"Литературные игры" (коррекционно-развивающее занятие)
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Цель: привитие интереса к книге, чтению. Занятие закрепляет знания учащихся по сказкам А.С.Пушкина, коррегирует устную речь, высшие психические функции, мелкую моторику, а также обогащает словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_igry.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»
«Литературные игры»
(коррекционно-развивающее занятие)
Провела воспитатель высшей категории Максимова Н.В.
Цель: воспитание любви к книге, привитие интереса к книге.
Задачи:
- закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина;
- коррекция устной речи, высших психических функций и мелкой моторики;
- обогащение словарного запаса;
Оборудование:
- выставка книг;
- мультимедийный проектор;
- презентация «Кому принадлежат эти вещи?» (иллюстрации к сказкам);
- карточки с цитатами из сказок;
- репродукции картин.
На доске:
«Чтение – вот лучшее учение»
А.С.Пушкин
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
М.Горький
Класс делится на две команды.
Воспитатель: Я очень рада приветствовать вас на литературной игре. Сегодня для вас литература раскроется совсем с другой стороны. Вы узнаете очень много интересного, а именно, как можно играть в литературе.
Ход занятия.
Обратите внимание на доску, на ней записаны слова выдающихся писателей об игре и чтении (зачитать).
1 конкурс – «Кому принадлежат эти вещи?»
(показ презентации)
- Волшебные туфли, помогающие передвигаться так быстро, как захочешь (Гауф, «Маленький Мук»).
- Маленькая хрустальная туфелька (Ш.Перро «Золушка»).
- Волшебное зеркальце, умеющее говорить (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», отдать царице-мачехе).
- Старое разбитое корыто (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», отдать старухе).
- Петушок из чистого золота (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», отдать царю Додону).
За каждый правильный ответ – 1 очко.
2 конкурс – «Сказки Пушкина»
(настольная игра)
На стол раскладываются карточки с цитатами из сказок. Задача каждого играющего – выбрать карточки с цитатами, соответствующими данной сказке и далее разместить эти карточки соответственно последовательному изложению содержания сказок.
№ 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 15 – «Сказка о царе Салтане»
№ 1, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 16– «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Злая мачеха вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала…
- Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи.
И, дивясь перед собой
Видит город он большой…
- Царь глядит и узнаёт…
В нём взыграло ретивое!
«Что я вижу? Что такое?»
- Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла, да шла
И на терем набрела…
- Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт…
- Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
- Сел на башню и на море
Стал глядеть он, море вдруг
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…
- И с невестою своей обвенчался Елисей.
И никто с начала мира
Не видал такого пира.
- Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
- Зажужжал он и как раз
Тётке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«А!» и тут же окривела…
- «…я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, всех милее,
Всех румяней и белее».
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла…
- И взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!»
- Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех…
- Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
3 конкурс – «Загадки – омонимы»
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
- Служу я людям много лет.
С моею помощью включают свет.
С тобою тоже я дружна
Я часто за столом тебе нужна.
(Лампа)
- Давно я музыке известен,
И без меня не пишут песен…
К моим прохладным светлым водам
Приходят в жаркую погоду.
И без меня, хоть сам проверь,
Ты не всегда откроешь дверь.
Со мной любую сдвинешь гайку
Кто я? Попробуй, угадай-ка.
(Ключ)
- Держу деревьев кроны я.
По мне под землю сходят люди.
Я часть грохочущих орудий:
Ведь без меня нельзя стрелять.
(Ствол)
- В перемене моментальной
Я являюсь пред тобой
То одеждой карнавальной,
То настольною игрой.
(Домино)
- Всем пишущим я помогаю
Я птиц от стужи согреваю.
(Перо)
- Меня при играх набирают,
Меня и на нос надевают.
(Очки)
- В глухой тайге я выслежу добычу
И, разорвав её, от жадности мурлычу.
И мной не назовёшь ты бег коней ретивых,
Когда они летят, потрясывая гривой.
(Рысь)
- Со мной ходи стрельбе учиться,
И на гряде меня ищи.
Со мной попасть ты можешь в пищу,
А так же… в щи.
(Лук)
- Для взрослых, как и для детей,
Я издавна служу забавой.
А чтобы вышел суп вкусней
Я для него служу приправой.
(Петрушка)
4 конкурс – «А ты наблюдателен?»
На видное место устанавливают картину. Играющие в течение 2 минут рассматривают её. Затем ведущий убирает её, а играющие в течение 5 минут записывают на листочке бумаги всё, что они успели заметить и запомнить.
5 конкурс – Лото пословиц»
На больших карточках пишется начало пословиц, на маленьких конец.
«Повторенье – мать ученья»
«Тяжело тому жить – кто от работы бежит»
«Лентяй да шалопай – два родные брата»
«Тише едешь – дальше будешь»
«Куй железо, пока горячо»
«Не зная броду, не суйся в воду»
6 конкурс – «Скороговорки»
- Архип осип, Осип Архип.
- Бобр добр до бобрят.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Болтунья болтала, не переболтала.
- Буду плыть я день-деньской по реке воды донской.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на салазках. Санки вбок, Сенька с ног.
Подведение итогов.
Подсчёт баллов, объявление победителей.
Использованная литература.
1.В.Н.Блохина «Литературные игры и занятия», Горький, 1970 г.
2.Н.В.Головин «В часы лосуга», Горький, 1970 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Внеклассное занятие по литературному чтению для 4 класса Роберт Льюис Стивенсон "Остров Сокровищ"
Верю, что ещё остались дети, которые любят книгу и много читают. Материалы презентации поспособствуют к привитию любви к книге....
Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"
В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...
Внеклассное занятие по литературному чтению, посвященное новогоднему празднику по теме: «Театрализованная инсценировка сказки «Волк, ворона и веселые зайчата».
Цель:расширять представления детей о новогоднем празднике; побуждать их к выразительно...
Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)
Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...
Игры коррекционно -развивающие
Использование на каждом уроке развивающе–коррекционных игр позволяет у каждого ребенка развивать познавательные способности, формировать общеучебные интеллектуальные умения и навыки, позволяет к...
«Мир природы в литературных произведениях». Познавательное интерактивное занятие о творчестве автора–юбиляра Р. Дж. Киплинга «Книга джунглей» в 2019 году.
Цель занятия: Создание условий для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейЗадачи: развитие умений младших школьников по поиску нужной информации развити...