Конспект НОД "Воздух - невидимка"
методическая разработка на тему

Кертик-оол Айлан Владимировна

 

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. 

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду. 

Развивать у детей любознательность,  делать выводы, умозаключения.                                                

Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.          

Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.

Материал и оборудование:  тазик с водой, коробочки с апельсином, чесноком, духами, пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарики, мяч, пустые пластиковые бутылки, кораблики, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, вееры,  мыльные пузыри, свисток, дудочка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vozduh_nevidimka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида села Хандагайты Овюрского кожууна

Утверждено заведующей

МБДОУ д\с «Чечек» КВ

_______/Ховалыг.Л.М/

ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА

Конспект НОД в старшей группе

«Воздух-невидимка»

Воспитатель: Кертик-оол.А.В

                                                                                 

Хандагайты 2016г

ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА

Конспект НОД в старшей группе.

Интеграция образовательных областей:

«Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», «Музыка»

Программное содержание: 

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.  

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду.  

Развивать у детей любознательность,  делать выводы, умозаключения.                                                

Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.          

Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.

Материал и оборудование:  тазик с водой, коробочки с апельсином, чесноком, духами, пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарики, мяч, пустые пластиковые бутылки, кораблики, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, вееры,  мыльные пузыри, свисток, дудочка.  

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами должны найти то, что находится в нашей группе. Но что это, нам неизвестно.

Это не игрушка,

не зверушка

и не книжка,

не тетрадь,

ты попробуй отыскать!

А помогут нам в поисках секретные коробочки.

Воспитатель подходит с детьми к первому столу.

Воспитатель:

Вот и первая коробочка (полиэтиленовые пакеты, шары, мячи).

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Давайте, сейчас с вами проведем опыт:

- Зажмите нос пальцами.  Что вы почувствовали?  Хотите разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох? Что мы вдыхаем?  

Дети. Воздух.

Воспитатель. Значит, какой можно сделать вывод:  для чего нам нужен воздух?

Дети.  Чтобы дышать.

Воспитатель.  Да, без воздуха человек не может дышать, погибает. Для этого   ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, играть, работать, спать. Значит, что же такое воздух?

Дети. Это то, чем мы дышим.

Воспитатель. Ребята,  что находится в нашей группе?

Дети. Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы.

Воспитатель. Группа наша большая, просторная и в ней находится вся эта мебель. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где  нет мебели и пусто?

Дети. Воздух.

Воспитатель. А вы его видите?

Дети. Нет

Воспитатель.  Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.

Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».  А еще он прозрачный – через него видно все предметы…(спрашивает  детей). Ставится схема.

Воспитатель. А что еще в нашей группе, прозрачное?

Дети. Окно, лампочка, очки, стекло.

Воспитатель.  А хотите воздух увидеть? Сейчас мы его с вами поймаем и увидим.  Возьмите в руки пустые полиэтиленовые пакеты. Что в пакетах?

Дети. Ничего нет.

Воспитатель. Откройте пакеты, закрутите. Что в пакете сейчас?

Дети.  Воздух.  

Воспитатель. Как догадались?

Дети. Пакет надулся.  

Воспитатель. Мы видим воздух?

Дети.  Нет

Воспитатель.  Значит он какой?

Дети.  Невидимый (ставится схема).

Воспитатель. Дети, значит таким воздухом можно надувать разные бесформенные предметы. Воздух заполняет их, и они  приобретают форму.  Воспитатель предлагает детям надуть шарики, посмотреть какую они приобретут форму. Делаем вывод, что воздух не имеет формы, а приобретает ее, заполняя различные предметы (ставится схема).

Воспитатель предлагает детям  потрогать мяч, нажать на него.

Воспитатель. Скажите, почему он такой? Что у него внутри?

Дети.  Мяч надут воздухом.

Воспитатель. Правильно, поэтому он такой упругий.

Воспитатель предлагает детям взять шарики и надуть их, рассмотреть, какими они становятся.

Делаем вывод, что воздух бывает упругим (выставляется схема).

Дыхательная гимнастика.

Шарик мой воздушный

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!

Поднять руки вверх, вдох. Медленно вниз – выдох «ш-ш-ш».

Воспитатель предлагает детям подойти к следующему столу.

          Воспитатель. А вот и вторая секретная коробочка (губка, стаканчики, соломинки, бутылочки). Возьмите все губку и опустите в воду, нажмите на нее. Что вы видите?

          Дети. Пузырьки.

          Воспитатель. Это воздух выходит из дырочек в губке.

          Воспитатель. Это доказывает, что в губке находится воздух. Как вы думаете, а внутри нас есть воздух? Давайте проверим - вдохните и подуйте через соломинку в воду. Что происходит?

          Дети. Видим пузырьки.

          Воспитатель. Это воздух выходит из наших легких, а попадает он в них, когда мы делаем вдох. Давайте вместе попробуем подышать: - вдох…выдох…. Вывод: внутри нас тоже есть воздух.

          Воспитатель. Ребята, а теперь возьмите бутылочки и посмотрите, что находится внутри?

Дети. Нет ничего.

Воспитатель. Опустите бутылочки в воду, что происходит?

Дети. Пузырьки воздуха выходят.

Воспитатель. Значит, в пустых, на первый взгляд, бутылочках находился воздух. Когда мы их опустили в воду - воздух стал выходить из них, а его место заняла вода. Правда, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх - бурлит.

Вывод: значит воздух легче воды (ставится схема).

Воспитатель подходит к другому столу.

          Воспитатель. Смотрим, что же в третьей секретной коробочке (веера, бабочки, божьи коровки на ниточках, кораблики). Дети, возьмите веера попробуйте ими помахать возле лица. Что вы чувствуете?

          Дети. Ветерок,

          Воспитатель. Что он делает?

          Дети. Обдувает, холодит.

          Воспитатель. Правильно! Это мы веерами привели в движение невидимые частички воздуха,

Значит, хотя мы воздух не видим, но мы его ощущаем. Движение воздуха называется ветер.

Воспитатель раздает детям ниточки, на концах которых, прикреплены бабочки, божьи коровки. Предлагает сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть.

          Воспитатель. Что происходит?

          Дети. Бабочки и божьи коровки улетают.

          Воспитатель. Почему?

          Дети. Потому что мы на них подули.

          Воспитатель. Да, ребята, они улетают благодаря струйке ветра, идущей изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает фигурки.

Давайте попробуем сделать это еще раз.

Воспитатель предлагает детям кораблики:

- Надо, их заставить плыть, не прикасаясь к ним руками. Как вы думаете, как   это можно сделать?

Дети отвечают и дуют.

          Воспитатель. Что происходит?

          Дети. Мы дуем, кораблики движутся.

          Воспитатель. Почему?

          Дети. Потому что мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает фигурки.

          Воспитатель. Вывод: воздух может двигать предметы.

          Физминутка. «Мыльные пузыри»

          Если дунуть посильней,

          Будет много пузырей!

          Раз, два, три, четыре, пять,

          Ни за что их не поймать.

          Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.

          Дети. Ничем не пахнет.

Воспитатель подводит детей к столу.

          Воспитатель. У меня есть четвертая секретная коробочка.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».

Воспитатель дает нюхать  закрытые коробочки (дольки чеснока, апельсина, салфетки, пропитанные духами):

- Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).

          Воспитатель. Имеет ли теперь воздух запах?

          Дети. Да, пахнет апельсином и т.д.

          Воспитатель. Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах. Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и  веществ, которые нас окружают (ставится схема).

 

Воспитатель подводит детей к следующему столу.

          Воспитатель. А вот и последняя пятая коробочка. Давайте, посмотрим, что же в ней лежит? (дудочка, свисток, губная гармошка, свистулька).

-Что это такое?

          Дети. Музыкальные инструменты.

          Воспитатель. Как на них играют?

          Дети. В них дуют.

Воспитатель раздает детям инструменты.

         Воспитатель. Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….

Воспитатель. Одинаковый звук получается?

Дети. Нет.

Воспитатель. Воздух может звучать по-разному.

Воспитатель. А в природе мы слышим воздух?

Дети.  Слышим.

Воспитатель. Где? Как?

Дети.  Воздух шелестит листвой, качает деревья, поднимает пыль и т.п.

Ставится магнитофонная запись звуков природы.

Воспитатель. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки:  «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами?

Дети.  Горлышко дрожит.

Воспитатель. Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

         Воспитатель.  Воздух помогает работать предметам, нужным человеку. Что же это за предметы? Помогите, мне, отобрать нужные.

Дидактическая игра  «Подбери предметы»

Дети выбирают нужные предметы и рассказывают о них.

Итог занятия:

Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали о воздухе. Дети рассказывают о свойствах воздуха, выставляют схемы:

Дети. Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух может двигать предметы, не имеет запаха и воздух можно услышать.

Воспитатель предлагает детям прочитать стихи о воздухе:

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.


Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.


Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

         Воспитатель. Почему же нам так необходим воздух? (ответы детей).

Правильно, без воздуха мы не можем жить.

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было    вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло.

Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?

         Дети. Сажать деревья, кусты, цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, а забирают грязный.

         Рефлексия. Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.

         Воспитатель. Скажите, ребята, что же мы сегодня с вами искали?

         Дети. Воздух.

         Воспитатель. Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.

         Воспитатель. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные подарки.

Воспитатель дарит детям надувные игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический паспорт проекта "Грибы-невидимки"

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку на...

Конспект интегрированного занятия "Невидимка-воздух"

Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе....

Проект: "Воздух-невидимка"

Презентация проекта: "Воздух-неведимка"...

Конспект занятия "Великий невидимка-воздух"

Конспект интегрированной ООД совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Великий невидимка - воздух»...

исслежовательская работа учащихся "Чернила - невидимки"

исследовательская деятельность учащихся...