Внеклассное занятие "Блокада Ленинграда"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Занятие: « Блокада Ленинграда»
8 сентября 1941г. – 27 января 1944г.
Всё может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, кто пьёт её воду, любуется её красотой.
А.Митяев
Цель: Показать войну как личностно значимое для нашего современника событие.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием блокада.
- пробудить в детях чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжение всей Великой Отечественной войны.
- воспитание патриотических чувств к истории страны, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Оформление, оборудование, инвентарь:
- зал празднично украсить цветами, плакатами;
- экспонаты школьного музея;
- костюмы и декорации для сценок;
- магнитофон, компьютер ( песни военных лет).
Подготовительная работа:
- подбор фонограмм военных песен для музыкального оформления;
- подготовка экспонатов из школьного музея;
- подготовка декораций, плакатов;
- репетиции.
Ход занятия
Ведущий:
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда :
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая, правда – не права.
Я не напрасно беспокоюсь.
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как силы, нам нужна.
( под звучание музыки « Священная война» говорит учитель)
Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слёзы да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
( звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолётов, разрывы бомб)
На нашу страну 22 июня 1941г. напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратить в рабов.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба « О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941г.
« Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта»
Было приказано блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
Для осуществления этого плана гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 тысячи самолётов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия». Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыны полков и юнги.
В короткий срок город был превращён в крепость. В нём построили 35 км. Баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили жители блокадного Ленинграда, защищавшие свой город. Блокада Ленинграда длилась 900 дней.
Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады: 100 тысяч зажигательных бомб и 4 тысячи фугасных бомб, 150 тысяч тяжёлых снарядов. 8 сентября 1941г., захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день 250гр., а служащие и дети 125гр. Люди варили кожу, ловили оставшихся собак и кошек, из столярного клея готовили студень. Не было топлива, погас электрический свет, перестал работать водопровод. За водой люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал усилий. Зимой ударили 30 градусные морозы.
Чтец 1:
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья
На детских санках, узеньких смешных,
В кастрюлях воду голубую возят
Дрова и скарб, умерших и больных.
Чтец 2:
Скрипят полозья в городе, скрипят
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем – правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведёт.
Ведущий: Смерть шла по городу. Люди падали от слабости на улице, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У живых не было сил хоронить умерших. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Сценка: « Дети и школа»
В осаждённом городе работали 30 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежище жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Дети умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, и прямо в классе на уроке.
Девочка руки протянула Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Уснула, Учитель выдавил, что снова
А оказалась - умерла. Уроки после похорон.
Никто не обронил ни слова,
Ведущий:
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги
О. Бергольц
В январе 1943г. войскам Ленинградского и Волховского фронтам дан был приказ прорвать блокаду. 13 января 1943г. вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944г. войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000км. От Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобождён от блокады.
Чтец 3:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий
Смеялись, пели, обнимались люди…( В. Рождественский)
Чтец 4:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим
Давайте, люди, встанем не мгновенье
И в скорби постоим и помолчим. ( В Суслов)
Минута молчания
22 декабря 1942г. была учреждена медаль « За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.
Звучит фонограмма песни « День Победы»
Чтец 1:
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе Ленинграда
Огнём пропала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём прямым,
Её бойцам и генералам,
Героям мёртвым и живым,
Слава!
Ведущий: И в заключении, я попрошу вас выразить своё отношение к празднику «День Победы». С этой целью вы должны по кругу передать эту поздравительную открытку, и тот, кто её получит, продолжает следующую фразу: «Для меня День Победы – это…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения. Героические события и подвиг во имя служения Родине на примере книг о Великой Отечественной войне. Мужество защитников Ленинграда в дни блокады.
Внеклассное чтение в 3 классе. по книге В. Воскобойникова "Девятьсот дней мужества."...
Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.
Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...
конспект внеклассного мероприятия посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады
Учащиеся изучали историю своей улицы во время блокады, какие памятные места сейчас есть на улицах, где они живут. Результатом совместной работы учителя, учеников и родителей стало создание элект...
Внеклассное занятие ко дню снятия блокады Ленинграда "Дорога Жизни"
Материал может быть использован в начальной школе при проведении урока-мужества ко дню снятия блокады Ленинграда. Материал содержит план мероприятия и презентацию....
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...
Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"
... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...