Системно - деятельностный подход в организации воспитательной работы.
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Доклад на Региональной педагогической мастерской для руководителей образовательных учереждений Тульской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход к проектированию деятельности классного руководителя.
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
В рамках воспитательной программы ЗИС нам были рекомендованы следующие направления деятельности педагога: ЗДОРОВЬЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Каждое из направлений основано на определённой системе базовых ценностей. Важным моментом построения воспитательной работы как системы для меня является планирование, основанное на реализации принципа деятельностного подхода к воспитанию. Это процесс творчества классного руководителя, в ходе которого следует руководствоваться следующими сложившимися в практике и обоснованными наукой требованиями:
1. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел – важно, чтобы в нём был стержень.
2. Следует планировать взаимодействие учителя и детей, работу самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.
3. Конкретность, осязаемость включённых в план дел.
4. Разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы.
5. Максимальная индивидуализация плана с учётом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного руководителя.
6. Учет плана работы школы, возможностей микрорайона, юбилейных дат страны, города.
8. Принцип деятельностного подхода является ведущим в планировании воспитательной работы. Он означает, что в основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественно - творческой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной и свободного общения. Он предполагает воспитание и развитие качеств, отвечающих требованиям информационного общества, нравственным установкам и моральным нормам, универсальной духовно – нравственной компетенции – «становиться лучше».
Целью воспитательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями младших школьников, индивидуальными особенностями их развития. Для решения воспитательных задач обращаюсь к содержанию общеобразовательных дисциплин произведений искусства, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций, жизненного опыта родителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:
1) по количеству участников: массовые (новогодний утренник), групповые (классный час), индивидуальные (беседа);
2) по видам деятельности: познавательно-развивающие (викторина), развлекательные (На балу у Золушки),
3) по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.п. дела);
3) по результату: информационный обмен (устный журнал), общественно значимый продукт (акция милосердия).
В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включён младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм.
Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребёнка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно – ориентировочная, трудовая, художественно – творческая, физкультурно – оздоровительная, коммуникативная, игровая. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании. Деятельностный подход в воспитании состоит и в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной сегодняшней жизнью и ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, досуговая, трудовая, благотворительная, творческая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Нам была предложена та форма плана, в которой нашло отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности. Я стараюсь предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время предпочитаю избрать в качестве приоритетного, тот вид деятельности, который может оказать наиболее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива. При выборе форм и способов я отдаю предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. Следует направить деятельность младших школьников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Необходимо стимулировать стремление ребёнка включаться в посильное решение проблем школьного коллектива, семьи, города, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых. Цель воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, организованность.
Главным и эффективным системообразующим фактором является коллективная творческая деятельность. Она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других.
Целью направления «Здоровье» является формирование здоровьесберегающих компетенций, знаний личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни включает проведение дней здоровья, игровых программ «Час смекалки с доктором Айболитом» конкурсов, вечеров комических эстафет, праздников, бесед «Друзья Мойдодыра», «Здоров будешь, всё добудешь», просмотр презентаций. Этой тематике посвящена и серия классных часов «Секреты здорового образа жизни», «Вредные привычки».
Направление «Социализация» предусматривает формирование социальных компетенций. Решение проблем внеклассной работы по этому направлению осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как проведение коллективных творческих дел по народным праздникам «Осенние посиделки», мероприятий на патриотическую тематику «Дня примирения и согласия», «Дня Защитника Отечества», «Дня Победы», «Моя малая Родина» и др.. Проведение бесед «Что такое доброта?», «Ты да я – одна семья», классных часов, ролевых игр, просмотр презентаций, посвящённых правам человека способствуют формированию компетенций толерантного поведения. Организация смотров и выставок, отражающих творчество младших школьников, проведение викторин, театрализованных праздников, серий игр-путешествий в страну Этика, посещение театров и музеев прививают учащимся культуру поведения.
В рамках воспитательной программы ЗИС направление Интеллект способствует формированию у учащихся интеллектуальных компетенций. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала. Для организации внеурочных мероприятий использую материальные базы библиотек, сеть Интернет, стараюсь вовлечь учеников в творческую интеллектуальную деятельность. Этому способствует проведение конкурсов «Грамматический чай», «Весёлая грамматика», «Эрудит», предоставление одарённым детям возможности участвовать в олимпиадах.
Внеклассная работа позволяет классу обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.
Ещё Конфуций говорил: «Скажи мне, что для тебя ценно, и я скажу, как сложится твоя судьба». В наших силах, чтобы судьба наших малышей стала счастливой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход при организации урока.
Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...
Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"
Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...
Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе
реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....
Реализация системно-деятельностного подхода при организации предметного урока по окружающему миру
Системно-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе разных технологий, в том числе и технологию развития критического мышления. ...
«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...
Доклад "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы".
Данный доклад повящён очень интересной и актуальной теме "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы"...