Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дети XXI века»
материал
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Дети XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_ldp_patrioticheskogo_napravleniya_2.docx | 452.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия имени героя РФ А.В. Катериничева
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Дети XXI века»
2023 г.
Визитная карточка
1 | Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Дети «XXI века» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Патриотическое В программе предусмотрены оздоровительные, творческие, досуговые мероприятия, как теоретические, так и практические занятия. В центре всех мероприятий ребенок, его интересы, здоровье и безопасность |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Автор программы | Лемишевская Г.С. |
6 | Руководитель программы | Начальник лагеря : Стрюкова Е.Н. |
6 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МБОУ Гимназия им. Героя РФ А.В. Катериничева |
7 | Адрес, телефон | Пражский бул., 2, Гурьевск, Калининградская обл., 238300 8 (401) 513-95-95 |
8 | Место реализации | МБОУ Гимназия им. Героя РФ А.В. Катериничева |
9 | Количество, возраст учащихся | 320 учащихся, с 7 до 17 лет |
10 | Сроки проведения, количество смен | Июнь 2023 года, 1 смена |
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С. Васильев
1. Пояснительная записка
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - граждане). Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа «пришкольного летнего оздоровительного лагеря разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2019 – 2024 г» и предназначена для воспитанников детского оздоровительного лагеря «ДетиXXIвека» на июнь 2023 года.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско - патриотического воспитания в летнем оздоровительном лагере и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, создания системы гражданско-патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 года, в числе основных целей и задач определяет:
- Воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- Формирование у детей и молодежи ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- Разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к своему государству, закону, праву и ответственности, изучение Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка, законов о государственных символах. Сегодняшнее молодое поколение все чаще обращается к истории государственных символов. Это свидетельствует о поиске нравственных ориентиров и духовных ценностей в молодежной среде.
Одна из важнейших задач воспитателей в своей работе – не оставить ребят равнодушными, формировать у них уважительное отношение к закону, государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество. Эта задача определяет выбор форм и методов работы в данном направлении.
Детский оздоровительный лагерь – это то место, куда стремятся дети, чтобы отдохнуть, найти друзей, проявить себя, ощутить свою значимость, заняться любимым делом. Именно на это важно сориентировать педагогов, чтобы оправдать ожидание детей, не разочаровать их. В то же время взрослым необходимо, максимально используя воспитательные возможности временного детского коллектива, всесторонне развить детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей.
Основная задача программы заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, Родину, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонациональна, и людям, живущим рядом, много приходится переживать: любовь, вражду и даже ненависть. Именно жизненные перипетии помогают людям лучше узнать себя и окружающих и научиться жить вместе, стоит лишь только сделать шаг навстречу друг другу.
Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности (творческой, проектной, коллективной, групповой и т.д.)
Цель программы: создание условий для формирования в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Задачи:
Оздоровительные:
Ø Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Ø Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Ø Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Воспитательные:
Ø Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
Ø Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни; формированию гражданских качеств: любовь к Родине, патриотизм, ответственность и т.п.;
Ø Воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
Ø Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
Ø Способствовать формированию духовно-нравственного отношения к природе и приобщение к культуре предков, к традициям и обычаям русского народа, привитие чувства любви к родному краю.
Ø Создание условий для воспитания культуры общения.
Образовательные:
Ø Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят в области истории, физики, астрономии, экологии, биологии;
Ø Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;
Развивающие:
Ø Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
Ø Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Ожидаемые результаты
- Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.
- Укрепление здоровья детей;
- Возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личному развитию, проявлению социальной инициативы.
- Формирование у детей и подростков уважения к символам нашего государства.
- Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способность ребенка, умение работать в коллективе.
- Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков. Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;
- Увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
В результате реализации программы ее участники получат определенные знания, умения, навыки работы в органах детского самоуправления, социальной деятельности, познакомятся с культурными традициями народов и народностей Российской Федерации. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния. Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они увидят всю красоту и неповторимость своей родины, познакомятся с ее историей и природой осознают необходимость бережного отношение к окружающему нас миру и сообществу людей, проживающих в нем.
«Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Содержание деятельности лагеря направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Основная идея программы ЛДП «Лучики» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Концептуальные основы
В основу системы воспитания в лагере заложены принципы гуманистической педагогики:
1. Принцип самореализации
- Осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере
- Добровольность включения школьников в ту или иную деятельность
- Обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей
- Создание ситуации успеха, поощрения достигнутого
- Признание личности человека, растущего и развивающегося высшей социальной ценностью
2. Принцип включенности в социально – значимые отношения
- Обеспечение участниками гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию
- Наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены
- Предоставление возможности и права отстаивать свое мнение
- Взаимоуважение всех участников смены
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления
- Создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения
- Формирование чувства ответственности за принятие решения, за свои поступки и действия
4. Принцип соответствия деятельности потребностям интересов личности ребенка
5. Принцип социального партнерства с семьей
Сроки реализации программы: июнь 2023 года
Формы и методы работы
Ведущей технологией программы является игровая. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, интерес к созидательной деятельности, разовьет интеллектуальные и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);
Образовательная деятельность предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ,изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы …. Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Виды деятельности
смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
- Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой уели в рамках выбрано роли
- Познавательная деятельность. Получение новых знаний.
- Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений.
2. Содержание деятельности
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка плана деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на лето;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы пришкольного летнего оздоровительного лагеря;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Заключительный – 2 последних дня деятельности лагеря
Основной деятельностью этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- награждение
V. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Нормативно-правовое обеспечение реализации программы
- Конвенция о правах ребенка
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральная программа развития образования
- Конституция РФ
- Кодекс законов о труде РФ
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Должностные инструкции работников.
- САНПИН.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Механизм реализации программы
работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Дети XXIвека»
№ дня | Мероприятия | Ответственный |
1-ый день 01,06,2023 |
| Начальник лагеря, воспитатели
|
2 – й день 02,06,2023 |
| Начальник лагеря, воспитатели, вожатые |
3 – й день 05,06,2023 |
| Воспитатели, вожатые |
4 – й день 06,06,2023 | 1.Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию» 2.Организационные сборы (линейка) 3.Литературная игра «Угадай поэзию по стихотворениям Пушкина» 4. Театр экспромт «Там, на неведомых дорожках» 5. Игры на сплочение коллектива на свежем воздухе 6. Игровая программа «В гостях у сказки» 7. Художественный конкурс «Летняя открытка» 8.Выезд в ДКЖ «Царевна – лягушка» | Воспитатели, вожатые, Заведующая библиотекой, |
5 – й день 07,06,2023 | 1. Минутка здоровья «Правильное питание» 2.Организационные сборы (линейка) 3.Беседа «Доброе слово» (Цель: расширить у детей представление о семье, о мире) 4. Работа творческих мастерских 5. Фотовыставка «Моя семья». 6. Круглый стол «Традиции и обычаи моей семьи» 7. Операция «Чистота в нашей стране» 8 Выезд « Подворье» | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые |
6-й день 08,06,2023 |
| воспитатели, вожатые, рук. Спорт. Кружков. |
7 – й день 09,06,2023 |
| Воспитатели, вожатые |
8 – й день 13,06,2023 |
3. Беседа, «Я – ребенок, я – человек» 4. КВН «Читая, узнавай свои права» 5. Игровая программа «Под знаком зодиака» 6. Выпуск отрядного альбома 7. «Землянам чистую планету» уборка территории ЛДП 8. Мероприятие «Сохраним природу для себя!» | Воспитатели, вожатые, ДОП |
9 – й день 14,06,2023 | 1. Минутка здоровья «Что мы знаем о болезнях» 2. Организационные сборы (линейка) 3. Беседа «Лакомств 100, а здоровье одно» (Цель познакомить детей с правилами питания) 4. Игра «Путешествие в царство гигиены и здорового питания» 5. Спортивное состязание «Легкая атлетика - королева спорта». 6. Просмотр презентации «10 правил ЗОЖ» с последующей беседой и анкетированием» 7. Конкурс рисунков «Я занимаюсь спортом» | Воспитатели, вожатые, ФАП |
10 - й день 15,06,2023 |
| Начальник лагеря, воспитатели, вожатые |
11 – день 16,06,2023 |
| Воспитатели, вожатые |
12 - й день 19,06,2023 |
2. Организационные сборы (линейка) 3. Беседа «Россия - Родина моя» 4. Спортивное ориентирование на местности (Поиск клада) 5. Просмотр презентации «Овеянные славою флаг наш и герб» 6. Шествие с флагом РФ по улицам города 7. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» 8 Посещение форта № 5 | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые. |
13 – й день 20,06,2023 |
| Начальник лагеря, воспитатели, сельская библиотека |
14 – й день 21,06,2023 |
| Воспитатели, вожатые, сельская библиотека |
15 – й день 22.06.2023 |
| Начальник лагеря, воспитатели, вожатые. |
16 – й день 23.06.2023 |
| Воспитатели, вожатые, рук. спорт. кружков |
17 – й день 26.06.2023 |
| Воспитатели, вожатые |
18 – й день 27.06.2023 |
| Начальник лагеря, воспитатели, вожатые. |
19 – й день 28.06.2023 |
| Воспитатели, вожатые |
20 – й день 29.06.2023 | 1.Минутка здоровья «Лесная аптека Берендея» 2.Организационные сборы (линейка). 3.Познавательная игра «Правила пожарной безопасности» 4.Беседа «Спасатели - герои России» 5.Просмотр м\ф «Азбука безопасности. Смешарики» 6.Конкурс рисунков «Каникулы без дыма и огня» 7.Экскурсия к спасателям. | Воспитатели, вожатые |
21 – й день 30.06.2023
|
| Начальник лагеря, воспитатели |
ПРИМЕЧАНИЕ: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми. Название программы (форм работы) соответствуют тематике смены.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Режим работы ЛДП «Дети XXIвека»:
8.30 – 9.00- сбор детей, зарядка
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
9.00 – 9.15 – утренняя линейка
Все ребята собрались?
На линейку становись!
9.15 – 10.00 - завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
10.00– 12.00 – работа по плану отрядов, мероприятия, общественно-полезный труд.
-Кто куда…кто в поход,
Кто в цветник, на огород
Мы же в лес идём все вместе,
Ничего нет интересней
-Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся
-Раз пришёл весёлый час,
То играют все у нас!
12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры
13.00 - 14.00 - обед
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
14.00 - 14.30 – свободное время, занятия по интересам.
14.30 - уход домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Летние каникулы» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Город здоровья»
Лето – замечательная пора отдыха детей.Цель проекта программы лагеря дневного пребывания - это полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие во время летних канику...
Лето 2011 года. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания
Много лет в нашей школе работает летний лагерь дневного пребывания. На этой презентации весёлые моменты детского отдыха в нашей школе...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...
Программа оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"
Данная программа будет полезна учителям начальных классов, учителям-предметникам и всем, кто участвует в организации пришкольных летних оздоровительных лагерей дневного пребывания....
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....
Программа оздоровительного лагеря дневного пребывания "Патриот"
Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и ...
Программа организации отдыха детей и подростков осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Югры»
Каникулы - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья...