Технологическая карта внеклассного занятия согласно требованиям ФГОС "Почему Земля болеет?"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ткачева Екатерина Николаевна

Занятие в группе продленного дня экологической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия согласно требованиям ФГОС

Автор:

Ткачева Екатерина Николаевна, воспитатель группы продленного дня

Направление внеурочной деятельности

Духовно-нравственное  - экологическое

Класс

1

Тип занятия

открытие новых знаний

Вид занятия  

интегрированный

Форма занятия

Проблемное исследование - лаборатория юного эколога

Продолжительность занятия

35 минут

Тема занятия

«Почему Земля болеет?»

Цель занятия

Формирование экологического сознания и мышления младших школьников, способных осознавать последствия деятельности  человечества по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой.

Цели и задачи деятельности

учителя

  • создать условия для осознания информации об экологических проблемах Земли;
  • развивать представления и элементарные понятия о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
  • формировать эмоционально – ценностное отношение к природе;
  • формировать умение аргументировать свою точку зрения;
  • воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города, дома, в школе;
  • формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, устойчивость внимания;
  • воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Образовательные ресурсы и средства обучения:  

  • компьютер, мульти проектор, интерактивная доска,
  • глобус (шарфик, нарисованный градусник), удлинитель;
  • ватман и карточки для составления наглядно-содержательной схемы по методу «Фишбоун»;
  • «Амбулаторная карта Земли» с иллюстрациями (3 листа для групп);
  • «Экологические 3-D модели» по группам: 1) загрязнение водоемов; 2) вырубка леса;                  3) загрязнение мусором.
  • карточки-символы с экологическими проблемами;
  • фотографии мусорных баков г.Юрги (для индивидуальных сообщений учащихся);
  • Дидактическая игра «Сортировка мусора»
  • Заготовки для творческой работы (14 шт);
  • «Лампа знаний» для рефлексии.

 ЭОР:

  • собственная презентация «Почему Земля болеет?»;
  • собственное мультимедийное интерактивное упражнение LearningApps.org: «Экология в мультфильмах».

Список литературы и интернет-источники:

Методы и формы

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, частично-поисковый, проблемный, интерактивный,

 методы критического мышления: «Мозговой штурм» и «Фишбоун».

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия

Экология, загрязнение водоемов, вырубка леса, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, очистные сооружения, раздельный сбор мусора, мусороперерабатывающие заводы.

   

Предшествующая работа:

  1. Занятие  с детьми на тему: «Воздух, его свойства, загрязнение воздуха»
  2. Подготовка рисунков на тему «Чистый воздух – наше богатство!»
  3. Просмотр мультипликаций и разбор сюжета с позиции экологических нарушений (загрязнение воздуха).

Планируемые результаты занятия

Метапредметные

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования умения:

 

Регулятивные: 

  • определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения;
  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и «экологическими 3-D моделями»;
  • работать самостоятельно и устанавливать рабочие отношения в группе;
  • выделять экологические нарушения в мультфильмах;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах  изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

  • пользоваться знаками, моделями, символами, ментальной схемой, предложенными  педагогом;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);
  • проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно  выделенным основаниям.

Коммуникативные: 

  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
  • слушать и понимать речь других, ориентироваться в ключевых элементах невербальной коммуникации.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; 
  • чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
  • положительного отношения к процессу познания;
  • умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Р. Эмерсон

Организационная структура занятия

Цель этапа

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия детей

Формируемые УУД

1.Организационный этап (1 мин.)

Формировать положительную мотивацию.

Дорогие ребята, я приглашаю вас на необычное занятие.

- Посмотрите вокруг, как вы думаете, куда вы попали? Во что превратился наш класс?

- Правильно, сегодня мы с вами станем настоящими исследователями.

- У нас будет 3 группы исследователей.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Организует класс на работу. Создает эмоциональный настрой

Учащиеся сидят по группам (3 группы)

- В лабораторию.

Слушают педагога. Рассматривают оформление доски и класса. Пытаются во внутреннем плане сформулировать тему занятия.

Приветствуют друг друга, педагога, гостей.

Фронтальная

Личностные:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Стимулировать интерес учащихся к занятию.

Подготовить к проблемной ситуации и определить тему занятия.

 

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знания тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»

- Сегодня на занятии мы с вами будем исследовать… А что? Вы отгадайте загадку.

Шарик голубой,

Домик наш родной.

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?

Вдруг раздается плач, чихание.

- Ребята, кто это плачет?

- Ребята, посмотрите, что это случилось с нашей планетой?

- Действительно, планета Земля болеет.

-  Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.

- Тема нашего занятия: «Почему Земля болеет?»

Читает стихотворение, стимулирует интерес к познанию.

Организует беседу, побуждая учащихся к высказыванию своего мнения.

Воспитатель достает глобус, замотанный шарфом, с градусником, на глобусе следы пластыря (больные места)

Подводит детей к постановке темы занятия.

Побуждает учащихся к озвучиванию темы занятия.

Воспринимают стихотворение.

Воспринимают и отгадывают загадку.

- Земля.

- О Земле.

Удивляются, пытаются сделать предположения, что же случилось с Землей.

Отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение.

Высказывания детей.

Фронтальная

Прием «Отсроченная отгадка»

Регулятивные: 

-принимать и сохранять учебную задачу;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-выделение и формирование темы самостоятельно.

Коммуникативные:

 -участие в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные:

-ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи.

3. Актуализация необходимых знаний (2 мин.)

Подвести детей к постановке цели и задач занятия на основе темы.

Составить план решения учебной задачи.

- Прочитайте тему занятия.

- Как вы думаете, какое ключевое (главное) слово в нашей теме?

- Давайте, попробуем определить  цель нашего занятия. (Как помочь Земле?)

Что мы сегодня должны с вами выяснить на занятии для этого? Поставим перед собой задачи.

(Если возникнут затруднения, сравнить с болезнью человека):

- Кокой болезнью болеет?

- Как заразился?

-Как вылечить?

Молодцы! Вы правильно определили тему занятия, цель и план работы.

На доске появляется надпись темы (слово «Почему» красным цветом)

На доске изображение Земли.

Каждый вопрос на карточке вывешивается на доску (составление графической схемы)

Карточки с вопросами (план работы на занятии):

- Как помочь Земле?

- Какие болезни у Земли?

- Кто виноват, что планета болеет?

- Как Я-сам смогу помочь планете?

- «Способы лечения»

Читают тему занятия.

Делают предположения, высказывают свое мнение.

Фронтальная.

Метод критического мышления «Фишбоун»

Регулятивные:

 -формирование цели совместно с учителем, планирование деятельности.

4. Организация познавательной деятельности (10 мин.)

Познакомить с основными экологическими проблемами на Земле, способами их решения.

- Ребята, посмотрите, Земля принесла с собой какую-то книгу. Что это за книга?

- Написано «История болезни Земли». Что это за книга, как вы думаете?

- Каждой группе ученых я раздаю листы с историей болезни нашей Земли.

- Итак, начинаем наше исследование. Рассмотрите картинки на каждом листе, обсудите друг с другом в группе, что же причиняет боль и страдание нашей планете?

 - Вам еще могут помочь в вашем исследовании макеты, которые у вас на столах. Рассмотрите их.

- Вы готовы сделать свои заключения?

- Что причиняет боль и страдание нашей планете?

Все ученые записывают полученные данные. И мы на доске тоже будем фиксировать наши знания в виде картинок-символов.

- А как вы думаете, кто самый главный виновник в причинении всех этих бед нашей планете?

- Как вы думаете, как люди должны помочь нашей планете в решении этих проблем?

А теперь давайте с вами посмотрим презентацию и выясним, верны ли наши предположения и ответы.

  • собственная презентация «Почему Земля болеет?»;

Сделаем выводы: как люди могут помочь нашей планете?

Готовит к восприятию новых знаний.

Достает амбулаторную карту Земли.

Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

На столах макеты.

Вывешивает знаки на доску (составление графической схемы)

Вывешивает карточку с человеком (составление графической схемы)

Организует учащихся на высказывание своих предположений.

Организует просмотр презентации, кратко знакомит с экологическими проблемами Земли.

Составляет графическую схему: знаки на доске.

Высказывают свои предположения.

Работают в группах над решением

учебной задачи.

Рассматривают листы с иллюстрациями.

Рассматривают и изучают «экологические 3-D макеты»

1 группа: загрязнение водоемов.

2 группа: вырубка лесов.

3 группа: отходы, мусор.

Фиксируют на доске   свое «открытие».

Высказывают свои предположения.

Смотрят презентацию, получают новые знания.

Делают выводы и заключения.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Фронтальная, групповая.

Прием «Мозговой штурм»

Регулятивные:

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах  изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными  педагогом;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

- добывать знания об экологических проблемах Земли.

- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно  выделенным основаниям.

Коммуникативные:

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

5. Физкультминутка (1 мин.)

Здоровьесбережение учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На дворе у нас мороз

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем

И к себе приходим в дом.

Организует выполнение упражнений.

Снимают мышечное напряжение.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Индивидуальная

Регулятивные: самоконтроль.

6. Включение нового знания в систему знаний (15 мин.)

Практическое применение полученных знаний.

Формировать у учащихся умения раздельного сбора отходов. 

Формировать умение видеть экологические проблемы в мультфильмах.

Обобщить все знания полученные на занятии.

Выполнить творческое задание.

Проблема мусора - это настоящая экологическая проблема современности.

Я попросила вас вместе с родителями сфотографировать, как выглядят мусорные баки возле вашего дома.

-Есть ли около вашего дома баки для раздельно сбора мусора?

-В каком состоянии находится мусор? Чисто ли около мусорных баков?

Вывод: в нашем городе нет мусорных баков для раздельного сбора мусора, как в крупных городах. Хотя я обнаружила два мусорных бака для раздельного сбора мусора на территории Гимназии. Посмотрите фотографию.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру: «Разложи мусор по контейнерам!»

Я хотела бы проверить, сможете ли вы увидеть экологические проблемы в мультфильмах.

  • Собственное мультимедийное интерактивное упражнение LearningApps.org: «Экология в мультфильмах».

И у нас остался последний вопрос на который мы с вами еще не нашли ответ:

Как Я-САМ могу помочь своей планете?

Ответ на этот вопрос я попрошу вас нарисовать, вот на таких «таблеточках» для нашей Земли.

Посмотрите, у нас получился учебный продукт, который поможет и другим ребятам в дальнейшем знакомиться с экологическими проблемами нашей планеты (ментальная карта). Мы можем подарить наш плакат, как учебное пособие, ребятам из детского сада.

Организует индивидуальное сообщение учащихся, выставка фотографий мусорных баков г. Юрги, их состояние.

Показывает фотографию.

Проводит игру.

Показ фрагментов мультфильмов.

Фрагменты мультфильмов:

«Шапокляк» (загрязнение водоема)

«Крот и жвачка» (проблема мусора)

«Лоракс» (проблема вырубки деревьев)

«Валли» (проблема мусора)

«Незнайка на Луне» (проблема загрязнения воздуха).

Раздает круглые листочки. Организует творческое задание.

Музыкальное сопровождение.

Учащиеся выходят с фотографиями мусорных баков возле дома.

Дети рассказывают о мусорном баке возле своего дома.

Рассматривают фотографию, определяют по цвету бака, для какого он мусора.

Участвуют в игре.

Смотрят мультфильмы.

Анализируют содержание мультфильмов, аргументируют ответы.

Дети рисуют свой знак-символ: Как могу помочь сохранить «здоровье» Земли.

Групповая

Фронтальная.

Индивидуальная

Коммуникативные:

  -умение слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 -умение взаимодействовать в группе, планировать деятельность. формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:

-умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Регулятивные:

контроль и самоконтроль, коррекция.

7. Итог занятия. Рефлексия (4 мин.)

Подвести итог занятия.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

.

Какие задачи мы с вами ставили перед занятием? Ответили мы на все вопросы?

Вывод: Чтобы помочь нашей Планете, надо научиться любить природу, любить её с детства.

Посмотрите, наша планета засияла светом, она говорит вам всем спасибо за помощь и улыбается вам.

Я приглашаю вас всех встать вокруг нашей планеты.

Как всегда в конце нашего занятия, мы достаем нашу ЛАМПУ ЗНАНИЙ, чтобы наполнить ее своим новым знанием.

Нужно ответить на вопросы:

-Что нового и интересного я узнал на занятии?

-Что мне понравилось на занятии?

- Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Подводит итог занятия.

Включает глобус, он светится светом, поворачивает его. На нем улыбка.

Достает лампу знаний.

Организует высказывание учащихся.

Отвечают на вопросы.

Анализируют конечный результат своей работы.

 Встают в полукруг около доски вокруг глобуса.

Передают из рук в руки лампу знаний и отвечают на вопросы

Фронтальная.

Регулятивные:

 -самоконтроль, самооценка;

-осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные:

-участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:

- объяснить самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, а что – нет;

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.

- выражать свои эмоции и настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе по теме «Гигиена тела».

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".

Зачётная  работа на курсы повышения квалификации....

технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.Учащиеся знакомятся с особянно...

Технологическая карта внеклассного занятия "Русская матрёшка"

Материал представляет собой технологическую карту внеклассного мероприятия по теме "Русская матрёшка" 3 класс, а также презентацию. В ней говорится об истории создания русской матрёшки, технологии изг...

Технологическая карта внеклассного занятия по внеурочной деятельности "Моё настроение. Передай улыбку по кругу"

Внеклассное занятие.Класс: 1 класс«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» Образовательная программа внеурочной деятельности  по спортивно – оздоровительному направлению Раздел: Я и моё ближайш...

Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"

Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле....

Технологическая карта внеклассного занятия "Занимательный кубик-рубик"

Технологическая карта внеклассного занятия "Занимательный кубик-рубик"...