-11 классы. / Сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М.: ВАКО, 2006.
- Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 / Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи,2005.
- Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.
- Организация летнего отдыха детей и подростков: Сб. нормативных документов. / Сост. С.В.Барканов и др. - М.: б/изд., 2001.
- Отдых и оздоровление детей и подростков: Сб. нормативных документов / Сост. С.В.Барканов и др. - М.: Граф-Пресс, 2002.
- Панченко, С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.
- Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
- Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999.
- Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации. – Екатеринбург, Дворец молодежи, 2005.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
Литература, рекомендуемая для подготовки педагогов к реализации программы
- Бобкова Е.Г., Рябуха Н.М. и др. Играем в сказку…: Технология погружения в игровую модель «Сказка…» (из опыта работы педагогического коллектива ДОЛ «Электрон»): метод.пособие/Н.М.
- Рябуха, Е.Г. Бобкова, Т.В.Сильнягина, Е.В. Киселева; науч. ред. Н.Н. Киселев. – Новосибирск, 2008. – 80 с.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.: Просвещение, 1992. – 208 с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е.Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М: ЦГЛ, 2005. - 160 с.
- Возьмемся за руки, друзья! Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное» / Автор-составитель И.И. Фришман. – М., 1996. – 78 с.
- Володченко В.В., Юмашев В. Выходи играть во двор. - М.: Мол.гвардия, 1984. - 126 с.
- Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: сборник научных статей / Под ред. Ромм Т.А. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 204 с.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 1988.
- Газман О.С. Педагогика в пионерском лагере: (Из опыта работы всерос. пионер.лагеря "Орленок") / О. Газман, В. Матвеев. - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.
- Детский центр «Алые паруса»: социально-педагогическая модель. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006 – 85 с.
- Иванова Л.М. Игра и пионерский отряд. - М.: Просвещение, 1975.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н.Кавтарадзе. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 192 с.
- Как вести за собой. Большая книга вожатого/ Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
- Калейдоскоп игр. – Л.: Лениздат, 1990. – 180 с.
- Школа интересных каникул: пособие / Авт.-сост. С. Г. Огнева и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - С. 555
- Шмаков С.А. Игра детей – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
- Шмаков С.А. Игры-потехи, игры-забавы. – Липецк,: Ориус, 1994. – 126 с.
Литература, учебные материалы для детей-участников программы
- Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков)
- В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины.
- Путешествия. Советы. Игры. / Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 96 с.
- Досуг школьника. / Шмаков С.А. - Липецк, 1993.
- Ее Величество - игра. / Шмаков С.А. - М.:Магистр, 1992. Игры-шутки, игры-минутки. - Шмаков С.А. - М.,1992
Стихи о животных
Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».
Ю. Мориц. «Малиновая кошка».
С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».
Стихи и рассказы о природе
«Времена года». Стихи.
«Приметы осени». Произведения русских писателей.
«Славная осень». Стихи русских поэтов.
А. Блок. «Зайчик».
Сказки о животных
К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».
Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».
«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».
Рассказы о животных
В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».Синичкин календарь. Оранжевое горлышко.
Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».
Я. Аким. «Мой верный чиж».
Б. Заходер. «Собачкины огорчения».
Р. Сеф. «Кто любит собак?».
К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе
Г. Снегирев. Скворец. Хитрыйбурундучок и другие рассказы.
Н. Сладков. Разноцветная земля. * Лесные сказки.
М. Пришвин. Еж. Ребята и утята. «Глоток молока».
И. Соколов-Микитов. Листопадничек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «СОШ № 42»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деят...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город Солнца"
Программа оздоровительного лагеря...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»
Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"
1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...
ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дети XXI века»
Программалетнего оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей«Дети XXI века»...