бабушкин сундук
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Бабушкин сундук (4 класс)
Цель: заинтересовать учащихся к изучению традиций и истории родного края.
Задачи:
- расширить представления детей об особенностях жизни людей глубинки Пензенской области,
- развивать умение работать в группе, внимание, творческое мышление, память,
- воспитывать уважение к пожилым людям, патриотические качества, интерес к истории родного края.
Необходимый материал:
- старый сундук или короб,
- музыкальные инструменты (бубен, ложки),
ключ,
- корзина с травами (подорожник, липа, душица, береза),
верёвка,
- заготовки лица для кукол, материал для одежды, ленточки,
- пословицы, скороговорки.
Доска оформлена в виде окна. На стуле сидит хозяйка дома - бабушка Капа, в руках клубок со спицами.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Пензенский край – край, богатый традициями. Однако с течением времени многое мы забыли, растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук. Сколько интересного может рассказать его содержимое. Ведь сундук - это не только скопление добра, это целая жизнь!
Ведущий: Ребята, давайте поздороваемся.
Б.: Здравствуйте, милые.
В.: Баба Капа, какой у вас сундук старый, большой, пузатый. Да под замком. Видно, много в нем добра.
Б.: Старый, говоришь, сундук? Верно старый - ему уж больше 100 лет.
В.: Ох, ты! Ну и ну!
Б.: Ох, ты! Вот вам и « ох ты»! Это теперь у вас комоды да серванты. Правду сказать, комоды и в старину водились. Но только не у нас, а у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были.
В.: А что в них прятали?
Б.: Хотите, покажу, что я в сундуке храню?
В.: Ребята, интересно вам узнать, что в сундуке? (Да) Покажи, бабуленька!
Б.: (Подходит к сундуку, достает из кармана передника ключ, отпирает замок) все покажу, все расскажу. Только плату за это возьму. Плата пустяшная. Кто споет, кто отгадает, про что спрошу,- вот и вся плата. А вы для начала покажите, умеете ли вы песни петь?
Желающие приглашаются к доске, при помощи ложек и бубна
исполняют песню «Во поле береза стояла»
Б.: Спасибо вам милые, порадовали вы меня. (Вынимает из сундука корзину с травами)
В.: А зачем трава?
Б.: Зачем? А чтобы снадобья готовить от болезней, от лени и от сглаза. Чтоб уши вам лечить, тяжелый кашель да раны на коленках заживлять.
В.: А какие это травы?
Б.: Какие травы- сами угадайте.
БЕРЕЗА: Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
ЛИПА: С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня всё ж обижают
Шкуру тонкую сдирают.
ПОДОРОЖНИК: Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
ДУШИЦА: Травка та растёт на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай?
Б.: Молодцы!
В.: Спасибо, Баба Капа. И верно - удивительная корзина, целебная.
Б.: Давайте дальше смотреть. (Достает из сундука куклу)
В.: Ой, ребята, поглядите, какая смешная кукла!
Б.: Смешная, говоришь? Ан нет. Это моя любимая Маша. Мне её бабушка из соломы сладила, и платье я шила вместе с ней. Бабушка моя мастерица была на все руки.
В.: А вы, ребята, сумеете сделать такую куклу? Порадуем бабушку?
Приглашаются желающие: 2 человека на одну куклу.
1-девочку; 2- мальчика
Б.: Молодцы! Порадовали вы меня. Руками работать умеете, а сейчас посмотрим, какие у вас головушки. Попробуйте повторить скороговорки и чистоговорки.
1.Продавец продаёт продукты:
Сухари, сушки, сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть,
Но в сухомятку не нужно их есть.
2.Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
Цапля - врач больных встречает .
3.Мама шьет сорочку дочке,
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит 40 строчек:
Растет дочка, как росточек.
Б.: (заглядывает в сундук и причитает)
В.: Что случилось бабушка?
Б.: А! Котенок играл с клубком и перепутал все пословицы.
В.: Не переживай, бабуля, мы вместе с ребятами поможем разобрать перепутанные пословицы.
Ведущий разворачивает клубок. Каждый желающий срывает начало пословицы и должен найти недостающую часть пословицы.
1.Зимой солнце светит, да не греет.
2. Каков снегушек, таков и хлебушек.
3.Много снега на полях, много хлеба в закромах.
4. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
5. Лето - припасиха, зима - отбериха.
Б.: Давайте-ка сложим все обратно в сундук. Невелико мое богатство. Спасибо вам! И меня развеселили и себя потешили!
В.: Спасибо и вам, баба Капа!
Б.: Приходите еще! А сундук- дело наживное. Только скажу я вам, не в добре, что в нем спрятано, дело. Копите, милые, сундуки добра души вашей. Копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите её. Любите родных своих, не обижайте друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Из бабушкиного сундука»
Наш край удивителен и достоин восхищения. Он овеян легендами и преданиями далёкого прошлого и героическими событиями наших дней. Нельзя изучать историю России без истории родного края....
Классный час "Бабушкин сундук".
Классный час "Бабушки сундук" возможно провести с учащимися в преддверии праздника дня Пожилого человека. Учащиеся в игровой форме знакомятся с предметами быта наших дедушек и бабушек....
Проектная деятельность "Слова-чудеса из бабушкиного сундука"
Проект совместный с родителями...
Исследовательский проект "Сокровища бабушкиного сундука"
Исследовательский проект "Сокровища бабушкиного сундука"...
внеклассное мероприятие "Бабушкин сундук"
Данное мероприятие традиционно проводится в нашей школе на параллели 4 классов. Каждый класс готовит представление одно из национальностей проживающих на территории нашей страны. часто дети выби...
ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».
У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...