Сценарий мероприятия посвященный Дню русского языка и дню рождения А. С. Пушкина. «Один за всех и все за одного»
план-конспект на тему
Аннотация.
Мероприятие разработано к празднованию Дня русского языка и дню рождению А.С.Пушкина.
Праздник проходит в три этапа:
1. Ознакомительная беседа с детьми.
2. Встреча с работниками библиотеки. Конкурсно-игровая программа «Знаток слова»
3. Праздничный концерт с театрализованным мероприятие в лагере.
4. Творческо-театрализованное представление (рисунки по мотивам сказок и инсценировка сказки)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6 п.Козыревск»
Сценарий мероприятия посвященный Дню русского языка и дню рождения А. С. Пушкина.
Составили:
Верещагина Н.В.
Турчаева Н.В.
п.Козыревск
2018 год
Аннотация.
Мероприятие проходит в три этапа:
- Ознакомительная беседа с детьми.
- Встреча с работниками библиотеки. Конкурсно-игровая программа «Знаток слова»
- Праздничный концерт с театрализованным мероприятие в лагере.
1 этап.
Оформление:
На стенах фойе – стихи о русском языке, высказывания М.В.Ломоносова, Н.М. Карамзина, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Д.С.Лихачева о богатстве и красоте русского языка. Надо всем этим – гирлянда воздушных шаров и флажков. Ниже - специальный стенд «Народная мудрость» – с пословицами и поговорками. Красочно оформленные ребусы, метаграммы, кроссворды – все доступно, и любой желающий может попробовать свои силы.
Цель:
- приобщать школьников к ценностям художественной литературы;
- расширять знания о творчестве А.С. Пушкина;
- расширять словарный запас детей;
- совершенствовать выразительность чтения и умения слушать;
- развивать внимание, память, воображение, смекалку и находчивость;
- развивать артистические способности детей;
- воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревнованиях, чувство коллективизма в работе.
Материалы и оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина;
- Рисунки детей на доске по мотивам сказок А.С.Пушкина;
- Карточки с разрезанными отрывками из стихов для конкурса "Восстанови стихотворение" (для каждой команды);
- Слова для конкурса "Изобрази сказочного героя";
- Карточки с текстом сказочных объявлений.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Он родился в Москве два века назад, с раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна).
Начнёт Арина Родионовна рассказывать, сказки так он не шелохнётся, боится слова пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня, назывались так «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
Ребята, сегодня у нас праздник «Пушкинский день России». Он посвящен творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта. Саша Пушкин родился в Москве, 6 июня 1799 г. С раннего детства воспитывался в литературной среде, няня Арина Родионовна рассказывала народные сказки, которые он помнил всю жизнь и сочинил свои (некоторые из них мы сегодня вспомним).
В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом,
1. Ученик. День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее, чем Пушкин,
Никого на свете нет!
2. Ученик. Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Ведущий 1. Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...»
Ведущий 2. Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...
Ведущий 1. 170 лет назад прогремел роковой выстрел на Черной речке. Поэт погиб. Но эхо этого выстрела и ныне неостывающей болью отзывается в сердцах миллионов людей.
Ведущий 2. Пушкин по-прежнему с нами, в душе каждого из нас, и живут его удивительные строки, безграничная любовь к Отчизне, вера в добро, красоту и справедливость.
3. Ученик. Вся Отчизна в праздничном цветенье,
Словно песня, льется вешний свет.
Здравствуй, Пушкин!
Здравствуй, добрый гений!
С днем рождения, дорогой поэт.
2 этап.
Конкурсно-игровая программа «Знатоки русского языка».
В ходе мероприятия приведены интересные факты о русском языке, рассказано о разнообразных словарях, проведены игры с ними, оформлена книжная выставка.
- По горизонтали:
Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
6.Что за часть речи: ай, ох, увы?
7.Неизменяемая часть речи, поясняющая глаголы и прилагательные.
8.Словарный состав языка.
11.Что за часть речи: не, ни, вот?
12.Что за часть речи: я, мы, ты, он, она?
13.Часть речи, обозначающая действие предметов.
14.Часть речи, обозначающая признаки предмета?
По вертикали:
1.Что за часть речи: но, и, а?
2.Система правописания слов.
3.Знак препинания в виде чёрточки.
4.Знак препинания в конце предложения.
5.Что за часть речи: с, по, за, о?
9.Знак препинания внутри предложения.
10.Искусство правильно читать и писать.
11.Часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который по счёту? - На книжной полке, посмотри, стоят тесно словари.
В каждом слов - не сосчитать, хоть три дня его листать.
Толще книг других они, на какой ты ни взгляни,
Каждый нужен, каждый важен. Мы про все сейчас расскажем.
Заодно и поиграем, их загадки разгадаем.
ЗАДАНИЕ:
Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотворении идёт речь.
- ______ ? _____ СЛОВАРЬ
Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.
Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?
ЛАНИТЫ _ _ _ _
ОКО _ _ _ _
ПЕРСТ _ _ _ _ _
УСТА _ _ _
ЧЕЛО _ _ _
- СЛОВАРЬ ____ ? ____
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.
А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?
АЗАРТ _ _ _ _ _
ГЕРБАРИЙ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ДЕФЕКТ _ _ _ _ _
ПОЭТ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
- ____? ____ СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ________________
КУДА НИТКА ________________________
ШИЛО _____________________________
СЛЫШАЛ ЗВОН _____________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ _____________
- СЛОВАРЬ______ ? _______
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.
ТИХИЙ ГОЛОС ________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК _______________
ТИХИЙ СОН ________________
- СЛОВАРЬ _______ ? __________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
Антонимы к этим словам подбери -
По слову, а можешь и два или три.
БЕЛЫЙ _______________
ДЕНЬ _______________
РАДОСТЬ _______________
3 этап.
Я предлагаю вам дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С.Пушкина. Хочу узнать, знаете ли вы его сказки? Я приготовила для вас интересные задания.
Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. Мы его прошли, побывали в разных сказках. А кто помнит, где впервые мы встретили это название?
(А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»)
Первый гость на нашем празднике герой из поэмы «Руслан и Людмила». Он будет моим первым помощником.
Входит Кот Учёный. Дети выполняют его задания.
1.Перечислите сказки А.С.Пушкина.
(Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) – 2 от.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) – 3 от.
Сказка о рыбаке и рыбке (1833) - 1от.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) – 5от.
Сказка о золотом петушке (1834) – 4 от.
Жених (1825), Сказка о медведихе (1830—1831)
(о сказках «Жених», «Сказка о медведихе» ученикам сообщается впервые) ).
2. Назвать героев сказок Пушкина. ( Для каждого отряда своя сказка).
3.Задания по сказкам.
1 отряд. 1). Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?
А. Старик-рыбак.
Б. Черномор.
В. Балда.
2). Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Зеркальце.
Б. Тарелки.
В. Окна землянки.
Г. Корыто.
3). Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
а) Гвидон.
б) Дадон.
в) Салтан.
4). К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.
5). Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.
2 отряд. 1). Где поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. В церкви.
Б. На базаре.
В. На дороге.
2). Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жил старик со своею старухой».
В. «Жили-были дед да баба».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
3). Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?
А. Курочка Ряба.
Б. гадкий утёнок.
В. Жар-птица.
Г. Золотой петушок.
4). Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех. »?
А. Милее.
Б. Белее.
В. Стройнее.
Г. Румяней.
5). Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки.
Б. Буяна.
В. Скандалиста.
Г. Хулигана.
3 отряд. 1). У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?
А. У Черномора.
Б. У попа.
В. У Балды.
Г. У старухи.
2). За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А. За жадность.
Б. За враньё.
В. За лень.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.
3). Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?
А. В клетку.
Б. На спицу. (На спицу шпиля.)
В. На трон.
4). Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Звёзды.
5). Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
А. Один дуб.
Б. Две пальмы.
В. Три сосны.
Г. Берёзовая роща.
4 отряд. 1). За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?
А. За шмелём.
Б. За бесёнком.
В. За дешевизной.
Г. За золотым петушком.
2). Что сделал старик из сказки А. С. Пушкина, поймав золотую рыбку?
А. Сварил уху.
Б. Отпустил в море.
В. Отправился на базар.
Г. Поместил в аквариум.
3). Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
(Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)
Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона?
(Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)
4). Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
а) Пряла.
б) Вышивала.
в) Вязала
5). Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А. Янтарную комнату.
Б. Хрустальный дом.
В. Золотое дупло.
Г. Изумрудную пирамиду.
5 отряд. 1). Какими словами начинаются «Сказка о попе и о его работнике Балде»?
(Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.)
2). Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
Г. Шесть.
3). Сколько сыновей было у царя Дадона?
а) 1.
б) 2.
в) 3.
4). На какую охоту ездили братья-богатыри в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
а) Утиная.
б) Охота на волков.
в) На лис.
5). Какого чуда не было за морем в «Сказке о царе Салтане»?
А. Белка.
Б. Тридцать три богатыря.
В. Царевна Лебедь.
Г. Кот учёный.
4 задание. «Соедини слово и его значение». (По отрядам – у всех одинаково).
Светлица – светлая парадная комната в доме.
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой.
Прясть – скручивать волокна, делать нити.
Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья.
Невод – большая рыболовная сеть.
Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам.
Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию.
5 задание. Работа с пословицами.
В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев какой сказки Пушкина (которые мы посмотрели сегодня) подходят к пословице:
1 от. - Растёт не по дням, а по часам, (быстро растёт)
Дети: «Сказка о царе Салтане… »
2 от. - Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел).
Дети «Сказка о рыбаке и рыбке».
3 от. - Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности).
Дети: «Сказка о золотом петушке»
4 от. - «Долг платежом красен? » К какой сказке она подходит?
Дети: «Сказка о Попе и работнике его Балде».
5 от. - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного)
Дети: «Сказка о царе Салтане… »
6 задание. Игры и песни.
1) Промяукать на указанный мотив песню, а другие должны отгадать.
(«Я на солнышке лежу», «В траве сидел кузнечик», «От улыбки», «Два весёлых гуся»,
«Пусть бегут неуклюже»).
2) Песня от отряда.
Кот Учёный говорит: «Спасибо» и уходит.
Следующий мой помощник встречается в сказке о царе Салтане.
…Тоже любит петь песенки и грызть орешки.
Входит Белка.
1 задание. «Карусель загадок».
Кто сказки Пушкина читает,
Загадки быстро отгадает, т.е. о какой сказке идёт речь?
1. У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
2. Чуть опасность затаится -
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
3. Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.
4. Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
5. Звездочёт царю Дадону
Петушка поднёс с поклоном...
-Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерёг петух?
6. Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
2 задание. Персонаж сказки Пушкина от каждого отряда.
- Герой какой сказки перед вами?
3 задание. Изобразить сказочных героев. (Задания Белочка раздаёт в «орешках»).
(Один из участников отряда изображает сказочного героя, используя только жесты)
1 от. - Золотая рыбка, комар,
2 от. - Белка, старик,
3 от. - Спящая царевна, золотой петушок;
4 от. - Лебедь, старуха,
5 от. - Повариха, 7 богатырей.
4 задание. Сказочные объявления, (задания Белочка раздаёт в «орешках»).
1). Объявление:
Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
Обращаться по адресу: "К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»".
Объявление:
Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.
Обращаться по адресу: "Сказка о царе Салтане ".
2). Объявление:
Сдаю комнату за 3 тысячи рублей. В комнате есть: лавки, крытые ковром; дубовый стол под святыми образами; печь с изразцовой лежанкой.
Обращаться по адресу: " Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях ".
Объявление:
Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи.
Обращаться по адресу: "Сказка о царе Салтане ".
3). Объявление:
Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости.
Обращаться по адресу: " Сказка о попе и о его работнике Балде ".
Объявление:
Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! Адрес фирмы
Обращаться по адресу: "Сказка о царе Салтане ".
4). Объявление:
Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий…
Обращаться по адресу: "Сказка о царе Салтане ".
Объявление:
Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… Обращаться к…
Обращаться по адресу: «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
5). Объявление:
Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращаться по адресу: «Сказке о золотом петушке»
Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться… «Сказка о рыбаке и рыбке».
5 задание. Игры от сказочной Белки.
«Прыжки наоборот».
«Перенеси золотой орешек».
«Попади в цель».
6 задание. Игра «Угадай мелодию».
Для каждого отряда звучит фонограмма.
Белка уходит. Следующая помощница – исполнительница желаний, но как оказалось –не всех. Входит Золотая Рыбка.
1 задание. Конкурс чтецов. Стихи А. С. Пушкина.
2 задание. Подбери рифму к словам.
Для всех слова одинаковые. Выполняют на листочках.
Поп – лоб, хлоп, топ.
Белка – стрелка, тарелка, грелка.
Петушок – гребешок, посошок
Царица – девица, косица, больница.
Чертёнок - ребёнок, телёнок
3 задание. Собери стихотворение А.С.Пушкина.
1 от. - Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
2 от. - Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу.
3 от. - Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
4 от. - Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
5 от.- Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
4 задание. «Угадай сказку».
1. Какое произведение А. С. Пушкина начинается так: «У лукоморья дуб зелёный...»? (Поэма «Руслан и Людмила».)
2. Из какой это сказки?
Выбрал я жену себе
Дочь послушную тебе. («Сказка о царе Салтане.)
3. О какой бабушке идёт речь?
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей... (О бабе Бабарихе.)
4. Из какой это сказки?
... Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна... (Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
5 Задание. «Верни предмет в сказку».
Петушок, корона, яблоко, зеркало, заяц,..
6 задание. Игра «Стульчик» под музыку «Золотая рыбка».
Золотая рыбка уходит.
- Наше путешествие подходит к концу. И сейчас давайте с вами ответим на несколько вопросов:
1) О ком сегодня говорили?
2) Почему?
3) В какой семье он родился и вырос?
4) Как звали няню Пушкина?
5) Какое любимое время года поэта?
Об А.С.Пушкине можно говорить бесконечно, но время нашего праздничного путешествия вышло.
4. Ученик. Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все Пушкинские – наше вечное начало.
Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны давшей миру одного из великих поэтов А. С. Пушкина.
Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли роли, всем было весело и интересно. Пока будет Россия, в душе каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.
А наш праздник заканчивается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодняя сказка "Один за всех, и все за одного!"
Колдунья заколдовала Деда Мороза. Пока все коты (а их пять: кот Матроскин, кот в Сапогах, Миледи - кошка королевы, кот Базилио, кот из мультфильма "Возвращение блудного попугая), не отгадают волшебные...
Один за всех и все за одного
Цель:Формировать коммуникативную культуру через игру.Вести работу по сплочению детского коллектива.Развивать физические качества: быстроту, ловкость.Воспитывать чувство товарищества, взаимовыруч...
Один за всех и все за одного
Воспитание доброжелательности, уважительного отношения друг к другу...
Сценарий праздника последнего звонка "Один за всех и все за одного"
Театрализованный праздник по мотивам книги "Три мушкетера"...
Коррекционно-развивающее занятие на сплочение класса (в рамках классного часа) "Один за всех - и все за одного"
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...
Игра - соревнование "Один за всех, и все за одного!"
Цель: Пропаганда здорового образа жизни....
Сценарий спортивно- оздоровительного мероприятия «Соревнования среди индейцев «Один за всех и все за одного»»
массовая игра на свежем воздухе с участием детей 8 -10 лет....