выступление на заседании МО "СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ "
учебно-методический материал на тему
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ
Е.М. Мурашова
МАОУ Домодедовская СОШ №1
городского округа Домодедово
С развитием информационных технологий проблема медиаобразования становится всё более актуальной.
Сегодня уже невозможно представить школу без электронных учебников, электронных УМК, компьютерных программ контроля знаний, интерактивных форм обсуждения актуальных учебных проблем, наличие автоматизированной системы обучения, осуществление компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений.
Следует отметить, что использование медиаобразовательных приемов в учебном процессе меняет взгляд на методику; заметен интеллектуальный и научный рост учащихся и педагогов; экспериментальная работа дисциплинирует сознание; появилось понимание, каким образом можно использовать медийные средства; появилось желание заниматься поиском свежей информации, организацией работы с электронными пособиями; разрабатывается планирование в электронном варианте, в котором легко проводить сравнение, вносить изменение. Осваивается интернет, который используется и на уроках, и при подготовке уроков; развивается компетенция учащихся (дети составляют диаграммы, готовят осознанно рефераты, презентации, находят дополнительную информацию).
Даже ученики 1-ого класса собирают информацию из интернета. Детям нравятся медиаобразовательные уроки, они мотивированы на обучение, у них развивается речь.
Вполне очевидно, что использование информационных технологий качественно меняет всю структуру деятельности учителя и учащихся, происходит существенная переоценка значимости отдельных этапов, методов и форм обучения.
Например, объяснение нового материала перестает быть исключительно вербальным методом, оно включает не только элементы иллюстративных, но также практических методов (дети могут просмотреть видеозапись эксперимента, сами сделать выводы о том, что они понаблюдали и т. д.). Это приводит к пересмотру критериев оценки деятельности учащихся и учителей, меняет привычный строй их взаимоотношений.
Одним из наиболее перспективных и эффективных информационных устройств, рекомендуемых к использованию в начальной школе, является документ-камера, применение которой способствует реализации целей и принципов ФГОС, обеспечивает разнообразие и интенсификацию большинства традиционных методов и форм обучения в начальной школе.
Изображение любого предмета со стола учителя, графика или рисунка, страницы книги или тетради становится доступным для просмотра одновременно всем классом. Использование ДК позволяет решить несколько взаимосвязанных проблем: «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным; появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога; упрощается процесс подготовки к уроку; ускоряется процесс «подачи» уже подготовленных материалов на аудиторию.
В простейшем случае учащимся может быть предложено изображение ряда объектов (слов, цифр, природных объектов и др.). От учащихся требуется определить признак или принцип, на основании которого проведена классификация. На уроках «Окружающего мира» учащимся может быть
представлена серийная съемка какого-то длительного процесса, происходящего по-разному в разных условиях. В частности, могут быть продемонстрированы записи процесса проращивания семян на свету и без освещения; восход Солнца в разные дни месяца.
В конце урока учитель может предложить детям модель самооценки деятельности на уроке. При этом в зависимости от поставленных целей, типа урока и конкретного сценария может оперативно зарисовать и предложить всему классу модель оценки деятельности, включив в нее наиболее актуальные параметры.
«Формирование мотивации школьников к познанию окружающего мира, освоение ими доступных способов изучения природы…» – вот ряд приоритетных задач, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Для их реализации наша школа оборудована цифровыми микроскопами.
Данное оборудование помогает изучить такие темы как:
«Полезные ископаемые нашего края» в 4 классе
Проведя беседу о камнях и минералах, которые уже знакомы детям, выясняется, смогут ли учащиеся подписать все предложенные им для изучения камни. Явно, что им будет недостаточно знаний, и встанет объективная необходимость в исследовании предложенных образцов.
Выяснив, что не все свойства минералов возможно увидеть невооруженным глазом, предлагаем воспользоваться микроскопом.
Для проведения практической работы я раздаю на каждую парту по два исследовательских образца. Например, первой группе можно предложить глину и мел; второй группе – кремень и каменную соль; третьей группе – красный (серый) гранит и торф; четвертой группе – каменный уголь и пемзу.
Каждому ученику также понадобятся индивидуальные бланки «Маршрута исследования» для записи полученных результатов. Учащиеся могут работать в парах либо в группах из 3–4 человек.
Исследовательская работа «В гости к весне» во 2 классе так же проводится с использованием микроскопа.
Учитель в беседе подводит детей к исследованию через вопрос: «Где же находится колыбелька листика?», предложив им выяснить, где рождается листок. Перед исследованием следует предложить учащимся выдвинуть гипотезы: «Что находится внутри почки?» Все они должны быть зафиксированы на доске. Для подтверждения или опровержения гипотез необходимо провести исследование по теме: «Где находится колыбелька листика?» Рассмотрев почку в разрезе с помощью микроскопа, ребята делают её зарисовку и подписывают ее части.
Для организации учебной и проектно-исследовательской деятельности школьников возможно использование цифровой лаборатории, которая является эффективным средством для формирования у них навыков цифрового измерения при проведении натуральных экспериментов в пределах учебного помещения и вне его. Она оснащена 4 датчиками: света, звука, температуры и давления.
Данная работа может быть рассмотрена при изучении следующих тем из курса «Окружающий мир».
2 класс: Как измеряют температуру», « Про воду»
3 класс: « Разнообразие вещества»; «Тела, вещества, частицы»
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль и оценку знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но до сих пор в школе наиболее часто используются письменный или устный опросы. Реальность требует формировать у учащихся навыки работы с тестовыми заданиями в течение всего периода обучения. Во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, практически исключая, субъективизм учителя. Одним из основных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. Электронные варианты тестирования особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Интерактивную систему тестирования можно использовать на всех этапах урока, начиная с проверки домашнего задания и заканчивая итоговым контролем качества знаний, умений и навыков учащихся.
Можно выбрать несколько видов тестов:
- тест с множественным выбором (выбрать правильный ответ из 3, 4, 5 и т.д. возможных);
- тест с выбором из двух вариантов (да/нет, верно/не верно).
С помощью интерактивной системы тестирования можно провести контрольную работу. Для этого необходимо заранее подготовить раздаточный материал с заданиями контрольной работы (можно также использовать готовые контрольные задания из рабочих тетрадей к учебникам). Также потребуется внести ответы во флипчарт теста. После выполнения работы обычным способом (в тетрадях) учащимся предлагается выбрать правильные ответы с помощью пультов. На экране сразу же будет отображаться итоговая таблица с результатами контрольной работы и учителю не составит труда выставить отметки и проанализировать ответы учащихся. Тут же можно организовать разбор типичных ошибок, наметить пути их исправления.
Таким образом, использование интерактивной системы тестирования на разных этапах современного урока в начальной школе способствует повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности учителя и учащихся и направлено на решение важнейшей задачи образования – научить выпускника школы плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)
Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...
Выступление на заседании районного методического объединения педагогов образовательных организаций, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
laquo;Личностные учебные действия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении лиц с интеллектуальной недостаточностью»"
В работе раскрываются понятия "индивидуальный и дифференцированный" подход, способы реализации дифференированного подхода на разных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, п...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"
В работе раскрыты специфические методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»"
В работе раскрываются вопросы типичных нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и особенности коррекционной вопросы дисграфии и дислексии....
Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения
laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...
Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов на тему: "Новая редакция ФГОС НОО: методология, методика, технология."
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых ...