технологическая карта внеклассного занятия «Праздники русского народа. Масленица»
классный час (2 класс) на тему

Иванова Альбина Петровна

Цель  внеклассного занятия  -  познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.

Учащиеся знакомятся с особянностями церковной музыки, с велиеим русским исполнителем Ф.Шаляпиным, собрядовыми песнями, хороводами,угощениями,символами.Сами являются непосредственными участниками действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekh.karta_ivanova.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия

1.Автор: учитель начальных классов -  Иванова  Альбина Петровна

2.Внеклассное занятие

3. Тема занятия: «Праздники русского народа. Масленица»

     4. Тип занятия : комбинированный

     5. Вид занятия : интегрированный

     6. Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения праздника Масленицы, с его традициями и обычаями во Владимирской области.

     7. Задачи:

Предметные:

  • Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народной музыке и к древним обрядовым песням;
  • Продолжить формирование интереса учащихся к  литературе,  живописи, народной музыке.
  • Развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной  культуры

Метапредметные:

Познавательные:

  • Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

  • Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций.
  • Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

  Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.

 Коммуникативные:

  • Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения  в обсуждении вопросов в паре и  коллективе;
  • Обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению;

Личностные:

  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

8. Оборудование:

  • Иллюстрации картин русских живописцев;
  • Кукла - масленица;
  • Компьютер, проектор, проигрыватель – дисковод для прослушивания духовного песнопения в исполнении Ф.Шаляпина «Покаяние отверзи ми», масленичной песни «А мы масленцу дожидали!», праздничных колокольных звонов Троице-Сергиевой Лавры;
  • Книга И.Шмелева «Лето Господне»;
  • На магнитной доске диск солнышка без лучиков.

9. Раздаточный материал:

  • «Блины» - картонные макеты, на обратной стороне загадки.
  • Солнечные лучики.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организа

ционный момент

  Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу 

Звучит колокольный перезвон.  Занятие начинается с поклона.

- Ребята, мы начали занятие с поклона как приветствие друг друга, но этот поклон будет иметь и другое значение 

Звучит «Покаяние отверзи ми» в исполнении Ф. Шаляпина.

- Какое настроение испытываете вы от этой музыки?

- Давайте вспомним сегодня о том, для чего нам нужно прощение?

Приветствуют учителя поклоном.

Размышляют о духовном песнопении и выявляют особенности церковной музыки

Отвечают на вопросы учителя:

- Когда люди часто обижают друг друга несправедливо относятся, то просят прощение, им становится легче.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Владеют своей речью, проявляют эмоциональную отзывчивость

Актуализация темы

Подготовка проблемной ситуации

Осознание проблемы

Целеполагание

Открытие нового знания

 Работа над осмыслением содержания музыки

- А что мы знаем о том Празднике, где каждый хочет попросить прощение у другого?

- В жизни церкви есть особое время - Великий пост. Это время, когда мы стараемся привести в порядок и очистить нашу душу, нашу жизнь.

Поэтому нам так необходимо мириться, прося прощение у тех, кого оскорбили словом или делом, в этот последний день перед постом.

- Ребята, а какой недельный праздник, любимый народом сейчас идет?

Читает отрывок из книги» И.Шмелева «Лето Господне»

 - Понравилась литературная картина Масленицы? Хотелось бы вам узнать больше о Масленице?        

Как вы думаете, какая  сегодня тема нашего урока?

Звучит масленичная песня Владимирской губернии.

 

Рассказ об истории возникновения Масленицы как обряда.

 

-   Ребята, а как вы думаете, для чего нужно было русскому народу провожать масленицу?

-   Давайте с вами перенесемся в те прошедшие времена и побываем на масленице.

На экране показ картин русских живописцев

-  Итак, мы на масленичной неделе, и как бы вы веселились, развлекались на ней

-  Символ масленицы – чучело - ее шуточное изображение. Вы сейчас увидите праздничную куклу – масленицу.

Показывает куклу – масленицу

-  На масленицу ходят в гости друг к другу. В домах хозяин с хозяйкой, батюшка с матушкой встречают гостей. Дружны ли наши соседи? Мы  узнаем это из игры «Мил ли соседушка?» А пока выберем водящего.

- Добрые хозяйки всю неделю угощали гостей.  Чем угощали, мы сейчас узнаем из моей загадки.

Учитель загадывает загадку

-   Блины пеклись всю неделю,  и у каждой хозяйки был свой рецепт.

-    А какие у нас хозяйки в деревне?

Выдача «блинов» с загадками 3 мальчикам, они читают девочкам

- во Владимирской губернии в последний день недели устраивали сжигание масленицы  на костре. Слушание масленичной песни «Масленица – полизуха» Владимирской губернии.

- Ребята, предлагаю вам разучить скороговорку «Летели утки» и подыграть себе на ударных народных инструментах.

Слушают.

Высказывают предположения.

- Масленица

-Масленица.

Проводы зимы.

Разучивают масленичную песню «Едет Масленица»

- Чтобы пришла весна

 

Отвечают, аргументируя своё мнение.

Повторяют считалку «Катилось яблочко»

                                   Коллективная работа детей в игре «Мил ли соседушка?»

Работа детей в малых группах

Овладевают приемами мелодического варьирования фольклорной обрядовой песни

Совместно с учителем проговаривают скороговорку. По выбору берут предложенные инструменты и играют.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

воспроизводить знания

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию

Регулятивные УУД

Учатся воспринимать  народную музыку как образное – жанровое искусство

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию древнего музыкального искусства.

Личностные УУД

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению

Коммуникативные УУД

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания.

Коммуникативные УУД

Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом.

Познавательные УУД

Развитие ритмических умений и навыков. Осуществление опыта импровизации на предлагаемую тему.

Обобщение урока и вывод.

Цель этапа: освоение темы урока на основе полученных знаний

Рефлексия

-   Итак, давайте мы еще раз вспомним, как проводилась Масленица на Руси и подготовка к Чину прощения.

Показывает балалайку и спрашивает:

-Как вы думаете, как называется инструмент, под который звучит наша песня?

 -Предлагаю вам исполнить масленичную песню «Едет Масленица» в хороводе.

Звучит праздничный перезвон Московского Кремля.

-Ребята, вам понравился  урок?

Тогда выразите это в Домашнем задании: нарисуйте куклу-масленицу.

-   Ребята, по старинному русскому обычаю давайте низким поклоном попросим друг у друга прощение.  

 В конце занятия учитель предлагает, уходя, попрощаться друг с другом по старинному обычаю Прощеного воскресенья.             

 Делают вывод темы урока.

Дети отвечают –балалайка.

Выстраиваются “поездом” и исполняют песню в хороводе, под аккомпанемент балалайки.

Дети выходят к  доске и прикрепляют лучики к солнышку.

Дети встают  и кланяются  друг другу, просят друг у друга  прощения.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния и аргументируют свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе по теме «Гигиена тела».

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".

Зачётная  работа на курсы повышения квалификации....

Технологическая карта внеклассного занятия "Русская матрёшка"

Материал представляет собой технологическую карту внеклассного мероприятия по теме "Русская матрёшка" 3 класс, а также презентацию. В ней говорится об истории создания русской матрёшки, технологии изг...

Технологическая карта внеклассного занятия по внеурочной деятельности "Моё настроение. Передай улыбку по кругу"

Внеклассное занятие.Класс: 1 класс«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» Образовательная программа внеурочной деятельности  по спортивно – оздоровительному направлению Раздел: Я и моё ближайш...

Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"

Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле....

Технологическая карта внеклассного занятия "Занимательный кубик-рубик"

Технологическая карта внеклассного занятия "Занимательный кубик-рубик"...

Технологическая карта внеклассного занятия

Решение НООГЕН задачи "Зимняя олимпиада в плоском мире"на построение онтологического несуществующего мира....