«Секреты бабушкиного сундука». Проект.
статья (2 класс) на тему

Тарасова Светлана Дмитриевна

Коллективная исследовательская работа учащихся 2-го класса "Секреты бабушкиного сундука". Проект по  сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в  культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_babushkinogo_sunduka_2b.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          ГБОУ СОШ №461

                                                              Колпинского района

                                                             г. Санкт-Петербурга

                                           

Название проекта:

«Секреты бабушкиного сундука».

Направление:

«Исследовательская работа»

      Автор проекта: Тарасова С.Д

Участники проекта:  учащиеся 2 «Б» класса Белан Г., Васильев М.,        ВишняковЛ., Ефимова П., Ковалев М., Костылева А., Майоров И., Никифорова В., Патлатая П., родители, бабушки, дедушки.

Санкт – Петербург

2018г

                                                     Актуальность проекта.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

«Секреты бабушкиного сундука» – проект по  сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в  культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.

Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру  своего народа, его язык и традиции.

В связи с этим необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное  значение имеет патриотизм.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, которые были традиционной игрушкой в быту русской деревни и несли определенный символический смысл, а так же старинная одежда, фотографии и старинные музыкальные инструменты, предметы быта.

В проекте на основе проведенных исследований, обзора литературы, Ресурса Интернет учащимися 2 «Б» класса рассматриваются вопросы сохранения и передачи традиций подрастающему поколению. Проект  знакомит с прикладным творчеством старинных вещей, нацеливает на самостоятельную и  исследовательскую деятельность, активизирует учащихся к творческой работе. 

Ожидаемые результаты:

- проведение информационно-исследовательской деятельности по изучению    истории бабушкиного сундука и секретов, находящихся в нем;

- презентация о секретах бабушкиного сундука;

- стихи о бабушкином сундуке;

- фото - выставка старинных вещей из бабушкиного сундука.

- изготовление обрядовой куклы (кукла Жаворонок)

Практическое использование проекта:

- проведение творческих мероприятий и  мастер-классов.

Целью проекта  является формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, как страны, так и региона, малой родины.

Задачи:

1. Провести исследование истории возникновения сундука и вещей в них находящихся; 

2. Развивать личную культуру ребёнка, как основу его любви к родине, городу, семье.

3. Дать понятие детям о русских народных традициях, ремеслах, праздниках, играх через беседы на классных часах и уроках чтения (литературы).

4. Поддерживать интерес к своей национальной культуре через знакомство с народными играми.

 Тип проекта: познавательно-исследовательский, художественно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: учащиеся 2 «Б» класса, учитель, родители, бабушки.

Этапы работы над проектом.

Первый этап - аналитический (октябрь 2017):

- определение мотивации, цели и задач;        

- формирование рабочей группы;

Второй этап - организационно-подготовительный                                                (ноябрь 2017 - декабрь  2017):

- определение основных направлений действий

Третий этап - практический (январь 2018 – март 2018):

- самостоятельная  исследовательская работа, накопление и систематизация информации о содержимом бабушкиного сундука, осознание ее места в русской культуре;

- поиск стихов

- краткий рассказ  о секретах бабушкиного сундука (См. Приложение 1. «Секреты бабушкиного сундука»).

- подготовка презентации проекта.

Четвертый  этап - результаты представленных исследований (апрель -  2018)

- с использованием собранного материала подготовить  творческое мероприятие  по защите проекта;

- выставка рисунков, старинных вещей, тряпичных кукол;

- демонстрация презентации

Сроки проведения проекта - октябрь 2017г. - апрель 2018г.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- программное  обеспечение – Microsoft Word, Power Point.

- компьютер, цифровой фотоаппарат, сеть Интернет.

Содержание работы:

Совместная деятельность учащихся и взрослых.

Итог проекта:

- создание презентации «Секреты бабушкиного сундука»;

- выставка семейных реликвий, тряпичных кукол, рисунков «народный костюм».

 Самооценка 

Нам  удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о старинных бабушкиных сундуках  и раскрыли один из них - это обрядовые куклы.

 Заключение

 В ходе исследования гипотеза подтвердилась, поставленная цель и задачи были достигнуты.  Мы выяснили историю старинного сундука и, что именно в нём хранилось.

Раньше сундуки были на видном месте, сейчас же в основном на чердаках, но всё так же по-прежнему в нём хранятся предметы и вещи старины.

Домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. И  куклы можно сделать самостоятельно. Для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки,  фантазия, терпение и любовь к народному творчеству.

Литература:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно - методическое пособие. С.-Пб. «Детство-Пресс». 1998.
  • Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством».С.-Пб. «Детство - Пресс». 1999

 

   

 

 

Приложение 1.

«Секреты бабушкиного сундука»

СУНДУК

      В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны.  Жители городов  забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохранятся.

Поэтому, мы решили провести небольшое исследование.

Для чего нашим предкам был нужен сундук? Что в нем хранилось?

 Об этом наша  исследовательская работа.                  

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Мы предполагаем, что в бабушкином сундуке хранятся тряпичные куклы,   старинная одежда, старинные музыкальные инструменты, посуда, а так же предметы быта, которые сейчас уже не используются.

    Чтобы подтвердить эту гипотезу, мы  обратились к различным источникам - энциклопедиям, книгам,  Интернету и конечно же к своим родителям, бабушкам и дедушкам. И вот что нам удалось узнать.

На Руси сундук являлся важным предметом мебели в каждом доме. Его можно было встретить и в крестьянских избах, и в княжеских палатах. Использовали сундук как шкаф, в котором хранятся разные вещи. Сундуки были разных размеров:  и маленькие, и средние, и большие, и просто огромные.

Оказывается, если сундук был большого размера, то он служил своим хозяевам ещё и кроватью. В небогатых семьях это было дополнительное спальное место.

            Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нём.

В заветный бабушкин сундук

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука –

Истории семьи строка.

ДРОВНИ

Ой! Насыпало снежка!

 Вывожу коня-дружка.

 За веревочку-узду

 Через двор коня веду,

 С горки вниз на нем лечу,

 Обратно - на себе тащу.    Что это, ребята?

       Все вы наверное помните слова Пушкина

Зима!... Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь...

Что это за странное слово дровни?

Как выглядели дровни, можно понять, посмотрев на картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова».

А вот такие дровни я нашёл у своей прабабушки. Мне даже повезло на них покататься.

Дровни – это одна из разновидностей саней. Если они были большого размера, то запрягались лошадью, и на них  можно было перевозить дрова, сено и другие грузы. А если они были маленькими, то на них можно было просто кататься.

Историки утверждают, что сани изобрели намного раньше, чем колесо.

В допетровской Руси из-за плохого состояния дорог и улиц, сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время.  Сани запрягались обыкновенно одной лошадью, но на праздники – например в Масленицу или  Свадьбу - сани запрягались богато украшенной тройкой лошадей, внутри наполнялись яркими тканями, мехами.

УТЮГ

 Однажды летом мы с мамой разбирали старые вещи в деревне. И в сундуке я  нашёл что-то необычное. Это был старый, слегка ржавый предмет треугольной формы с небольшой железной ручкой и множеством отверстий. - Что это? -спросил я у мамы.

- Это угольный утюг. Им твоя прабабушка гладила одежду. - ответила мама.         Находка поразила меня. Я не мог понять, как этот утюг может работать без шнура. И как им можно гладить бельё

 Чтобы погладить белье, надо было разогреть утюг. Для этого  брали горячий уголь, насыпали его внутрь утюга. Для  засыпания угля в утюге была специальная крышка. Утюг от угля нагревался, и им можно было гладить.

     В утюге были отверстия,  в которые нужно было  время от времени… дуть, чтобы угли снова разгорались. И поэтому надо было размахивать  утюгом из стороны в сторону, чтобы угольки разгорелись.  Вес утюга был как вес современной гантели. Вы  представляете, какими сильными тогда  были люди! Глажка белья была для них настоящей физкультурой! У утюга был еще один недостаток.  Шел дым, и хозяйка  сильно кашляла. Это было вредно. А ещё из него иногда вылетали  искры и мелкие угольки. Они оставляли на одежде опалины и дырки.

Много лет прошло, прежде чем появился утюг, к которому мы привыкли. А угольный утюг наша семья хранит как память.

СЕЧКА ДЛЯ КАПУСТЫ

   Тот, кто не жил в деревне или даже не был там никогда, тот вряд ли знает, что для рубки капусты есть специальный инструмент-сечка. По виду он чем-то похож на стрелецкий палаш. Обычно у всех, кто имел такой инструмент, было и деревянное корытце, в котором и рубилась капуста.

ТУЕСКИ

Наши предки считали посуду из дерева целебной, потому что кора берёзы обладает многими лечебными свойствами.

Из бересты плели специальные короба с плотно закрывающейся крышкой. Они назывались туеса. Использовались для переноски яиц, сбора ягод и грибов, хранения соли, муки. А небольшой короб назвали – туесок. Вот такие туески хранит наша семья.

    В сундуках наших бабушек мы нашли ещё немало вещей, которые бережно хранит каждая семья. Эти вещи многое могут о себе рассказать.

 Это и глиняная и деревянная посуда. Деревянные ковши, миски, туески, ложки, кружки.

 Для создания уюта в доме наши прапрабабушки пряли красивые половички, покрывала, вышивали полотенца, накидки на подушки, вязали скатерти и многое другое.  

КУКЛЫ

        Вот таких кукол нашли мы с мамой в нашем семейном сундуке.

    В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой.  Куклам приписывались различные волшебные свойства:

 они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

 Кукла была символом продолжения рода, символом плодородия.

 Куклы – обереги оберегали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни, несчастья, давали силу маленьким.

На уроках окружающего мира мы часто знакомимся с различными видами кукол, которых делали наши предки.

 По своему назначению куклы делились на три группы

1).куклы-обереги                     2) игровые куклы             3)  обрядовые куклы    

 Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Обрядовой куклой нельзя было играть. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души.  Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Одну из таких кукол нас научили делать  в Доме творчества. Это кукла-жаворонок.

 В старину их пекли из теста к празднику Сороки, который отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.

 Дети насаживали их на длинные палки, выбегали на пригорки и выкрикивали заклички, зазывая птиц и весну.

 А мы такую птичку сделали из кусочков ткани.

      Мы постараемся сохранить этих птичек и положить их в наш семейный сундук.

      Мы постараемся продолжить работу по изучению вещей, хранящихся в сундуках наших бабушек, а так же обрядов и традиций, связанных с их использованием.

 Сундучок окованный пахнет нафталином,

Стариной далекою, жизнью той, другой.

Ценности меняются, век у них недлинный,

А сундук тот, бабушкин, самый дорогой!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

бабушкин сундук

классный час на день знаний  4 класс...

Классный час на тему: «Из бабушкиного сундука»

Наш край удивителен и достоин восхищения. Он овеян легендами и преданиями далёкого прошлого и героическими событиями наших дней. Нельзя изучать историю России без истории родного края....

Исследовательский проект "Сокровища бабушкиного сундука"

Исследовательский проект "Сокровища бабушкиного сундука"...

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

В какие куклы играли наши бабушки, чем они отличаются от современных кукол - об этом наш проект....

Занятие внеурочной деятельности «Секреты бабушкиного сундука»

Сценарий занятия внеурочной  деятельности  "Секреты бабаушкиного сундука", проведенного в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов школ  города Курска...

Презентация "Секреты бабушкиного сундука"

Презентация создана для занятия внеурочной деятельности.....