Проектная деятельность как форма проявления активной жизненной позиции
статья
В данной статье обобщаются основные направления и этапы деятельности в области социального проектирования, актуализируется ее значимость в формировании активной жизненной позиции у школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как форма проявления активной жизненной позиции
В последнее время активно развивается социально – культурное проектирование, которое имеет широкую область применения. Проектная культура лежит в основе рекламной деятельности, организации PR-коммуникаций, шоу-акций и многого другого. С проекта начинается любое дело.
По целям деятельности можно рассматривать коммерческие и некоммерческие проекты. В отличие от коммерческих проектов, предполагающих получение прибыли и коммерческий успех, некоммерческие проекты направлены на реализацию различных социально-культурных целей. При их реализации необходимо учитывать особенности и предпочтения социума, на решение проблем которого они направлены.
Под проектом понимается особый вид деятельности, который в зависимости от ситуации требует от исполнителя проявления творческого подхода к решению выявленных проблем, начиная от их анализа и выявления причин, выработке целей и задач, до разработки путей и средств достижения поставленных целей. Отсюда можно сделать вывод, что проект - это форма отображения идей и стремлений людей, которая позволяет управлять деятельностью при условии грамотной постановки цели, разработки шагов по её воплощению и реализации данной задумки.
Привлечение школьников к деятельности по социальному проектированию является эффективной формой работы по их социализации.
Координируя деятельность по разработке социального проекта должны соблюдаться следующие этапы деятельности:
1 - подготовка к проектированию;
2 - разработка проекта;
3 - реализация проекта;
4 - завершение проекта.
1 этап: Подготовка к проектированию. Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социокультурной ситуации и творческого мышления работников культуры. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.
Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой - либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.
2 этап: Разработка проекта. Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации, состоящей из трех частей: титульного листа, содержания проекта и приложения.
На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации - заявителя, срок выполнения, сумму проекта, сведения о полученных ранее грантах и т.п.
В содержание проекта входят следующие разделы:
- краткое описание проекта - суть заявки, изложенной в сжатой форме (не более 5 предложений);
- ведение - своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации - соискателя; отличительные особенности, которые делают её уникальной в области деятельности, непосредственно связанной с проектом или грантовым конкурсом;
- постановка проблемы - описание проблемы, для решения которой создан проект; чёткое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т.е. обоснование актуальности;
- цель - результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего - либо. На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т.е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению нескольких групп задач. Особенно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной - их продвижение потребителям.
При разработке проекта необходимо определить методы - мероприятия, которые представляются обязательными для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела нужно представить в виде плана - графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.
Положительным моментом станет уникальность проекта - его инновационный характер (этот раздел имеет место лишь при наличии такового).
Так же следует описать обязательные пункты проекта:
- сведения о квалификации участников проекта. Важно показать, что профессиональная квалификация организаторов и участников проекта достаточна для его успешной реализации;
- социальное партнерство. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними;
- бюджет проекта (смета расходов) - одна из самых главных частей заявки, в которой необходимо учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.
Следующим пунктом проектирования является пункт - ожидаемые результаты. В этом разделе необходимо доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и срок; определить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта
Завершающим пунктом должно стать приложение, в него входят документы, материалы, например, такие как: регистрационные документы; договоры с организациями - партнерами; публикации об организации в СМИ и т.д. После оформления всех вышеперечисленных пунктов можно приступать к следующему этапу проектной деятельности.
3 этап: Реализация проекта.
Этапы реализации и завершения проекта базируются на управлении проектами - профессиональной деятельности, основанной на применении современных научных знаний, навыков, методов и технологий для достижения эффективных результатов
Таким образом, проектирование - это процесс создания проекта, который характеризуется тем, что его основная идея рассчитана на идеальный результат (идеальный характер действия) и оно нацелено на воплощение данной идеи в будущем. Проектирование имеет общие закономерности, этапы и стадии с определенной спецификой в зависимости от вида проекта, области проектирования. Так как оно является способом изменения реальности, проектирование относится к творческой деятельности. Также оно требует от человека не только профессионализма и знания всех нюансов при выполнении действий по его реализации, но и способности заранее проанализировать особенности той сферы, в которой проект будет "жить", оценить потребность в проектировании выбранной деятельности и проявить разумную долю фантазии и смелости, чтобы данный проект не остался только лишь "иллюзией деятельности", но ровно настолько, чтобы он был пригоден к реализации и результативен.
Дети и подростки очень отзывчивы на участие в совместной деятельности, поэтому работа по реализации социальных проектов многим из них всегда интересна. Проектная деятельность в данном случае дает особый эффект, так как охватывает самые разные направления развития личности. Она создает условия для развития у исполнителей самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Работа в команде дает возможность отработки коммуникативных навыков и способствует формированию активной жизненной позиции. Очень важно то, что на этапе сбора информации ребята не только расширяют свои знания в области конкретных видов спорта, но и начинают понимать пользу повышения двигательной активности для укрепления здоровья. Как показала практика, достижение конкретных результатов в работе и переживание ситуации успеха очень положительно влияют на формирование установок здорового образа жизни и у участников, и у благополучателей проектов.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277124-proektnaja-dejatelnost-kak-forma-projavlenija
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс-презентация методических материалов «Мой класс» Номинация"Формирование активной жизненной позиции "
Автор: Бычкова Лидия Владимировна Конкурс-презентация методических материалов " Мой класс" Номинация "Формирование активной жизненной позиции"Цель:представить деятельность классн...
Сказка "Счастье" (литературный материал для работы на уроках чтения и внеклассных мероприятиях по воспитанию активной жизненной позиции ребёнка)
Счастливым быть легко! Сказка для детей 7-9 лет. Можно использовать во внеклассной работе....
Воспитание коллектива через формирование активной жизненной позиции у учащихся
В данной презентации рассказывается о том, как и с помощью каких мероприятий, я формировала детский коллектив в своём классе. Для создания презентации использовала материал, собранный за н...
Реферат: « Формирование активной жизненной позиции через школьное самоуправление.»
Реферат: « Формирование активной жизненной позиции через школьное самоуправление.» Школа – это большой и сложный организм, эффективнос...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта на тему:«Воспитание активно жизненной позиции через коллективную творческую деятельность»
Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у во...
«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции». Доклад.
В материале сообщения «Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции"подробно раскрывается механизм работы с портфолио ученик...
Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...