Проект "Социализация личности младшего школьника"
проект на тему
В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи с этим возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsii_lichnosti_mladshego_shkolnika_1.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЧИКОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №2
Марина Викторовна Кузнецова
___________________________
«________»___________2018 год
Проект
«Социализация личности младшего школьника»
Развивающая программа по формированию навыков социализации может быть успешно использована при работе с группой детей в количестве 10-12 человек в возрасте 6, 5 – 8 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 5 лет, в течение 2018-2023 года
Разработала: социальный педагог
Наталия Васильевна Малых
село Красный Чикой, 2018 год
Содержание
1. Обоснование необходимости проекта
2. Цели и задачи проекта
3. Основное содержание проекта
4. Целевая аудитория
5. План реализации проекта
6. Ожидаемые результаты
7. Приложение
1.Обоснование необходимости проекта
В условиях современного мира все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В связи с этим возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребенка.
Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс как организованного и контролируемого так и стихийного воздействия на него со стороны общества, в результате которого люди усваивают определенную систему знаний, ценностей, норм, накапливают социальный опыт жизни.
Социализация – не кратковременный и одноразовый процесс, а длительный и многократный процесс. Благодаря ей ребенок не только включается в жизнь общества, но и получает, изменяет свой социальный статус и социальные роли. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка.
В ходе социализации происходит формирование личности ребенка и самосознания, усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Благодаря социализации ребенок не только включается в жизнь общества, но и получает, изменяет свой социальный статус и социальные роли, происходит реализация его потенциальных возможностей и способностей. Социализация представляет собой процесс взаимодействия ребенка со средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в нем природные задатки, а с другой, общество посредством воспитания и образования трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при активном участии самого человека.
2.Цели и задачи проекта
Цель: развитие у учащихся 1 класса навыков социализации.
Задачи:
1.Формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде, положительной самооценки, коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
2. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности, навыков рефлексивных действий, учебно-познавательных мотивов;
3. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
3. Основное содержание проекта
Данная программа представляет собой комплекс развивающих занятий, направленных на формирование и развитие навыков социализации у младших школьников в возрасте 6,5 - 8 лет. Данная программа состоит из 5 блоков.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Используются следующие методы: имитационные и ролевые игры; рисуночная терапия; сказкотерапия, тренинги. Занятия по данной программе предполагают игры, подвижные упражнения, выполнение индивидуальных и групповых заданий, разыгрывание сценок, слушание и обсуждение сказок, расслабление под музыку, обсуждение, размышления вслух, свободное выражение своих мыслей, чувств, выражение себя в рисунке. Данные методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.
4. Целевая аудитория
Развивающая программа по формированию навыков социализации может быть успешно использована при работе с группой детей в количестве 10-12 человек в возрасте 6, 5 – 8 лет.
5. План реализации проекта
Этапы:
1 блок Становление социальной позиции ребенка.
Основная цель данного блока конкретизируется в следующих задачах:
- Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребенка к школе.
- Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли, потребности в общении и коммуникативных умений.
№ п\п | Тема занятий |
1. | Вводное занятие. Знакомство. Мое имя. |
2. | Кто такой школьник. Школьные правила. Волшебные слова. |
3. | Качества, необходимые школьнику. Госпожа Аккуратность. |
4. | Зачем мне нужно ходить в школу. Режим дня |
5. | Мой класс. Что я знаю о других. Мои друзья в классе. Дружба. |
6. | Мои успехи в школе. Школьные трудности. |
7. | Боремся с «нехочухами» и «немогучками». Лень. Сказка о ленивой звездочке. |
2 блок Формирование духовно-нравственных качеств личности.
Цель: формирование и развитие нравственных качеств как социально значимых свойств личности.
№ п\п | Тема занятий |
1. | Аккуратность. Трудолюбие. |
2. | Забота. Доброта. |
3. | Вежливость. Волшебные слова. |
4. | Честность. Верность. Щедрость. |
5. | Храбрость. Решительность. Целеустремленность. |
6. | Любознательность. Самостоятельность. Ответственность. |
7. | Скромность. Дружба. Любовь. |
Диагностика уровня воспитанности.
Блок 3 Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать.
Цель: развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения.
№п\п | Тема занятий |
1. | Значение общения в жизни человека. Качества важные для общения. |
2. | Сказка о конфликте и контакте. Учимся разрешать конфликты. |
3. | Невербальное общение. Жесты. Значение жестов в жизни человека. |
4. | Речь и интонация, их значение в жизни человека. |
5. | Личное пространство. Какой Я? Уверенное и неуверенное поведение. |
6. | Обида. Мое настроение. Темперамент. |
Диагностика социального статуса учащихся и уровня коммуникативных навыков.
Блок 4 Мотивационно-потребностный компонент.
Цель: развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.
№ п\п | Тема занятий |
1. | Введение в мир профессий. Профессия – архитектор. |
2. | Профессия – следователь. Профессия – водитель. |
3. | Профессия – биолог. Профессия – археолог. |
4. | Профессия – продавец. Профессия – повар. |
5. | Профессия – писатель. Профессия – актер. |
6. | Профессия – инженер. Итоговое занятие. |
Диагностика уровней мотивации.
Блок 5 Эмоционально-личностный и коммуникативный компонент.
Цель: ознакомить учащихся с понятием толерантности; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми и в различных жизненных сферах; развитие у учащихся качества толерантности, способности к эмпатии, сопереживанию и сочувствию.
№п\п | Тема занятий |
1. | Толерантность: что это? Эмблема и пантомима толерантности. |
2. | Комплимент. 5 добрых слов о себе и других. Неуверенный—Уверенный— Самоуверенный. |
3. | Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. |
4. | Толерантность к другим. Толерантное общение. |
5. | Учимся сочувствию. |
6. | Поэма о толерантности. |
6. Ожидаемые результаты
Положительным результатом работы по данной программы будет учет динамики конечной деятельности, а также результативности выполняемых детьми заданий и упражнений. В качестве метода для отслеживания динамики развития учащихся можно использовать следующие методики:
-Методика Н.Г. Лускановой;
-Методика экспресс- диагностики интеллектуальных способностей ;
-Диагностика уровня воспитанности;
-Диагностика социального статуса учащихся и уровня коммуникативных навыков.
В результате проделанной работы у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения:
- сформирована личностная идентификация ("Кто я?" - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности; сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера).
- имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения:
владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях;
умеет вести диалог, беседу ;
умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;
знает, что такое конфликт и как его можно избежать;
знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в - школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.;
- сформирована убежденность в полной ответственности самого себя за свое состояние здоровья;
- развиты начальные механизмы творческого воображения:
- описать ощущения при прослушивании музыки;
- придумать начало или конец сюжетного рассказа; нарисовать настроение; придумать, описать ощущения при виде листка бумаги, падающего со стола;
- придумать и сделать подарок; составить приглашение на праздник,
в гости так, чтобы никто не мог отказать и т.п.;
- имеют представления о мире профессий.
Социальным эффектом реализации проекта может стать написание рабочей программы внеурочной деятельности общекультурной направленности «Страна этикета». Работа направлена на группу детей, показавших низкий и средний уровни в конечной диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...
Исследовательская работа "Формирование гуманности как социально-ценного качества личности младшего школьника"
Исследовательская работа...
Изучение личности младших школьников.
Статья знакомит с методиками изучения личности, используемыми учителями при работе с младшими школьниками....
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....